Что нужно знать педагогу о детской тревожности
Настоящая любовь –
это не за что, а вопреки чему.
В.Леви
Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные препятствия функционирования ребёнка в различных сферах жизни.
В случаях эмоционального неблагополучия, сопровождающего ожиданием неуспеха в деятельности, возникают такие состояния, которые в психологии классифицируются как детская тревожность, детский невроз, детская фобия.
Неприятных последствий детской тревожности можно было бы избежать при своевременном распознавании ее вожатым и исключением из процесса деятельности и воспитания стрессовых тактик педагогического воздействия.
Причины возникновения
- противоречивые требования к ребёнку, исходящие из разных источников (или даже одного источника), когда родители запрещают одно и тоже;
- неадекватные требования, не соответствующие возможностями и стремлениями ребёнка;
- требования, которые ставят в униженное, зависимое положение;
- завышенные требования, негибкая, догматичная система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его способности, интересы, склонности. (Одна из наиболее распространенных разновидностей такого воспитания система «ты должен быть …»);
Во всех случаях возникает чувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.
Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.
Возраст начала.
Детская тревожность имеет тенденцию начинаться в очень раннем возрасте. Уже в дошкольном периоде может проявляться ее симптоматика, которую родители могут определить по характеру следующих проявлений.
Характер проявлений тревожности (по отношению к взрослым)
- очень охотно выполняет свои обязанности;
- проявляет чрезмерное желание здороваться со взрослыми;
- слишком разговорчив, докучает своей болтовнёй;
- очень часто приносит и показывает воспитателю найденные им предметы, рисунки, поделки и т.д.;
- постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;
- добивается симпатии воспитателя, приходит к нему с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами, делами;
- полностью устраняется, если его усилия не увенчаются успехами;
- чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии;
Характер проявлений тревожности по отношению к сверстникам
- пытается «монополизировать» взрослых (занять их исключительно своей особой), постоянно «стягивает» их внимание на себя;
- «играет героя», особенно когда ему делают замечания;
- не может удержаться, чтобы не «играть роль» перед окружающими;
- склонен «прикидываться дурачком»;
- слишком смел, рискует без надобности;
- навязывается другим, им легко управлять
- любит быть в центре внимания;
- играет с детьми старше себя;
- хвастает перед другими детьми;
- паясничает (строит из себя)
- шумно ведёт себя, когда воспитателя нет рядом;
- подражает хулиганским выходкам других.
Тревожность детей в школьном возрасте.
Лагерь в жизни ребёнка – сложный и противоречивый период взросления личности. Тревожность этого периода многолика, симптоматика её носит несколько иной характер. Можно выделить наиболее характерные признаки тревожности, которые могут быть замечены воспитателями.
Проявление тревожности.
- двигательное возбуждение (человек совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду);
- неподвижность, скованность;
- непоследовательность в поступках;
- нередко чрезмерное любопытство;
- стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью;
- непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением;
- ускоренный темп речи, иногда в виде трудно управляемого потока слов;
- многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях;
- боязнь критической ситуации (ответ, выступление, экзамен);
- всё новое воспринимает как неизвестное и пугается его;
- «уход» в болезнь;
- нарушение сна;
- общение эмоционально нервное, носит избирательный характер;
- затруднение в завязывании контактов с незнакомыми людьми;
- неумение открыто выражать свои чувства;
- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребёнок постоянно возвращается при общении;
Как общаться с тревожным ребёнком
Рекомендации вожатым, касающиеся того, как строить стиль своего поведения с целью предотвращения и коррекции детской тревожности:
- постарайтесь чтобы ребёнок работал в щадящем режиме;
- своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте эмоции, ведь он подражает вам в своём поведении;
- говорите сами о своём эмоциональном состоянии и учите ребёнка открыто проявлять чувства;
- не выражайте своё недовольство и симпатию в избыточной форме;
- уделяйте ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым;
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнение возможно только с ним самим, с его успехами и неудачами;
- помните, что нельзя ставить знак равенства между ребёнком и его деятельностью и общением. Акцентируйте внимание на поведении, поступки, состояние, а не на личность;
- соотносите уровень своих требований к ребёнку с уровнем его возможностей;
- если не знаете что делать – остановитесь;
- не общайтесь с ребёнком в момент своего отрицательного эмоционального состояния;
- учите ребёнка видеть свои ошибки и не «застревать» в них, а исправлять и идти дальше.
- не фокусируйте излишнее внимание на неудачах, умейте найти «плюсы» во всём;
- используйте различные формы невербальной поддержки ребёнка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по спине, по голове, подмигивание и т.д.
Резюме.
Самоконтроль взрослого – необходимое условие и гарантия в помощи ребёнку по определению своего состояния. Ребёнку на любом возрастном этапе и в любом эмоциональном состоянии (а особенно – в состоянии тревожности) нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для взрослых.