Шашки

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шашки

2304 0214m.jpg
1319 0241m.jpg

Игры в шашки различаются по количеству клеток, шашек на доске и правилам игры. Наиболее известны русские, английские, немецкие, испанские шашки (12 шашек на 64-клеточной доске), французские, польские (20 на 100-клеточной), канадские (30 на 144-клеточной). В XIX в. начали проводиться чемпионаты по национальным шашкам (в России с 1896 г.), во многих странах получили распространение 100-клеточные французские шашки, ставшие впоследствии международными. Согласно правилам игры, шашки передвигаются по темным полям вперед в любую сторону на 1 поле по диагонали. Бить шашки противника можно вперед и назад, переходя через них на свободные поля. Шашка, доведенная до последней горизонтали доски, становится «дамкой», которая имеет право ходить на любое расстояние.

Цель — уничтожить шашки противника или создать такое положение, при котором они не имеют хода. 3 правила в международных 100-клеточных шашках создают большие возможности для проведения сложных позиционных маневров и комбинаций:

  • обязательное взятие большинства шашек при наличии нескольких вариантов боя;
  • шашка, попавшая в результате боя на последнюю горизонталь, право «дамки» получает лишь со следующего хода;
  • при обязательном дальнейшем взятии шашек противника она не становится «дамкой».

В игре практически всегда в начале партии шашки каждого игрока расставляются на темные клетки горизонтальных рядов, ближайших к игроку, все шашки — простые.

Партию обычно начинают белые и далее игроки ходят поочереди. Если у кого-либо из соперников нет возможных ходов, игра заканчивается, и результат партии зависит от вида шашек. Простые шашки могут перемещаться только вперед по диагонали на 1 клетку, если она не занята (в армянских и турецких шашках простые перемещаются по вертикали и горизонтали). Если клетка занята шашкой соперника и за этой клеткой свободное поле, тогда должен быть произведен бой — шашка ходящего «перескакивает» через шашку соперника и последняя снимается с доски (для столбовых шашек — съеденная шашка не убирается с доски, а помещается под ходящую шашку, образуя башню). За 1 бой простая шашка может побить несколько шашек соперника. В некоторых шашках разрешен бой простой назад, а в некоторых — нет. При достижении простой последней горизонтали шашка становится дамкой (на эту шашку ставится шашка того же цвета или просто переворачивается). В случае попадания в дамки во время боя продолжение боя может совершаться тремя способами (зависит от вида шашек): шашка продолжает бой на правах дамки, шашки или становится дамкой и ход передается сопернику. В некоторых видах шашек простой запрещено бить дамки соперника. Дамки могут ходить или совершать бой по диагонали в любом направлении.

Особенностью игры является тот факт, что в случае возможности боя, игроку не позволяется делать простой ход — должен быть совершен бой. При бое дамкой действует следующее правило: если во время боя у дамки есть возможность побить еще хотя бы 1 шашку соперника, дамка должна совершать бой дальше.


Правила игры в шашки

090611084853.jpg

Известно немало разновидностей шашек, у которых есть как общие черты, так и свои индивидуальные особенности.

Доска: игра проходит на доске, которая состоит из чередующихся темных и светлых клеток. В большинстве типов шашек используется доска размером 8x8, размещенная перед соперниками так, чтобы в левом нижнем углу от каждого игрока находилась темная клетка (как в шахматах). Шашки могут перемещаться только по темным клеткам (в армянских и турецких шашках задействована вся доска). Для того чтобы можно было записывать партию (и в дальнейшем, просматривать) используется нотация: каждая клетка на доске имеет свое уникальное обозначения в виде числа (1, 2, 3 и т.д.) или латинской буквы с цифрой (a1, a3, c5 и т.п.). При совершении простого хода в партии записывается начальное и конечное поле через дефис (например, c3-d4, 10-15), для обозначения боя вместо дефиса используется двоеточие (или "x") и указываются все промежуточные поля в бое (например, 11:18, c3:e5:c5).

Начальная позиция: практически всегда в начале партии шашки каждого игрока расставляются на темные клетки горизонтальных рядов, ближайших к игроку, все шашки - простые (не дамки). Партию, обычно, начинают белые и далее игроки ходят по-очереди. Если у кого-либо из соперников нет возможных ходов, игра заканчивается, и результат партии зависит от вида шашек. Перемещение простых: простые шашки могут перемещаться только вперед по диагонали на одну клетку, если она не занята (в армянских и турецких шашках простые перемещаются по вертикали и горизонтали). Если клетка занята шашкой соперника и за этой клеткой свободное поле, тогда должен быть произведен бой - шашка ходящего "перескакивает" через шашку соперника и последняя снимается с доски (для столбовых шашек - съеденная шашка не убирается с доски, а помещается под ходящую шашку, образуя башню). За один бой простая шашка может побить несколько шашек соперника. В некоторых шашках разрешен бой простой назад, а в некоторых - нет.

При достижении простой последней горизонтали шашка становится дамкой (на эту шашку ставится шашка того же цвета или просто переворачивается; в столбовых шашках простая заменяется специальной шашкой, помеченной сбоку полосками выделяющегося цвета, например красного). В случае попадания в дамки во время боя продолжение боя может совершаться тремя способами (зависит от вида шашек): шашка продолжает бой на правах дамки, продолжает бой на правах шашки или становится дамкой и ход передается сопернику. В некоторых видах шашек простой запрещено бить дамки соперника.

Перемещение дамок: дамки могут ходить или совершать бой по диагонали в любом направлении (в турецких шашках дамки перемещаются по вертикали и по горизонтали, а в армянских еще и по диагонали). В одних видах шашек дамка может перемещаться на любое расстояние, в других - дамки ходят только на одну клетку и совершают бой только соседних шашек.

Бой: во всех видах шашек в случае возможности боя, игроку не позволяется делать простой ход - должен быть совершен бой. При нескольких возможностях взятия применяются разные правила: может быть совершен любой бой, должен быть совершен один из боев с наибольшим числом съеденных шашек, а в некоторых видах шашек применяется правило не только взятия большинства, но и еще при этом должно быть съедено наибольшее количество дамок. При бое дамкой действует следующее правило: если во время боя у дамки есть возможность побить еще хотя бы одну шашку соперника, дамка должна совершать бой дальше. Во многих видах шашек действует так называемый "турецкий удар": дамка во время боя не может пересекать поле с побитой шашкой дважды (идея состоит в следующем: во время боя дамка сначала перемещается на конечное поле и только затем побитые шашки снимаются с доски). В столбовых шашках съеденные шашки не убираются с доски, а помещаются под ходящую шашку (дамку).

Столбовые шашки (Русские башни)

BachCs.jpg
F 17601240m.jpg

Правила русских столбовых шашек совпадают с обычными шашечным правилами, но со следующими отличиями:

  1. Побитая шашка соперника не снимается с доски, а забирается под бьющую башню.
  2. Если под ударом оказывается башня, то с нее снимается только верхняя шашка, после чего шашка (или дамка), находившаяся под ней, вступает в права в соответствии со своим цветом и рангом.
  3. Если бьются несколько шашек соперника, то они забираются одна за другой под бьющую фигуру последовательно в процессе боя, и на конечном поле образуется "башня" ("столб").
  4. Башня передвигается вся сразу и ходит по правилам своей верхней шашки, как простая шашка или дамка.
  5. Башня, как и одиночная шашка, может проходить в дамки, причем дамкой становится только верхняя шашка.

Следствием правил взятия (1) и (2) является то, что игрок может освобождать свои шашки, захваченные ранее соперником, причем взятая в плен и впоследствии освобожденная дамка в дальнейшем, как принято в русских столбовых шашках, сохраняет статус дамки. (Но существует и вариант правил, в соответствии с которыми плененная дамка становится простой). Вторым следствием измененных правил игры, поскольку побитые шашки (башни) не уничтожаются и с доски не снимаются, становится изменение ЦЕЛИ игры. Целью игры в столбовые шашки является пленение всех шашек соперника, а также лишение ходов (запирание) его свободных шашек (башен).

Перечисленные правила иллюстрируются рисунком. Давйте проследим за ударным ходом белой простой шашки с поля с1 на конечное поле a7 через промежуточные поля a3 и с5. При этом:

  • с черной (трехшашечной) башни на поле b2 снимается одна верхняя шашка,
  • с поля b4 забирается одиночная шашка (точнее, башня состоящая из одной шашки),
  • с башни, состоящей из нижней белой и верхней черной шашки и стоящей на поле b6, снимается верхняя черная шашка и освобождается белая шашка,

В результате на конечном поле a7 образуется башня из одной верхней белой шашки и трех нижних черных.

Суть столбовых шашек определяют по-разному. Иногда их называют шашками с законом сохранения энергии; также говорят, что они представляют своеобразную смесь "крепких" шашек и поддавков, поскольку целью игры является пленение всех шашек соперника, однако в ходе "боевых действий" для достижения победы используются тактические и стратегические приемы, характерные для поддавков.

Стратегия игры в башни существенно отличается от общеизвестной стратегии игры в шашки: выгода от захвата определенных полей становится менее значимой, как менее значимой становится и потеря одной-двух и даже трех-четырех шашек, поскольку они в дальнейшем могут быть возвращены в свой лагерь.

Но значимыми становятся такие характеристики отдельных башен, как:

  • высота башни - чем больше в башню входит собственных шашек, тем большей ударной силой она обладает (Но! Чрезмерное увеличение высоты отдельной башни ведет к оголению других участков поля и следовательно к ослаблению позиции!);
  • "отрицательный потенциал" - "слабая" башня (или башня с 1-2 своими шашками сверху), держащая в "плену" несколько шашек соперника может быть атакована и превращена соперником в свою.

Достаточно эффективной является следующая стратегия:

  • захватывать под свои башни возможно большее количество шашек соперника, одновременно уводя башни с большим количеством "пленных" шашек вглубь своей позиции; противника атаковать наиболее тяжелыми башнями, пытаясь при этом разменивать наиболее слабые его башни с целью "освобождения" собственных фигур.

Существенному пересмотру подвергаются и известные из шашек приемы борьбы. Если в обычных шашках запирание шашек противника является редким и неожиданным игровым приемом, то в башенном эндшпиле запирание, по сути, становится одним из основных средств завершения партии. Все это превращает столбовые шашки в чрезвычайно динамичную и непредсказуемую игру.

Пионерские шашки

PionerCh.jpg

В детских лагерях еще популярна помесь столбовых шашек с угловыми шашками (не путать угловые шашки с уголками), т.е. игра идет башнями угол на угол, ходить можно вперед из своего угла и в бок. Назад в свой угол ходить нельзя. Победой в пионерских шашках считается или съесть все шашки противника, или же проникнуть на последнюю клетку угла противника.

В остальном же – те же правила русских столбовых шашек:

  • Каждая побитая простая шашка не снимается с поля, а ставится под побившую ее башню.
  • Башня из нескольких шашек принадлежит тому игроку, какого цвета у нее самая верхняя шашка и двигается по полю вся сразу как единая шашка.
  • Движение башни происходит по правилам простой шашки, если у не сверху простая шашка, или по правилам дамки, если у нее сверху дамка.
  • Башня может пройти в дамки, при этом дамкой становится только ее верхняя шашка.
  • Если была побита башня, то с нее снимается верхняя шашка и кладется под побившую ее башню.
  • Если шашка или башня бьет несколько шашек или башен противника, то побитые шашки кладутся под бьющую фигуру последовательно.
  • Игра заканчивается победой, когда пленены все шашки противника.


Рассмотрим примеры боя в пионерских шашках (для наглядности прорисовываем не все шашки на поле):

PiCs1.jpg
  • Ход черных: рубим 2 шашки
  • Образовалась черная шашка-башня. Взяты в плен 2 белых шашки
PiCs2.jpg
  • Ход белых: рубим шашку-башню
  • Пленили черную шашку, освободили 2 белых шашки


Методика обучения обычным шашкам начинающих

X 00c0032bm.jpg

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАШЕЧНОЙ ТЕОРИИ

Собственно обучение шашечной теории следует структуре объекта изучения. Основные компоненты теории: тактика, стратегия, дебют, эндшпиль. Уже на первых тренировках ученики должны иметь тетради (в клетку - это удобнее).


1. Начальный период.

С чего начинать: комбинаций, эндшпиля или позиционных правил? Итак, начальный период обучения, посвященный усвоению минимального комплекса самых элементарных сведений, своеобразный «ликбез».

Начинаем с определения комбинации — это важно и с методической и, так сказать, с агитационно-эстетической точек зрения.

Главное - добиться усвоения всеми учениками сущности комбинации, ее техники (как правило, часть учеников поначалу пытается вместо жертв делать тихие ходы), понимания эффективности (экономичности, т. е. соответствия цели затратам) комбинации.

Для того, чтобы несколько упорядочить хаос детской «стратегии» ученикам предлагаются четыре «главных» правила (они записываются в тетрадях):

  1. шашки в центре сильней бортовых;
  2. одной шашкой не следует далеко отрываться от остальных;
  3. на обоих флангах должно быть поровну (примерно) шашек;
  4. не следует уже в начале партии уводить шашки из первого ряда.


Каждое из правил следует доступно обосновать и проиллюстрировать. Уже этот «кодекс новичка» у многих учеников дает заметное улучшение качества игры.

Начинающие особенно беспомощны в завершающей стадии партии. В начальный период мы учим только строить четырьмя дамками против одной «квадрат»,

а также ловить четырьмя отрезанными единицами (на двойнике, тройнике, большой дороге) дамку с помощью петли.


2. Комбинационная техника

Для достаточной тренировки комбинационной техники у учеников тренер должен иметь картотеку комбинаций. Решать дети должны индивидуально: это позволяет дать каждому из них необходимую нагрузку.

При решении карточек обязательна «обратная связь»: контроль тренера над качеством и добросовестностью выполняемой работы. На первых порах проверять надо всех учеников, позже тренер сам определит, кому можно доверить самоконтроль, а кому предлагать после каждой решенной карточки показать решение нескольких позиций (выборочно).

В процессе совершенствования комбинационной техники следует обращать внимание учеников на характерные финальные удары, механизмы комбинаций. Наиболее полезные позиции они должны записывать в тетрадь и уметь впоследствии поставить на доске.

Ученики решают комбинации на тренировке в виде «разминки». Но этой нагрузки недостаточно. Следует приучить их работать дома. В зависимости от технической оснащенности тренера можно давать для домашнего решения карточки-дубликаты, подшивки листов с комбинациями — или заставлять учеников переписывать комбинации в тетрадь для домашних заданий.

Как и все другие формы занятий, решение комбинаций не должно становиться однообразным, утомительным — об этом особенно следует помнить в начальный период, когда крайне важно сохранять у детей интерес к шашкам! Мы нередко применяем конкурсы решений — можно из нескольких туров, с общим зачетом.

Это вызывает у детей повышенный интерес, азарт. Иногда для усиления спортивного элемента применяем «матчи»: разделившись на команды, ученики решают задания, добывая очки для командной копилки.

У многих тренеров возникает вопрос: почему дети, казалось бы, научившиеся проводить комбинации на тренировках, плохо видят их за доской, часто попадаются на простейшие удары? Стимулирование комбинационного мышления, особенно тактической бдительности — труднейшая задача тренера. Тут требуется не только «тренаж», но и воспитательная работа, постоянное напоминание ученикам о значении тактики. Возможны различные стимулирующие средства.

Применяем тематические сеансы одновременной игры: учеников предупреждают, что они смогут провести тренеру комбинации, для чего всю партию надо искать удары. Естественно, квалифицированному шашисту нетрудно «попасться» на комбинацию, а у учеников акцентируется нацеленность на удар. Другая форма — турниры, в которых к набранным очкам добавляются дополнительные очки за проведенные комбинации и отнимаются за пропущенные. Можно рекомендовать способы морального поощрения. Например, стенд «Наше творчество» с примерами, пусть несложных, но самостоятельно осуществленных за доской комбинаций.


3. Позиционная игра

Запас сведений о позиционной игре должен быть весьма ограничен. Главное — прочное усвоение основополагающей для дальнейшего спортивного роста информации, постоянное повторение, акцентирование пройденного материала при анализе партий.

Вот перечень основных тем:

  • Шашки в центре d4, f4 (c5, e5).
  • Кол, тычок.
  • Рожон.
  • Роль колонн.
  • Отсталые шашки.
  • Изолированные шашки.
  • Последовательность захвата центральных полей.
  • Роль разменов в борьбе за центр.
  • Простейшие правила разыгрывания коловых позиций. Количество нападений и защит.
  • Борьба против центра. Роль колонны gi, f2, еЗ (Ь8, с7, d6) для размена центральных шашек противника. Значение в этой связи шашки д1 (Ь8), нежелательность оголения этого поля в первой половине партии.
  • Шашка е5. Опасность вторжения на это поле в начале партии. Активность этого пункта в конце партии.
  • Начальное представление о связках.


4. Дебют

Главное на начальном этапе - объяснить ученикам значение дебюта. Нет смысла сразу приучать детей к зазубриванию форсированных вариантов (такие методы применяют некоторые тренеры, спеша добиться «результата»). Мы останавливаемся только на первом ходе cd4. Объясняем принцип развития левого фланга первыми ходами cd4, bсЗ, сb4 для последующего захвата центра и высвобождения отсталой шашки а1.

Показываем несколько примеров такой игры: несколько ходов из Ленинградской или Ново-ленинградской защиты.

За черных обычно рекомендуем играть Отыгрыш (классическую систему и с разменом вперед - тут есть несколько простых, но полезных ловушек).

Показываем 7 - 8 ходов, объясняя план игры за обе стороны.

Показываем также вариант Городской партии, получающийся, если белые первыми двумя ходами занимают поля d4 и f4:

1. cd4 dc5 2. gf4 fg5 3. bс3 gh4 4. cb4 bа5 и т. д. Объясняем на этом примере, что в дебюте делать ход gf4 не следует, из-за этого возникают проблемы: вот и в этом варианте черные ставят рожон, избавиться от которого не так просто (для начинающих).

Начинающим игрокам мы не препятствуем играть на 1. cd4 - bс5 и fe5. Считаем, что «истину» они все равно усвоить не могут, а для них важнее учиться бороться за центр.


Кол и Тычок и их обратные системы показываем только для того, чтобы ученики запомнили, как захватить эти поля уже в начале партии.

Для стимулирования тактического подхода к игре можно показать несколько дебютных ловушек. Мы часто показываем, как проигрывает уже третий ход белых:

1. cb4 de5 2. bа5 bс5 3. bс3?? (или dc3) и т. д.


5. Эндшпиль

Усвоение элементарных принципов и примеров эндшпиля имеет огромное значение для воспитания шашечной культуры.

Для начала следует усвоить важнейшие технические приемы: оппозиция, отрезание по большой дороге, двойнику, тройнику, петля, вилка, цепочка.

Затем можно ознакомить с простейшими этюдными идеями: распутье, запирание, столбняк. Как только тренер сочтет, что ученики достаточно уверенно владеют элементарными тактическими приемами в эндшпиле (размен, комбинация, петля), следует знакомить их с треугольником Петрова. Надо отметить, что к этому способу выигрыша, некоторым его нюансам необходимо не раз возвращаться для повторения и закрепления — опыт показывает, что редко вся учебная группа с первого раза надолго удерживает в памяти все рекомендации.

Если учебная группа является достаточно сильной, то можно ознакомить учеников с «большим треугольником» — способом выигрыша тремя дамками против дамки и шашки.

Очень важно при изучении эндшпиля акцентировать общие принципы. Дети должны усвоить разную оценку шашек в миттельшпиле и эндшпиле: в конце игры, при наличии дамок у противника шашки безопаснее стоят не в центре, а на бортах.

При анализе партий надо обращать внимание учеников на роль плана: они должны понять, что есть позиции с конкретным (быстрым) выигрышем и технические, где надо достаточно долго играть по определенному плану.

На начальном уровне у детей в эндшпиле - большое количество грубых просмотров. Если для квалифицированных шашистов проблемы тактики в эндшпиле практически не существует, то для начинающих возможности провести при скромных ресурсах эндшпиля удар в 1 - 2 хода огромны! Мы применяем наряду с карточками «обычных» комбинаций карточки с позициями, в которых комбинации создаются дамками и шашками. Это способствует повышению качества игры в окончаниях, сокращению количества грубых ошибок.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Уже говорилось, что ученики должны определенный объем работы по решению комбинаций выполнять дома. Для самостоятельной работы можно - при наличии таковых - давать несложные книги для начинающих. В целом, на данном уровне, конечно, еще нельзя требовать серьезной работы с литературой.

Важнейший вид домашней работы - решение заданий из тетради, повторение записанных в ней теоретических выводов.

Нелишне дать рекомендации относительно тетради. Мы придерживаемся мнения: содержание тетради ученика, ее оформление - отражение его шашечной культуры. Ни в коем случае нельзя записывать в тетради все подряд! Необхлдимо требовать у учеников приносить общую тетрадь. Тренер делит ее на четыре части, сам надписывая каждую:

  1. дебют,
  2. позиционная игра,
  3. комбинации,
  4. эндшпиль.

Желательно иметь отдельную тетрадь для домашних заданий. Обязательна тетрадь для записи партий. В ней все сыгранные партии записываются только с левой стороны - другая половина страницы служит для заметок, диаграмм, на которые тренер требует записывать наиболее важные, поучительные моменты.

На тренировки требуется приносить все тетради, так как нередко на занятиях играются различные турниры, тематические партии и пр.

Сие требование некоторые тренеры считают чрезмерным. На наш взгляд, это только вырабатывает серьезное отношение к шашкам. Ведь, например, на тренировки по футболу или плаванию, на уроки музыки или живописи ребятам тоже приходится носить увесистую сумку.


АНАЛИЗ ПАРТИЙ

Уже на начальном уровне тренер должен стремиться анализировать с учениками почти все сыгранные партии.

Важнейший принцип: не обрушивать на ученика при анализе отдельной партии слишком много информации. Главное: подчеркнуть, заострить два – три принципиальных момента. После партии заставить ученика обобщить: каковы были главные ошибки или неточности в ходе игры? Анализ может быть с одним учеником или всей группой. В обоих случаях различные моменты партии, в которых возникала возможность форсированной игры, можно использовать для тренировки расчета учеников. Отдельные интересные моменты можно не анализировать на тренировке, а дать ученику в качестве домашнего задания.


Кратко. В урок обычно входят:

  • проверка и разбор домашнего задания. Это всегда обязательная часть. Сначала индивидуально проверяем у всех тетради, чтобы убедиться, что все сделали. Это занимало половину времени проверки. Потом разбор на демонстрационной доске задания.
  • решение комбинаций. По мере повышения уровня игры у учеников, это всё время усложняется. Новичкам разрешается двигать шашки, но уже начиная со 2-го разряда это не разрешается. Кандидаты должны решать "с листа" и показать финальный удар.
  • этюды и окончания. Здесь упор делается на стандартные приёмы в эндшпиле - построение петли, вытеснение итд, итп
  • немножко теории. Тут "строгий репертуар" - знать 1-2-3 дебюта, но досконально, а не 4-5 ходов в каждом дебюте.
  • немножко стратегии. Тут можно задавать два вопроса. Первый вопрос лёгкий - какой ход ты считаешь здесь сильнейшим ? Лёгкий, потому что у любого игрока любого уровня всегда есть ответ на этот вопрос. А вот второй вопрос может смутить многих - а ПОЧЕМУ ты думаешь этот ход сильнейший (или слабый) ? Если Вы можете простыми словами описать что-то - значит Вы ПОНИМАЕТЕ суть.
  • лёгкие партии. Обычно мелкие турнирчики. Самая интересная часть занятия для мальчишки 7-10 лет (и девчонок тоже). Вседа желательны какие-то мелкие копеечные призы.

Очередность всех вышеперечисленных этапов во время урока всегда постоянна и неукоснительно соблюдается. Ученики всегда знают - что будет следующее.




6a6m.jpg

Ссылки

  1. Википедия - Шашки
  2. Столбовые Шашки
  3. Столбовые шашки - правила игры
  4. Правила игры в русские шашки
  5. Краткое описание особых правил для Шашечных вариантов
  6. Чапаев
  7. Арандийские шашки
  8. Уголки
  9. Алгоритм для игры в уголки
  10. Правила игры уголки
  11. Двойные шашки
  12. Флеш шашки