Командообразующие тренинги на сплочение команды
Командообразующие тренинги на сплочение команды
Тренинги по командообразованию, тимбилдинг или тимспирит (teambuilding и teamspirit) — все это разные названия одного и того же вида мероприятий, направленных на эмоциональное сплочение коллектива. Такие общелагерные тренинги позволяют участникам почувствовать себя единой командой, выявить свои скрытые возможности, в непривычной обстановке по-новому взглянуть на своих ровесников, получить эмоциональную разрядку.
Основные цели проведения командообразующих программ
- Сплочение команды (коллектива)
- Построение эффективных коммуникаций в команде
- Получение опыта позитивного командного взаимодействия
- Разрешение конфликтных ситуаций и улучшение взаимодействия в рамках детского отряда или всего детского лагеря в целом
- Развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.
При проведении командообразующих программ (тренингов) для максимально эффективного решения поставленных задач мы используем три формы работы в группе — индивидуальная, в мини-группах, в общей группе.
Специфика проводимых упражнений позволяет в игровой форме смоделировать и отработать ситуации, возникающие в реальной деятельности детских коллективов. Структура проведения командообразующей программы позволяет проследить особенности взаимодействия участников в различных ситуациях и скорректировать их. Программы данного направления проходят на открытых площадках (преимущественно в лесопарковых зонах домов отдыха), продолжительность программ — 1 день (2-3 часов).
Составляющие эффективного тренинга на сплочение
- Комплекс психологических и динамических упражнений, направленных на активное взаимодействие внутри команды
- Специальная организация пространства проведения программы
- Обеспечение ситуации включения всех участников в единую команду
- Обеспечение принятия командных решений
Требуется обеспечить
- Подбор места проведения
- Сбор участников в указанное заранее время
- Подготовку места проведения
- Организацию и проведение командообразующей программы
- Техническое обеспечение
- Питание (при необходимости сухой паек, если действо проходит за территорией лагеря)
Примеры.
Тренинг "Градостроители"
Цели:
- Эмоциональное сплочение детей, укрепление корпоративного духа детской группы в процессе проведения тренинга.
- Улучшение внутренних коммуникативных связей в команде, повышение их эффективности;
- Развитие способности ребят находить новые нестандартные (креативные) решения рабочих задач;
Концепция:
Как стало известно, мэр города предложил расширить город и начать строить целые новые районы. Сегодня ребятам выпала уникальнейшая возможность попробовать свои силы и построить своими руками город в городе, чтобы показать, на что они способны. Командам предстоит спроектировать и построить макет Города из предложенных материалов (песок, вода, пенопласт и т.д.)
Тренинг «Raft-building»
Цели тренинга
- Создание условий для активного взаимодействия ребят, построение взаимоотношений и налаживание коммуникативных связей;
- Общение в неформальной обстановке;
- Получение положительных эмоций и впечатлений от совместного проведения активного отдыха.
Описание тренинга
На пути в город «Н», на одной из проселочных дорог у группы туристов сломался автобус. Совсем недавно прошел ливень, дороги размыло, связи с внешним миром, разумеется, нет (дорога совсем проселочная была), а помощь позвать надо. Единственный возможный вариант – добраться по реке до населенного пункта. Но как это сделать без лодок? В распоряжении туристов камеры от колес, лес кругом, а так же неограниченные способности и смекалка каждого, поддержка и слаженность действий команды.
Для того чтобы раздобыть материалы для постройки плав-средств (рафтов), команды проходят испытания: например
- между деревьями навязана большая паутина из веревки. Резать веревку нельзя. Задача команды: распутать паутину, добыть веревку для строительства рафтов…
- часть недостающих материалов, находится на ограниченной территории (добраться до них сложно), с помощью длинных палок необходимо достать рейки…
После того как все необходимое собрано (веревки, камеры, рейки, весла и т.д.), команды приступают к сборке рафтов. Рафты собраны, снаряжение надето – на воду! Команды сплавляются по реке до места стоянки.
Порядок проведения тренинга
- Участники собираются в указанные время и место
- На поляне участников ждут организаторы и инструкторы, разбит палаточный лагерь, приготовлен торжественный «ужин у костра»
- 1-я часть программы тренинга: все участники делятся на две группы, каждую из которых сопровождает инструктор; команды добывают материалы, проходя испытания («Командообразующие» задания); сборка рафтов
- 2-я часть программы тренинга: сплав по реке до места стоянки
- На месте стоянки пока готовится еда, участники ставят палатки
- Сбор и награждение отличившихся участников
Тренинг «Настройка команды»
Цели:
- Создание условий для формирования эффективной команды
- Формирование чувства принадлежности к детскому лагерю
Формат:
- Проводится в формате outdoor (в качестве рабочей территории используется лесопарковая зона)
- В тренинге мы используем 3 основные формы работы с участниками: индивидуальная, в мини-группе (до 6-8 ребят), и в объединенной группе (все участники тренинга)
Эффект:
- Активное командное взаимодействие при совместном решении проблем
- Высокий уровень сплоченности и доверия
- Повышение уровня личной ответственности каждого в достижении общих целей
- Позитивный психологический климат в коллективе
Содержание
В процессе проведения программы в игровой форме происходит моделирование и отработка ситуаций, возникающих в реальной деятельности детского отряда. Вся программа состоит из набора заданий, и разбита на несколько этапов. Выполнение заданий позволяет сформировать и закрепить навыки эффективной работы в команде. От успешности выполнения предыдущего задания напрямую зависит успешность выполнения как следующего за ним, так и успешности завершения всего проекта. В программе используются три формы работы участников: индивидуальная, в мини-группах, и командная. Действия участников контролируются и разбираются тренерами, что позволяет проследить особенности взаимодействия в рабочей группе при достижении общей для всех цели.
Сценарий
Перед участниками ставится цель в ограниченное время, в регламентируемых сценарием условиях разработать план постройки «Комплекса для отдыха» и реализовать его. Вся программа разделена на несколько этапов:
- планирование «Комплекса для отдыха»
- подготовка строительства
- строительство
Структура заданий внутри этапов ориентирована на вовлечение участников в командную работу. При выполнении заданий у участников происходит выявление, анализ и практическая отработка навыков, необходимых для достижения общей поставленной цели.
В процессе работы участники должны иметь в виду, что:
- Задания выполнимы только в режиме командной работы
- Выполнение заданий должно быть завершено в заданный срок
- От степени согласованности действий отдельных команд зависит качество выполнения заданий и успех реализации всего проекта
На этапе планирования участники делятся на мини-группы, получают необходимые инструкции. После этого участники должны договориться о месте «Комплекса для отдыха», и о времени выполнения каждого задания.
Во время подготовки строительства (при поддержке инструктора) участникам необходимо:
- Договориться о последовательности и согласованности действий;
- Подготовить чертежи (схемы), необходимые для дальнейшей работы;
- Придумать и сконструировать ряд вспомогательных «устройств»;
- Найти и подготовить необходимые для постройки материалы;
- Расчистить и разметить территорию строительства;
- Подготовить транспортную инфраструктуру.
На этапе строительства за отведенное время участникам необходимо:
- По разработанным ранее чертежам произвести сборку отдельных элементов планируемой конструкции
- Подготовить необходимую для транспортировки инфраструктуру
- Произвести транспортировку отдельных элементов до места строительства
- Осуществить строительство «Комплекса для отдыха»
Тренинг «По следам Джека Воробья»
Цели мероприятия
- Получение участниками спортивного праздника, положительных эмоций и заряда энергии
- Создание пространства для групповой сплоченности
- Создание условий для развития благоприятного, доверительного микроклимата в команде
- Развитие конструктивной конкуренции и соревновательности
- Мотивация участников к достижению новых целей
Описание игры
Давно в мире ходит легенда о знаменитом пирате - Капитане Джеке Воробье. Молва приписывает ему самые страшные и самые прекрасные поступки за всю историю пиратства. Но главное, что именно Джек Воробей заставил тысячи людей странствовать по свету в поисках несметных сокровищ, зарытых им когда-то.
На поиски этих сокровищ и отправятся участники тренинга. Но чтобы добиться удачи и пройти все трудности, им потребуется капитан, опытный и легендарный. Именно поэтому сам Джек Воробей будет руководить их действиями, а помогать ему будет его доблестная команда пиратов. Кладоискателям придется пройти несколько испытаний, получить черные жемчужины и отправиться на выкуп карты к Капитану Джеку Воробью. Но карта окажется слишком дорогой, и только когда команды соберут весь заработанный жемчуг воедино, легендарный пират поймет, что за клад боролись действительно достойные, и поведает тайну сокровищ своим гостям.
Приключенческую атмосферу поддержит соответствующий антураж: зажженные файеры, сундук, пиратский костюм ведущего, музыка из приключенческих фильмов и др.
Ход мероприятия
В начале тренинга все участники попадают в «логово пиратов» с соответствующим антуражем и атмосферой, направляются к специально подготовленной площадке, на которой получают необходимую экипировку. Далее все участники собираются на поляне в общий круг для знакомства с «предводителем пиратов», условиями и правилами поиска сокровищ и разминки. Разминка состоит из нескольких несложных заданий, направленных как на физический «разогрев» команды, так и на снятие напряжения, формирование позитивного настроя на выполнение предлагаемых заданий.
Тренинг «Лесные люди»
Цель тренинга
Тренинг, состоящий из двух частей - аудиторной и лесной. Аудиторная часть тренинга посвящена фундаментальным принципам группового взаимодействия, лесная - применению участниками полученных знаний на практике, используя комплекс упражнений, позволяющих сформировать понятие об эффективной команде через активное взаимодействие участников между собой.
Активное участие ребят организации в работе тренинга позволит:
- повысить сплоченность команды
- получить опыт эффективного взаимодействия в команде
- получить представление о своих коммуникативных особенностях
- усовершенствовать методы распределение обязанностей и ответственности, а также ролей между членами команды
План проведения мероприятия
Первая часть.
- Блок №1 «ИСПЫТАЙ МЕНЯ» (на улице): участники собираются в общем кругу для знакомства с ведущим, целями и задачами тренинга и, разминки. Основные испытания для группы. Выполняются 3-4 задания для всей группы на преодоление препятствий и 1 задание «личного вызова» - это испытания, решение о прохождении которых участник принимает сам, хотя для выполнения их очень важна помощь и поддержка группы.
- Блок №2 «ПОЙМИ МЕНЯ» (в помещении): в помещении группа вспоминает пройденные испытания, вербализует полученный опыт. Далее для закрепления проводится несколько творческих заданий, ролевая игра. После группа ещё раз анализирует схему конструктивного взаимодействия.
- Блок №3 «НАУЧИ МЕНЯ» (в помещении): разбор оставшихся вопросов, подведение итогов дня, фиксация опыта на флип-чартах.
Вторая часть. «Роли в группе».
- Блок №1 «ИСПЫТАЙ МЕНЯ» (на улице): также как и в первый день участники проходят упражнения на командообразование, инструктор ненавязчиво возвращает их к опыту прошедшего дня.
- Блок №2 «ПОЙМИ МЕНЯ» (в помещении): тема «Роли в группе». Схема взаимодействия тренера и группы подобна схеме первой части. Ролевая игра, творческие задания.
- Блок №3 «НАУЧИ МЕНЯ» (в помещении): ролевая игра. Обратная связь: тренер-участники, участниками друг другу. Подведение итогов.
Список упражнений формируется исходя из состава группы, количества участников, а также в соответствии с целями и задачами, которые необходимо достичь в процессе проведения мероприятия.
Тренинг «Энергия движения»
Цель тренинга: cоздание ситуаций для ощущения и принятия важности принципов командной работы и их практическая отработка.
Тренинг на командообразование, позволяющий участникам выявить свои скрытые возможности, в непривычной обстановке по-новому взглянуть на своих ровесников, получить эмоциональную разрядку.
Программа тренинга включает сочетание упражнений, направленных на формирование навыков эффективного командного взаимодействия («нижний курс»), и испытаний «личного вызова» (например, упражнение «Падение на доверие»).
Пример программы тренинга
Цели:
- командное взаимодействие;
- преодоление страха нового;
- максимальное сплочение участников вокруг единой для всех цели
- эффективная совместная работа в рамках одной детской группы;
- создание атмосферы доверия, взаимной поддержки и уважения в команде;
На эмоциональном уровне:
- получение заряда положительных эмоций;
- снятие накопившегося напряжения;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе.
В данном тренинге мы используем 3 основные формы работы с участниками: индивидуальная, в мини-группе, и в объединенной группе. Каждая из данных форм работы позволяет решать различные задачи:
- Индивидуальная форма – осознание своей роли в команде, своих возможностей и потенциала роста, выработка индивидуальной коммуникативной стратегии;
- В мини-группах (12-15 человек) – позволяет активизировать и задействовать максимальное число участников, «примерить» новые роли, повысить активность всех членов группы.
- В объединенной группе – общая интеграция для решения общей цели, и возможность практики организации коммуникативных связей с другими участниками.
Такое построение позволяет максимально эффективно решать коммуникативные задачи.
Тренинг «ПельменьDay»
Цели тренинга
- Эмоциональное сплочение детских групп в процессе решения нестандартных креативных задач во время проведения мероприятия;
- Создание условий для развития благоприятного, доверительного микроклимата в команде;
- Получение массы ярких впечатлений от совместного празднования ПельменьDay
Легенда
Испокон веков ничему так не радовались как празднику. А если уж отмечали праздник, то с размахом, с весельем и задором, со всякими вкусностями, чтобы все в человеке радовалось этому дню! С давних пор на Руси обязательным гостем праздничного стола или пиршества являлся Пельмень (в различных своих вариациях: пельмени, хинкали, колдуны и т.д.)! Но откуда же Пельмень появлялся да еще и в таких огромных количествах, чтобы всем хватило? А вот откуда… В одном загадочном месте есть очень маленькая, но невероятно веселая и вкусная Страна Пельмения! Живут здесь специалисты высшего класса по приготовлению этого чуда. В чем же заключается их мастерство? Вот в чем: приглашают эти мастера к себе в гости людей со всего света, из разных стран, из различных уголков нашей необъятной родины. И устраивают ПельменьDay - соревнования между гостями, кто лучше и вкуснее приготовит Пельмень. Рецептов много! А чтобы интересней и веселей проходили состязания, специалисты усложняют Поварам задачу (устраивают розыгрыши, прячут инвентарь, загадывают загадки и ребусы). В общем, делают все возможное, чтобы Пельмени получились самые радостные, веселые, а самое главное вкусные!
Тренинг «M-mission»
Концепция
В качестве формата проведения данной программы предлагается «квест по окрестностям», а в качестве сюжетной линии использование идеи «секретных служб».
Легенда
Произошла катастрофа местного значения – при авиаперелете утерян ценный груз. Дабы не осложнять межгосударственные отношения, спецгруппе поручено провести поиски груза в полной секретности.
Наши участники являются спецгруппой, направленной на поиски пропавшего груза. В их распоряжении: информация о том, что на борту находилось три кейса; перечень содержимого каждого кейса; карта с обозначенными местами возможного нахождения каждого предмета; спецснаряжение (футболка туриста с логотипом детского лагеря, солнцезащитные очки, рюкзак или сумка и т.д.).
Спецгруппа делится на мини-подразделения, каждому из которых ставится задача найти содержимое своего кейса и доставить к месту общего сбора как можно быстрее.
Каждую команду сопровождает «наш человек» (оказать помощь при достижении цели, так как найти нужные предметы в некоторых точках возможно только в случае успешного прохождения испытания).
В каждом кейсе изначально находился определенный набор особо ценных предметов. С каждым предметом команды получают часть пазла, на котором изображено место последнего задания (узнать его команды смогут, только соединив все имеющиеся у них части воедино).
После того, как ценный груз доставлен к месту общего сбора, команды собирают пазл, на котором изображено место в лагере. Именно туда участники отправляются все вместе, где их ждет последнее и очень важное задание – весело провести вечер в кругу своих друзей с дискотекой и фейерверком.
В завершении «миссии» все участники награждаются памятными сувенирами (медали с логотипом детского лагеря – или возможны различные иные варианты).
Тренинг «Город Мастеров»
Цели мероприятия
- Эмоциональное сплочение детей в процессе решения нестандартных креативных задач во время проведения мероприятия;
- Создание положительного эмоционального настроя, формирование позитивного фона для возможных предстоящих изменений;
Легенда
Есть в одном прекрасном местечке, в самом центре соснового леса, загадочный Город Мастеров… Именно здесь идет самая активная подготовка к празднику и самая кропотливая «готовка» праздничных чудес…
В Городе Мастеров есть 7 Домов:
- «дом игрушки»
- «дом подарка»
- «дом сластены»
- «музыкальный дом»
- «дом движения»
- «дом морозной росписи»
- «дом спец.подготовки»
Перед Мастерами ставится очень важная задача – запустить работу в каждом доме, чтобы успеть сотворить множество чудес к празднику.
Тренинг «Механизаторы»
Цели
- Создание условий для активного взаимодействия детей, построение взаимоотношений и налаживание коммуникативных связей;
- Получение положительных эмоций и впечатлений.
Описание программы
Леонардо да Винчи был гениальным, многогранным человеком. В наши дни достоянием, сокровищем человечества стали не только его произведения искусства, а так же его исследования в области механизмов и устройств. Чертежи и схемы машин, летательных аппаратов, а так же других устройств, прославили его и как изобретателя.
Стало известно в узких кругах, что раскрыто местонахождение еще одного произведения да Винчи, однако точных координат нет. Это механизм, но как он выглядит, никто не может сказать, так как произведение разобрано на части, а части эти спрятаны в разных местах. Поиски составных частей осложняются еще и тем, что вместо точных координат местонахождения есть описания этих точек в виде загадок и ребусов.
Нашим участникам предстоит найти составные части механизма, собрать его воедино и представить миру еще один шедевр Леонардо да Винчи.
Порядок проведения программы
Программу можно условно разделить на два этапа -
Первый. Каждая команда разгадывает ребус или загадку о местонахождении одной из частей механизма, после чего приступает к поискам. Тем самым, спустя некоторое время каждая команда становится обладательницей нескольких частей механизма.
Второй. Так как части от целого, единого произведения, то командам необходимо объединить свои усилия и ресурсы. Задача осложняется тем, что изображения готового механизма нет.
Тренинг креативности "В некотором царстве"
Творчество характеризуется нестандартным подходом к деятельности. Творческий подход в команде всегда более эффективен, результативен, рационалистичен, чем деятельность по принятым правилам. Для того, чтобы знать, какое задание поручить команде и прогнозировать результат его выполнения, важно понимать, носителями каких форм творчества (креативности) являются члены команды. Чаще всего члены команды проявляют три формы креативности:
- Энтузиазм — использование в работе обычных методов, но с необычной самоотдачей, «не формальным подходом»;
- Рационализаторство — совершенствование и рационализация отдельных элементов используемых методик – правил, механизмов, технологий и т.д.;
- Изобретательство — предложение принципиально новых приемов.
В тренинге развития креативности, важно обращать внимание на три ключевых момента:
- Диагностика форм креативности: какая форма творчества или их сочетание преобладает в группе; понимание форм творчества позволит правильно распределять нагрузку между членами команды и прогнозировать качество результата;
- Развитие творческих возможностей участников тренинга;
- Результативность творческого процесса (творческие версии членов команды должны быть ориентированными на наиболее эффективный путь достижения конечного результата).
Рассмотрим тренинг развития креативности на примере программы «В некотором царстве…».
Цели тренинга
- Развитие способности ребят находить новые нестандартные (креативные) решения задач;
- Налаживание коммуникативных связей внутри рабочих групп;
- Отработка навыков.
Формат проведения тренинга
- Программу тренинга креативности можно условно разделить на две части: первая – выполнение комплекса заданий, направленных на выявление форм креативности участников, а также на создание условий для поиска нестандартных вариантов решений поставленных задач; Вторая часть тренинга – проектная работа в группах;
- Место проведения: несколько аудиторий по количеству рабочих групп. Первая часть тренинга сочетает в себе как интерактивную часть – выполнение заданий в аудитории, так и динамическую – некоторые задания будут подразумевать физическую активность участников. Вторая часть – разработка проекта. Все упражнения составляются таким образом, что в игровой ситуации моделируются реальные задачи, связанные с возрастной деятельностью участников, рабочие моменты.
Игровой сюжет
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один Царь. Захотел изменений у себя в царстве, чего-то новенького захотелось, чего ни у кого в округе нету. И решил он разыскать самых умелых, сильных, ловких, и смекалистых и взять к себе на службу, в помощь. Разослал весть во все города и села. Прошло время, и явились к Царю-батюшке умельцы из пяти городов славных (по количеству рабочих групп).
Вышел к ним Царь и говорит:
- Задам я Вам 7 заданий не сложных, только, чур между собой – не совещаться. Каждый город задание должен выполнить по-своему. Вот я и посмотрю – одинаково вы мыслите аль по-разному. Если одинаково – то в помощь себе, на службу возьму умельцев из одного города, коли разницы между вами нету. Если по-разному – всех на царскую службу приму. Согласны ли вы с моими условиями?
- Согласны, Царь-батюшка.
- Тогда слушайте мое первое задание… (задание составляется с учетом развития профессиональных навыков участников тренинга). Что нужно вам для работы – просите у моих советников (каждую группу сопровождает тренер)»
Таким образом, каждая группа выполняет 6 заданий на развитие креативности.
Седьмое задание самое сложное. Группам предлагается разработать свой оригинальный проект (тема проекта, информация и материалы для разработки у всех групп одинаковые).
Результаты
- Составляется профиль каждой рабочей группы (к какой форме креативности или сочетанию форм склонна каждая группа);
- Отрабатываются навыки поиска креативных решений поставленных задач;
- Налаживаются коммуникативные связи внутри рабочей группы;
- Отрабатываются навыки, связанные с возможными моментами реальной жизни участников (моделирование ситуации).
Тренинг креативности «Картинная галерея»
Цели тренинга
- Эмоциональное сплочение ребят путем совместного решения нестандартных задач в процессе мероприятия;
- Возможность знакомства, общения, налаживание эффективных коммуникативных связей во время развлекательной программы;
- Получение массы ярких впечатлений от совместного отдыха.
Формат
- Мероприятие представляет собой активно-развлекательную программу для подростков, проходящую в закрытом просторном помещении;
- Продолжительность программы 1 день (3-4 часа);
- Креативно-изобразительная программа. Перед командами ставится задача создать картину, символ детской группы, используя различный природный материал, придерживаясь заданной темы. Отразить в созданном шедевре уникальность и креативность детской команды.
- все участники делятся на команды.
Легенда
У команд есть несколько вариантов крупы (гречневая, рисовая, манная и т.д.), стальные элементы, гайки, бусины и др. А также в наличии у каждой группы имеется холст, рамка, клей, карандаши.
Задача — создать шедевр изобразительного искусства на определённую тему, портрет команды, используя только предложенные материалы. Так в арсенале детского лагеря появится своя первая картинная галерея.