За что можно наказывать, а за что - нет

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
25816377YsOm.jpg

Не стоит обижаться на детей за то, что они не оправдали наших ожиданий. Мы сами виноваты, что ожидали от них большего, чем следовало.


А действительно за что? Первое что мы должны усвоить – не дети для нас, а МЫ для детей… Второе, что должны усвоить не менее крепко: дети приехали в лагерь, а не в казарму, где все только и делают, что строем ходят. Третье: один ребёнок не должен мешать жить другому ребёнку. Вот исходя из этих тезисов и попытаемся понять – нужно ли наказание и если да – то, какое.

Увы, но совсем без наказаний даже в детском лагере редко когда можно обойтись… И причин тому несколько: Вам необходимо оперативно, а, главное, справедливо решать конфликты между детьми, соответственно, если не будет заслуженного наказания – дети с неадекватным поведением (да-да, те самые, что привыкли всё решать с помощью кулаков) будут пользоваться вашей мягкостью и полностью перейдут в режим вседозволенности. Этого допустить никак нельзя, ибо пострадают невинные. Итак, возможно наказание необходимо для того, что бы уберечь «ягнят» (т.е. физически слабых ребят) от «волков» (в нашем случае «волчат» - т.е. физически более сильных).

Следующая причина, почему без наказаний не обойтись (каких – другой вопрос), - это то, что Вы кроме всего прочего еще должны олицетворять СПРАВЕДЛИВОСТЬ в лице вожатого. Т.е. любой ребёнок должен знать, что Вы справедливы в своих действиях, не взирая на лица. И каждый, кто нашкодил (или еще только собирается) обязательно столкнется с проявлением этой самой справедливости. Еще одна причина оправданности применения наказаний - поддержание дисциплины. Т.к. лагерь живёт некой упорядоченной жизнью, то волей неволей есть некий режим, раз так, то этот самый режим необходимо соблюдать… Ну а раз есть некое правило, то кое-кто как всегда будет стремиться его нарушить… Но здесь, вероятно, возможность наказания будет звучать как предупреждение, т.е. мера сугубо педагогическая, так сказать превентивная (пример: «кто будет находиться за территорией лагеря (на хоз.дворе, возле котельной, и т.д.) будет наказан!»)

Но насколько бы убедительно не звучали доводы что наказания необходимы, но если Вам удастся все проблемы решать без наказаний, то это было бы лучшим выходом из проблемных ситуаций.

Но, тем не менее. Если перед Вами всё-таки дилемма «наказывать – не наказывать» решена в пользу первого, то приступим к видам наказаний и за что, т.е. за какие «тёмные делишки», можно наказывать Ваших подопечных…


Темные Делишки.

Обычно вожатые в первый же день объявляют детям, за что последуют наказания. «Слушайте все и не говорите, что вы не слышали!» - обращаюсь они к детям. - «Всякий кто будет обижать более слабого, чем он сам – будет наказан (принцип защиты слабых и принцип неотвратимого справедливого возмездия). Всякий, кто будет браниться нецензурно – подвергнется той же участи» (почему,– объяснять не надо). Всякий, кто будет буйствовать в тихий час и во время сна других, тем самым им мешая, – да будет наказан» (почему – см. выше) Всякий, кто будет нарушать распорядок (т.е. режим) лагеря – так же не избегнет участи быть наказанным.» (здесь необходима небольшая ремарка: обычно имеется в виду под этим следующее - если кто-то вас не будет слушаться, то он будет наказан, и до ребят (возраст 7-9 лет) вы это доносите следующим образом: «ребята поверьте, я никакой не барин-самодур, и если я о чём то Вас буду просить – пожалуйста, прислушайтесь к моим словам, это только для вашей же пользы, т.к. мне хочется что бы в первую очередь ВАМ, а не мне лично было хорошо, поверьте, мне… я желаю Вам только самого доброго… пожалуйста, отнеситесь ко мне с доверием, т.к. я буду отвечать за Вашу жизнь и вашу безопасность перед лицом родителей и своей совестью, и поверьте… если я по каким то, наверное, не совсем понятным для вас причинам прошу Вас слезть с дерева, а вам там очень даже здорово и удобно, то сделайте милость - доверьтесь мне, и выполните то, о чём я Вас прошу.

Если я вас настоятельно буду просить не появляться на хоздворе, а вас так и будет туда тянуть (еще бы, там столько всяких интересных штуковин и непонятных механизмов) послушайтесь меня – не ходите туда в одиночку. Но если уж так неймётся, то попросите меня, и мы вместе туда сходим, обнюхаем там всё – но только под моим присмотром. Если вас так и тянет пролезть в дыру в заборе и прогуляться по близлежащему лесу – попросите меня, и мы вместе сходим туда и погуляем, костёр устроим, хлеб будем жарить. Помните, со мной – можно, если без меня – то вечером вы уже будете смотреть телевизор у себя дома вместе с очень расстроенной мамой. Всем понятно?»

Далее продолжаете: «Как видите, я прошу не делать очень и очень малое количество вещей. И то, часть из них можно делать вместе со мною или в моём присутствии, просто достаточно спросить разрешения - и всё. Ребята, этого вполне будет достаточно! Мы вместе можем хоть на ушах стоять и буйствовать по полной программе – и поверьте мне, так оно и будет. Но! Только подойдите ко мне и спросите – можно вместе постоять на ушах?»

Что же в этом случае вы пытаетесь донести в своём монологе для детей? А очень простую вещь – доверяй своему вожатому, будь всегда с ним и не делай того, что он не одобряет, ибо он человек разумный и адекватный во всех смыслах… Нечто интересное и крутое он сам с удовольствием поддержит и поучаствует лично, тогда чего же еще надо?! Как видите всё довольно просто!


Теперь к самому неприятному – к наказаниям. Наказание бывает двух видов:

1. Наказание обыкновенное: ребенок в зависимости от тяжести проступка помещается в угол сроком от 5-10 мин. (хулиганит во время тихого часа, не вовремя буйствует, плохо ведёт себя во время за трапезой и проч.) и до 2 часов (обижал слабого и беззащитного, хамил и ругался)

2. Наказание жестокое. Применяется крайне редко (или еще реже) - в том случае, если ребёнок ну совсем «без тормозов» - постоянно дерётся, обижает слабых и «бунтует». Оно заключается в том, что вы к этому «индивидууму» начинаете относиться с явной долей официозного равнодушия. Причём, ребёнок это видит и понимает, что он для вас ну… не то, что бы совсем пустое место, а так просто - ну есть он и есть и что с того? Не будет его – родители заберут или сам домой соберётся – вы от этого особо расстраиваться не будете. В отношении его вы просто тянете вожатскую лямку: следите, что бы он вовремя покушал, лёг спать, обувь мокрую сменил и прочее. Но, он-то сам прекрасно видит, что вы с другими детьми «вовсю зажигаете», что мы «отрываемся по полной», что любой ребёнок может залезть к вам на плечи и прокатится на «старой вожатской кляче». Вот и представьте – каково теперь этому индивидууму? Так что еще раз: наказание это очень и очень жестокое и применяется лишь тогда когда все другие карательные меры не дали никакого результата.

3. Наказание трудом. Если ребёнок намусорил и попытался удрать с места преступления, если он брызгался водой в туалете и устроил там разлив Нила, то швабра, веник, и тряпки будут к его услугам, а сам он на время станет представителей клининговой компании (от англ. clean – «убирать»). Причём, будет убирать не обязательно только свою территорию, а там, где его услуги будут наиболее востребованы.

Других наказаний как правило, и не требуется (поверьте, этих вполне хватает, чтобы образумить), к чему и Вас всех настоятельно призываем.

Стояние в углу (а то и просто сидение на лавочке в одиночестве) действует вполне отрезвляюще. Провинившемуся в первые минуты конечно весело: «Экая ерунда, ха-ха, вожатый лох!» - думает наивный ребёнок, но через 10 минут ему становится скучновато, ибо заняться ну абсолютно нечем, поговорить не с кем, поиграть не во что, а вожатый всех созывает на какую-то интересную игру, а вон за окном ребята в футбол гоняют, а он здесь как дурак торчит и т.д. В итоге через полчаса Вы получаете враз поумневшего ребёнка, и назад в угол ему будет не очень хотеться.

Но умные (не могу сказать что светлые) головы придумали разные изощренные издевательства, связанные со стоянием в углу, как-то: стояние «ласточкой» - когда ребёнок стоит, раскинув руки в обе стороны, стояние «цаплей» - ребёнок может стоять только на одной ноге, и прочие мерзости. НЕ ВЗДУМАЙТЕ ИХ ПРИМЕНЯТЬ! Это унижает ребёнка и вообще смахивает на дедовщину. Если какой-то вожатый по своей неразвитости это осуществляет на практике, не проходите мимо! Остановитесь и скажите то, что Вы думайте по этому поводу – это отрезвит человека.

Заметки на полях: не забывайте вовремя выполнить данное ребёнку обещание о том, что он будет наказан! В противном случае ребёнок поймет, что всё это дело ему сошло с рук, можно расслабится – вожатый «лох» и авторитет его стоит не так уж много…

Итак, помните уважаемые вожатые – Вы не имеете никакого права (ни как человек, ни тем более как вожатый) унижать ребёнка, хамить ему, применять к нему грубое физическое воздействие, «подкалывать» его, выставлять посмешищем и т.д. Это мерзко, а потому - без комментариев. Вернее, один комментарий все же будет: это должно быть запрещено вашей совестью, ибо ребёнок не может Вам ответить тем же… Пожалуйста всегда помните об этом.


ПРО СИЛУ СЛОВА

Ни для кого не секрет, что дети очень любят косячить. Оооочень. Но есть одна фраза, которая спасет, когда уровень шалости у младших отрядов превышает все допустимые нормы. Не стоит их ругать в такие моменты, кричать или говорить, какие они плохие (Это вообще лучше никогда не делать). Гораздо сильнее на ребенка подействуют слова о том, что его поступок расстроил вожатого и что вы никак не ожидали, что Маша/Петя/Степа на такое способны.


Еще к вопросу о наказании.

Во первых хочется отметить, что сам термин «наказание», не вполне определяем. Разные люди вкладывают в него самый разный смысл. От осуждающего взгляда, до отчисления из лагеря и отправки домой. Поэтому, сразу оговорюсь что рассматриваю данный вопрос с точки зрения отрядной работы и не более того. Кроме того. Наказанием считаю любые действия, укладывающиеся в алгоритм Ты (вы) сделал (ли) _________(вписать злодейство)и за это я (мы)___________(вписать наказание), ибо ты (вы) виновен (вны). Действие данного алгоритма восходит к еще библейскому « и аз воздам», всем знакомо, привычно, наблюдается постоянно и пожалуй не вызывает даже особого нарекания, со сторона администрации и самих детей.

Во вторых. Данный вопрос рассмотрим с точки зрения «эффективности» работы с детьми, исходя из личного опыта и методик, используемых в своей работе. Поэтому допускаем существование альтернативного взгляда на данный вопрос.

В третьих. Не утверждается что институт наказания, вообще должен отсутствовать в детском лагере. Есть «правила поведения в лагере», есть договор «о предоставлении услуг…..», есть законы нашего государства. Нарушение их приводит к соответствующим последствиям в виде наказания, но это компетенция администрации правоохранительных органов и т.д. . К работе вожатого с отрядом, это не имеет отношения. Это не его компетенция. В дальнейшем попробуем обосновать эту позицию. В этих рамках рассмотрим данную тему.

Почему не стоит считать возможным использование «наказаний» в своей работе.

В первую очередь,в ваши обязанности это явно не входит. Причем, возможно, можно обойтись и без этого, как воспитателю это может быть не нужно, создаст проблемы во взаимоотношении с детьми и в результате из данных ситуаций вы сможте получить меньше пользы, чем могло бы при ином решении.

Во вторых, сама, вышеописанная, логика наказания, вредит той атмосфере доверия и открытости в отношении с отрядом, которой вы добиваетесь. Работа, «через авторитет» и доверие, дает больший эффект. Вообще, возможно, «наказание» чаще всего,является следствием лени или ошибок самого вожатого. Ты недоработал с атмосферой в отряде, не доказал, что жить по законам отряда – лучше, поленился отследить «группу риска» и т.д.и т.п., и теперь, вместо того, чтоб разбирать ситуацию и через разбор конфликта повернуть ситуацию на пользу отряду, лагерю и самому ребенку, наращивая свой авторитет, выстраивая отношения на новом , более высоком уровне («нет сокровища дороже, чем столько ссор, примирений, душевных порывов….» Экзюпери), ты приступаешь к «репрессиям». Уж если администрация считает, что ребенок должен оставаться в отряде, а ты остаешься его вожатым, то что дает тебе «наказание»? Ну, кроме удовлетворения чувства мести «ах! Я к вам со всей душой, а вы , такие подлецы? На получи!» , как бы вы себе сами это не мотивировали. По человечески понять можно. Но с профессиональной точки зрения - явный «косяк».

В третьих. Как, собственно, я могу «наказать» ребенка? Ну вот, давайте подумаем вместе.

Оставив в стороне уголовно наказуемые, садистские фантазии. Как, оставаясь в рамках своей должности, соблюдая должностные инструкции,соблюдая дух и букву правил лагеря, вы сможете наказать ребенка? Все, что ребенок получает в лагере, он должен получать. Дискотека, купание, еда, отдых, даже если он не хочет им воспользоваться, даже моя гитара, мое внимание. Все это ребенок должен получить, просто на том основании, что он пионер моего отряда. В принципе,можно лишить дополнительных бонусов, которые всегда есть в твоем распоряжении. Но зачем? Чтоб осознал? Так ты и так имеешь достаточно возможностей выразить свое отношение к проступку. Мнение ты доведешь и на утренней планерке и в разговоре в палате, после отбоя и лично переговорю. Слова найти нужные? Да проблема. Как это обставить лучше? Задача. Как сделать так, чтоб отряд и сам «злодей»,приняли твою позицию? Об этом стоит подумать. Но причем здесь, «как наказать?»?

Дело ведь не в том,чтоб проступок остался без наказания. Вопрос даже не в том, что мы не имеем возможности адекватно наказывать за проступок. Вопрос в том, как выстроить свою работу так, что сам вопрос о «наказании» не вставал. Чтоб сам отряд, как способ существования детей и вожатых, атмосфера и отношения, существующие в нем,препятствовали возникновению ЧП, а уровень доверия и этических оценок принятых в отряде позволяли решать конфликтные ситуации, не прибегая к логике «наказания».

Обсуждение в этом ключе, было бы возможно гораздо продуктивнее чем рассказы о том, как ловко и с выдумкой удалось наказать ребенка, который и так находится в полной твоей власти.