Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:Qaz25m.jpg |right]]
<p align="right">''Нет «плохого ребенка», есть «плохое поведение»''</p>


'''Единый фронт'''

У каждого из нас есть свои особые представления о том, что такое вызывающее поведение, а также свой порог терпимости. Важно, чтобы все вожатые (да и остальные сотрудники) лагеря, придерживались одного и того же стандарта и критериев поведения по отношению к детям и подросткам. Нам необходимо '''последовательно''' демонстрировать детям, что приемлемо и что неприемлемо. Чтобы установить общий для всей команды подход, необходимо обсудить проблему и изучить ее, опираясь на эталон Терапевтического отдыха, и, если необходимо, обратиться за советом в Команду поддержки. Тогда вы никогда не столкнетесь с трудной ситуацией один на один!


'''Сделайте установку на успех''' для себя и ребят, с которыми вы работаете
# Соглашения в детском отряде. Они должны быть установлены в первый же день и согласованы с общими требованиями безопасности в лагере. Правила поведения необходимо обсудить с детьми, выслушать и, если нужно, включить их предложения в принятый общий свод правил о том, как вести себя в отрядном этаже или коттедже. Соглашение должно висеть на видном месте в отрядном холле.
# В первый же вечер, после того, как дети улягутся спать, взрослые, отвечающие за данный детский отряд, должны собраться вместе и обсудить, что следует ожидать от данной группы. Это помогает прояснить подходы детского лагеря к поведению, уточнить расписание для тех, кто не имел ранее опыта или возможности пройти предварительные тренинги в школе вожатых . Если вся команда будет выступать единым фронтом, то проблемы, возникающие перед вами, уменьшатся вдвое.
# Четко помните о том, чего вы ожидаете, и каковы границы, за которые нельзя выходить.
# Обращайтесь со всеми членами группы справедливо и одинаково в каждых новых обстоятельствах.
# Помните о культурных различиях ранее полученного воспитания этих детей в их семьях.
# Эффективная помощь Терапевтического отдыха – это фантастическое профилактическое средство. Когда вы не оцениваете ребенка положительно и не хвалите его, он/она «тянет одеяло на себя», используя отрицательные способы поведения, чтобы привлечь к себе внимание.
# Решайте проблемы группы на уровне группы, а индивидуальные проблемы поведения один на один с ребенком.
# Будьте последовательны как человек и как группа в том, как вы подходите к проблеме. Убедитесь, что ваш тон, интонация, то, как вы говорите, язык тела соответствуют ситуации и выражают спокойствие.
# Игнорируйте поведение, стремящееся привлечь внимание, и фокусируйтесь на соответствующем позитивном поведении.


'''Правила лагеря'''

Это некоторые ключевые правила лагеря, нарушение которых должно быть строго наказано. Правила нужны, чтобы подтвердить, что лагерь является безопасным местом для '''КАЖДОГО''', кто в нем находится:
* Никакого физически/словесно агрессивного поведения.
* Всегда сообщайте вожатому, куда вы идете.
* Категорически запрещены курение, алкоголь и/или наркотики на территории лагеря.

Мы просим вас никогда не осуждать поведение, поскольку это может изолировать ребенка/подростка. Цель состоит в том, чтобы постараться взаимодействовать открыто и работать для того, чтобы найти такое решение, которое примет во внимание перспективы ребенка и некоторые внутренние процессы, которые могли вызвать такое несоответствующее поведение.


Некоторые '''причины демонстрации негативного поведения''' детьми/подростками
* Плохое самочувствие, проблемы с общением
* Сила, контроль, самоуважение, оценка
* Поиск внимания, любви, привязанности, принадлежности к группе, связи с другими
* Развлечение
* Безопасность, стремление выжить
* Свобода


'''Будьте предваряюще активными'''. Продумывайте все заранее
* Время перед сном может быть проблемным: дети испытывают тревогу или тоскуют по дому, иногда они остаются без присмотра в спальне, когда другие готовятся ко сну. Мы можем свести к минимуму эти трудности, заняв остальных детей чем-нибудь интересным, в то время как они ждут своей очереди, чтобы принять душ. Важно, чтобы перед сном вы смогли погасить уровень энергии группы. Полезные подсказки: проводите дружескую беседу по душам непосредственно в спальне, и оставайтесь в комнате с детьми, пока большинство не уснет.
* Если вы стараетесь все время занимать детей, у них остается меньше возможностей проявлять негативное поведение – они слишком заняты, получая удовольствие от СЕРЬЕЗНОГО ВЕСЕЛЬЯ. Будьте внимательны во время перехода от одной площадки для занятий к другой, и в то время, когда дети находятся в столовой. Предусмотрите заранее то, какие игры можно затеять в это время, а также выучите забавные песенки-кричалки. Кроме того, можно обсудить успехи ребят в занятиях, и обязательно похвалить их за достижения. Конкретная похвала очень важна.
* Осознавайте вызовы, с которыми лицом к лицу сталкиваются дети/подростки до того, как они приезжают в лагерь. Естественно, что они обеспокоены, испытывают тревогу, или даже страх: впервые они оказались вдали от дома/впервые приехали заграницу/впервые они спят в одной спальне с 9 другими мальчиками/девочками/впервые взрослые постоянно находятся рядом. Большинство из них возможно раньше много времени проводили в одиночестве или среди знакомых лиц, поэтому жизненно важно поддерживать их, быть добрыми и постоянно показывать свое сочувствие и эмпатию. Помните, держать ребят занятыми – значит чередовать занятия с высокой степенью активности со спокойными занятиями, с низкой степенью активности. Старайтесь узнать своих подопечных поближе, выясняйте, какие у них интересы, старайтесь чаще беседовать с ними, стремитесь «разбить лед» между группами.
* Как члену команды, вам важно ежедневно посещать встречи коллег. Кроме того, каждый отвечает за то, чтобы выделять несколько минут в день, чтобы почитать протоколы этих встреч. В каждой вожатской желательно хранить папку с файлами, которые содержат материалы, помогающие вожатым во время смены; а в конце смены эти материалы сдавать координатору смены (старшему вожатому).
* Будьте хорошим наблюдателем, слушайте детей, с которыми вы работаете, общайтесь со своим коллегами по команде – все вместе позволит вам увидеть возможные изменения в поведении ваших подопечных, и поможет справиться с проблемами до того, как они станут слишком серьезными.
* Когда конфликт начинается, внимательный наблюдатель заметит увеличение уровня тревожности у ребенка. Например, он постоянно жестикулирует, мечется туда – сюда, скрещивает и разводит руки, тихие дети становятся разговорчивыми, а болтуны, наоборот, - слишком молчаливыми. Как только эти признаки внутреннего конфликта становятся очевидными, наилучшая реакция с вашей стороны - оказать поддержку, дать понять ребенку, что вы знаете, что вы беспокоитесь и заботитесь о нем, что готовы помочь, чтобы устранить проблему.
* Говорите с ребенком '''наедине'''.
* Называйте его '''по имени'''.
* Соблюдайте личную дистанцию.
* Используйте '''поддерживающую позу''': когда вы подходите к человеку, стойте на расстоянии вытянутой руки, расставив ноги под углом 45 градусов, плечи развернуты и руки раскрыты ладонями вверх.
* Может быть, вам понадобится наклониться, сесть на стул или на корточки, чтобы вы были '''на одном физическом уровне с ребенком'''. Это способствует '''контакту глаз''' и уменьшает угрозу конфронтации.
* '''Признавайте чувства ребенка''': «Ваня, я вижу, понимаю, что ты расстроен». Дайте ребенку знать, что вы здесь для того, чтобы помочь и поддержать его, чтобы найти решение вместе.
* Дайте ребенку знать, что вы собираетесь обсудить ситуацию и молча подождите несколько минут, прежде чем начать говорить.
* Используйте рефлективные навыки активного слушания.
* Задавайте открытые вопросы, например, почему, что, где, поощряя ребенка выражать свои чувства.
* '''Используйте паузы''' - дайте ребенку время, чтобы подумать о его/ее ситуации.
* Придерживайтесь '''сдержанного, спокойного тона''' во время беседы.
* Говорите о важности положительных выборов, например, сошлитесь на соглашение в детском отряде, философию заботы в лагеря, культурные особенности. Давайте честные рациональные ответы на вопросы ребенка.
* Предлагайте '''положительные варианты выбора''' действия, ведущие к положительному решению. Предлагая выбирать, мы отдаем ребенку обратно ответственность, и предлагаем ему самому исправить свое поведение.
* Приглашайте ребенка поразмышлять о своем поведении и поискать вместе с вами, как в будущем избежать такого отрицательного поведения.
* '''Никогда не обещайте''' ребенку то, '''что вы не можете выполнить'''. Важно сохранять доверие в ваших отношениях; если вы нарушите доверие, его очень трудно будет восстановить.
* '''Никогда не унижайте''' ребенка. Ребенок перестанет вас слушать и больше не будет вас уважать.
* Не позволяйте себе ввязываться в ссору с ребенком или выяснять, у кого сильнее сила воли. '''Вдохните, отступите и подумайте, прежде, чем отвечать'''.
* Если потребуется, обратитесь за поддержкой к коллегам, используйте второй голос.
* Сосредоточьтесь '''на данной конкретной проблеме'''. Часто такая беседа поднимает другие проблемы, которые могут быть у ребенка. Важно придерживаться темы, которая обсуждается в данный момент.
* '''Убедитесь, прежде всего, что ребенок находится в физической безопасности'''.
* Свяжитесь '''с коллегами из группы поддержки''', если ситуация начнет выходить из-под контроля.
* '''Никогда не дотрагивайтесь до ребенка и не повышайте свой голос в гневе'''.
* Если уровень тревожности у детей повышается, можно ожидать от них, оборонительного или воинственного поведения, когда ребенок начинает вести себя иррационально, и бросать вызов вам или авторитетам, которые вы представляете. Дети начинают посылать сигналы словами или без слов, что они теряют контроль. Они начинают ругаться, высказываться враждебно или принимать агрессивные позы. В этом случае '''поддерживающий слушатель''' должен взять ситуацию под контроль, и установить эффективные границы, четко, коротко и ясно сказав то, что требуется. Чтобы сделать свои слова более весомыми, надо, прежде всего, успокоиться самому, говорить уверенным тихим голосом: «Мы можем поговорить об этом». Тем самым вы снимаете обузу ответственности с плеч ребенка, '''даете ему время передумать и взять свои эмоции под контроль'''.
* На этой стадии при конфликте должен '''присутствовать член группы поддержки''', чтобы вы вместе обдумали наилучший выход из ситуации, а также что делать, если ситуация усугубится.
* '''Пять шагов, чтобы снять оборонительное поведение ребенка''':
** Сохраняйте спокойствие и говорите более тихим голосом
** Признавайте просьбу ребенка
** Изложите свою просьбу
** Предложите такое решение, чтобы обе стороны могли выйти из ситуации, сохраняя достоинство.
** Помогите ребенку! Предложите ему разные варианты поведения. Это усилит его способность принимать нужное решение и даст ему ощущение контроля.

Если поведение остается вызывающим, предложите ему успокоиться. Можно сделать перерыв в 10-20 минут, а затем вновь продолжить беседу. Спросите остальных детей, сколько времени им нужно, чтобы всем успокоиться и придти в себя. Это даст возможность группе лучше взаимодействовать с тем ребенком, который ведет себя неподобающе.

Управление поведением – важный элемент тренинга, который стоит пройти заранее всем вожатым лагеря.


'''Модель управления поведением'''

''Поведение ребенка/подростка'':
*''Уровень 1'' – сомнительное и вызывающее поведение. Ребенок становится непослушным
*''Уровень 2'' – отказ и пренебрежение. Ребенок демонстрирует открытое неповиновение
*''Уровень 3'' – эмоциональный взрыв и запугивание

''Положительная реакция вожатого'':
*''Уровень 1'' – дать честные рациональные ответы на каждый вопрос. Перенаправление против вмешательства. Вмешательство необходимо в любое время, когда вы боитесь, что будет нарушена безопасность ребенка или других членов группы.
*''Уровень 2'' – окажите поддержку ребенку, предложив позитивные варианты выбора, установите границы дозволенного, используйте второй голос в поддержку.
*''Уровень 3'' - позвольте выразить отрицательные эмоции, если это можно сделать безопасно. Свяжитесь с членом команды поддержки.











[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]