Шахматы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2348438923 4f895337bam.jpg

Правила шахмат (краткий обзор)

Законченная партия

Согласно международным шахматным правилам:

1.

а) Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом.

b) Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это немедленно заканчивает игру.

2.

a) Партия считается закончившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась “патом”. Это немедленно заканчивает игру, если патовая позиция была достигнута возможным ходом

b) Партия считается закончившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией. Это немедленно заканчивает игру, если эта позиция была достигнута возможным ходом;

c) Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Это немедленно заканчивает партию.

d) Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды.


Защита

Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.

1. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.

2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).

Слона, защищающего слабые поля, атакующий обязательно должен разменять. При запертом центре, кони сильнее слонов.

Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.

3. Лучший способ обороны - контратака. Главное - вовремя найти способ перейти в контратаку. Правильно выбрать момент.

Лучшее возражение на фланговую атаку - контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры туда-сюда.


Передвижение фигур

Ладья

Ладья перемещается на прямой линии, горизонтально или вертикально. Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры; все поля, находящиеся между полем, где ладья начинает свое движение и где заканчивает его, должны быть пусты.


Слон

Слон перемещается по прямой диагональной линии. Слон также не может перепрыгивать другие фигуры.


Ферзь

Ферзь объединяет передвижения ладьи и слона, то есть, ферзь может передвигаться по любой прямой линии - горизонтальной, вертикальной или диагональной.


Конь

Конь делает ход, который состоит сначала из одного шага в горизонтальном или вертикальном направлении, а затем делается один шаг по диагонали в направлении вовне. Конь прыгает: это значит, что первое поле, которое конь проходит, может быть занято какой-либо. Например, белые могут начинать игру, перемещая своего коня с b1 на c3. Конь захватывает обычным образом, перемещаясь на поле, которое занимает фигура соперника.


Пешка

Пешка перемещается по-разному в зависимости от того, перемещается ли она на пустое поле или захватывает фигуру соперника. Когда пешка не захватывает, то она перемещается на одно поле прямо вперед. Если данная пешка еще не передвигалась, то есть пешка, стоящая на втором ряду (со стороны игрока-обладателя пешки), пешка может делать двойной шаг прямо вперед. Например, белая пешка на поле d2 может быть передвинута на поле d4. При захвате пешка передвигается на одно поле по диагонали вперед.

Есть одно специальное правило, называемое взятием на проходе. Когда пешка делает двойной шаг со своего второго ряда на четвертый ряд, при этом имеется вражеская пешка на смежном поле на четвертом ряду, и эта вражеская пешка затем делает ход, то она может передвигаться по диагонали на поле, находящееся на третьем ряду, которое был пропущено пешкой при ее двойном шаге. При этом пешка, сделавшая двойной шаг, захватывается. Это взятие на проходе должно быть сделано непосредственно после хода с двойным шагом пешки: если игрок, который мог бы осуществить захват на проходе, не делает этого в первом ходе после двойного шага, то пешка не может быть больше захвачена взятием на проходе.

Двойной шаг пешки, и следующий захват на проходе Пешка, достигшая последний ряда доски превращается. Когда игрок перемещает пешку на последний ряд доски, он заменяет пешку ферзем, ладьей, конем или слоном (того же самого цвета). Обычно, игроки превращают пешку в ферзя, но разрешается также превращать и в другие типы фигур. (Не требуется, чтобы пешка превращалась в захваченную фигуру. Таким образом, например возможно, что игрок имеет в некоторый момент два ферзя).


Король

Король перемещается на одно поле в любом направлении - горизонтально, вертикально, или по диагонали. Есть один специальный тип хода, делающийся королем и ладьей, одновременно, который называется рокировкой: см. ниже.

Король - наиболее важная фигура в игре, и его ходы должны делаться таким образом, чтобы король никогда не оказался под шахом.


Правила при игре с разносторонними рокировками

1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.

2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.

3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.

4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.

5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.

При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет - точность расчета становится решающим фактором.

Перед рокировкой следует учесть:

1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.

2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее "зацепиться" и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий - стараться вынудить такое продвижение.

3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы - нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.

4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.


Правила Стейница

1. Право атаковать имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.

2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита - временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.

3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.

4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой - накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.


Рокировка

По некоторым специальным правилам король и ладья могут передвигаться одновременно в одном ходе - это называется рокировка.

Следующие условия должны быть выполнены:

• Король, участвующий в рокировке, еще не передвигался в течении игры.
• Ладья, участвующая в рокировке, еще не передвигалась в течении игры.
• Король не под шахом.
• Король во время рокировки не передвигается через поле, атакованое вражеской фигурой, то есть, когда совершается рокировка, не должно быть вражеской фигуры, что могла бы передвигаться (в случае пешек: диагональным шагом) на поле, которое проходит король.
• Король во время рокировки не передвигается на поле, которое атаковано вражеской фигурой, то есть, Вы не можете рокироваться и заканчивать ход с королем под шахом.
• Все поля между ладьей и королем перед рокировкой пусты.
• Король и ладья должны занять поля на том же самом ряду.

При рокировке король перемещается на два поля к ладье, а ладья перешагивает через короля на следующее за ним поле, то есть король белых на e1 и ладья на a1 передвигаются следующим образом: король - на c1, ладья - на d1 (длинная рокировка), король белых на e1 и ладья на h1 передвигаются следующим образом: король на g1, ладья на f1 (короткая рокировка), аналогично для черных.


Шах, мат и пат

Шах Когда король игрока может быть захвачен фигурой соперника, то тот объявляет, что король - под шахом. Например, белые перемещают свою ладью в такую позицию, что она нападает на черного короля, то есть, если черные ничего не сделают с этим, то ладья могла бы захватить черного короля в следующем ходе: мы говорим, что белая ладья дает шах. Это считается хорошим тоном, чтобы сообщать "шах", когда один из игроков шахует другого.

Нельзя делать такой ход, после которого король остается под шахом.


Мат Когда игрок находится под шахом, и он не может делать такой ход, что после хода король оказался бы не под шахом, то этот игрок - заматован. Игрок, который заматован (королю которого поставлен мат), проиграл, а игрок, поставивший мат (заматовавший короля соперника), выиграл игру. Обратите внимание, что имеется три возможных способа снять шах:

1. Отодвинуть короля на поле, где он будет находиться не под шахом.

2. Захватить фигуру, которая дает шах.

3. (В случае шаха, данного ладьей, слоном или ферзем:) перемещают фигуру между шахующей фигурой и королем.


Пат Когда игрок не может сделать никакого хода, но он не под шахом, то игрок, как считается, находится в пате (в патовом положении). В случае пата, игра заканчивается вничью.


В эндшпиле надо мыслить по иному.

1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы можно (h2-h3-h4), в) удар по психике противника, он понимает, что подчинен вашей воле, может не выдержать, ошибиться. Усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.

2. Иметь план, схему конечной позиции.

3. Короля - в центр. Король должен быть активным.

4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.

В эндшпиле, при хорошей коммуникационности (взаимодействии) фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.

В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.

Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.


Первые ходы

Все учебники примерно одинаково формально описывают первые шаги в обучении: показаны шахматная доска, шахматные фигуры, описаны их функции – и можно начинать игру. На наш взгляд, дело обстоит гораздо сложнее: первые занятия нуждаются в детализации и последовательности освоения правил игры.

Знакомство с шахматной доской происходит быстро и просто, а с введением всех фигур в игру торопиться не следует.

В первую очередь следует изучить поведение пешек. На первом уроке следует расставить по своим местам на шахматной доске только пешки (2-я и 7-я горизонтали), а также рассказать ученику об их функциональных способностях и приступить к игре.

Игра идет на истребление пешек. Побеждает тот, у кого в итоге остается хотя бы одна фигура. В большинстве случаев соревнование заканчивается вничью, ученик не чувствует себя ущемленным и в то же время получает много информации. Игра проходит быстро, и на первом уроке можно сыграть две-три партии. Естественно, тренер должен исправлять ошибки ученика и направлять его действия.

На втором занятии происходит повторная игра с целью закрепления материала и развития полученных навыков. Понятно, что какая-то из пешек в итоге пройдет к противоположной последней горизонтали и превратится в слона, – значит, ученик познакомится с правилом превращения проходной пешки в более сильную фигуру, а также с функциями слона. Снова можно сыграть две-три партии.

На третьем или четвертом занятии, кроме пешек, в самом начале игры на свои места встают короли, и тренер разъясняет ученику их функции. Появляется дополнительный интерес, и игра идет на истребление фигур. С появлением короля ученик знакомится с понятием «шах». «Мат» – довольно сложное понятие для начинающего шахматиста.

На следующем занятии рядом с королем встает ферзь. Игра усложняется, и ученику иногда хочется поставить на шахматную доску все фигуры. В этом случае тренер должен решить вопрос в пользу дела: если предыдущий материал усвоен хорошо, то можно пойти навстречу, но если есть пробелы в знаниях или ученик ходит пешкой по диагонали, то следует мягко объяснить ситуацию и повременить с расстановкой всех фигур.

На очередном занятии на доске должны появиться ладьи. Их функции просты, и ученик быстро их усвоит, но при введении в игру коня тренеру следует набраться терпения: его ход наиболее сложный, и ученик, усвоив все виды передвижения фигур, еще примерно пять уроков будет постигать все тонкости поведения этой фигуры.

По нашим наблюдениям, начинающему шахматисту требуется примерно 10–12 занятий, для того чтобы усвоить правила игры и начать передвигать шахматные фигуры в соответствии с их назначением. Это первый этап в ходе начального обучения.

В этот период ученик не замечает уступок тренера, так как он еще не втянулся в игру, и его жертвы фигур воспринимает как обычное явление в ходе игры, радуясь своим успехам.


Адекватные ходы

Второй этап обучения состоит в том, чтобы ученик производил адекватные ходы. Адекватный ход – значит правильный, т.е. такой ход, который следует сделать в данном случае исходя из сложившейся ситуации. На этом этапе злейшим врагом ученика является невнимание. Часто бывает так, что ученик не замечает нападения противника на ферзя или другую фигуру или по невнимательности подставляет под удар собственную фигуру. Такие моменты в шахматах называются промахом, или зевком. Зевки, к сожалению, бывают и у зрелых шахматистов, но их уровень и количество определяют степень подготовки учащегося.

На втором этапе освоения шахмат ученик начинает понимать смысл игры и бесполезную жертву фигуры воспринимает как ошибку тренера. Он знакомится с такими понятиями, как «мат», «пат», «двойной шах», «открытый шах».

Данный этап характеризуется формированием умения сосредоточиться, не спешить с ответным ходом и, проанализировав сложившуюся ситуацию, сделать адекватный ход, просчитав его последствия. Работа тренера теперь состоит в контроле действий учащегося, анализе и исправлении его ошибок, а также поиске путей развития.

Второй этап в отношении взаимодействия с учеником для него не легче первого. Если тренер будет играть в полную силу и постоянно выигрывать, то скоро его ученик может разувериться и потерять интерес к шахматам. Если же делать неоправданные жертвы фигур и иногда проигрывать, то ученик почувствует несерьезное отношение к себе, и у него может появиться недоверие к тренеру. В таком случае следует уравнять возможности путем, сняв с доски ферзя на стороне тренера: у ученика будет полный набор фигур, а тренер будет играть без ферзя.

Такое положение не только выравнивает силы, но и учит реализовывать свое преимущество. Появляются новые задачи, складывается новая стратегия игры, заключающаяся в том, чтобы разменять шахматные фигуры и остаться в конце игры с ферзем против одинокого короля учителя. В первых играх ученику победить не удается, но со временем он начинает побеждать, отмечая свои успехи. Тогда тренеру следует снять с доски ладью и играть без нее.

Тренировочный режим отличается от турнирного тем, что в учебных играх следует возвращать ученику его ходы, сделанные по ошибке, и постоянно напоминать о главных задачах.

Стимулирующим фактором в развитии мыслительных способностей является решение шахматных задач и этюдов.


Третий этап обучения состоит в том, что шахматист должен воспитывать себя сам, и это может длиться всю жизнь. Работа тренера в этот период имеет вспомогательный, направляющий характер. Главным фактором роста шахматиста является изучение богатейшего опыта, оставленного нам великими шахматистами, а также собственные разработки методов игры.

Тренер с высоты своего возраста и положения должен направлять усилия ученика на постижение шахматного искусства, рекомендовать литературу для изучения, видеть кратчайший путь реализации его способностей, постоянно напоминать о красоте шахматной игры, представляющей собой нестандартные, неожиданные решения сложных ситуаций, – образно говоря, быть старшим товарищем.

Описанные нами методы работы касаются любительского уровня игры в шахматы. Некоторые ученики достигают высокого уровня и становятся профессионалами. Как и в любой области человеческой деятельности, они при этом должны детально изучить теорию и методику игры, помнить все дебюты (варианты начала игры) и их продолжения, посвятив этому делу всю жизнь. Будущие чемпионы находятся среди нынешних учеников – ведь каждый чемпион когда-то был начинающим.




Ссылки