Эмоциональные проблемы младших детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
60e7777cecfbm.jpg

Ярлык 1. «Я недостаточно хорош».

Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствуют себя не комфортно. С чем могут быть связаны проблемы младших школьников? В первую очередь, это проблемы, связанные с адаптацией в детском лагере. Если взрослые люди, которые тебя окружают, конструируют и фиксируют твое неумение, и первую очередь заостряют внимание самого ребенка на его неумениях, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком « я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова «я не могу», «я не умею», «у меня не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками. Очень часто сами вожатые стимулируют неуверенность ребенка, принимая за него решения: «говори так, делай так» и т.д. Это притупляет поисковую активность детей, гасит любопытство и любознательность. Боязнь сделать не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослыми может привести к тяжелым психическим травмам.


Ярлык 2. «Я беспомощен или я бессилен».

Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности детей. Природа этого явления связана с психотравмирующими последствиями активности, т.е. активность ребенка явилась тем стимулом, который запускает систему торможения поведения. «Ты будешь делать, что скажут, ты не вправе принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают» - это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.


Ярлык 3. Проблема изоляции ребенка «Я чужой».

Это эмоциональное отвержение ребенка. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоционально-волевой сферы, единству и сплоченности, сопротивляемости к стрессу. Многие дети, которые лишены эмоционального контакта дома, испытывают затруднения в общении с детьми, осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого, которое им непонятно или которого они в своей жизни не испытывали.


Четвертая эмоциональная проблема, которую испытывают младшие школьники – сверхответственность.

В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребенка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность – это болезненное явление. Такие дети постоянно испытывают чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате воздействия взрослого. Иногда можно наблюдать ситуацию подобного рода, когда взрослые начинают разговаривать с ребенком, постоянно повторяя ему слова: «Ты должен, ты обязан». Ребенок слушает эти слова, но их не слышит потому, что он их не осознал, они не стали его потребностью, не превратились в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование – это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате подобных манипуляций по отношению к ребенку мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, боятся проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потому что это проявление может сказаться на результате.


Правила взаимодействия с детьми

  • Первое правило: Не бойся выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
  • Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
  • Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
  • Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков ваших подопечных.
  • Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
  • Правило шестое: Учите ребят не бояться выражать положительные эмоции.