Что нужно знать педагогу о детской тревожности

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
09-394m.jpg

Настоящая любовь –

это не за что, а вопреки чему.

В.Леви


Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные препятствия функционирования ребёнка в различных сферах жизни.

В случаях эмоционального неблагополучия, сопровождающего ожиданием неуспеха в деятельности, возникают такие состояния, которые в психологии классифицируются как детская тревожность, детский невроз, детская фобия.

Неприятных последствий детской тревожности можно было бы избежать при своевременном распознавании ее вожатым и исключением из процесса деятельности и воспитания стрессовых тактик педагогического воздействия.

Причины возникновения

  • противоречивые требования к ребёнку, исходящие из разных источников (или даже одного источника), когда родители запрещают одно и тоже;
  • неадекватные требования, не соответствующие возможностями и стремлениями ребёнка;
  • требования, которые ставят в униженное, зависимое положение;
  • завышенные требования, негибкая, догматичная система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его способности, интересы, склонности. (Одна из наиболее распространенных разновидностей такого воспитания система «ты должен быть …»);

Во всех случаях возникает чувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.


Возраст начала.

Детская тревожность имеет тенденцию начинаться в очень раннем возрасте. Уже в дошкольном периоде может проявляться ее симптоматика, которую родители могут определить по характеру следующих проявлений.

Характер проявлений тревожности (по отношению к взрослым)

  • очень охотно выполняет свои обязанности;
  • проявляет чрезмерное желание здороваться со взрослыми;
  • слишком разговорчив, докучает своей болтовнёй;
  • очень часто приносит и показывает воспитателю найденные им предметы, рисунки, поделки и т.д.;
  • постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;
  • добивается симпатии воспитателя, приходит к нему с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами, делами;
  • полностью устраняется, если его усилия не увенчаются успехами;
  • чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии;


Характер проявлений тревожности по отношению к сверстникам

  • пытается «монополизировать» взрослых (занять их исключительно своей особой), постоянно «стягивает» их внимание на себя;
  • «играет героя», особенно когда ему делают замечания;
  • не может удержаться, чтобы не «играть роль» перед окружающими;
  • склонен «прикидываться дурачком»;
  • слишком смел, рискует без надобности;
  • навязывается другим, им легко управлять
  • любит быть в центре внимания;
  • играет с детьми старше себя;
  • хвастает перед другими детьми;
  • паясничает (строит из себя)
  • шумно ведёт себя, когда воспитателя нет рядом;
  • подражает хулиганским выходкам других.


Тревожность детей в школьном возрасте.

Лагерь в жизни ребёнка – сложный и противоречивый период взросления личности. Тревожность этого периода многолика, симптоматика её носит несколько иной характер. Можно выделить наиболее характерные признаки тревожности, которые могут быть замечены воспитателями.


Проявление тревожности.

  • двигательное возбуждение (человек совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду);
  • неподвижность, скованность;
  • непоследовательность в поступках;
  • нередко чрезмерное любопытство;
  • стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью;
  • непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением;
  • ускоренный темп речи, иногда в виде трудно управляемого потока слов;
  • многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях;
  • боязнь критической ситуации (ответ, выступление, экзамен);
  • всё новое воспринимает как неизвестное и пугается его;
  • «уход» в болезнь;
  • нарушение сна;
  • общение эмоционально нервное, носит избирательный характер;
  • затруднение в завязывании контактов с незнакомыми людьми;
  • неумение открыто выражать свои чувства;
  • множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребёнок постоянно возвращается при общении;


Как общаться с тревожным ребёнком

Рекомендации вожатым, касающиеся того, как строить стиль своего поведения с целью предотвращения и коррекции детской тревожности:

  • постарайтесь чтобы ребёнок работал в щадящем режиме;
  • своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте эмоции, ведь он подражает вам в своём поведении;
  • говорите сами о своём эмоциональном состоянии и учите ребёнка открыто проявлять чувства;
  • не выражайте своё недовольство и симпатию в избыточной форме;
  • уделяйте ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнение возможно только с ним самим, с его успехами и неудачами;
  • помните, что нельзя ставить знак равенства между ребёнком и его деятельностью и общением. Акцентируйте внимание на поведении, поступки, состояние, а не на личность;
  • соотносите уровень своих требований к ребёнку с уровнем его возможностей;
  • если не знаете что делать – остановитесь;
  • не общайтесь с ребёнком в момент своего отрицательного эмоционального состояния;
  • учите ребёнка видеть свои ошибки и не «застревать» в них, а исправлять и идти дальше.
  • не фокусируйте излишнее внимание на неудачах, умейте найти «плюсы» во всём;
  • используйте различные формы невербальной поддержки ребёнка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по спине, по голове, подмигивание и т.д.


Резюме.

Самоконтроль взрослого – необходимое условие и гарантия в помощи ребёнку по определению своего состояния. Ребёнку на любом возрастном этапе и в любом эмоциональном состоянии (а особенно – в состоянии тревожности) нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для взрослых.