Школьный баскетбол

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Basketballm.jpg

Игра проводится на баскетбольной площадке. В ней принимают участие две команды по 6—12 человек. Каждая команда делится пополам на нападающих я защитников. Они располагаются на разных сторонах площадки: нападающие—на стороне соперников, а защитники—на«своей»стороне.

Таким образом, нападающие одной команды играют против защитников другой с задачей попасть мячом в баскетбольное кольцо. А защитники стремятся воспрепятствовать этому и, отняв мяч, передают его своим нападающим, находящимся на другой стороне площадки.Игра начинается с подбрасывания судьей мяча между двумя игроками противоборствующих сторон. Продолжительность игры 15—20 мин с перерывом 3—5 мин в середине игры, во время которого защитники становятся нападающими, а нападающие—защитниками. Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.

Правила игры:

  1. Игроки обеих команд не имеют права переходить среднюю линию.
  2. Игрокам не разрешается продвигаться с мячом более двух шагов, ударять по мячу ногой, кулаком. За нарушение этих двух пунктов правил мяч передается другой команде для вбрасывания из-за боковой линии.
  3. За толчки, удары, подножки, задержки противника руками игрок получает замечание, а пострадавшая команда получает право на штрафной бросок.
  4. За попадание мяча в кольцо во время игры команда получает 2 очка, а со штрафного—1 очко.


Тренировочное занятие по баскетболу

Asdf81m.jpg
15844503cmwm.jpg
15844504alcm.jpg

Техническая подготовка баскетболистов

Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию движений. Баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективным средством укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни и в самостоятельных формах занятий физической культурой.


Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Хороших результатов можно достичь только при высоком уровне подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

  1. Владеть известными на данный момент приемами игры и уметь применять их в разных условиях;
  2. Уметь сочетать различные приемы в любой последовательности в различных условиях игры;
  3. Владеть комплексом наиболее часто используемых приемов, уметь эффективно применять их;
  4. Постоянно совершенствовать владение различными приемами, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения.


Плайометрия

Плайометрия – вид тренировки и метод, благодаря которому можно существенно улучшить игру. Впервые данный термин был применен в 1975 г. американским тренером по легкой атлетике Фредом Вилтом. Другое его название – «прыжковая тренировка».

Уже в конце 70-х – начале 80-х гг. XX столетия этот вид тренировок распространился по всему миру. В различных видах спорта тренеры стали включать плайометрические упражнения в программу подготовки спортсменов.

Плайометрия включает упражнения на развитие мышцами в кратчайший период времени максимального усилия, называемого мощью.

Мощь – это способность производить взрывную силу. Главным компонентом прыжковой тренировки является силовая подготовка.


План тренировочного занятия

1. Беговая разминка без мячей:

– гладкий бег;
– бег приставными шагами;
– бег спиной вперед;
– бег с ускорением.

Одновременно проводится разминка пальцев и кистей рук.


2. Разминка на месте:– подбрасывание мяча одной рукой, ловля двумя руками;

– подбрасывание и ловля мяча двумя руками;
– и.п. – мяч за спиной, перебрасывание мяча вперед;
– вращение прямых рук с мячом в руках.


3. Упражнения в парах:– передача мяча от груди двумя руками (мяч движется параллельно полу);

– передача мяча правой и левой рукой;
– передача мяча из-за головы двумя руками в прыжке;
– передача мяча с отскоком от пола.


4. Упражнения в ведении мяча:

– по кругу;
– «змейкой»;
– через центр зала.


5. Передачи мяча в движении в парах (выполнить 15 раз).


6. Ведение мяча с броском в кольцо (выполнить 10 раз в каждую сторону).


7. Вертикальный прыжок.

Данное упражнение выполняется одновременным толчком двух ног с места. Встать у стены и поднять одну руку вверх, на стене в месте касания сделать отметку. Выпрыгнуть вертикально вверх, стараясь коснуться стены как можно выше. Измерить расстояние между двумя отметками.


8. Броски с линии штрафного броска с выполнением задания.

В случае промаха выполнить 10 выпрыгиваний из упора присев.


9. Броски в кольцо с разных точек (сбоку, с линии штрафного броска, с линии трехочковых бросков).


10. Двусторонняя игра.


11. Вертикальный прыжок.

По окончании упражнения еще раз выполнить прыжок вверх толчком двух ног с места с измерением результата.


12. Прыжки через скакалку (выполнить 100 раз).

Праздник баскетбола

573094m.jpg
573103m.jpg
573089m.jpg
574823m.jpg
574827m.jpg
574844m.jpg

В секциях летнего лагеря занимаются ребята из разных возрастов. Как провести спортивный праздник так, чтобы всем было интересно? Как составить его спортивную программу? Как сформировать команды?


Выход на площадку

Такой праздник может быть проведен в честь определенного события (какой-нибудь праздник), а может быть организован и без всякого повода. Участвовать в нем могут все занимающиеся в секции в возрасте от 8 до 15 лет – и мальчики, и девочки.


Праздник начинается с построения, поздравлений от физрука, вожатых и гостей. Затем физрук торжественно представляет всех участников, и они выходят на площадку под громкие аплодисменты. Так обычно приветствуют мастеров. Подобный выход на площадку придает мероприятию торжественность и значимость.


Все начинается с разминки

Любой спортивный праздник начинается с разминки. В ней нет ничего нового: беговые, прыжковые упражнения, комплекс ОРУ. Дети должны усвоить, что без разминки не может начинаться ни одна игра, ни одно спортивное мероприятие.


Команды

Самый сложный этап организации праздника для детей разного возраста – подбор упражнений и деление на команды. Безусловно, команды должны быть разновозрастными, которых в зависимости от количества участников может быть от двух до четырех. Не существует рецепта, как это сделать лучше, потому что никто, кроме тренера, не знает так хорошо своих учеников и их возможности. Поэтому формировать команды он должен сам, стараясь сделать все возможное, чтобы они были равными по силе. Сами соревнования лучше проводить в форме эстафет с элементами баскетбола, опираясь на технические навыки младших ребят. В каждой команде назначается капитан из числа старших подростков, который помогает организовать работу внутри своей команды. Старшие подростки помогают младшим советами, рекомендациями и наставлениями перед выполнением каждого конкурса.


Веселые эстафеты

Команды выстраиваются в колонну по одному напротив своих разворотных стоек. Расстояние от линии старта до разворотной стойки – 15–20 м в зависимости от размеров зала. Вдоль линии движения команды устанавливают конусы, последний из которых может служить разворотной стойкой. Эстафеты проводятся с использованием мячей для мини-баскетбола – для удобства младших детей.


За победу в каждой эстафете команда получает 3 очка, за второе место – 2 очка, за третье место – 1 очко. Судейская коллегия может снять с команды баллы в случае ошибок во время выполнения задания. Судьями могут выступать старшие подростки, занимающиеся в секции, дети, освобожденные от участия в соревнованиях, и даже зрители.


При равном количестве очков можно предложить участникам выполнить дополнительное задание по программе одной из эстафет.


Эстафета с ведением мяча

Участник команды ведет мяч удобной ему рукой, за разворотной стойкой берет его в руки и с мячом в руках возвращается к линии старта, где передает его следующему участнику.


Мяч под ногой

Участник передвигается до разворотной стойки широкими шагами-выпадами, перекладывая мяч из руки в руку при каждом шаге; за разворотной стойкой берет его в руки и бегом возвращается к линии старта, где передает мяч следующему участнику.


Мяч на полу

Эстафета аналогична предыдущей, только теперь мяч не перекладывают из одной руки в другую, а прокатывают под ногой во время широкого выпада. Достигнув разворотной стойки, участник берет мяч в руки и возвращается с ним к линии старта, где передает его следующему участнику.


«Тараканьи бега»

Ребенок принимает положение упор лежа сзади и передвигается в этом положении до разворотной стойки (ногами вперед), достигнув ее, выпрямляется в полный рост и бежит к линии старта, где передает эстафету следующему участнику.


«Жадина»

Первый спортсмен в колонне берет в руки три мини-баскетбольных мяча любым способом и передвигается с ними до разворотной стойки и обратно, где передает их все следующему участнику. Остальные члены команды помогают ему.


«Пирамидка»

Участник берет один мяч, бежит с ним до последнего конуса (разворотная стойка) и устанавливает его на конус так, чтобы он не упал. Затем возвращается к линии старта, где берет второй мяч, бежит с ним до предпоследнего конуса и устанавливает мяч на него; возвращается к линии старта, где берет третий мяч, бежит с ним до предпредпоследнего конуса и устанавливает мяч на него. После этого он возвращается к своей команде, и передает эстафету второму участнику, задача которого – поочередно брать мячи с конусов и приносить их третьему участнику. Третий участник дублирует действия первого, четвертый – второго, и т.д.


Остальные игроки команды помогают собрать мячи и передать их следующему участнику.

Примечание. Члены команды вправе как устанавливать, так и собирать мячи в любом порядке с последних трех конусов.


Ведение мяча в парах

Участники самостоятельно объединяются в пары. Взявшись за руки, выполняют ведение мяча до разворотной стойки и обратно свободной рукой. Занимающиеся, которые лучше ведут мяч правой рукой, оставляют ее свободной для ведения, а те, кто левой, – левую. Доведя мяч до линии старта, они передают свои мячи следующей паре.


«Удержи мяч»

Упражнение выполняется в парах. Участники свободной рукой, вытянутой вверх, зажимают мяч между ладонями друг друга. Стараясь не выронить его, добегают до разворотной стойки и возвращаются к линии старта, где передают мяч следующей паре.


Призы завоевываются в борьбе

Каждому ребенку будет приятно получить приз за участие в этом празднике. Но еще приятнее завоевать его для всей команды. Михаил Николаевич предлагает свой вариант награждения победителей.


Все сладкие призы (конфеты, фрукты) для участников были рассыпаны на полу за разворотными стойками. По сигналу первые члены команды бегут до того места, где рассыпаны призы, берут только один из них и возвращаются обратно к своей команде. Потом то же самое делают другие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока на полу не останется ни одного приза. Команда, выполняющая задание лучше, будет всегда иметь возможность выбора, а если действовать быстрее соперника, можно собрать больше призов.


По окончании конкурса подсчитываются результаты. При этом каждая команда должна поделиться призами с судейской бригадой.


Окончание праздника

Как и в начале праздника, дети выстраиваются в одну шеренгу. Тренер подводит итоги, отмечает лучшие команды и игроков, указывает на наиболее распространенные ошибки и на то, как их можно устранить на тренировках. Каждый участник соревнований, помимо заработанных сладких призов, награждается грамотой.


Хорошим завершением праздника может стать баскетбольный матч с участием одной из команд спортивной секции (лучше всего – подростки из старшего отряда) и команды вожатых.


Игры для ребят-баскетболистов

574831m.jpg
574832m.jpg

Освоение баскетбольной науки лучше начинать с подготовительных игр. Например, игра «Мяч капитану» вполне может заменить настоящую игру в баскетбол. Когда выявятся хорошие игроки, можно будет составить полную баскетбольную команду


«Эстафета баскетболистов»

Участники делятся на две равные команды. Каждая из них строится в колонну по одному и становится за общей чертой. Шагах в пятнадцати перед каждой командой ставится по городку. Головные игроки берут по одному баскетбольному мячу. Звучит команда: «Внимание, начинай!» Головные игроки по сигна­лу бегут вперед и ведут мяч, ударяя его о землю. Обежав с мячом свой городок, каждый игрок возвращается обратно к команде и ударяет последний раз по мячу так, чтобы тот, отскочив от земли, попал ко второму игроку, который проделывает тот же путь.

Первый игрок становится в затылок колонны. Как только игрок пошел с мячом, вся колонна продвигается к черте. Так один за другим все игроки обеих команд обегают по очереди городок. Команда, быстрее другой закончившая перебежку с мячом, побеждает. Игру можно разнообразить, если поставить не один горо­док, а несколько, и предложить игрокам обходить их с разных сторон.

Правила игры.

  1. Игрок, упустивший мяч из рук, обязан под­нять его и вести мяч с того места, где была допущена ошибка.
  2. Очередным игрокам не разрешается раньше времени выхо­дить за черту и перенимать мяч у игрока, возвращающегося к черте.


«25 передач»

Проводят две черты на расстоянии 8–10 шагов одна от другой. Четыре пары игроков становятся за линиями друг против друга (первые против вторых, третьи про­тив четвертых). По сигналу первые номера передают мяч стоящим напротив вторым номерам, те – третьим, третьи – чет­вертым. Получившие мяч возвращают его обратно – треть­им номерам, те – вторым и т.д. Упавший мяч вводит в игру тот игрок, который не поймал его с отведенного для передачи места. Заранее условливается, каким способом игроки в четверках передают между собой мяч (от груди, из-за головы, ударом о землю). Выигрывает четверка, раньше сделавшая 25 передач.


«Мяч капитану»

Две команды по 6–7 игроков. Один из игроков (капитан) встает в круг (диаметр – 2 м). Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Осталaьные игроки располагаются произвольно. Команда, завладевшая мячом, передавая мяч друг другу, старается подвести его к кругу и передать своему капитану. Выигрывает команда, капитан которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5–10 минут).


«Лучший дриблинг»

Дети делятся на команды по 4–5 человек. В каждой команде один баскетбольный мяч. По сигналу участники команд отбивают мяч от пола – последовательно, по 5 раз каждый играющий, без остановки мяча. За остановку или падение мяча команде начисляется 1 штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков. В начале игры проводят пробную попытку. При повторении игры количество отбивания мяча меняется.


«Снайперские броски»

Игроки команд строятся в две (три) шеренги около щитов. Расстояние от щита – 3–4 м. Игра начинается по сигналу преподавателя. Каждый игрок по очереди с места или после ведения бросает мяч о щит так, чтобы, отскочив, он попал в кольцо, затем ловит мяч и передает его следующему игроку, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, получившая большее число очков – попаданий мяча в кольцо (или закончившая раньше эстафету).

Вариант эстафеты:

  1. Броски выполняются до тех пор, пока мяч не попадет в кольцо.
  2. Броски после ведения мяча с места или в прыжке.


«Подвижная цель»

На площадке чертят два круга диаметром 6–7 метров. За границами круга встают на равном расстоянии друг от друга 5–6 играющих, в центре круга – водящий. Задача игроков, стоящих за пределами, – «запятнать» мячом водящего, который увертывается от мяча. Игрок, попавший в водящего мячом, получает очко. Побеждает команда, игроки которой сумели меньшее число раз быть запятнанными.

Правила:

  1. Играют волейбольным мячом.
  2. Запрещается бросать мяч в лицо водящему, а также при бросках переступать линию круга.


«Забери мяч»

Команды располагаются в шеренге лицом друг к другу на расстоянии 2–2,5 метра. Игроки одной шеренги удерживают в руках баскетбольный мяч, при этом не прижимая его к груди. По сигналу преподавателя нападающие стараются в течение 3–5 секунд вырвать мяч из рук соперников, в то время как обладатели мяча пытаются укрыть его корпусом, совершая шаги в различных направлениях. Команда, овладевшая большим количеством мячей, становится победителем.


«Не давай мяч водящему»

Один из играющих – водящий – в начале игры находится на середине площадки. Остальные игроки, бегая по площадке в произвольном порядке, перебрасывают друг другу баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает мяч в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, побывавшие в роли водящего большее число раз, проигрывают. Правила:

  1. Игрок, в которого водящий попал мячом, поднимает руку и громко произносит: «Я водящий».
  2. Любой игрок имеет право поднять или поймать мяч, отскочивший от игрока, ставшего водящим, и продолжать игру.