Диагностические методики
Методика «5 пальцев»
Дети анализируют события, произошедшие с ними за день, пользуясь пальцами своей руки:
- Мизинец - МЫСЛЬ: какие знания, опыт приобрел?
- Безымянный - Близка ли цель? Что я сделал сегодня для достижения цели?
- Средний - Состояние души. Каким было мое настроение? От чего оно зависело?
- Указательный - УСЛУГА: Чем я мог порадовать других?
- Большой - Бодрость тела: физическое состояние тела.
Пояснение: Возможно использование методики для массового мероприятия или доп.занятия.
Методика «Черный и белый камень»
Заранее заготавливаются черные и белые фигурки КВАДРАТИКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, КРУЖОЧКИ и т.д. Участникам ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМО оценить весь прожитый в лагере день и положить черный и белый камушек в кармашек, объясняя свой выбор. Данная диагностика ПОМОГАЕТ определить эмоциональный настрой всего отряда в целом.
Пояснение: возможно использование методики для массового мероприятия.
Методика «Цветопись» (А. Лутошкин)
Инструкция: «Вы видите «Цветик - семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.
- желтый - очень хорошо
- красный - радостно
- оранжевый - спокойно, хорошо.
- зеленый - тепло
- синий - нормально
- фиолетовый - скверно,скучно
- черный - плохо
Совместная деятельность
- Красный - творческая (созидательная активность на высоком уровне)
- Желтый - формирующая творчество (взаимопонимание, жизнерадостность)
- Оранжевый - понимающая (коллегиальная) активность на среднем уровне.
- Зеленый - удовлетворительно (спокойно, обстоятельно)
- Синий - взрывает беспокойство, неудовлетворит.
- Фиолетовый - наличие депрессии, неверие в обсуждаемое.
- Черный - наличие конфликта
Диагностика интереса
Инструкция: Прочитайте вопрос и выберете один, наиболее подходящий ответ.
1. Занятия в кружке посещаю
- а) Систематически
- б) Довольно часто
- в) От случая к случаю
2. Если твои друзья решают уйти из кружка, то...
- а) Останусь
- б) Подумаю остаться или уйти
- в) Уйду не раздумывая
3. Дома в свободное время делаю го, чем занимаюсь в кружке
- а) Да, всегда
- б) Иногда
- в) Никогда
4. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе в жизни знания, умения, навыки, полу ченные в кружке
- а) Да
- б) Может быть
- в) Нет
5. При возникновении трудностей доводишь ли ты начатое дело до конца?
- а) Всегда добиваюсь намеченной цели
- б) Иногда трудности меня пугают
- в) Без посторонней помощи бросаю начатое дело
6. Совершенствуешь ли ты свои знания, умения, полученные в кружке само стоятельно
- а) Постоянно ищу и предлагаю новые идеи
- б) Иногда возникает желание попробовать что-то новое, но не
всегда это удается
- в) Ограничиваюсь тем, что изучаю в кружке
Обработка результатов
- Преобладание ответов под буквой «а» (4-6 ответов) свидетельствует об устойчивом интересе к занятиям.
- Преобладание ответов под буквой «б» предполагает формирующийся интерес воспитанника к занятиям.
- Преобладание ответов под буквой «в» показывает неустойчивый интерес к занятиям.
Пояснение: применяется для воспитанников кружков, секций.
Творческий потенциал
Воспитанникам дается 3 слова, для которых они должны придумать оригинальное применение. (например, туфля, зонтик, очки, заколка, гвоздь, нитки) Можно предложить другие слова.
Обработка результатов.
1. Низкий уровень
- - Нет оригинального применения
2. Ниже среднего
- - Для одного несколько оригинальных применений
3. Средний
- - Для одного предмета найдено оригинальное применение.
4. Выше среднего
- - Для 2-х предметов найдены оригинальные применения.
5. Высокий
- -Для каждого предмета найдено несколько уникальных применений.
Диагностика мотивации
Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и отметьте свое мнение об одной из 4-х градаций.
- 1 Балл - Нет
- 2 Балла - Скорее «нет», чем «да»
- 3 Балла - Скорее «да», чем «нет»
- 4 Балла - Да
- 1. В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?
- 2. Часто ли у вас возникает желание прийти в кружок и пообщаться с друзьями?
- 3. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?
- 4. Получаешь ли ты удовольствие от приобретения новых знаний и умений?
- 5. Нравится ли вам испытывать радость от успеха на занятиях?
- 6. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши успехи меньше, чем могли бы быть?
- 7. Считаешь ли ты занятие в кружке хорошим средством для отдыха?
- 8. После занятий я чувствую себя в хорошем настроении и полным сил.
Обработка результатов (6-8 баллов)
- 1, 2 вопрос -мотив общения
- 3,4 -деятельность познания
- 5,6 -достижение успеха
- 7,8 -отдых
При наличии средних и низких баллах ведущий мотив посещения кружка не сформирован.
Пояснение: применяются для воспитанников кружков, секций
Анкета участников мероприятия или занятия:
Самый распространенный вид диагностики. Используется при большом скоплении участников мероприятия. Не требует больших затрат. Необходимы только ручка и небольшой листок бумаги для каждого ребенка.
Вопросы:
- 1. Во время занятий я понял, что…
- 2. Самым полезным для меня было…
- 3. Я был бы более откровенным, если бы…
- 4. Своими основными ошибками я считаю…
- 5. Мне не понравилось…
- 6. Больше всего мне понравилось, как работал…
- 7. На следующем занятии я хотел бы…
- 8. На месте ведущего я …
Черно-белый и цветной кадр
Методика используется обычно в лагере загородного или дневного пребывания. Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать;, например:
- Черно-белый: «вожатая врывается в комнату и громко кричит: «подъем!»
- Цветной кадр: «ласковое солнце, теплый песочек, прохладная водица»
Методика «Дерево»
«Эквалайзер», эта форма работы проводится в конце каждого дня по-своему:
а) смайлики — детям предлагается обозначить наиболее удачные и неудачные моменты программы. К примеру, на большом листе ватмана сверху по горизонтали перечислены все проведенные за день дела. Участникам предлагается смайликами (радости и огорчения) оценить одно самое удачное и одно самое неудачное дело в программе прожитого дня. Затем результаты обобщаются и внимательно изучаются.
б) рейтинг. На листе бумаге снизу написаны все дела, которые были проведены за день. Рядом лежат маленькие разноцветные полоски. Детям предлагалось выбрать только одну полоску и поднять рейтинг одного из дел дня на одну единицу. Таким образом, когда каждый ребёнок может сделать свой выбор и будет видна картина самых популярных мероприятий дня.
в) планета дружба. Лист бумаги делится на несколько частей в зависимости от количества проведенных за день мероприятий. Детям предлагается выбрать одну из звездочек, которые лежат рядом с полем и прикрепить ее на сектор, где отмечено дело, которое на его взгляд вызывает больше всего эмоций.
4. «Дневники». Педагогам-воспитателям важно ежедневно отслеживать динамику психологического состояния каждого ребёнка. С этой целью можно предложить детям такую форму письменной психологической рефлексии, как дневник, когда ребёнок делится с ними своими личными впечатлениями и эмоциями.
В первый день смены дети получили задание — заполнить первые страницы, ориентируясь на темы:
Кто я? Каким я хочу стать? В конце дня ребятам предлагается в течение 20 минут письменно поразмышлять на заданную тему (Например, «Самым трудным для меня сегодня было...», «Мир, который меня сегодня окружал...» и др.) и занести свои впечатления, эмоции, переживания, мысли в свои «дневники», параллельно размышляя на предложенную им тему, сформулированную в виде-«незаконченных предложений». Заданные темы отражают уровень продвижения участника в программе («Да это так, но все-таки.,.», «Если говорить по существу», «Нужно незамедлительно исправить...» и др.)
Сразу же после заполнения «дневников», воспитатели собирают их у детей и тщательно изучаются педагогами-психологами с целью оценки эмоционального уровня ребят, анализа мнений о прожитом дне и прошедших событиях.
Эта форма позволяет отследить степень включённости каждого ребёнка в программу, выявить проблемные ситуации, возникавшие в ходе реализации тех или иных задач, увидеть внутриличностное психологическое состояние.
Принятая форма позволяет вступить в диалог с каждым ребёнком. Отвечая на вопросы, заданные детьми, реагируя на их эмоции, педагоги-психологи стимулируют участников к искренним размышлениям и оценкам происходящих событий.
Таким образом, дневник является для педагога важнейшим источником анализа и оценки эффективности психологической программы лагеря «В каждом ребёнке солнце — дайте ему светить»
5. «Статья в газету». Каждый ребёнок может, написав статью, высказать свое отношение ко всему происходящему.