Управление поведением ребенка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Qaz25m.jpg

Нет «плохого ребенка», есть «плохое поведение», у детей нет плохого поведения, есть реакция на что-то


Единый фронт

У каждого из нас есть свои особые представления о том, что такое вызывающее поведение, а также свой порог терпимости. Важно, чтобы все вожатые (да и остальные сотрудники) лагеря, придерживались одного и того же стандарта и критериев поведения по отношению к детям и подросткам. Нам необходимо последовательно демонстрировать детям, что приемлемо и что неприемлемо. Чтобы установить общий для всей команды подход, необходимо обсудить проблему и изучить ее, опираясь на эталон Терапевтического отдыха, и, если необходимо, обратиться за советом в Команду поддержки. Тогда вы никогда не столкнетесь с трудной ситуацией один на один!


Сделайте установку на успех для себя и ребят, с которыми вы работаете

  1. Соглашения в детском отряде. Они должны быть установлены в первый же день и согласованы с общими требованиями безопасности в лагере. Правила поведения необходимо обсудить с детьми, выслушать и, если нужно, включить их предложения в принятый общий свод правил о том, как вести себя в отрядном этаже или коттедже. Соглашение должно висеть на видном месте в отрядном холле.
  2. В первый же вечер, после того, как дети улягутся спать, взрослые, отвечающие за данный детский отряд, должны собраться вместе и обсудить, что следует ожидать от данной группы. Это помогает прояснить подходы детского лагеря к поведению, уточнить расписание для тех, кто не имел ранее опыта или возможности пройти предварительные тренинги в школе вожатых . Если вся команда будет выступать единым фронтом, то проблемы, возникающие перед вами, уменьшатся вдвое.
  3. Четко помните о том, чего вы ожидаете, и каковы границы, за которые нельзя выходить.
  4. Обращайтесь со всеми членами группы справедливо и одинаково в каждых новых обстоятельствах.
  5. Помните о культурных различиях ранее полученного воспитания этих детей в их семьях.
  6. Эффективная помощь Терапевтического отдыха – это фантастическое профилактическое средство. Когда вы не оцениваете ребенка положительно и не хвалите его, он/она «тянет одеяло на себя», используя отрицательные способы поведения, чтобы привлечь к себе внимание.
  7. Решайте проблемы группы на уровне группы, а индивидуальные проблемы поведения один на один с ребенком.
  8. Будьте последовательны как человек и как группа в том, как вы подходите к проблеме. Убедитесь, что ваш тон, интонация, то, как вы говорите, язык тела соответствуют ситуации и выражают спокойствие.
  9. Игнорируйте поведение, стремящееся привлечь внимание, и фокусируйтесь на соответствующем позитивном поведении.


Правила лагеря

Это некоторые ключевые правила лагеря, нарушение которых должно быть строго наказано. Правила нужны, чтобы подтвердить, что лагерь является безопасным местом для КАЖДОГО, кто в нем находится:

  • Никакого физически/словесно агрессивного поведения.
  • Всегда сообщайте вожатому, куда вы идете.
  • Категорически запрещены курение, алкоголь и/или наркотики на территории лагеря.

Мы просим вас никогда не осуждать поведение, поскольку это может изолировать ребенка/подростка. Цель состоит в том, чтобы постараться взаимодействовать открыто и работать для того, чтобы найти такое решение, которое примет во внимание перспективы ребенка и некоторые внутренние процессы, которые могли вызвать такое несоответствующее поведение.


Некоторые причины демонстрации негативного поведения детьми/подростками

  • Плохое самочувствие, проблемы с общением
  • Сила, контроль, самоуважение, оценка
  • Поиск внимания, любви, привязанности, принадлежности к группе, связи с другими
  • Развлечение
  • Безопасность, стремление выжить
  • Свобода


Будьте предваряюще активными. Продумывайте все заранее

  • Время перед сном может быть проблемным: дети испытывают тревогу или тоскуют по дому, иногда они остаются без присмотра в спальне, когда другие готовятся ко сну. Мы можем свести к минимуму эти трудности, заняв остальных детей чем-нибудь интересным, в то время как они ждут своей очереди, чтобы принять душ. Важно, чтобы перед сном вы смогли погасить уровень энергии группы. Полезные подсказки: проводите дружескую беседу по душам непосредственно в спальне, и оставайтесь в комнате с детьми, пока большинство не уснет.
  • Если вы стараетесь все время занимать детей, у них остается меньше возможностей проявлять негативное поведение – они слишком заняты, получая удовольствие от СЕРЬЕЗНОГО ВЕСЕЛЬЯ. Будьте внимательны во время перехода от одной площадки для занятий к другой, и в то время, когда дети находятся в столовой. Предусмотрите заранее то, какие игры можно затеять в это время, а также выучите забавные песенки-кричалки. Кроме того, можно обсудить успехи ребят в занятиях, и обязательно похвалить их за достижения. Конкретная похвала очень важна.
  • Осознавайте вызовы, с которыми лицом к лицу сталкиваются дети/подростки до того, как они приезжают в лагерь. Естественно, что они обеспокоены, испытывают тревогу, или даже страх: впервые они оказались вдали от дома/впервые приехали заграницу/впервые они спят в одной спальне с 9 другими мальчиками/девочками/впервые взрослые постоянно находятся рядом. Большинство из них возможно раньше много времени проводили в одиночестве или среди знакомых лиц, поэтому жизненно важно поддерживать их, быть добрыми и постоянно показывать свое сочувствие и эмпатию. Помните, держать ребят занятыми – значит чередовать занятия с высокой степенью активности со спокойными занятиями, с низкой степенью активности. Старайтесь узнать своих подопечных поближе, выясняйте, какие у них интересы, старайтесь чаще беседовать с ними, стремитесь «разбить лед» между группами.
  • Как члену команды, вам важно ежедневно посещать встречи коллег. Кроме того, каждый отвечает за то, чтобы выделять несколько минут в день, чтобы почитать протоколы этих встреч. В каждой вожатской желательно хранить папку с файлами, которые содержат материалы, помогающие вожатым во время смены; а в конце смены эти материалы сдавать координатору смены (старшему вожатому).
  • Будьте хорошим наблюдателем, слушайте детей, с которыми вы работаете, общайтесь со своим коллегами по команде – все вместе позволит вам увидеть возможные изменения в поведении ваших подопечных, и поможет справиться с проблемами до того, как они станут слишком серьезными.
  • Когда конфликт начинается, внимательный наблюдатель заметит увеличение уровня тревожности у ребенка. Например, он постоянно жестикулирует, мечется туда – сюда, скрещивает и разводит руки, тихие дети становятся разговорчивыми, а болтуны, наоборот, - слишком молчаливыми. Как только эти признаки внутреннего конфликта становятся очевидными, наилучшая реакция с вашей стороны - оказать поддержку, дать понять ребенку, что вы знаете, что вы беспокоитесь и заботитесь о нем, что готовы помочь, чтобы устранить проблему.
  • Говорите с ребенком наедине.
  • Называйте его по имени.
  • Соблюдайте личную дистанцию.
  • Используйте поддерживающую позу: когда вы подходите к человеку, стойте на расстоянии вытянутой руки, расставив ноги под углом 45 градусов, плечи развернуты и руки раскрыты ладонями вверх.
  • Может быть, вам понадобится наклониться, сесть на стул или на корточки, чтобы вы были на одном физическом уровне с ребенком. Это способствует контакту глаз и уменьшает угрозу конфронтации.
  • Признавайте чувства ребенка: «Ваня, я вижу, понимаю, что ты расстроен». Дайте ребенку знать, что вы здесь для того, чтобы помочь и поддержать его, чтобы найти решение вместе.
  • Дайте ребенку знать, что вы собираетесь обсудить ситуацию и молча подождите несколько минут, прежде чем начать говорить.
  • Используйте рефлективные навыки активного слушания.
  • Задавайте открытые вопросы, например, почему, что, где, поощряя ребенка выражать свои чувства.
  • Используйте паузы - дайте ребенку время, чтобы подумать о его/ее ситуации.
  • Придерживайтесь сдержанного, спокойного тона во время беседы.
  • Говорите о важности положительных выборов, например, сошлитесь на соглашение в детском отряде, философию заботы в лагеря, культурные особенности. Давайте честные рациональные ответы на вопросы ребенка.
  • Предлагайте положительные варианты выбора действия, ведущие к положительному решению. Предлагая выбирать, мы отдаем ребенку обратно ответственность, и предлагаем ему самому исправить свое поведение.
  • Приглашайте ребенка поразмышлять о своем поведении и поискать вместе с вами, как в будущем избежать такого отрицательного поведения.
  • Никогда не обещайте ребенку то, что вы не можете выполнить. Важно сохранять доверие в ваших отношениях; если вы нарушите доверие, его очень трудно будет восстановить.
  • Никогда не унижайте ребенка. Ребенок перестанет вас слушать и больше не будет вас уважать.
  • Не позволяйте себе ввязываться в ссору с ребенком или выяснять, у кого сильнее сила воли. Вдохните, отступите и подумайте, прежде, чем отвечать.
  • Если потребуется, обратитесь за поддержкой к коллегам, используйте второй голос.
  • Сосредоточьтесь на данной конкретной проблеме. Часто такая беседа поднимает другие проблемы, которые могут быть у ребенка. Важно придерживаться темы, которая обсуждается в данный момент.
  • Убедитесь, прежде всего, что ребенок находится в физической безопасности.
  • Свяжитесь с коллегами из группы поддержки, если ситуация начнет выходить из-под контроля.
  • Никогда не дотрагивайтесь до ребенка и не повышайте свой голос в гневе.
  • Если уровень тревожности у детей повышается, можно ожидать от них, оборонительного или воинственного поведения, когда ребенок начинает вести себя иррационально, и бросать вызов вам или авторитетам, которые вы представляете. Дети начинают посылать сигналы словами или без слов, что они теряют контроль. Они начинают ругаться, высказываться враждебно или принимать агрессивные позы. В этом случае поддерживающий слушатель должен взять ситуацию под контроль, и установить эффективные границы, четко, коротко и ясно сказав то, что требуется. Чтобы сделать свои слова более весомыми, надо, прежде всего, успокоиться самому, говорить уверенным тихим голосом: «Мы можем поговорить об этом». Тем самым вы снимаете обузу ответственности с плеч ребенка, даете ему время передумать и взять свои эмоции под контроль.
  • На этой стадии при конфликте должен присутствовать член группы поддержки, чтобы вы вместе обдумали наилучший выход из ситуации, а также что делать, если ситуация усугубится.
  • Пять шагов, чтобы снять оборонительное поведение ребенка:
    • Сохраняйте спокойствие и говорите более тихим голосом
    • Признавайте просьбу ребенка
    • Изложите свою просьбу
    • Предложите такое решение, чтобы обе стороны могли выйти из ситуации, сохраняя достоинство.
    • Помогите ребенку! Предложите ему разные варианты поведения. Это усилит его способность принимать нужное решение и даст ему ощущение контроля.

Если поведение остается вызывающим, предложите ему успокоиться. Можно сделать перерыв в 10-20 минут, а затем вновь продолжить беседу. Спросите остальных детей, сколько времени им нужно, чтобы всем успокоиться и придти в себя. Это даст возможность группе лучше взаимодействовать с тем ребенком, который ведет себя неподобающе.

Управление поведением – важный элемент тренинга, который стоит пройти заранее всем вожатым лагеря.


Модель управления поведением

Поведение ребенка/подростка:

  • Уровень 1 – сомнительное и вызывающее поведение. Ребенок становится непослушным
  • Уровень 2 – отказ и пренебрежение. Ребенок демонстрирует открытое неповиновение
  • Уровень 3 – эмоциональный взрыв и запугивание

Положительная реакция вожатого:

  • Уровень 1 – дать честные рациональные ответы на каждый вопрос. Перенаправление против вмешательства. Вмешательство необходимо в любое время, когда вы боитесь, что будет нарушена безопасность ребенка или других членов группы.
  • Уровень 2 – окажите поддержку ребенку, предложив позитивные варианты выбора, установите границы дозволенного, используйте второй голос в поддержку.
  • Уровень 3 - позвольте выразить отрицательные эмоции, если это можно сделать безопасно. Свяжитесь с членом команды поддержки.