Цикловые игры

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
19dvdm.jpg

Особую живость, праздничность и интерес в детском лагере могут придать цикловые игры. Часто они помогают разрешать психологические проблемы детей, подуставших от будничного режима, ожидающих приключений и романтики от жизни в лесу. Заранее, до смены, желательно долго в течение года продумывайте и разработайте игру, готовьте, если можно, с детьми, найдите, если сможете, взрослых специалистов по ролевым или сюжетным играм.

ИТАК...

Смысл цикловой игры Цикловая игра – такая игра, которая длится весь лагерь, имеет предварительную подготовку и подготовку в течение лагеря. Цикловая игра – это всегда «интрига», непредсказуемость в будничном ритме лагеря, «изюминка», неожиданная и для детей и для взрослых (кроме тех некоторых избранных, которые готовят каждый эпизод, часто по ночам). Цикловая игра всегда подразумевает непосредственную реакцию детей и совместный выход через сюжет игры в инобытие. У любой игры обязательно есть завершение – обретение «клада». Специально ставим слово «клад» в кавычки, так как выросшие на цикловых играх дети воспринимают большие мероприятия в ключе цикловых игр и для них «кладом» может быть, например, поездка на экскурсию в интересное место. Но это нужно заработать, и цикловые игры здесь играют важную воспитывающую роль.

Сюжет игры. Сюжет может быть выдуман, но лучше, когда игра – это путешествие по какой–нибудь хорошей книге, которая читается и проживается в течение всего года перед лагерем, а также в самом лагере.

Эту книгу вы все вместе читайте, разыгрывайте их сюжеты в виде «точек» у костров, смотрите вместе фильмы по этой книге, спектакли, музеи и т.д. по теме.

Возрастные этапы в цикловых играх

  1. Игра с положительным героем, которого можно увидеть издалека, но нельзя потрогать. Финал – обретение настоящего клада. 6-8 лет.
  2. Таинственный герой, которого нет (он в записках, посланиях) плюс герои из руководителей и театральное обыгрывание пространства лагеря. 7-9 лет.
  3. Главный герой отрицательный. Пропадают ценности из лагеря, их нужно вернуть, ночные дежурства, испытания, самостоятельные приключения. Собственно сюжет игры выдают театральные постановки у костров. 9-12 лет.
  4. Игра = работа. Основной сюжет обыгрывается в большой театральной постановке или съемках фильма и в специальностях лагеря (репетиции, изготовление костюмов, декораций , антуража и т.д.). 11-13 лет.


Пример…

25gfgfm.jpg
Foto 33m.jpg
Foto 65m.jpg

ЦИКЛОВАЯ ИГРА « ГЭНДАЛЬФ». ВОЗРАСТ 6-8 ЛЕТ.

Подготовка в городе. Руководители читали на каждом сборе книгу Р. Токиена «Хоббит». Ребятам дали сказочные имена гномов из книги. Разыгрывались отдельные сценки силами руков и родителей. Обучение скаутским навыкам тоже происходило в сказочной обстановке. Подготовка к лагерю. Еще до лагеря разработан сценарий игры, намечены отдельные эпизоды, набран клад, подарочки, нечто, изображающее руны (это были небольшие глиняные таблички с знаками действительно похожими на руны), сшиты плащи для каждого гнома (это были крепкие и красивые дождевики), собраны костюмы для персонажей игры. Уже в лагере нарисованы несколько карт местности и тщательно подделывать их под старинные: натереть воском, ломали, обжигали и обрывали.

Сюжеты игры в лагере. Открытие.

  1. С утра раздаются ребятам сшитые плащи и расшили их вместе с детьми всякими лентами, тесьмой и разными побрякушками, так что теперь был узнаваем каждый гном индивидуально.
  2. После открытия лагеря, т.е. построения все в этих плащах с песней пришли на поляну знакомств. Нас встретил «хозяин» этих мест. Он был одет в листья и ветви, с большой косматой бородой. «Хозяин» стал рассказывать историю этих мест, переплетая реальность и сюжет книги, послания от начальника дружины и древние сказочные предсказания. Он упомянул, что здесь водятся странные существа и происходят загадочные происшествия. А мы приветствовали его как могли – пели свои гномские песни. В конце он пригласил всех на пир на берегу озера. Когда же все вышли к озеру, то он стал прощаться, оставив нам полные вкусностей столы, а сам влез в лодку стоявшую у берега. Он встал в ней и поднял руки в знак последнего приветствия, и тут лодка сама начала плыть к противоположному берегу, а он все стоял и приветственно махал руками (ее тащили на подводных канатах с другого берега). Когда же он вышел на сушу и скрылся в лесу, возле лодки из тростниковых зарослей появилась странная фигура. Она проскользнула на виду у всех и вновь исчезла в водяных зарослях. Издалека она была совершенно нечеловеческая и некоторые вспомнили о Горлуме .( Это был человек в трико и противогазе с ластами на руках, он-то и тащил лодку за канат). Дальше был пир.
  3. На следующее утро на палатках появились руны, нарисованные мелом, что вызвало большой переполох особенно у девчонок.


Гэндальф и руны.

Несколько дней в лагере ничего особенного не происходило.

  1. Однажды на построении неожиданно один из руководителей начал удивленно всматриваться в даль озера. Он стал шептаться с другими руками, все развернулись к озеру, началась суматоха. Там на озере была лодка, а в ней сидел человек в большой островерхой шляпе и сияющем на солнце серебряном плаще. Он приветливо замахал руками, потом бросил в озеро какой–то предмет и поспешно уплыл на другой берег. Это – Гэндальф. Все дети вместе с руководителями бросились в лодки, но как «ни старались», не успели догнать Гэндальфа. Зато они вынули из воды тот предмет. Это оказалась старинная бутыль с печатями на горлышке. Когда все выбрались на берег и собрались вместе, бутыль вскрыли и обнаружили там приветственное письмо от Гэндальфа и грубую схему лагеря с тремя отмеченными точками. Каждая точка соответствовала одной из стай. Все побежали к своим стоянкам и вскоре в тайниках нашли 3 куска старинной, едва сохранившейся карты этой местности. Карту собрали общими усилиями и вывесили на дереве посередине лагеря. На ней множество крестиков. Теперь уже ищут по одиночке. В каждом тайничке лежала одна руна и маленький подарочек. Руны мы договорились собирать у одного руководителя, подарочек ребенок брал себе. Зачем эти руны пока было непонятно.
  2. На следующий день и еще на следующий день крестики на карте все появлялись каждое утро, а дети самостоятельно их разыскивали.
  3. Через день после первого появления Гэндальфа, в конце обеда вдалеке на поле появилась та же самая фигура в серебряном плаще и островерхой шляпе с мешком за плечами. Дети бросились к Гэндальфу, на ходу напяливая свои гномские плащи. Однако и на этот раз догнать его не удалось. Но он бросил свой мешок. В мешке – именные подарки для гномов и записка, мол, если соберете все 147 рун и расшифруете послание, то поймете, где лежит старинный клад.
  4. На следующие дни все еще появлялись знаки на карте, и в свободное от занятий время дети искали руны с подарками.


Завершение игры. Клад.

  1. Предпоследний день лагеря. В самом конце завтрака с дерева на веревке неожиданно спустился прямо на стол бумажный шар. Внутри него – записка. В ней указано время выхода в поход на поиски шифра и приметы в пути.
  2. Мы вышли в путь к означенным местам. Это было длинное путешествие на полдня по совершенно незнакомому лесу на другом берегу озера. Обед на костре, неожиданные препятствия, не всегда понятные лесные приметы в записке Гэндальфа. Но зато мы пришли … Перед нами лежало небольшое лесное озерцо, сплошь заросшее белыми кувшинками, которые на наших глазах стали закрываться в закатных лучах солнца. У последней приметы мы нашли обрывок старинной бумаги с шифром.
  3. Мы долго складывали руны в нужном порядке и разгадывали место клада, которое можно было найти по скаутским заданиям – ориентирование, нужное количество шагов, порода дерева. Наконец, нашли это место и лопатами разрыли клад. В потертом, но явно когда-то роскошном платке лежали украшения, старинные походные принадлежности и самое главное - драгоценные камни (осколки вулканических пород).
  4. Найденный клад мы понесли обратно к прощальному костру. А когда мы уже в темноте переправлялись через озеро к лагерю, то пускали в озеро десятки плавающих свечей и все озеро светилось в ночи.
  5. В последний день лагеря дети делили между собой клад и свое клали в свои рюкзаки. (Ох, и нелегкий это был момент в нашей жизни).

Можно также положить в клад что-нибудь действительно очень ценное, а потом увезти это на экспертизу, а потом привезти бумагу с настоящими печатями научно-исследовательского института или музея с благодарностью за такую редкую и ценную находку и подарки от той организации.. Можно также оставить часть клада у руководителя смены и тем самым начать маленький музей для гостей лагеря и отряда. Можно придумывать и придумывать…


Реальность. Впечатления.

Участие и включенность взрослых была очень разная. Много сумятицы было из-за того, что игра была на несколько групп. В начале запутались в количестве реквизита - плащей. В конце, такая же путаница была и с кладом. Были нестыковки из-за того, что группы жили в разных местах, и приходилось постоянно придумывать предлоги для их собирания во время эпизодов. Может быть из-за этого, или из-за того, что дети не были настроены на игру, чувствовался сумбур. В общем, тайны и не было. Многое было так или иначе известно из общения со старшими, которые уже играли "Хоббита". Желательно играть одним отрядом. Тогда лучше получается удержать игровое пространство. Запомнились костры, связанные с игрой в гномов: обретение плащей, изготовление гномских мечей, разбор у костра гномских ценностей из гномского сундука, добытого в приключении. Было полное впечатление реальности происходящего. Драгоценности сверкали в отблесках костра. Их собирали - покупали разные "древности", которые стали гномскими сокровищами. Сундук закопали, Свечи по маршруту к сундуку поставили. Потом естественно дети откопали. Раздачу подготовили и провели. Изготовление гномских мечей подготовили и провели заранее, а костер придал романтику, таинственность. При раздаче, обретении плащей у средних и маленьких гномиков была растерянность - видимо для них это было слишком таинственно. Непонятно - откуда костер на воде? Гэндальф - злой или добрый? Что делать? Много загадок, а ответов нет… Костры проводились несколько поздно для младшего отряда. Создавалось впечатление их стихийности.


Цикловые игры для малышей (младшие отряды) - увлекательнейшее время для руководителей. Дети так искренно отвечают на каждую выдумку, так жаждут и стремятся к волшебным приключениям, что невольно руководители сами начинают сопереживать, удивляться и искать, хотя вот только что ночью сидели и придумывали, копали, прятали, строили.