Эстафета 29

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dc09f9fbdcd97dbb8c96aeff3e92deedm.jpg

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для школьников. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.

Очень важно также, подводя итоги игр, учитывать возрастную специфику играющих, не обижать «провинившихся», а, наоборот, стимулировать их к дальнейшим действиям. Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать. Приведенные игры рассчитаны на учащихся начальной школы. Доступны описанные игры и для физкультурных занятий групп продленного дня, их можно использовать как часть программы «спортивного часа», на подвижных переменах. Местом проведения игр могут быть физкультурный зал, спортивная площадка, просторный коридор, школьная рекреация.

Живая цепочка. Тренер строит детей в колонну по одному и, все время меняя направление, водит ее за собой, имитируя движения животных и птиц. Например, «идем, как гуси» (ходьба на согнутых ногах), «прыгаем, как кенгуру» (прыжки на двух ногах), «идем, как медведи» (медвежья походка), «полетели, как журавли» (махи руками) и др. Желательно игру проводить под музыку. По характеру музыки дети должны не только определить, кто идет, но и изобразить движения неуклюжих, медленно шагающих гусят, быстро прыгающих кенгуру, смешно переступающих медвежат и т.д.

Веселые тройки. Дети распределяются по четыре человека. Трое становятся в шеренгу с небольшим интервалом и соединяют руки. Четвертый располагается за ними и берет крайних партнеров за свободные руки. Первые три игрока - «лошадки», сзади стоящий - «наездник». Под музыку «лошадки» и «наездники» начинают ритмично двигаться (одна тройка за другой) то шагом, то бегом. «Наездники» управляют тройками. Внезапно Тренер подает заранее обусловленный сигнал, после которого все играющие разъединяют руки («наездник» не имеет право удерживать «лошадок») и разбегаются по площадке. «Наездники» ловят (салят) своих «лошадок» и составляют тройки, как в начале игры. «Наездники», справившиеся за определенное время с заданием, объявляются победителями. Каждый раз меняются «наездники» из числа не пойманных «лошадок».

Вода, земля, воздух. Играющие располагаются в середине площадки в 2-3 круга, обозначающих «землю». На одной стороне площадки, за линией, обозначается «вода», на другой - «воздух». Выбираются двое водящих, которые становятся за пределами площадки, на длинных ее сторонах, друг перед другом. Тренер время от времени называет одно из живых существ, обитающих в воде, на земле или в воздухе. Услышав произнесенное учителем слово, дети быстро перебегают в нужное место. Например, при слове «Воробей!» дети бегут в ту часть площадки, которая обозначена «воздухом», «Кит!» - устремляются к «воде», «Волк!» - все играющие возвращаются в свои круги, «на землю». Водящие ловят перебегающих. Если названо животное, соответствующее в данный момент месту нахождения игроков, все приседают и ждут следующего сигнала. После ряда перебежек водящие сменяются. Затем отмечаются игроки, которые ни разу не были осалены и не путали сигналы.

Нарисуй солнышко. Играющие распределяются на 2-3 команды и выстраиваются в колонны по одному. У стартовой линии рядом с колоннами лежат гимнастические палки (по количеству игроков). Впереди в 8-10 м перед каждой командой кладут обруч. Задачи игроков всех команд - поочередно, по стартовому сигналу выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - «нарисовать солнышко». Побеждает команда, которая быстрее и лучше справится с заданием. Не путай сигналы. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тренер стоит перед строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета - красный, зеленый, желтый, которые он внезапно показывает играющим. На зеленый цвет дети начинают маршировать на месте, на желтый - перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный - быстро приседают и замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы.

Лесная прогулка. Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на разных сторонах площадки, лицом друг к другу. Команды поочередно выполняют задания под речевки Тренера. Текст: «Миша шел, шел, шел - землянику нашел» - игроки одной команды идут навстречу другой, стоящей на месте; когда Тренер произносит слова «землянику нашел», все приседают. Текст: «Миша шел, шел, шел - вдруг орехи нашел» - подпрыгивают. Текст: «Миша шел, шел, шел - и к дубкам пришел» - игроки подходят к своим соперникам и останавливаются перед ними в 1-1,5 м; игроки другой команды в это время выполняют поворот кругом. Текст: «Раз дубок, два дубок, ну, лови меня, дружок!» - после этих слов все играющие разворачиваются; игроки одной команды убегают на свою сторону площадки, а другой - устремляются за ними, стараясь осалить как можно больше соперников. За каждого осаленного игрока команда получает очко. Затем аналогичное задание выполняет другая команда. Выигрывает команда, которая наберет больше очков после нескольких перебежек.

Скульптуры. Играющие стоят в шеренге. Назначаются трое водящих. По сигналу Тренера дети разбегаются врассыпную, продолжая ходить и бегать по площадке. Тренер подает команду: «Внимание!». Дети останавливаются. Затем Тренер произносит: «Изобразим лыжника!» (футболиста, пловца, боксера и др.). Играющие принимают соответствующую позу. Водящие в течение 15-20 сек. осматривают придуманные ребятами позы, и каждый выбирает себе лучшую «скульптуру». Игроки, показавшие лучшие «скульптуры», меняются ролями с водящими. Снова подается команда, и игра продолжается. По ее окончании отмечаются игроки, выполнившие наиболее удачные «скульптуры».

Ягоды, фрукты, овощи. Дети становятся в круг лицом к центру. Трем игрокам вручается по большому резиновому мячу разного цвета. Каждый цвет соответствует названию ягод, фруктов, овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый - фрукты, синий - овощи. По сигналу Тренера мячи передают по кругу из рук в руки. Внезапно Тренер произносит одно из слов, например «Малина!». Передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, обозначающий ягоды, поднимает его над головой. Затем передача мячей продолжается, Тренер называет другое слово. Каждый раз ученик, перепутавший ягоды, фрукты и овощи выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый «неудачник».

Почтальоны. В игре участвуют 2-3 команды по 9-12 человек. Играющие стоят в колоннах по одному или сидят на скамейках. Перед каждой командой в 8-10 м на полу лежит толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которых написаны окончания названия имен (-РЯ, -НА, -ТА и т.д.). Другой лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складывают в заплечную сумку. Сумки надевают на плечо первые номера команд. По сигналу Тренера они спешат к «адресату». Прибежав к бумажному листу, вынимают из сумки открытку с названием первой половины имени и приставляют ее к нужному окончанию на бумажном листе, например: БО-РЯ. Затем возвращаются назад и передают сумку вторым номерам, которые проделывают ту же операцию, и т.д. Побеждает команда, которая быстрее разнесет «почту».

Угадай, кто? Играющие строятся в одну шеренгу. Выбираются трое водящих, которые на короткое время должны покинуть площадку или зал. В это время игроки рассчитываются по три. Каждый из номеров получает имена сказочных героев. Например, первые номера получают названия «Мойдодыры», вторые - «Айболиты», третьи - «Буратино». Затем дети по сигналу Тренера начинают выполнять движения, характерные для названных персонажей. Тренер возвращает в зал водящих, они становятся перед шеренгой и стараются по движениям играющих определить, кто из них Айболит, Мойдодыр,

Буратино. Правильно названные водящими игроки выходят из строя, а поиск героев сказок продолжается. Далее происходит смена водящих, а также имен сказочных персонажей. После игры отмечаются внимательные водящие и игроки, показавшие лучшие образы.

Поезд. К началу игры готовится инвентарь: длинный шнур (10-12 м), гимнастическая скамейка, 3-4 обруча, 3-4 набивных мяча, 2 красных и 2 зеленых флажка. Учащиеся строятся в колонну и берутся правой рукой за шнур. Первый игрок - «тепловоз», остальные - «вагоны». По сигналу Тренера поезд начинает двигаться то быстрее, то медленнее. В двух-трех местах отмечаются остановки - «станции», у которых дежурный регулирует движение красным и зеленым флажками. Поезд идет то по мосту (по гимнастической скамейке), то по тоннелю (ворота, образованные стойками), то змейкой (между набивными мячами).

Эстафета для 1-4 классов (составление ассоциаций к словам). Участники эстафеты делятся на несколько команд, по 6-8 человек (чем больше команд и меньше в них игроков, тем выше моторная плотность эстафеты). На карточках, равных по количеству числу команд столбиком написаны слова, к которым надо придумать и написать ассоциации.

Количество заданий на карточках должно превосходить число участников в каждой команде. За время эстафеты каждый участник должен выполнить задание по 2-3 раза, то есть до полного использования слов на карточках. Пример выполнения задания: солнце - небо, песок - пустыня, мяч - игра и т.д. Команды строятся в колонны на линии старта, карточку с заданиями вместе с авторучкой кладут на стул напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м.

По сигналу Тренера первый участник от каждой команды бежит к своему стулу (или выполняет какое-либо двигательное действие: прыгает, ведет мяч, преодолевает препятствия и т.п.), где лежат карточки с заданиями, и пишет напротив первого слова его ассоциацию. После этого он возвращается к своей команде, передает эстафету следующему участнику, коснувшись его рукой, и встает в конец колонны и т.д.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Проводя эстафету по данной схеме, можно изменить задание (подбирать слова-синонимы или антонимы). Игра «Паровозик» для 1-3 классов (определение ударных гласных). Ученики делятся на две команды, встают в колонны, взявшись руками за локти, и выполняют ходьбу на месте, изображая «паровозик». Тренер громко произносит слова так, чтобы каждый слог приходился на шаг. Игроки внимательно слушают Тренера и на слог в слове, на который падает ударение, выполняют более твердую постановку ноги. Команда, которая сделает ошибку, получает штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных очков. По мере освоения двигательного задания его можно усложнить: игроки идут в ногу в обход зала, выполняют фигурную маршировку и т.п.

Эстафета с мячом для 1-4 классов. Развивает быстроту и ловкость. На карточках столбиком написаны слова. Участникам эстафеты необходимо к этим словам подобрать и написать проверочные слова, чтобы у них на безударные гласные в словах на карточках падало ударение. Сидеть - сидя, измерять - измерить и т.п. Ученики делятся на две команды по 10-12 человек и встают в колонны на линии старта. Напротив каждой команды на расстоянии 10-. 15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. Каждой команде дают по мячу. По команде Тренера первый участник от каждой команды зажимает мяч между ног, прыгает с ним до своего стула, выполняет задание на карточке, затем возвращается бегом обратно и передает эстафету следующему участнику. В случае потери мяча участник бежит за ним и продолжает бег с того места, где был потерян мяч. Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Эстафета с гимнастическими палками (нахождение ошибок в словах). Развивает быстроту и ловкость. Для проведения эстафеты необходимо иметь гимнастические палки, стулья, карточки с заданиями и авторучки. На карточках заранее написаны слова с ошибками (кортина, мидаль, вогзал и т.п.). Участники делятся на две команды и строятся на линии старта в две колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 10-12 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. Каждой команде дают по две гимнастические палки.

По команде Тренера первый участник от каждой команды кладет гимнастическую палку на пол по направлению к своему стулу, затем бежит к нему, исправляет ошибку в первом слово на карточке и возвращается обратно, передавая эстафету. Вторые участники кладут вторую палку в продолжение первой и выполняют те же действия. Третьи участники берут первую палку и кладут ее в продолжение второй и т.д. Если есть возможность, то гимнастические палки дают всем участникам и каждый из них кладет свою палку на пол. Эстафета продолжается до тех пор, когда участники одной из команд, перекладывая палки, не дойдут до стула.

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания. Игра на внимание (закрепление знания частей речи). Ученики встают в шеренгу. Тренер объясняет: «Я буду громко называть и выполнять различные упражнения. Если вы услышите слово, относящееся к имени существительному, то выполняете упражнение вместе со мной (поднимаете руки вверх, приседаете, наклоняетесь и т.п.). Если сказанное мною слово относится к другой части речи (прилагательному, числительному, наречию и др.), то вы стоите неподвижно». За каждое нарушение правил игры участник должен сделать шаг вперед. Отмечают самых внимательных игроков. Эту игру можно применять в заключительной части урока и для деления учеников на команды к следующим играм и эстафетам.

Игра «Догони - убеги» (закрепление знания частей речи). Развивает быстроту и ловкость. Участники делятся на две команды и строятся у центральной линии спортивного зала на расстоянии 3 м друг от друга. На противоположных концах зала мелом чертят линии - «домики». Одну команду называют «именем существительным», другую - «именем прилагательным». Команды можно назвать и другими частями речи. Тренер попеременно произносит слова, относящиеся к имени существительному или прилагательному. Команда, к названию которой относится произнесенное слово, старается догнать игроков противоположной команды, а те стремятся убежать в свой «домик». Игроки, которых догнали, встают в команду соперников.

Побеждает команда, в составе которой окажется больше игроков. В процессе игры можно менять названия команд на другие части речи. Эстафета с мячами для 1-3 классов (дописать названия сказок). Развивает быстроту и ловкость. Для проведения эстафеты необходимо иметь мячи, стулья, авторучки, карточки с заданиями, на которых написаны начала названий сказок, состоящих из двух и более слов («Маша и …», «Руслан и …», «Кот в …» и т.д.)

Команды строятся в колонны по 8-10 человек на линии старта, напротив каждой команды на расстоянии 10-12 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. По команде Тренера первый участник от каждой команды бежит с мячом до своего стула, дописывает в карточке название сказки, а затем возвращается к своей команде, встает впереди колонны и передает мяч между ног всех участников команды. Последний участник в колонне, получив мяч, выполняет те же действия. Когда будут выполнены все задания, последний участник в команде встает впереди колонны и поднимает мяч вверх. Мяч можно передавать над головами и справа или слева от туловищ участников.

Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Эстафета «Веревочка под ногами» для 4-7 классов (дописать названия литературных произведений). Развивает быстроту и ловкость. Для проведения эстафеты необходимо иметь скакалки, стулья, карточки с заданиями и авторучки. Задание заключается в том, что каждому участнику необходимо дописать название литературного произведения (романа, рассказа, басни, стихотворения), состоящего из двух и более слов («Война и ...», «Ромео и ...», «Мартышка и ...» «Евгений ...» и т.д.). Участники делятся на две или три команды, встают в колонны на линии старта и берут скакалки. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде Тренера первый участник каждой команды бежит со скакалкой к своему стулу, отвечает на один вопрос на карточке, затем возвращается обратно, передает один конец скакалки другому участнику и вместе с ним проносит ее под ногами участников своей команды. Первый участник встает в конец колонны, второй продолжает эстафету и т.д. Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Участники могут прыгать со скакалкой до стула и обратно или добегать до него, выполнять три прыжка со скакалкой и затем возвращаться.

Эстафета «Буксир» для 4-6 классов (дописать пословицы). Развивает быстроту и ловкость. Для проведения эстафеты необходимо иметь стулья, карточки с заданиями и авторучки. Задания готовят заранее. На карточках пишут начальную часть пословиц (тише едешь ..., без труда не вынешь... и т.п.). Участникам эстафеты необходимо дописать пословицы. Участники делятся на две команды по 8-10 человек. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде Тренера первый участник от каждой команды бежит к своему стулу, дописывает пословицу на карточке, затем возвращается обратно к своей команде, берет за руку второго участника и вместе с ним опять бежит к стулу с карточкой заданий. Вернувшись обратно, первый участник встает в конец колонны, а второй бежит с третьим участником и т.д. Участники могут выполнять задание вдвоем.

Количество заданий на карточках должно быть больше числа участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках. Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Эстафета с мячами (написание имен героев литературных произведений). Развивает быстроту, совершенствует технику ловли и передачи мяча.

Для проведения эстафеты необходимо иметь мячи, стулья, карточки с заданиями и авторучки. Каждому участнику надо написать имя героя сказки, басни, былины, сказания, пословицы, легенды, древнегреческого мифа по описанию его подвига или поступка в этих произведениях. Материал для задания подбирают таким образом, чтобы он соответствовал изучаемому материалу в школе по литературе или истории (от волка, медведя, зайца ушел ..., соловья-разбойника победил ..., для людей добыл огонь ..., непобедимый воин с уязвимой пяткой ... и т.п.). Участники делятся на две команды и строятся в колонны у линии старта. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой. В 2 м от линии старта мелом чертят линию, от которой надо передавать мяч.

По команде Тренера первый участник от каждой команды бежит с мячом (ведет мяч) к своему стулу, выполняет задание на карточке и возвращается обратно, останавливаясь у линии передачи. После этого он передает мяч второму участнику, который, поймав мяч, быстро возвращает его обратно и садится. Аналогичные действия первый участник выполняет с другими участниками команды. Последний участник в колонне ловит мяч и бежит выполнять задание, все остальные встают, а первый участник становится в начало колонны. Если мяч упадет на пол, то его поднимает тот участник, который его уронил.

Количество заданий на карточках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному заданию или пока не закончатся задания на карточках. Допускается выполнение игроком на выбор любого задания независимо от очередности.

Время прохождения эстафеты засекают для каждой команды и к нему прибавляют 5 сек. штрафного времени за любое неправильно выполненное задание. Побеждает команда, которая показала лучшее время.

Эстафета с обручами (задания по географии или истории). Развивает быстроту и ловкость. Для проведения эстафеты необходимо иметь обручи, стулья, авторучки и карточки с заданиями, на которых написаны столицы разных стран. Участникам эстафеты необходимо указать названия этих стран (Осло - ..., Будапешт - ..., Мехико - ..., Дели - ..., Рабат- ..., Москва - ... и т.д.). Участники делятся на две команды и строятся в колонны у линии старта. Напротив каждой команды на расстоянии 10-15 м ставят стул с карточкой заданий и авторучкой.

По команде Тренера первый участник от каждой команды бежит с обручем до своего стула, перепрыгивает через обруч три раза, отвечает на любой вопрос на карточке и возвращается обратно. Второй участник берет обруч таким образом, чтобы все участники команды по очереди могли быстро пролезть через него. Первый участник остается в конце колонны, второй выполняет те же действия и т.д.

Количество заданий на карточках должно быть больше числа участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Можно изменить задания и написать наименования государств, а участники должны будут указать названия их столиц.

Эстафета с баскетбольными мячами (задания по географии). Развивает быстроту, закрепляет умения ведения мяча и броска в корзину.

Для проведения эстафеты необходимо иметь баскетбольные мячи, стулья, карточки с заданиями и авторучки. На карточках написаны названия стран. Необходимо указать, на каком материке эти страны находятся (Индия - ..., Венгрия - ..., Мексика - ..., Бразилия - ... и т.п.). Участники делятся на две команды по 8-12 человек и строятся в колонны в центре спортивного зала на расстоянии 4-5 м друг от друга. Каждой команде дают баскетбольный мяч и определяют корзину, в которую нужно бросать мяч.

По команде Тренера первый участник от каждой команды ведет мяч, бросает его в корзину, ловит мяч, бежит к своему стулу, на котором лежит карточка с заданиями, и отвечает на любой вопрос. Затем он ведет мяч к своей команде, передает его следующему участнику и встает в конец колонны. Остальные участники выполняют те же действия. Стулья стоят около баскетбольных щитов. Количество названий стран на карточках должно быть больше числа участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания и больше забросит мячей в корзину.

Игра «Посади картошку» (определение направления движения). Развивает быстроту, ловкость и умение ориентироваться по сторонам света.

Для проведения игры необходимо иметь авторучки, кубики, ведра или мешки (можно полиэтиленовые) и кусочек мела.

На двух листах бумаги чертят карты с обозначением «розы ветров», на которых пунктирными линиями произвольно указывают маршрут путешествия какого-либо героя (путешественника) от одного пункта к другому. Каждый пункт маршрута условно называют географическим объектом (материком, морем, горами, истоком и устьем реки и т.п.). игрокам необходимо определить направление движения путешественника согласно сторонам света и написать на стрелке движении по пунктам маршрута направления: север, северо-восток, северо-запад, юг, юго-запад и т.д.

Листы с заданиями крепят на стене спортивного зала на расстоянии 4-5 м друг от друга. Игроки делятся на две команды по 8-10 человек и строятся в колонны у линии старта на расстоянии 10-15 м от листов с заданиями. Для каждой команды мелом на полу чертят 5 кругов (лунок для картошки) и выдают мешок (ведро) с кубиками по 5 штук в каждом.

По команде Тренера первый игрок от каждой команды бежит к листу с заданиями, раскладывает кубики в лунки, выполняет задания, затем бегом возвращается назад и предает мешок второму игроку. Тот бежит, выполняет задание и на обратном пути собирает кубики и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Эстафета с заданием по географии (путешествие по странам). Развивает умения ориентироваться по географической карте.

Для проведении эстафеты, необходимо иметь географическую карту, скакалки и самоклеющиеся листки для каждой команды. Для удобства задания для каждой команды составляют на разных полушариях карты.

Географическую карту крепят на стене спортивного зала. Справа и слева вешают самоклеющиеся листки, на которых написаны названия стран. На расстоянии 10-15 м от карты располагаются две команды со скакалками.

По сигналу учители первый участник от каждой команды прыгает со скакалкой до приклеенных на стене листков, берет один из них, читает название страны и крепит листок крепит листок на то место карты, где эта страна находится. Если участник затрудняется правильно выполнить задание, то он имеет право взять второй листок, прикрепив первый обратно к стене. После выполнения задания первый участник передает эстафету второму участнику. Количество заданий на листках может превосходить число участников в каждой команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не выполнит по одному этапу или пока не закончатся задания на листках.

Эстафета «Нарисуй маршрут своего путешествия». Развивает умение ориентироваться по сторонам света.

Для проведения эстафеты необходимо иметь листы бумаги формата А6, карандаши и линейки. Участникам необходимо на листе бумаги воспроизвести маршрут путешествия (похода, экспедиции). Маршрут планируют таким образом, что при поочередном соединении его точек должен получиться определенный рисунок или контуры какого-либо предмета (квадрата, звезды, шестигранника и др.). Участники делятся на две команды и строятся в колонну у стартовой линии. Напротив каждой команды, на расстоянии 10-15 м к стене крепят листы бумаги с нанесенными начальной точкой маршрута и направлениями сторон света. Рядом на стуле лежат линейка и карандаш. Участникам дают карточки с «легендой» путешествия, в которой указывают направление и протяженность этапов маршрута из одного пункта в другой. Например: 1-й - 30 см на юго-запад, 2-й - 60 см на восток, 3-й - 30 см на юго-восток, 4-й - 30 см на юго-восток, 5-й - 60 см на восток, 6-й - 30 см на северо-восток. В итоге должен получиться контур песочных часов.

По команде Тренера первый участник от каждой команды подбегает к листу бумаги или выполняет какое-либо действие, наносит на лист согласно «легенде» маршрут первого этапа и передает, эстафету второму участнику. Тот выполняет задание второго этапа и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

Для усложнения эстафеты можно давать другие задания (ведение мяча, прыжки со скакалкой, преодоление препятствий и т.п.). В дальнейшем, по мере освоения учениками задания, для составления маршрута необходимо использовать карту местности и компас.

Большая комбинированная эстафета. Данную эстафету лучше проводить на спортивной площадке. На спортивной площадке оборудованы 4-5 станций по кругу, на каждой из них стоят по два стула с карточками заданий и авторучками. На станциях участникам необходимо выполнить различные задания: 1-я станция - написать ассоциации к словам, 2-я станция - решить математические примеры, 3-я станция - ответить на вопросы по олимпийскому движению, 4-я станция - дописать названия литературных произведений, состоящих из двух и более слов, 5-я станция - указать названия столиц стран.

Расстояние между станциями устанавливают произвольно (насколько позволяют размеры площадки). Команды строятся в колонны по 10-12 человек и по команде Тренера начинают эстафету. Первые участники бегут к 1-й станции, выполняют задание и, как только они покинут станцию, стартуют вторые участники и т.д. Если в процессе игры один участник догоняет другого, то он может помочь ему справиться с заданием или обогнать.

Количество заданий на каждой карточке должно быть больше числа участников. Каждый из них имеет право ответить на любой вопрос. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания на карточках.

После завершения эстафеты подводят итоги. Определяют время прохождения станций всеми членами команды и правильность ответов. За каждый неправильный ответ начисляют 5 сек. штрафного времени. Побеждает команда, которая показала лучшее время.