Праздник Иван-Купала в детском оздоровительном лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Jjkklm.jpg
Kup5m.jpg
Kup11m.jpg
Kup13m.jpg

Целый день дети готовятся к празднику: Украшают ленточками дерево-купалицу.

А главные гуляния Купалы обычно проводятся на берегу речки или озера. Где можно было по-настоящему поиграть с водой. Одним из довольно распространенных обрядов Ивана Купала - обливание друг друга. Ведь в этот день вода наполняется солнечной энергией и является целительной.

Сегодня праздничек-купальничек – взявшись за руки, ребята делятся с нами полученными впечатлениями. Праздничная игровая программа позволяет вести воспитательную и познавательную работу. На вопрос что же можно приготовить из репки, последовали ответы, о которых не знала сама Василиса Премудрая.

Колядовать можно не только зимой, но и летом. Только угощение колядующим, не сладости, а яйцо. Отсюда и игра поцелуйная. Куда яйцо покажет, того и целовать, если девочки кумились - подруг верных себе выбирали.

Седьмое июля самый длительный день, после дни на убыль. И большинство развлечений поэтому, посвящены дню и ночи. На Ивана Купалу проверяли и народные поверья – на хорошую погоду, ребята бросают монетки в старинный ушат. Попадёшь в воду будет вёдро, мимо к дождю.

Летом каждая травинка имеет лечебное свойство, прибавляет силы и оказывает очищающее воздействие. Прыжки через крапивный костёр добавили задора в познавательную программу.

Мальчишки и девчонки лентами цветными берёзку украшают, желание загадывают.

Девушки плетут венки из полевых трав и цветов. Ребята на сцене делают плетеные заборчики и соломенное чучело славянского бога Купалы для праздничного спектакля. После ужина, все украшают друг друга зеленью, гирляндами из цветов и листьев.

А знаете ли вы, что этот праздник Ивана Купала называют праздником огней. Именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, люди становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Ивана Купала загадывают свою судьбу, обливают водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой. А еще девушки опускают на воду венки с зажженными свечами и ждут, куда понесет их течение. Если уплывет венок далеко, значит, не скоро милый замуж позовет, ну а к берегу прибьет – скоро сватов в дом жди.

Активизируется в день Ивана Купала и вся нечисть лесная. Водяные, лешие, кикиморы веселятся не меньше людей. И если их задобрить щедрыми дарами и добрыми словами, то не будут они вредить людям целый год. А если развеселить-порадовать красивыми песнями и плясками, то может быть будут еще и помогать.

Летний оздоровительный лагерь в День Ивана Купала превращается в грандиозный шабаш на Лысой горы. Девушки водят хоровод и поют купальские песни. В них прославляются деревья, вода, ветер, солнце. Ведь могущество человека заключается в единстве с природой. Это хорошо знали наши предки. Потому и посвящали природе столько обрядов и праздников.


Девушки просят у Водяного разрешения опустить на воду венки, узнать свою судьбу:

Выйдь на берег, Водяной,
Позволь нам купаться,
Над водой играться,
Бросать венки в воду,
Погадать народу.

Водяной услышав такие призывные песни, выбирается на берег, да не один, а с русалками-подружками:

Кто меня посмел тревожить,
В глубине лиманских вод.
Почему шумит и пляшет,
Возле берега народ.

Ему объяснили, что этот праздник замечательный в лагере - День Ивана Купала, что девушки в этот день гадают на женихов, он обрадовался:

- Женихи! Это хорошо! А то в Лимане русалок на выданье полным-полно. А ведь русалки сестры мне, у меня за них душа болит. Только им любые женихи не нужны. Так что, ладно уж, шумите. Очень уж охота на женихов поглядеть, пусть покажут, кто каков!

Юноши танцуют, поют, демонстрируют боевые искусства – очень уж хочется водяному и русалкам понравиться. У водяного нрав суровый:

Люб тебе скажи, сестрица!
Коли нет, веди топится!
Враз Русалки защекочут,
Коль женится не захочет!

Но как только девушки опустили венки в воду, ведьма сразу пронюхала, что кто-то затевает ворожбу за его спиной. Прилетела на метле и свиту с собой привела: лешего, кикимору и прочую нечисть.

- Кто тут без меня ворожбу затевает? Про меня совсем забыли. Вот когда травки какой от хвори или приворожить кого, так вы ко мне тропинку находите, а на праздник Ивана Купала меня, Ведьму не пригласили.

Ведь в купальскую ночь многие травы и растения приобретают целебную и магическую силу. А главное только этой ночью, один день в году, на Ивана Купала расцветает папоротник. И кому удастся его сорвать, получит все земные сокровища.

Ну а кому не повезло в этом году сорвать папоротник, чтобы оставаться весь год счастливыми и здоровыми, обливаются водой, прыгают через купальские костры, чтобы сгорели в этом пламени все недуги и печали. Не возбраняется и просто посидеть у костра, обратившись к духу огня с просьбой выжечь из жизни все плохое, тяжелое, гнетущее.

А на восходе солнца можно умыться росой, чтобы весь год оставаться красивыми.

И конечно же, всех ждет купальский каравай, прикоснувшись к которому, нужно загадать желание. И оно непременно сбудется!


Игры на Ивана Купала

Игра «Водолей»

В день Ивана Купалы все традиции имеют тесную связь с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, — обливание водой прохожих.

На начало дистанции обычно ставят ведра, наполненные водой, а на финиш — пустые ведра. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени (3—5 мин) будет иметь большее количество воды в своем ведре , выигрывает.


Игра «Пламя костра»

Игра заключается в том, чтобы удачнее и быстрее перепрыгнуть через костер, пройдя всю эстафету.

У каждой команды есть свой «костер » — два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перешагивает через нее. «Костры» перебегают вперед и опять натягивают скакалку перед игроком. Таким образом они движутся до конца дистанции, обратно возвращаясь бегом.


Игра «Цветущий папоротник»

Самая известная легенда купальских праздников повествует о цветке. В праздничную ночь Ивана Купалы расцветает этот цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад. Первый игрок команды верхом на метле по сигналу бежит до конца дистанции, где лежат картонные коробки для каждой команды. В них находится большое количество карточек с изображением папоротника, но лишь на некоторых (по количеству участников в команде) нарисованы цветущие папоротники.

Игрок ищет карточку с изображением цветущего папоротника, возвращается с ней назад и передает метлу следующему участнику. Победителем считается команда, закончившая эстафету первой.


Перепрыгивание через костер

Ночью, когда огонь достигает большей силы и становится самым высоким, парни и девушки прыгают через него с разбега парами и по одному. Во время гуляний и игр девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе новую пару. В случае удачи, когда костер не задет, пламя не искрит и руки прыгающих через костер не разъединены, будет пара.



Праздник Ивана Купалы: мифология и обычаи

398413155m.jpg

Праздник Ивана Купалы: мифология

Имя «Купала» означает «ярко-белый». Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет. Ромашка - это символ праздника Купалы. "На Ивана Купала Я веночек сплетала, Я веночек сплетала, На ромашке гадала."

Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. С помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Однако главным героем растительного мира становился в этот день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах и о наделении того, кому посчастливится заполучить цветок папоротника, волшебными, сверхъестественными качествами и способностями.

Как мы помним из легенд — чудесным даром прозорливости наделяется тот, кто сорвет цветок папоротника. Правда, это тот случай, когда сказать проще чем сделать. Согласно повериям, папоротник расцветает лишь на несколько мгновений в полночь на Ивана Купала.

Середина лета — период самых длинных дней и самых коротких ночей. Для этих людей в краткости ночи скрывается какая-то концентрированная, а потому особо мощная магическая сила. Связаны купельские обряды с силами природы: с землей, водой. Особое место в таинстве занимает огонь. Через костер прыгают, чтобы избавиться от всего плохого, а чтобы исполнилось желание — проходят по углям.

Изначально языческий праздник Ивана Купала был связан с летним солнцестоянием. И отмечался в ночь с 20 на 21 июня. Позже обрядовую часть приурочили старому стилю к 24 июня, по новому — 7 июля. Так что все теперь празднуют по-разному. Кому какая дата ближе. Если в ночь на Ивана Купала, не важно по какому стилю, вам все-таки удастся найти цветущий папоротник, значит, вы прогуливали ботанику. Зацвести он может лишь так — благодаря мерцанию свечи.

Говорили, что с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в Ивано-Купальскую полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть: невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет завладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним — стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка»


Unian 39573m.jpg
3029156-8f8803ec83568846m.jpg
1015727030 tonnelm.jpg

Праздник Ивана Купалы: обычаи

В ночь с 6 на 7 июля празднуется этот мистический, загадочный, но в то же время веселый и разгульный день Ивана Купалы.

Иванов день был наполнен различными обрядами, связанными с водой. Самый распространенный обычай — купаться в Иванов день, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным, так как в этот день именинник — водяной, которого тревожить не стоит.

Всякий неосторожный человек, полезший в его царство, будет утоплен. Еще одно поверье: в эту зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с одного места на другое и шепчутся друг с другом с помощью листьев. Травы в эту ночь наполняются особой волшебной силой.

Главный герой растительного мира в день Ивана Купалы — папоротник, с этим растением были связаны повсеместные легенды о кладах. В этот день папоротник раскрывается огненно-красным, сильным мерцающим светом, что дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с помощью цветка папоротника, раскрывающегося только полночь на несколько мгновений в Иванов День, можно увидеть все вклады, как бы глубоко в земле они не были запрятаны.

Главной особенностью купальской ночи являются очищающие костры. Вокруг них всегда плясали и прыгали: кто прыгнет выше и удачнее, тот будет счастливее. В некоторых местах даже прогоняли скотину через купальский огонь, чтобы защитить ее от мора. В купальском костре можно было сжечь снятые с часто болеющих детей сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. Дети и молодежь, напрыгавшись через костры, устраивали веселые шумные игры и бег наперегонки. Игра в горелки тоже была традиционной.

Девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь должны были несколько раз обежать ржаное поле, желательно обнаженными. Считалось, что пока девица бегает голой кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть- его судьба.

В этот день было обычаем бросать в реку венок из веток и листьев березы: если венок поплывет — выйдешь замуж, если утонет- ожидает смерть, если к берегу прибьет — будешь незамужней. Существует обычай есть кутью и париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи.

Солнце в день Ивана Купалы играет и скачет. Этнографы записали много различных поверий о том, что на Петров день и в День Ивана Купалы «солнце на восходе играет, переливается всеми цветами радуги, погружается в воду и снова появляется».

В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

Подобные наблюдения за «играющим» солнцем продолжались до Петрова дня, который стоит рассматривать, очевидно, как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Одни празднуют так называемый праздник Росы, другие украшают вербу и водят вокруг нее хороводы, а третьи устраивают ведьминский слет на высокой горе.

Существует поверье: в самую короткую ночь вода и растения проявляют свою чудодейсвенную способность излечивать болезни и повышать плодородие земли. Люди разжигают костры, опускают на поверхность воды венки и ищут в лесу чудесный цветки папоротника.

По поверью, на противоположных берегах реки стоят любящие женщина и мужчина. Они стремятся друг к другу, но только один раз в году, 7 июля, они могут встретиться, перейдя вброд реку.

Мужчинами разводится огромный костер, пляшут вокруг него, а затем веселятся внизу у костра: поют песни, танцуют и играют.

Русалки — еще один сказочный персонаж этой загадочной ночи. Русалки слывут своей неземной красотой. Бытует поверье, что русалки в в Купальскую ночь наделяются огромной силой и способны утащить на дно. Для того чтобы задобрить речных дев, самые красивые девушки плетут венки из полевых цветов и пускают их по воде. Согласно приметам, русалки, приняв человеческий облик, выходят полюбоваться на берег издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могут заворожить его. Чары прекращают свое действие, когда проходит Иванов день.

На празднике каждый должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов. Полное очищение состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела): Каждый присутствующий на празднике в День Купала должен омыть свое тело в священных водах (реки, озера, водоема, росы и т.д., предпочтительней текучая вода) не менее 9-ти раз, чтобы смыть с себя усталость и грязь.

Второе очищение (Очищение Души): Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры не менее 9-ти раз, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека.

Третье очищение (Очищение Духа): Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала проходит босиком по горящим углям не менее 9-ти раз.




Many chm.jpg

Смотреть также


Ссылки