Эстафета 24
Объяснение игры следует давать кратко и ясно. В ходе объяснения необходимо подчеркнуть: а) название игры, б) принцип размещения играющих на площадке, в) условия проведения игры, г) систему подведения результатов, д) правила игры, е) спортивную направленность игры.
«Булавы» по кругу
Руководитель разбивает группу на две команды и расставляет участников эстафеты на беговой дорожке стадиона через 50 м друг от друга. На старте около капитанов команд лежат по 6—8 «булав» (эстафетных палочек).
По сигналу капитаны команд берут по одной «булаве», бегут к своим товарищам и, передав им «булавы», быстро возвращаются назад за следующими. Вторые номера команд также передают «булавы» третьим номерам, после чего возвращаются на исходную позицию для получения других «булав», и т. д.
Побеждает команда, которая перенесет по кругу все «булавы» первой.
«Кто дальше»
Руководитель разбивает группу на две команды и выстраивает их в две колонны на месте старта.
Все участники поочередно выполняют тройной прыжок. Причем каждый последующий прыжок обязательно выполняется с места приземления предыдущего члена команды.
Побеждает команда, которая преодолела прыжками большее расстояние.
«С кочки на кочку»
Руководитель разбивает группу на две команды. частники каждой из них получают порядковые номеpa. Для каждой команды устанавливают «кочки» (руководитель чертит на земле два ряда кружков диаметром не более 30 см).
По сигналу первые номера команд, прыгая с «кочки» на «кочку», преодолевают «болото». За каждого оступившегося участника команда получает штраф в 5 с. После того как первые номера преодолеют «болото», они быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты своим товарищам по команде, которые выполняют то же задание.
Команда-победительница определяется суммарной величиной времени, затраченного на преодоление «болота», включая штраф за каждого оступившегося участника.
«Переправа через болото»
Руководитель разбивает группу на две команды. Вешками размечается начало и конец «болота». Команды выстраиваются в две колонны на старте в 15—20 м от линии начала «болота». Руководитель выдает капитанам команд приспособление для перехода по «болоту» - (два фанерных кружка диаметром не более 30 см).
По команде руководителя капитаны бегут до линии, обозначающей начало «болота», и, перекладывая поочередно с места на место круги, переходят по ним «болото», не касаясь земли ногами. Закончив переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кружков. Так же действуют следующие участники игры.
Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
«Кто быстрей»
1. Группа разбивается на две команды и выстраивается на старте в две колонны. Руководитель устанавливает для каждой команды барьеры. Высота барьеров начиная от старта постепенно увеличивается, расстояние между ними — 8—10 м.
По сигналу руководителя первые номера команд быстро преодолевают установленные барьеры (туда и обратно), после чего передают эстафету следующим номерам.
Побеждает команда, закончившая барьерный бег первой.
2. Группа разбивается на две команды и выстраивается на линии старта в две колонны. Первые номера команд получают эстафетные палочки. В 25—30 м от линии старта руководитель устанавливает флажок.
По команде руководителя первые номера бегут до установленной отметки, огибают ее и возвращаются назад Для передачи эстафеты вторым номерам, которые выполняют такое же задание, и т. д.
Побеждает команда, закончившая эстафетный бег первой.
3. Группа разбивается на две команды и выстраивается на старте в две колонны. В 30 м от линии старта руководитель устанавливает перед каждой командой препятствие в виде натянутой на высоте 50—60 см веревки или бечевки (длина веревки—10—15 м).
По команде руководителя участники игры должны добежать до препятствия и преодолеть его, сделав в левую сторону прыжок боком через веревку, а в правую — проползая под ней. Всего в одном направлении необходимо 8 раз прыгнуть и 8 раз проползти. Затем обегают препятствие и начинают аналогичные действия в противоположную сторону. Закончив преодоление препятствий, добегают до старта и передают эстафету следующему члену команды.
Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
4. Группа выстраивается на старте в две колонны.
30 м от линии старта руководитель чертит два больших шестиугольника, на каждой вершине которых кладет по предмету.
По сигналу руководителя ребята добегают до своего шестиугольника, собирают с внешней стороны все предметы и быстро возвращаются на старт для передачи их вторым номерам. Те, в свою очередь, возвращают предметы на прежнее место и т. д.
Побеждает команда, которая закончила игру первой.
«Удочка»
Группа выстраивается по кругу. В центре круга стоит водящий с веревкой, на конце которой находится мешочек с песком.
По сигналу руководителя водящий начинает вращать веревку с мешочком—так, чтобы он постоянно касался земли. Игроки перепрыгивают через вращающуюся веревку, стараясь не задеть ее ногами. Задевший веревку выбывает из игры.
Эстафета со сменой способов передвижения
Группа выстраивается в две колонны на старте. В 15 м от линии старта руководитель обозначает место поворота—устанавливает флажок, а затем объясняет частникам способы передвижения на этапах; первый этап—пригибным шагом, второй—прыжками на левой ноге, третий — прыжками на правой ноге, четвертый — прыжками в приседе, пятый — приставными шагами правым боком, шестой — приставными шагами левым боком. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Эстафетный бег из различных стартовых положений Первый этап — из упора присев лицом к старту, второй — из упора лежа лицом к старту, третий — из положения сидя спиной к старту, четвертый—из упора присев спиной к старту, пятый — из упора лежа ногами к старту, шестой — из положения лежа на спине головой к старту.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
«Уложи рюкзак»
Группа разбивается на две команды и выстраивается на линии старта в две колонны. На старте размещают вещи (спальник, надувной матрац, сапоги, кружки, миски и т. д.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 30—50 м. Число вещей должно точно соответствовать числу участников игры.
По команде руководителя капитаны команд подбегают к рюкзаку и укладывают в него взятую со старта наиболее подходящую для начала укладки вещь. Затем возвращаются на старт и передают касанием руки эстафету игроку своей команды. Тот выбирает по своему усмотрению какую-либо другую вещь и бежит к рюкзаку. Уложив ее, возвращается для передачи эстафеты и т. д. Последние номера команд, завершив укладку, приносят рюкзак на старт.
Команда-победительница определяется по меньшему времени, затраченному на укладку рюкзака. За каждую вещь, уложенную с нарушением установленной очередности,— штраф в 10 с.
«Попади в корзинку»
Группа разбивается на две команды. Первая образует круг диаметром 10—15 м. В центре круга устанавливают «корзину» (открытый рюкзак, подвешенный на колышках). Участники первой команды получают 6—8 теннисных мячей (или камушков, палочек и т. п.).
За установленное руководителем время (1—2 мин), 1 не сходя с места, нужно забросить все мячи в «корзину». По истечении этого времени вторая команда считает мячи, оказавшиеся в «корзине». После чего она выполняет такое же задание.
Побеждает команда, которая имеет на своем счету больше заброшенных в «корзину» мячей.
«Коснись мяча рукой»
Руководитель вместе с кружковцами натягивает между деревьями веревку, к которой подвешены на бечевке 6—8 мячей (или, например, полиэтиленовых пакетов, наполненных опавшей листвой, сухой травой). Группа разбивается на две команды.
Обе команды, перемещаясь по очереди вдоль линии вытянутой веревки (с интервалом в 5—6 м между каждым участником), стараются коснуться в прыжке подвешенных мячей.
Команда-победительница определяется по большему количеству касаний мяча.
«Салки в ограниченном коридоре»
Руководитель разбивает группу на две команды и показывает границы игровой площадки, за которые участники не имеют права выбегать. Первая команда занимает место на площадке, а вторая выстраивается на ее границе.
По сигналу «Марш!» включают секундомер, и вторая команда начинает «салить» игроков первой команды. «Осаленный» игрок делает упор присев и ждет в этом положении окончания игры. Когда «осален» последний игрок, руководитель останавливает секундомер, и команды меняются местами.
Команда-победительница определяется по лучшему времени.
В дальнейшем игру можно усложнить за счет изменения способа передвижения (прыжками на двух ногах или на одной, гусиным шагом).
«Вверх по откосу»
Эту игру можно проводить на крутом берегу реки или озера. Цель игры — научиться быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют два звена.
Предварительно следует подготовить четыре ведра (или четыре кастрюли) и несколько одинаковых кружек, в зависимости от числа участников. На гребне склона или прибрежного откоса ставят два пустых ведра.
По команде «Марш!» игроки спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро. Задача команд—как можно скорее наполнить ведро водой. Передавать по цепочке кружки не разрешается.
Воздушная переправа на параллельно натянутых веревках
Через речку, обрыв, ров или ровную площадку натягивают одну над другой две веревки. По нижней участник идет, а за верхнюю держится руками. Длина проходимой части—15—20 м. Причем, нижняя веревка находится на такой высоте, чтобы встать на нее было достаточно сложно, чтобы требовалась собственная ловкость и помощь товарищей по команде. Верхнюю веревку натягивают на уровне примерно 1,5 м от нижней. Если веревки натянуты туго, участники свободно проходят этот этап: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но стоит ослабить веревку, сделать переправу «жидкой», как все значительно усложняется. Судья следит за тем, чтобы на переправе одновременно находился только один человек. Все участники должны быть предупреждены, что спрыгивать с веревки нельзя, перед соскоком надо сесть на нее. Нельзя ходить по веревке босиком — в обуви с каблуками переправа преодолевается легче.
Если переправа располагается высоко или над рекой, то каждый участник обязательно использует индивидуальную страховку — грудную обвязку через карабин. Карабин закрепляют на репшнуре на расстоянии вытянутых рук от грудной обвязки. При организации переправы особое внимание нужно обратить на вязку узлов при закреплении веревки к дереву. Виды заданий при переправе: движение по веревке с разным натяжением; движение по веревке приставными шагами или движение прямо; движение в обуви без каблуков и с каблуками; влезание на веревку и слезание с нее. (Веревку можно натянуть с небольшим наклоном в какую-либо сторону, тогда степень трудности переправы резко возрастет, особенно при движении вниз.