Экскурсии на автобусе

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Z 1b191577m.jpg

День отдан для экскурсий в культурные и досуговые центры, находящиеся недалеко от лагеря. Любая поездка — тоже приключение, потому что ребятам предстоит отправиться к месту экскурсии на автобусе и провести в незнакомом месте практически весь день. Чувство нового, с которым подростки соприкасаются во время экскурсий, стимулирует и активизирует их познавательную деятельность и поддерживает силу и устойчивость внимания. Благодаря наглядности, доходчивости, эмоциональности, экскурсия — чрезвычайно эффективная форма передачи знаний. Она способствует прочному усвоению и запоминанию фактов, а, следовательно, оказывает сильное воздействие на формирование социального опыта личности. Ещё в пятнадцатый день смены были оформлены списки участников и маршрутная лента экскурсионной поездки вашей команды. Списки утвердил врач лагеря, а маршрутную ленту — старший воспитатель и начальник детского лагеря. На основании этих документов была подана заявка на организацию питания детей во время поездки. Как правило, это сухой паёк, индивидуально упакованный для каждого участника поездки работниками столовой. Создавать специальный штаб поездки не обязательно, с организационными моментами вполне справится

Совет команды. Ребята овладели организаторским опытом и стали надёжными организаторами жизни команды.

Обсудим основные моменты организации автобусной экскурсионной поездки, на которые необходимо обратить внимание вожатому как в работе с детьми, так и в собственной деятельности.

Подготовительный этап. Он заключается не только в формальном оформлении документов. На этом этапе вожатый проходит инструктаж по обеспечению охраны жизни и здоровья детей во время поездки. Вот некоторые положения этой инструкции:

  • перед посадкой в автобус необходимо опросить детей, тех из них, кого укачивает, посадить недалеко от вожатого для оказания необходимой помощи в случае ухудшения состояния здоровья;
  • перед отправкой автобуса необходимо провести перекличку детей — участников поездки;
  • окна в автобусе могут быть открыты только с одной стороны; высовываться из них или выбрасывать мусор в них категорически запрещается;
  • передвижение детей по автобусу во время движения категорически запрещается;
  • во время санитарных остановок, прогулок по городу детям категорически запрещается посещение продовольственных рынков и магазинов;
  • нельзя оставлять детей без присмотра вожатого в свободное от экскурсии время.


Конечно, этих требований значительно больше, они оформлены в специальные инструкции, знание которых обязательно для любого педагога, работающего в детском лагере. Мы обратили внимание читателя только на те, которые напрямую связаны с охраной жизни и здоровья и нарушение которых может привести к непоправимым последствиям. Юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей несёт вожатый, а эта ответственность измеряется неформальными уголовными наказаниями: от штрафа до назначения срока в исправительных заведениях. Подобный инструктаж вожатому необходимо провести и с подростками. Лучше всего это сделать в день экскурсии. Во время инструктажа необходимо обратить особое внимание на те требования, которые описаны выше, подчеркнув их значимость для сохранности здоровья детей. Значение инструктажа значительно повысится для подростков, если вы предложите им за него расписаться в вашем педагогическом дневнике.

На подготовительном этапе необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями по организации и проведению поездки по вашему маршруту движения. Они разработаны методистами лагеря. Во время подготовки к работе для вожатых обязательно будет организована подобная экскурсионная поездка, так что вам необходимо только восстановить текст экскурсии.

Вы будете рассказывать ребятам только о тех культурных и исторических местах, посёлках, городах, мимо которых будете двигаться к своему месту назначения. Чаще всего экскурсию в городе, музее проводят профессиональные экскурсоводы.

Разбейте весь маршрут вашего движения на отдельные фрагменты: экскурсионные, песенные и игровые. Это поможет вам распределить со свои напарником обязанности во время движения. У вас в запасе много игровых и музыкальных средств работы с ребятами. Оцените и выберите те, которые подходят для ребят вашего возраста.

Проведение экскурсии. Подъём в день экскурсии происходит на полчаса раньше обычного. За 30 минут ребята проводят утренний туалет, убирают кровати и комнаты, надевают заранее приготовленную одежду для поездки. Собираются на отрядном месте для проведения инструктажа. Он занимает не больше 15 минут, вожатые отвечают на вопросы, интересующие ребят. Ещё раз интересуются о состоянии здоровья, уточняют фамилии тех, кого укачивает в автобусе, и отправляются на завтрак. После завтрака один из вожатых с мальчиками получает в столовой сухой паёк, второй передаёт подменным вожатым или воспитателям детей, которым медики не рекомендовали участие в поездке (не забудьте об этих детях, привезите им какой-нибудь сувенир).

За пятнадцать минут до отправления автобусов команда организовано отправляется к месту посадки. Ответственный за поездку сообщает вам номер вашего автобуса, фамилию, имя, отчество водителя, с которым вам предстоит путешествовать весь день. Водитель — ваш коллега, о котором нельзя забывать во время поездки, он так часто ездит по маршруту экскурсии, что всегда подскажет вам интересную информацию, а может быть и расскажет какой-нибудь сюжет из истории поездок. В первую очередь рассаживаются ребята, которых укачивает, затем все остальные. Один вожатый располагается рядом с водителем, второй в конце автобуса. Сразу представьте ребятам вашего водителя, ещё раз напомните им о правилах поведения в автобусе во время движения. Сделайте быструю перекличку и доложите ответственному о готовности к отъезду. Ваше путешествие началось. Как только автобус тронется, предложите ребятам спеть в подарок вашему водителю любимую отрядную песню, после чего расскажите ребятам о плане поездки. В начале поездки лучше спеть две три общих песни веселого и мажорного содержания. А затем чередуйте музыкально-песенные и игровые средства с рассказом об интересных местах.

Для подростков привлекательны музыкально-игровые переклички, в них присутствует дух соперничества. Выбирается тема переклички: погода, дружба, море, любовь и т.п. Ребята делятся на две команды. Исполняются фрагменты популярных песен на заданную тему, побеждает та команда, которая исполнила их больше. Она же назначает следующую тему. Это могут быть песни о городах, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….». Более сложная игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ — из другой. Одна команда в песенной форме задает вопрос, а вторая из текста песен выбирает ответ. «Что стоишь, качаясь?..» — «…Качает, качает волна морская». Во время подобных музыкально-песенных игр и состязаний в каждой команде обязательно образуется маленький управляющий центр из трёх-четырёх человек, которые задают темп игры и выбор песенного материала. Предложите этим ребятам посоревноваться в конкурсе между «Фабрикой звёзд» и «Народным артистом». Остальные ребята становятся группой поддержки. Каждая группа исполняет известный ребятам шлягер в стиле «Фабрики» или «Народного артиста». Победителей, конечно, нет, ребята увлечены делом, а следовательно, в автобусе радостная и весёлая обстановка. Даже те, кого укачивает, обычно чувствуют себя хорошо.

Вожатый предлагает всем немного поспорить с ним: он будет говорить разные фразы, а задача команд — громко прокричать слово, противоположное последнему слову в фразе, например:

Вожатый. Ну что же, друзья, здравствуйте!
Команда. До свидания!
Вожатый. До свидания?
Команда. Здравствуйте!
Вожатый. Какие все тут хорошие!
Команда. Плохие!
Вожатый. Какие вы тут веселые!
Команда. Грустные!
Вожатый. Стих — эхо. Мы с вами движемся в тумане, поэтому мы должны все время кричать, и как только услышим ответ, значит, это эхо, и мы добрались до гор.
Сколько времени сейчас? (час)
Сколько будет через час? (час)
Нет, не правда, будет два, (а)
Думай, думай голова (а)
Как поет в селе петух? (ух)
Да не филин, а петух, (ух)
Вы уверены, что так? (так)
А на самом деле как? (как)
Это локоть или глаз? (глаз)
А вот это что у вас? (ас)
Сколько будет дважды два? (два)
Верить вам совсем нельзя (зя)
Вы хорошие всегда? (да)
Или только иногда? (да)
Не устали отвечать? (нет)
Разрешаю помолчать.


Можно поиграть и в подвижные игры на координацию движений, в которые можно играть сидя. Вот одна из них. Вожатый, сидя в кресле рядом с водителем, предлагает всем представить себе, что они участвуют в скачках. Дальше он рассказывает и показывает всем о том, что наши лошади умеют:

  • Скакать (быстро_быстро хлопает ладонями по коленям).
  • Прыгать через препятствия (поднимает обе руки вверх, а

потом с размаху один раз хлопает ими по коленям).

  • Скакать по камням (стучит кулаками в грудь).
  • Брести по зыбучему песку (с силой сдавливает ладони и

снова расслабляет их, издавая некие «чпоки»).


Вожатый предлагает, не спеша хлопая по коленям, вывести лошадей на старт. Затем командует: «На старт, внимание, марш!», — и целый табун лошадей срывается с места в галоп (быстро хлопая по коленям). Затем вожатый управляет процессом скачек, подавая ребятам пример, периодически объявляет, где скачут лошади: по камням, по песку, прыгают через препятствия, медленно поднимаются в гору и т.п. Наконец, вожатый говорит, что вот лошади вышли уже на финишную прямую, все скачут быстрее, быстрее, ещё быстрее, и, когда напряжение достигает апогея, он вскакивает и кричит на весь зал: «Финиш!!!». Мгновенная тишина радует всех. В методической копилке вожатых этих игр сотни. Многие игры предлагают сами ребята. Большинство из них носят характер «народных».

Тем временем мы прибыли к месту нашей поездки. Впереди ещё много познавательного и интересного, много впечатлений, встреч с культурными и историческими памятниками.

Помогайте ребятам акцентировать внимание на этой информации, так как во время экскурсии происходит познание новых и важных для будущей жизни и развития ребят знаний. Следите за самочувствием ребят, каждые полтора часа делайте санитарные остановки. Будьте очень требовательными к выполнению правил поведения в незнакомом городе, самые подвижные дети должны быть всё время под вашим пристальным вниманием. В 13 часов не забудьте пообедать и отдохнуть 20–30 минут.

Так незаметно пролетело время экскурсии, и мы возвращаемся назад. Все переполнены впечатлениями и эмоционально устали. На обратном пути эмоциональные нагрузки не нужны, дайте ребятам немного отдохнуть, поспать (режим отдыха нарушен). И только перед самым возвращением начните их потихоньку тормошить играми и песнями, постепенно поднимая настроение. Перед выходом из автобуса не забудьте поблагодарить водителя за работу, а дежурная группа должна напомнить об уборке в автобусе.

Какой бы ни была интересной поездка, ребята всегда с радостью возвращаются в лагерь, как в родной дом.. Уже в лагере ребята делятся впечатлениями о поездке.