Командообразующие тренинги на сплочение команды

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
41dm.jpg
13125634625290 m1m.jpg
DSC 1428m.jpg
Photo img 1652m.jpg
Vgnt24m.jpg

Командообразующие тренинги на сплочение команды

Тренинги по командообразованию, тимбилдинг или тимспирит (teambuilding и teamspirit) — все это разные названия одного и того же вида мероприятий, направленных на эмоциональное сплочение коллектива. Такие общелагерные тренинги позволяют участникам почувствовать себя единой командой, выявить свои скрытые возможности, в непривычной обстановке по-новому взглянуть на своих ровесников, получить эмоциональную разрядку.

Основные цели проведения командообразующих программ

  • Сплочение команды (коллектива)
  • Построение эффективных коммуникаций в команде
  • Получение опыта позитивного командного взаимодействия
  • Разрешение конфликтных ситуаций и улучшение взаимодействия в рамках детского отряда или всего детского лагеря в целом
  • Развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.

При проведении командообразующих программ (тренингов) для максимально эффективного решения поставленных задач мы используем три формы работы в группе — индивидуальная, в мини-группах, в общей группе.

Специфика проводимых упражнений позволяет в игровой форме смоделировать и отработать ситуации, возникающие в реальной деятельности детских коллективов. Структура проведения командообразующей программы позволяет проследить особенности взаимодействия участников в различных ситуациях и скорректировать их. Программы данного направления проходят на открытых площадках (преимущественно в лесопарковых зонах домов отдыха), продолжительность программ — 1 день (2-3 часов).

Составляющие эффективного тренинга на сплочение

  • Комплекс психологических и динамических упражнений, направленных на активное взаимодействие внутри команды
  • Специальная организация пространства проведения программы
  • Обеспечение ситуации включения всех участников в единую команду
  • Обеспечение принятия командных решений

Требуется обеспечить

  • Подбор места проведения
  • Сбор участников в указанное заранее время
  • Подготовку места проведения
  • Организацию и проведение командообразующей программы
  • Техническое обеспечение
  • Питание (при необходимости сухой паек, если действо проходит за территорией лагеря)


Примеры.


Тренинг "Градостроители"

Цели:

  • Эмоциональное сплочение детей, укрепление корпоративного духа детской группы в процессе проведения тренинга.
  • Улучшение внутренних коммуникативных связей в команде, повышение их эффективности;
  • Развитие способности ребят находить новые нестандартные (креативные) решения рабочих задач;

Концепция:

Как стало известно, мэр города предложил расширить город и начать строить целые новые районы. Сегодня ребятам выпала уникальнейшая возможность попробовать свои силы и построить своими руками город в городе, чтобы показать, на что они способны. Командам предстоит спроектировать и построить макет Города из предложенных материалов (песок, вода, пенопласт и т.д.)


Тренинг «Raft-building»

Цели тренинга

  • Создание условий для активного взаимодействия ребят, построение взаимоотношений и налаживание коммуникативных связей;
  • Общение в неформальной обстановке;
  • Получение положительных эмоций и впечатлений от совместного проведения активного отдыха.

Описание тренинга

На пути в город «Н», на одной из проселочных дорог у группы туристов сломался автобус. Совсем недавно прошел ливень, дороги размыло, связи с внешним миром, разумеется, нет (дорога совсем проселочная была), а помощь позвать надо. Единственный возможный вариант – добраться по реке до населенного пункта. Но как это сделать без лодок? В распоряжении туристов камеры от колес, лес кругом, а так же неограниченные способности и смекалка каждого, поддержка и слаженность действий команды.

Для того чтобы раздобыть материалы для постройки плав-средств (рафтов), команды проходят испытания: например

  • между деревьями навязана большая паутина из веревки. Резать веревку нельзя. Задача команды: распутать паутину, добыть веревку для строительства рафтов…
  • часть недостающих материалов, находится на ограниченной территории (добраться до них сложно), с помощью длинных палок необходимо достать рейки…

После того как все необходимое собрано (веревки, камеры, рейки, весла и т.д.), команды приступают к сборке рафтов. Рафты собраны, снаряжение надето – на воду! Команды сплавляются по реке до места стоянки.

Порядок проведения тренинга

  • Участники собираются в указанные время и место
  • На поляне участников ждут организаторы и инструкторы, разбит палаточный лагерь, приготовлен торжественный «ужин у костра»
  • 1-я часть программы тренинга: все участники делятся на две группы, каждую из которых сопровождает инструктор; команды добывают материалы, проходя испытания («Командообразующие» задания); сборка рафтов
  • 2-я часть программы тренинга: сплав по реке до места стоянки
  • На месте стоянки пока готовится еда, участники ставят палатки
  • Сбор и награждение отличившихся участников


Тренинг «Настройка команды»

Цели:

  • Создание условий для формирования эффективной команды
  • Формирование чувства принадлежности к детскому лагерю

Формат:

  • Проводится в формате outdoor (в качестве рабочей территории используется лесопарковая зона)
  • В тренинге мы используем 3 основные формы работы с участниками: индивидуальная, в мини-группе (до 6-8 ребят), и в объединенной группе (все участники тренинга)

Эффект:

  • Активное командное взаимодействие при совместном решении проблем
  • Высокий уровень сплоченности и доверия
  • Повышение уровня личной ответственности каждого в достижении общих целей
  • Позитивный психологический климат в коллективе

Содержание

В процессе проведения программы в игровой форме происходит моделирование и отработка ситуаций, возникающих в реальной деятельности детского отряда. Вся программа состоит из набора заданий, и разбита на несколько этапов. Выполнение заданий позволяет сформировать и закрепить навыки эффективной работы в команде. От успешности выполнения предыдущего задания напрямую зависит успешность выполнения как следующего за ним, так и успешности завершения всего проекта. В программе используются три формы работы участников: индивидуальная, в мини-группах, и командная. Действия участников контролируются и разбираются тренерами, что позволяет проследить особенности взаимодействия в рабочей группе при достижении общей для всех цели.

Сценарий

Перед участниками ставится цель в ограниченное время, в регламентируемых сценарием условиях разработать план постройки «Комплекса для отдыха» и реализовать его. Вся программа разделена на несколько этапов:

  • планирование «Комплекса для отдыха»
  • подготовка строительства
  • строительство

Структура заданий внутри этапов ориентирована на вовлечение участников в командную работу. При выполнении заданий у участников происходит выявление, анализ и практическая отработка навыков, необходимых для достижения общей поставленной цели.

В процессе работы участники должны иметь в виду, что:

  • Задания выполнимы только в режиме командной работы
  • Выполнение заданий должно быть завершено в заданный срок
  • От степени согласованности действий отдельных команд зависит качество выполнения заданий и успех реализации всего проекта

На этапе планирования участники делятся на мини-группы, получают необходимые инструкции. После этого участники должны договориться о месте «Комплекса для отдыха», и о времени выполнения каждого задания.

Во время подготовки строительства (при поддержке инструктора) участникам необходимо:

  • Договориться о последовательности и согласованности действий;
  • Подготовить чертежи (схемы), необходимые для дальнейшей работы;
  • Придумать и сконструировать ряд вспомогательных «устройств»;
  • Найти и подготовить необходимые для постройки материалы;
  • Расчистить и разметить территорию строительства;
  • Подготовить транспортную инфраструктуру.

На этапе строительства за отведенное время участникам необходимо:

  • По разработанным ранее чертежам произвести сборку отдельных элементов планируемой конструкции
  • Подготовить необходимую для транспортировки инфраструктуру
  • Произвести транспортировку отдельных элементов до места строительства
  • Осуществить строительство «Комплекса для отдыха»


Тренинг «По следам Джека Воробья»

Цели мероприятия

  • Получение участниками спортивного праздника, положительных эмоций и заряда энергии
  • Создание пространства для групповой сплоченности
  • Создание условий для развития благоприятного, доверительного микроклимата в команде
  • Развитие конструктивной конкуренции и соревновательности
  • Мотивация участников к достижению новых целей

Описание игры

Давно в мире ходит легенда о знаменитом пирате - Капитане Джеке Воробье. Молва приписывает ему самые страшные и самые прекрасные поступки за всю историю пиратства. Но главное, что именно Джек Воробей заставил тысячи людей странствовать по свету в поисках несметных сокровищ, зарытых им когда-то.

На поиски этих сокровищ и отправятся участники тренинга. Но чтобы добиться удачи и пройти все трудности, им потребуется капитан, опытный и легендарный. Именно поэтому сам Джек Воробей будет руководить их действиями, а помогать ему будет его доблестная команда пиратов. Кладоискателям придется пройти несколько испытаний, получить черные жемчужины и отправиться на выкуп карты к Капитану Джеку Воробью. Но карта окажется слишком дорогой, и только когда команды соберут весь заработанный жемчуг воедино, легендарный пират поймет, что за клад боролись действительно достойные, и поведает тайну сокровищ своим гостям.

Приключенческую атмосферу поддержит соответствующий антураж: зажженные файеры, сундук, пиратский костюм ведущего, музыка из приключенческих фильмов и др.

Ход мероприятия

В начале тренинга все участники попадают в «логово пиратов» с соответствующим антуражем и атмосферой, направляются к специально подготовленной площадке, на которой получают необходимую экипировку. Далее все участники собираются на поляне в общий круг для знакомства с «предводителем пиратов», условиями и правилами поиска сокровищ и разминки. Разминка состоит из нескольких несложных заданий, направленных как на физический «разогрев» команды, так и на снятие напряжения, формирование позитивного настроя на выполнение предлагаемых заданий.


Тренинг «Лесные люди»

Цель тренинга

Тренинг, состоящий из двух частей - аудиторной и лесной. Аудиторная часть тренинга посвящена фундаментальным принципам группового взаимодействия, лесная - применению участниками полученных знаний на практике, используя комплекс упражнений, позволяющих сформировать понятие об эффективной команде через активное взаимодействие участников между собой.

Активное участие ребят организации в работе тренинга позволит:

  • повысить сплоченность команды
  • получить опыт эффективного взаимодействия в команде
  • получить представление о своих коммуникативных особенностях
  • усовершенствовать методы распределение обязанностей и ответственности, а также ролей между членами команды

План проведения мероприятия

Первая часть.

  • Блок №1 «ИСПЫТАЙ МЕНЯ» (на улице): участники собираются в общем кругу для знакомства с ведущим, целями и задачами тренинга и, разминки. Основные испытания для группы. Выполняются 3-4 задания для всей группы на преодоление препятствий и 1 задание «личного вызова» - это испытания, решение о прохождении которых участник принимает сам, хотя для выполнения их очень важна помощь и поддержка группы.
  • Блок №2 «ПОЙМИ МЕНЯ» (в помещении): в помещении группа вспоминает пройденные испытания, вербализует полученный опыт. Далее для закрепления проводится несколько творческих заданий, ролевая игра. После группа ещё раз анализирует схему конструктивного взаимодействия.
  • Блок №3 «НАУЧИ МЕНЯ» (в помещении): разбор оставшихся вопросов, подведение итогов дня, фиксация опыта на флип-чартах.

Вторая часть. «Роли в группе».

  • Блок №1 «ИСПЫТАЙ МЕНЯ» (на улице): также как и в первый день участники проходят упражнения на командообразование, инструктор ненавязчиво возвращает их к опыту прошедшего дня.
  • Блок №2 «ПОЙМИ МЕНЯ» (в помещении): тема «Роли в группе». Схема взаимодействия тренера и группы подобна схеме первой части. Ролевая игра, творческие задания.
  • Блок №3 «НАУЧИ МЕНЯ» (в помещении): ролевая игра. Обратная связь: тренер-участники, участниками друг другу. Подведение итогов.

Список упражнений формируется исходя из состава группы, количества участников, а также в соответствии с целями и задачами, которые необходимо достичь в процессе проведения мероприятия.


Тренинг «Энергия движения»

Цель тренинга: cоздание ситуаций для ощущения и принятия важности принципов командной работы и их практическая отработка.

Тренинг на командообразование, позволяющий участникам выявить свои скрытые возможности, в непривычной обстановке по-новому взглянуть на своих ровесников, получить эмоциональную разрядку.

Программа тренинга включает сочетание упражнений, направленных на формирование навыков эффективного командного взаимодействия («нижний курс»), и испытаний «личного вызова» (например, упражнение «Падение на доверие»).

Пример программы тренинга

Цели:

  • командное взаимодействие;
  • преодоление страха нового;
  • максимальное сплочение участников вокруг единой для всех цели
  • эффективная совместная работа в рамках одной детской группы;
  • создание атмосферы доверия, взаимной поддержки и уважения в команде;

На эмоциональном уровне:

  • получение заряда положительных эмоций;
  • снятие накопившегося напряжения;
  • создание благоприятного психологического климата в коллективе.

В данном тренинге мы используем 3 основные формы работы с участниками: индивидуальная, в мини-группе, и в объединенной группе. Каждая из данных форм работы позволяет решать различные задачи:

  • Индивидуальная форма – осознание своей роли в команде, своих возможностей и потенциала роста, выработка индивидуальной коммуникативной стратегии;
  • В мини-группах (12-15 человек) – позволяет активизировать и задействовать максимальное число участников, «примерить» новые роли, повысить активность всех членов группы.
  • В объединенной группе – общая интеграция для решения общей цели, и возможность практики организации коммуникативных связей с другими участниками.

Такое построение позволяет максимально эффективно решать коммуникативные задачи.


Тренинг «ПельменьDay»

Цели тренинга

  • Эмоциональное сплочение детских групп в процессе решения нестандартных креативных задач во время проведения мероприятия;
  • Создание условий для развития благоприятного, доверительного микроклимата в команде;
  • Получение массы ярких впечатлений от совместного празднования ПельменьDay

Легенда

Испокон веков ничему так не радовались как празднику. А если уж отмечали праздник, то с размахом, с весельем и задором, со всякими вкусностями, чтобы все в человеке радовалось этому дню! С давних пор на Руси обязательным гостем праздничного стола или пиршества являлся Пельмень (в различных своих вариациях: пельмени, хинкали, колдуны и т.д.)! Но откуда же Пельмень появлялся да еще и в таких огромных количествах, чтобы всем хватило? А вот откуда… В одном загадочном месте есть очень маленькая, но невероятно веселая и вкусная Страна Пельмения! Живут здесь специалисты высшего класса по приготовлению этого чуда. В чем же заключается их мастерство? Вот в чем: приглашают эти мастера к себе в гости людей со всего света, из разных стран, из различных уголков нашей необъятной родины. И устраивают ПельменьDay - соревнования между гостями, кто лучше и вкуснее приготовит Пельмень. Рецептов много! А чтобы интересней и веселей проходили состязания, специалисты усложняют Поварам задачу (устраивают розыгрыши, прячут инвентарь, загадывают загадки и ребусы). В общем, делают все возможное, чтобы Пельмени получились самые радостные, веселые, а самое главное вкусные!


Тренинг «M-mission»

Концепция

В качестве формата проведения данной программы предлагается «квест по окрестностям», а в качестве сюжетной линии использование идеи «секретных служб».

Легенда

Произошла катастрофа местного значения – при авиаперелете утерян ценный груз. Дабы не осложнять межгосударственные отношения, спецгруппе поручено провести поиски груза в полной секретности.

Наши участники являются спецгруппой, направленной на поиски пропавшего груза. В их распоряжении: информация о том, что на борту находилось три кейса; перечень содержимого каждого кейса; карта с обозначенными местами возможного нахождения каждого предмета; спецснаряжение (футболка туриста с логотипом детского лагеря, солнцезащитные очки, рюкзак или сумка и т.д.).

Спецгруппа делится на мини-подразделения, каждому из которых ставится задача найти содержимое своего кейса и доставить к месту общего сбора как можно быстрее.

Каждую команду сопровождает «наш человек» (оказать помощь при достижении цели, так как найти нужные предметы в некоторых точках возможно только в случае успешного прохождения испытания).

В каждом кейсе изначально находился определенный набор особо ценных предметов. С каждым предметом команды получают часть пазла, на котором изображено место последнего задания (узнать его команды смогут, только соединив все имеющиеся у них части воедино).

После того, как ценный груз доставлен к месту общего сбора, команды собирают пазл, на котором изображено место в лагере. Именно туда участники отправляются все вместе, где их ждет последнее и очень важное задание – весело провести вечер в кругу своих друзей с дискотекой и фейерверком.

В завершении «миссии» все участники награждаются памятными сувенирами (медали с логотипом детского лагеря – или возможны различные иные варианты).


Тренинг «Город Мастеров»

Цели мероприятия

  • Эмоциональное сплочение детей в процессе решения нестандартных креативных задач во время проведения мероприятия;
  • Создание положительного эмоционального настроя, формирование позитивного фона для возможных предстоящих изменений;

Легенда

Есть в одном прекрасном местечке, в самом центре соснового леса, загадочный Город Мастеров… Именно здесь идет самая активная подготовка к празднику и самая кропотливая «готовка» праздничных чудес…

В Городе Мастеров есть 7 Домов:

  • «дом игрушки»
  • «дом подарка»
  • «дом сластены»
  • «музыкальный дом»
  • «дом движения»
  • «дом морозной росписи»
  • «дом спец.подготовки»

Перед Мастерами ставится очень важная задача – запустить работу в каждом доме, чтобы успеть сотворить множество чудес к празднику.


Тренинг «Механизаторы»

Цели

  • Создание условий для активного взаимодействия детей, построение взаимоотношений и налаживание коммуникативных связей;
  • Получение положительных эмоций и впечатлений.

Описание программы

Леонардо да Винчи был гениальным, многогранным человеком. В наши дни достоянием, сокровищем человечества стали не только его произведения искусства, а так же его исследования в области механизмов и устройств. Чертежи и схемы машин, летательных аппаратов, а так же других устройств, прославили его и как изобретателя.

Стало известно в узких кругах, что раскрыто местонахождение еще одного произведения да Винчи, однако точных координат нет. Это механизм, но как он выглядит, никто не может сказать, так как произведение разобрано на части, а части эти спрятаны в разных местах. Поиски составных частей осложняются еще и тем, что вместо точных координат местонахождения есть описания этих точек в виде загадок и ребусов.

Нашим участникам предстоит найти составные части механизма, собрать его воедино и представить миру еще один шедевр Леонардо да Винчи.

Порядок проведения программы

Программу можно условно разделить на два этапа -

Первый. Каждая команда разгадывает ребус или загадку о местонахождении одной из частей механизма, после чего приступает к поискам. Тем самым, спустя некоторое время каждая команда становится обладательницей нескольких частей механизма.

Второй. Так как части от целого, единого произведения, то командам необходимо объединить свои усилия и ресурсы. Задача осложняется тем, что изображения готового механизма нет.


Тренинг креативности "В некотором царстве"

Творчество характеризуется нестандартным подходом к деятельности. Творческий подход в команде всегда более эффективен, результативен, рационалистичен, чем деятельность по принятым правилам. Для того, чтобы знать, какое задание поручить команде и прогнозировать результат его выполнения, важно понимать, носителями каких форм творчества (креативности) являются члены команды. Чаще всего члены команды проявляют три формы креативности:

  • Энтузиазм — использование в работе обычных методов, но с необычной самоотдачей, «не формальным подходом»;
  • Рационализаторство — совершенствование и рационализация отдельных элементов используемых методик – правил, механизмов, технологий и т.д.;
  • Изобретательство — предложение принципиально новых приемов.

В тренинге развития креативности, важно обращать внимание на три ключевых момента:

  1. Диагностика форм креативности: какая форма творчества или их сочетание преобладает в группе; понимание форм творчества позволит правильно распределять нагрузку между членами команды и прогнозировать качество результата;
  2. Развитие творческих возможностей участников тренинга;
  3. Результативность творческого процесса (творческие версии членов команды должны быть ориентированными на наиболее эффективный путь достижения конечного результата).

Рассмотрим тренинг развития креативности на примере программы «В некотором царстве…».

Цели тренинга

  1. Развитие способности ребят находить новые нестандартные (креативные) решения задач;
  2. Налаживание коммуникативных связей внутри рабочих групп;
  3. Отработка навыков.

Формат проведения тренинга

  • Программу тренинга креативности можно условно разделить на две части: первая – выполнение комплекса заданий, направленных на выявление форм креативности участников, а также на создание условий для поиска нестандартных вариантов решений поставленных задач; Вторая часть тренинга – проектная работа в группах;
  • Место проведения: несколько аудиторий по количеству рабочих групп. Первая часть тренинга сочетает в себе как интерактивную часть – выполнение заданий в аудитории, так и динамическую – некоторые задания будут подразумевать физическую активность участников. Вторая часть – разработка проекта. Все упражнения составляются таким образом, что в игровой ситуации моделируются реальные задачи, связанные с возрастной деятельностью участников, рабочие моменты.

Игровой сюжет

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один Царь. Захотел изменений у себя в царстве, чего-то новенького захотелось, чего ни у кого в округе нету. И решил он разыскать самых умелых, сильных, ловких, и смекалистых и взять к себе на службу, в помощь. Разослал весть во все города и села. Прошло время, и явились к Царю-батюшке умельцы из пяти городов славных (по количеству рабочих групп).

Вышел к ним Царь и говорит:

  • Задам я Вам 7 заданий не сложных, только, чур между собой – не совещаться. Каждый город задание должен выполнить по-своему. Вот я и посмотрю – одинаково вы мыслите аль по-разному. Если одинаково – то в помощь себе, на службу возьму умельцев из одного города, коли разницы между вами нету. Если по-разному – всех на царскую службу приму. Согласны ли вы с моими условиями?
  • Согласны, Царь-батюшка.
  • Тогда слушайте мое первое задание… (задание составляется с учетом развития профессиональных навыков участников тренинга). Что нужно вам для работы – просите у моих советников (каждую группу сопровождает тренер)»

Таким образом, каждая группа выполняет 6 заданий на развитие креативности.

Седьмое задание самое сложное. Группам предлагается разработать свой оригинальный проект (тема проекта, информация и материалы для разработки у всех групп одинаковые).

Результаты

  • Составляется профиль каждой рабочей группы (к какой форме креативности или сочетанию форм склонна каждая группа);
  • Отрабатываются навыки поиска креативных решений поставленных задач;
  • Налаживаются коммуникативные связи внутри рабочей группы;
  • Отрабатываются навыки, связанные с возможными моментами реальной жизни участников (моделирование ситуации).


Тренинг креативности «Картинная галерея»

Цели тренинга

  • Эмоциональное сплочение ребят путем совместного решения нестандартных задач в процессе мероприятия;
  • Возможность знакомства, общения, налаживание эффективных коммуникативных связей во время развлекательной программы;
  • Получение массы ярких впечатлений от совместного отдыха.

Формат

  • Мероприятие представляет собой активно-развлекательную программу для подростков, проходящую в закрытом просторном помещении;
  • Продолжительность программы 1 день (3-4 часа);
  • Креативно-изобразительная программа. Перед командами ставится задача создать картину, символ детской группы, используя различный природный материал, придерживаясь заданной темы. Отразить в созданном шедевре уникальность и креативность детской команды.
  • все участники делятся на команды.

Легенда

У команд есть несколько вариантов крупы (гречневая, рисовая, манная и т.д.), стальные элементы, гайки, бусины и др. А также в наличии у каждой группы имеется холст, рамка, клей, карандаши.

Задача — создать шедевр изобразительного искусства на определённую тему, портрет команды, используя только предложенные материалы. Так в арсенале детского лагеря появится своя первая картинная галерея.