Психодрама

31 20070910 1859569035.jpg

Психодрама – метод, в ходе которого с помощью ведущего и группы ребенок воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни. Он создает сцены, имеющие отношение к его проблеме. При этом сцены «разыгрываются» в настоящем времени, что придает им необходимую интенсивность и предоставляет возможность изменить жизнь здесь и сейчас.

Психодрама — групповой метод, поэтому ее часто путают с тренингами. Действительно, и тот, и другой методы способствуют обучению новым схемам поведения. Но психодрама, по сравнению с тренингом, ретроспективна. Она обращается к прошлому, тогда как тренинг— к будущему. В ходе психодраматической терапии раскрываются внутриличностные особенности и переживания, комплексы и фобии, скрытые влечения личности. Как и метод арт-терапии, психодрама призвана переводить бессознательные элементы личности в область сознательных. Помимо этого механизма, в психодраме активно воздействуют на личность:

  • Проигрывание роли других людей, находящихся в группе, предметов одежды и обстановки, их окружающих; проигрывание ситуаций из их жизни
  • Проигрывание другими людьми Вашей роли, Ваших жизненных ситуаций

Другие представители группы, играющие Вашу роль в целом или роль одной из особенностей Вашей личности, в психодраматической терапии называются второстепенными "я". Их значение варьируется в зависимости от цели, которую преследует проигрывание роли. Второстепенные "я" могут быть зеркалом, отражая те качества и манеры поведения, которые скрыты для самого пациента. Другое значение второстепенных "я" — подкрепление мнения пациента, в котором он сомневается. При этом, человек, играющий роль второстепенного "я", становится за спиной главного героя и начинает тихо вторить его словам, иногда перефразируя их, а иногда считывая их межстрочный смысл.

Психодрама – это игра, но игра не по заранее написанному литературному сценарию (как в кино или театре), а на основе сценария жизненного, который каждый раз рождается заново, отражая внутреннюю психологическую реальность. Драма понимается как действие, и буквальный перевод психодрамы звучит как «действие психики». Введение игры в работу с отрядом предполагает, что мы относимся к человеку как к чему-то большему, чем просто «носителю интеллекта». В психодраме он принят таким, каков он есть. Игра захватывает протагониста полностью, тем самым открывая для него же самого скрытые в нем ресурсы, о которых он, возможно, даже не подозревал. Итак, психодрама может помочь:

  • отыграть вовне драму внутреннего мира;
  • овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;
  • поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;
  • найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;
  • освоить новые роли и модели поведения.

Важнейшим преимуществом психодрамы является возможность для ее участников заглянуть в свое завтра и опробовать разные модели поведения в будущем без страха быть наказанным за совершенные ошибки.

Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми?

Проецируем переживания

Основной является техника проекции, при применении которой ребенок включает людей, так или иначе связанных с его проблемой, в придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, малыш переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее. К примеру, дети, пострадавшие от насилия в семье, начинают воспроизводить сцены насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и другие варианты действия в такой ситуации.

Меняемся ролями

Такая техника намного легче применяется у детей младших отрядов, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой ребенок может генерировать новые способы поведения.

Изменяем статусы

Так называемая техника символической дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная потребность в авторитете, в случаях агрессии по отношению к другим.

Помимо основных техник (кроме описанных выше применяются многие другие и разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" — первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода.

Верю, играю, чувствую

Важно помнить, что для ребенка игра является естественной. Он играет много, постоянно, не стыдясь своей "ненастоящей" роли. Порой возникают опасения, что психодрама способна выпустить «джина», живущего в душе маленького человека. Но, в отличие от взрослого, ребенок, во-первых, способен погружаться в игру безотчетно и честно, а во-вторых, он не будет видеть в этой игре какое-то второе дно. У него не появится желания «замуровать» свои страхи. В психодраматических техниках заложен потенциал, позволяющий активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно адресуясь к кинестетическому, слуховому и зрительному каналам восприятия, они помогают человеку собственное сопротивление и «пробиться» к этим важным для него переживаниям. Появляется возможность высказаться и показать свои переживания ребенку, даже если у него есть проблемы с коммуникацией. Психодраматические техники содержат в себе широкие возможности, способствующие эмоциональному отреагированию внутренних проблем, катарсису. Игра может стать способом пережить, проиграть стресс. Ребенок выявит собственные позитивные психологические ресурсы. Можно ли быть уверенным, что мы используем их на 100%?

Настоящий зоопарк

Психодраматические техники позволяют добиться целостного понимания сложной ситуации. Часто это достигается благодаря использованию образов и метафор. Метафора – язык, на котором говорит бессознательное. Прибегая к образам, «картинкам», можно пробудить интуитивное понимание ситуации. Мы часто обращаемся к метафорам с диагностической целью. Порой один образный ответ «вскрывает» проблемы отряда глубже, чем десятки психологических тестов. Этот метод позволяет через ассоциации, определения, находить объяснения конфликтам, сложностям, затруднениям в отряде. Почему бы не сыграть в "Зоопарк"? Пусть каждый ребенок выберет свою собственную роль. Взаимодействуя, дети покажут в игровой форме сложившиеся в отряде отношения. Обнажив свои роли, каждый станет виден вожатому как на ладоне. Кажется, зачем прибегать к методу психодрамы? Ведь отряд и так у вожатого как на ладоне? Здесь важно понять, что психодрама нужна как вожатому, так и ребенку. Он сам сможет увидеть и понять текущее положение дел в группе. Вожатому не нужно несколько раз повторять:"Будь тише". Взрослому достаточно предложить ребенку перевоплотиться в спокойную кошку, чтобы тот стал чуточку смирнее.

Психодраматический метод позволяет проработать личные проблемы, в основе которых лежат давние психотравмирующие переживания. Ребенку сложно рассказать о том, что его волнует. К сожалению, со временем проблема не проходит сама собой. Поэтому детские проблемы вырастают вместе с ребенком. Неоспоримая закономерность: до тех пор, пока пережитые психотравмы остаются за гранью нашего сознания, они управляют нашим поведением. А пока мы не можем изменить свое поведение, мало шансов стать более успешными в отряде.

Для настроения

Психодраматические техники являются эффективным инструментом поиска позитивных ресурсов личности. Одна из основных задач психодраматической сессии – психологическое «усиление» ребенка, помогающее ему справиться с заявленной проблемой. Благодаря использованию «дополнительных "я"» скрытые в человеке ресурсы становятся более «реальными» и «ощутимыми». В мультфильме "Конг-фу Панда" обыгрывается ситуация психодраматической игры. И хотя дети, которые смотрят эту картину, не знают о данной методике, они запоминают, что достаточно "поверить", чтобы "стать". Как то ни странно, дворовые детские игры лучше всего подходят под определение "психодрамы", если в них ребенок воспроизводит какое-то событие из своей жизни.

Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Они позволяют «оживлять» строгие схемы и сухие теории, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации.

Сам себе машина времени

Психодраматические техники создают условия для осуществления «временного прорыва» в будущее собственного отряда. «Картинка будущего» позволяет лучше понять стратегические задачи сегодняшнего дня. Иногда с этой целью используется техника двух стульев. На одном стуле сидит «сегодняшний» ребенок, на другом — тот же через 21 отрядный день. «Расскажи о том, каким ты будешь через двадцать один день». «Вернувшись» обратно в начало смены, ребенок может предпринять меры для изменения или укрепления тенденций, которые намечаются уже сейчас в его поведении.


Дополнительным плюсом применения психодрамы служит тот факт, что использовать этот метод может каждый вожатый. Для этого достаточно только начать. Игра с детьми всегда приносит неожиданные результаты, увлекая за собой в мир переживаний. Хочется акцентировать при этом внимание о высоком значении личности вожатого, степени его профессионализма в процессе детской арт-терапии и психодрамы. В большинстве случаев именно эти параметры — залог успешной коррекции психики маленького человека.




Camp13.jpg

Читать по теме

  1. "Психодрама в индивидуальной терапии с детьми" В. Холл
  2. "Психоаналитическая психодрамма в работе с детьми и подростками" Потапова В.А. (ред.)
  3. "Применение психодрамы в обучении иноязычному общению" Андронкина Н.М.
  4. "Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения" Кипнис М.
  5. "Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама" + "Психодрама: вдохновение и техника" Холмс Пол
  6. "Играть по-русски". Лопухина Е.В., Михайлова Е.Л.


Ссылки