Игры и потешки на празднике Ивана Купалы

K23sm.jpg
Cfaf0fda00e8.jpg

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!

Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»


Летнее солнцестояние – один из поворотных пунктов года.

Издревле все народы земли отмечали в конце июня праздник вершины лета (празднуется с 6 на 7 июля (с 23 на 24 июня)). У нас это – Иван Купала. Иван Купала – праздник очень древний. Иван Купала (иванова ночь, иванов день) — один из главных праздников календаря славян.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.

Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться – обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные, веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Кстати, «фирменный» купальский танец – «ручеек» (когда пары, взявшись за руки, пробегают в «ворота» из поднятых рук). Это магический обряд, изображающий, как солнце и луна выходят из небесных ворот.

Приведенные ниже русские народные подвижные игры и потешки можно использовать при проведении этого замечательного праздника с детьми младшего и среднего школьного возраста.


«Хвосты»

Играют парами. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за все, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.


«Молчанка»

Перед началом игры все участники произносят распев:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, то отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.


07gfgjfm.jpg

«Бояре»

Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята, примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке или полянке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии 10–15 метров. Первая команда идет вперед со словами:

– Бояре, а мы к вам пришли!

– и назад:

– Дорогие, а мы к вам пришли!

Затем возвращается на то же место, где и была. Другая команда повторяет этот маневр со словами:

– Бояре, а зачем пришли?

Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

– Бояре, нам невеста нужна.
Дорогие, нам невеста нужна.
– Бояре, а какая вам мила?
Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то.

– Бояре, нам вот эта мила (показывают).
Дорогие, нам вот эта мила.

Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи спиной к другой команде.

Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:

– Бояре, она дурочка у нас.
Дорогие, она дурочка у нас.
– Бояре, а мы плеточкой ее.
Дорогие, а мы плеточкой ее.
– Бояре, она плеточки боится.
Дорогие, она плеточки боится.
– Бояре, а мы пряничка дадим.
Дорогие, а мы пряничка дадим.
– Бояре, у ней зубки болят.
Дорогие, у ней зубки болят.
– Бояре, а мы к доктору сведем.
Дорогие, а мы к доктору сведем.
– Бояре, она доктора укусит.
Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

– Эх, бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!

Тот участник, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого из «сватов». Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть «выходит замуж». В любом случае второй кон начинает проигравшая команда, т.е. та, где нет невесты.

Задача команд: оставить у себя больше игроков. Можно изменить слова, придумывая их на ходу. Нельзя пробегать под руками команды при разбеге.


«Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.

Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.


«Золотые ворота»

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Игроки располагаются с интервалом в два шага, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя «змейкой» по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами.

Первая команда в течение игры повторяет:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый – разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центр круга. Естественно, игроки второй команды стараются на последнем слове быть вне круга, но это не всегда удается.

Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем. Команды меняются ролями.


Пример праздника Ивана Купала

Действующие лица: девица, молодец, цветок Купаленка, цветок Иван-да-Марья, папоротник, леший и три девушки.

Звучит песня, выходит девица и молодец.

Девица. Куда ты собрался, милый друг? Пойдем со мной песни петь, хороводы видеть, венки плести, судьбу загадывать.

Молодец, не пойду я с тобой, ненаглядная моя. Хочу в лес сходить, цвет папоротника найти.

Девица. Да на что он тебе? Вся земля твоя - бери - не хочу. Не ходи в лес, там страшно.

Молодец. Задумал я найти заветный цвет, чтоб все клады потом найти, к твоим положить.

Девица, не нужны мне все клады, нужен ты мне: не ходи, лучше пойдем на речку, в росе искупаемся, святой водой обольёмся. Сегодня солнце сбилось с пути и ясноокая дева-Заря явилась ему на подмогу. Она не только вела его по небу, но и росой умывала, напоенной летним благоуханием цветов. Пойдем со мной купаться, очистимся от всех грехов, заживем новой жизнью.

Молодец. Нет, не пойду с тобой. Пойду в темный лес, счастье свое искать-пытать-разведывать. Не поминай лихом!

Молодец и девица расходятся. Девица уходит на песню, звучащую за сценой. Песня замолкает, молодец остается один. Становится темнее, из своих укрытий выходят цветы, папоротник, к ним присоединяется Леший. Все они кружат вокруг молодца, приговаривая:

Как на Ивана Купала

Красно солнышко играло.

Пойдут девушки травку рвать,

Сестру с братом поминать:

Ой, где и травы --

Что братец с сестрицей.

На братцы - синий цвет,

На сестрице - желтый цвет.

Росой заря-заряница упала, сестру с братом венчала.

Молодец. Ты кто?

Иван-да-Марья. Ай, не признал? Я цветок заповедный, волшебный. Возьми меня, я тебе счастье принесу.

Молодец. Знаю я тебя. Ты цветок ворожбы Иван-да-Марья: девица и молодец полюбили друг друга и повенчались, не зная, что они брат с сестрой, и превратились они в цветок с желтыми и синими лепестками. Знаю я тебя, не возьму с собой. Иди к девкам, они тебя сорвут, в венок вплетут, по Венку гадать станут. Не нужен ты мне. Я другой цвет огненный ищу.

Вновь все завертелось, закружилось вокруг молодца, снова его стали пинать да толкать. Все разбегаются, остается только цветок Купаленка.

Купаленка. Здравствуй, добрый молодец. Зачем ночью в лес пришел. Иди к людям, гуляй, прыгай через костры. В заповедную ночь не следует здесь бродить.

Молодец. чего это, не следует? Самое оно.

Купаленка. Ты же знаешь, ночь сейчас ведовская. Нечисть всякая по лесу бродит. Уходи отсюда.

Молодец ... не тебя я ищу, не тебя хочу. Пусти меня.

И опять все закружилось, завертелось. Идет вперед молодец, а ему мешают, песню завывают.

Все исчезло, только стоит цветка папоротника, полыхает во все стороны светом невиданным, неслыханным.

Молодец. вот ты какой, цветок заветный, заповедный. Долго я тебя искал, ждал. Вот ты и нашелся.

А цветок все ярче, все ярче пылает. Бросился к нему молодец, захотел схватить, а вместо него схватил Лешего. Закричал молодец, и исчезло все.

Выходят три девушки и девица, в руках у них венки. Девица задумчиво.

Первая девушка. Что ты, возлюбленная, грустна.

Девица. Ушел мой добрый молодец в лес счастье пытать, папоротник-цветок искать. Боюсь я недоброе с ним случится.

Вторая девушка. А ты надейся, милая, он к тебе и вернется.

Третья девушка. Давайте лучше костер запавшим, себя взбодрим, развеселить.

Девушки уходят готовить костер, девица уходит в противоположную сторону. На сцене - молодец, лежит без движения. Выбегает девица.

Девица. Милый друг, что с тобой сделалось?

Молодец. Еле от нечисти ушел. Цветок видел, а взять не смог.

Девица. Хорошо, что цел остался. Пойдем на речку, через огонь попрыгаем, твоя душа и отогреется. Идем.

Молодец встает и идет вместе с девицей. Все заканчивается большим костром.


Вот стих-представление на конкурс венков:

Вот венок волшебный
Очень он полезный
Синий цвет-бережёт от бед,
Радость несёт жёлтый цвет.
Красненький цветочек-миленький дружочек.
И ромашки,как невесты
Заняли в веночке место.
Лист дубовый-это сила,
Всем она необходима.
Здесь и папоротник есть
Сохранит он вашу честь
Колокольчик наш звенит
Сердце радостью горит.
Есть в веночке нашем кашка
Чтоб была полнее чаша.
А берёзовые ветки
Принесут здоровья деткам.
Расчудесный наш венок
Пусть от бед вас сбережёт
Мы сплели его в Купалу
В нём волшебных трав немало.


История и традиции праздника

Ночь на Купала самая короткая ночь всего лето и в эту ночь никто не должен спать. Купальская ночь имеет мистическую силу, а природа наполняется магией и сверхъестественными возможностями. По народным традициям деревья в эту ночь разговаривают друг с другом, растения приобретают целебную силу. Особенно целебной считается утренняя роса, поэтому принято встать на восходе солнца и пройти босиком по ней.

Это самая короткая ночь поэтому в ней никто не спит. Главной забавой Купальской ночи - являются прыжки через костер. Согласно народному поверью, это - очищение от всего дурного огнем. Купаться, тоже считается на очистку. Много в этот праздник и на других традиций. Например, одинокие женщины в этот день гадают на будущего мужа, они плетут венки из полевых трав и цветов и отпускают их плиты по реке, желание загаданные при этом ритуале и обязательно осуществлялись. Другие пытаются найти в эту ночь папоротник, который только лишь на мгновение расцветает огненно-красным, ярким цветом. Одни говорят, что это на не бывалого удачу в жизни, богатство, другие, что нельзя предугадать будущее. Но помните, что путь к цветку защищает нечистая сила.

Девушки одеты в венки и в праздничные наряды, у парней тоже цветы. Молодежь собирается в условленном месте на канун праздника возле дерева, увешанного венками и лентами. Под деревом ставят сделанного из соломы Бога - Купало, одетого в женскую сорочку и венок. Под деревом ставят сделанного из соломы Бога - Купало, одет в женскую сорочку и венок.


Празднование Купала включает в себя такие народные обряды:

  • Зажжения огня;
  • Прыжки через костер (или крапиву);
  • Скатывание колеса - культ огня;
  • Купание, обливание, "черпания росы" - культ воды;
  • В древности "Зеленые святки" - легенда о цветке, который распускается в эту ночь, папоротник;
  • Поверье, что деревья в эту ночь говорят, что травы, собранные на Ивана Купала имеют чудодейственную силу;
  • Гадания на букетах о свадьбах - культ растительности.


Обряды и гадания:

  • Прыганье через костер. В ночь на Ивана Купала разводится большой костер и все прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр - обозначает выход замуж или удачу.
  • Пускание венка. На Ивана Купала нужно бросить в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.
  • Растения. Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, ибо они считались более целебными, нежели собранные в другое время.


Традиции и обряды праздника Ивана Купала

Все обряды на день Ивана Купала связаны с водой, огнем и травами. Большая часть действия происходит ночью. В день солнцестояния светило достигает своей наивысшей точки, а затем садится, тем самым знаменуя, что скоро наступит осень. Природа как бы чувствует свое скорое увядание и спешит оставшееся время прожить полной жизнью. Ночь на Ивана Купала – самая короткая в году, но именно за это время природа оживает и приобретает чудесную силу.

Огонь

Самым ярким в прямом смысле слова действием в ночь Ивана Купалы являются прыжки через костер. Огонь – это символ очищения. Традиционно вокруг костра плясали и прыгали. Кто выше всех прыгнет – тот и будет счастливее. В кострах сжигали сорочки больных детей, чтобы болезнь сгорела вместе с костром. Спать нельзя, потому что в эту ночь активно действуют русалки, кикиморы, ведьмы, лешие и домовые. Костер отгонял всю нечисть, а особенно ведьм, которые были опасны.

Вода

В этот день вода обладает магическими свойствами, поэтому все купаются и обливают друг друга. Кроме воды, волшебными свойствами наделены и травы. В северных районах топили бани, парились с использованием трав, собранных в этот день. Считалось, что вода и огонь дружат 7 июля, ведь не зря костры жгли на берегу рек. Также был обычай гадать на день Ивана Купала. Венки из трав снимали с головы и опускали в реку: если венок держался на воде, значит, это сулило здоровую и счастливую жизнь.

Травы

Все травы и цветы, собранные в праздник, кладут под Иванову росу, сушат и берегут их, поскольку они считаются самыми целебными. Их использовали против нечисти или окуривали тяжелобольных. Растительный герой дня – это папоротник. С цветком папоротника, который появляется на несколько мгновений в полночь на Ивана Купала, можно найти все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны. Цветок, который символизирует союз огня и воды, – это Иван-да-Марья.

Поверья на праздник Ивана Купала

  • Ночью все девушки опускают венки из трав на воду и смотрят: если венок утонул – значит, милый разлюбил и замуж не возьмет.
  • Если цветок Иван-да-Марья положить в углы дома, то вор не зайдет.
  • В полночь нужно набрать с закрытыми глазами 12 разных трав и положить под подушку. Если утром насчитаешь 12, то в этом году замуж выйдешь.
  • Если привязать ленточку к молодому деревцу и загадать желание, то оно обязательно исполнится.


В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать, например, опустить на реку венки с зажженной свечкой. У кого венок проплывет дальше всех, тот будет самым счастливым, а у кого свеча дольше горит, тот проживет долгую жизнь. А еще можно налить в широкий и глубокий таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным — желание сбудется, если нечетным — значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая — один лишний круг всегда можно разглядеть при желании!

Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.


Праздник Ивана Купалы: поверья и легенды

Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Девушки украшают дерево (березку, вербу, черноклен высотой в полтора, два человеческих роста) на выбранном месте для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера) цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем.

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Деревце бросают на воду. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

C ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.


Купальские поверья.

Вода

Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до 20 июля (Перунов день / громовержец) можно было купаться без опасений. Кроме того, вода на Купалу наделялась живительными и магическими свойствами. Показать полностью..

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в источниках. На Русском Севере накануне — топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Купало наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Купальскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Огонь

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.


Травы

Папоротник (Щитовник мужской)

Характерная примета Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Купало становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Иван-да-марья (Марьянник дубравный)

Кроме того, одним из главных символов Купалы был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

«Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал.»


В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.


Обряды

Любовные обряды

Танец в Иванову ночь. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».

В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Очистительные обряды

Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть».


Чудеса на Купалу

С днём Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки...

В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.

Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.


Легенда о папоротниковом цвете.

Папоротники всегда считались особо загадочными, таинственными растениями и вызывали у людей одновременно и интерес и некоторую опаску. Еще бы, они растут в полутемных, сырых страшноватых местах и хранят в себе какое-то тайное знание. А тому что для людей неизведанно, обязательно приписывается волшебная сила и суеверие. И конечно же о папоротнике народ сложил множество легенд и сказаний. Показать полностью..

Всем известна легенда о папоротниковом цвете. Волшебный цветок папоротника распускается только один раз в году – в ночь на праздник Ивана Купала. Ровно в полночь из листьев папоротника начинает подниматься почка, все выше и выше, затем из нее появляется ярко-огненный цветок, настолько яркий что простому смертному на него невозможно смотреть.

Затем невидимая рука срывает магический цветок. Если же человеку все-таки удастся отыскать распустившийся цветок папоротника и сорвать его, то он приобретет власть над всеми. Также цветок папоротника помогает открывать землю и делает видимыми все скрытые в ней клады и сокровища. Прикоснувшись к цветку папоротника можно было открыть любой замок.

На Руси издревне существовала традиция: в ночь на Ивана Купала те, кому посчастливилось найти цветущий папоротник, бегали по росе и купались в реке в чем мать родила для получения от земли плодовитости. Папоротник на Руси называли еще разрыв-травой.

Существуют и красивые легенды о происхождении папоротника. По одной из таких легенд папоротник вырос в том месте, где с утеса упала прекрасная девушка – на месте ее падения образовался чистейший источник, а из ее волос вырос папоротник.

Согласно другой легенде папоротник появился из оброненного волоса богини красоты и любви Венеры. А один из видов папоротника, адиантум, так и назвали «венерин волос».

Интересное поверье существует, что если в ночь на Ивану Купала посчастливится вам найти женский папоротник, то нужно терпеливо посидеть около него, накрывшись плотной тканью и не шевелясь. И тогда можно познать все тайны лесных целебных трав. По поверью, через какое-то время можно будет разглядеть в темноте, как мимо папоротника пробегут лечебные травы одна за одной, при этом каждая назовет себя и расскажет от какой болезни помогает.

Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.

В самой глуши леса нужно очертить вокруг себя кругом, зажечь свечу. Если все сделать правильно, ровно в полночь цветок папоротника распустится и надо выдержать нашествие нечистой силы. Не обращая на них внимания, нужно обойти папоротник задом наперед три раза, сорвать цветок, спрятав его за пазаху и бежать из круга не оглядываясь. И нельзя останавливаться или оглядываться и не откликаться на уговоры нечисти, иначе можно потерять волшебный цветок папоротника и самой сгинуть. Завладев цветком, самое время отправиться на поиски любимого. Считается, что в эту ночь начинается настоящая любовь с первого взгляда. Ну а если со своим избранником перепрыгнуть через костер, то на всю жизнь будешь связана с ним узами жаркими, как огонь, и прекрасными, как волшебный цветок папоротника.

Ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка. Это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. И если не хочется прыгать через костер по каким ли не было причинам, то можно загадочно удалиться собирать травы для венка.

Пробегав всю ночь по лесу в венке не забудь под утро сжечь его или закинуть на дерево, чтобы никто не смог навести порчу. А если захочется узнать будущее, то нужно пустить венок по реке: выплывет на середину - год пройдет без проблем, прибьет к берегу - в той стороне судьба твоя встретится, а если утонет - жди неприятностей. Основной мотив праздника - уничтожение нечистой силы. Ведьму могут символизировать колесо, стоптанные туфли или кукла. Все это можно безжалостно сжечь, потопить, разорвать на кусочки или забросить на дерево.





Смотреть также


Дополнительно