Хочу домой

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Начало смены. Ребенок младшего возраста плачет, хочет домой.

Snap01.jpg

Первый момент здесь – локализовать проблему, пока она не перекинулась на остальных. Берешь ребенка за руку и отходишь в сторону. Дальше идет первоначальное выяснение ситуации. Выясняешь, что физически с ним все в порядке. (Это важно – значит ничего спешного).

Далее переходим ко второму моменту – отложить решение проблемы до того – когда у тебя будет достаточно времени для спокойного её решения, не психуя в цейтноте. Для этого ты даешь понять ребенку, что ты здесь - для того чтобы решать его проблемы. Что ты их можешь решить лучше, только надо подождать. После этого надо понять, что он тебя однозначно понял. Для этого лучше несколько раз переспросить. А после еще и какой-нибуть ритуальчик – типа “дай пять” – они на это очень ведутся.

При появлении достаточного свободного времени возвращаешься к решению проблемы. Удели ребенку где-то полчаса наедине. Нужно позаботиться о месте, где будут проходить разговор. Желательно, чтобы никто из других детей вас не отвлекал. Во время беседы необходимо занять правильную позицию по отношению к ребенку. Алан Пиз в книге «Язык телодвижений» дает подробное описание как строить беседу в зависимости от цели, которую хотим достичь. Для доверительного общения взрослый не должен «нависать над ребенком» с высоты своего роста. Присядь на один уровень рядом с ребенком. Если в помещении ребенок ведет себя более нервно, его лучше пригласить пройтись по зеленой лагерной территории, а там всегда много уединенных уголков: старые качели, бревна и т.п. Выясняешь причину его поведения. Далее приступаешь к третьему моменту – договор. Вожатый принимает решение. Но говорит что-то типа “Давай мы решим с тобой так…”. Дальше получаем снова однозначное согласие ребенка. Проблема закрыта.

В случае если ребенок не идет сразу на контакт – меняем тактику…

Опущенные плечи и вялая походка, отсутствие интереса к жизни отряда и собранный чемодан — эти признаки говорят о том, что ребенок не может справиться с новой ситуацией, и нуждается в поддержке. Итак, в твоем отряде есть ребенок, который впервые очутился в лагере и очень не хочет там оставаться – поздравляем! У тебя есть уникальная возможность испытать все грани вожатского счастья! Что может быть приятнее, когда этот самый ребенок, который еще не так давно постоянно звонил домой и ныл: «Заберите меня отсюда», словно маленький клещик, вцепится в твои уставшие, натруженные вожатские руки и никуда не захочет уезжать. Более того, он вообще не отойдет от тебя ни на шаг. Возможно, ты уже просто замер от нетерпения, чтобы узнать рецепт этого счастья. Он прост, как все гениальное! Чаще всего, дети, которые впервые попали в лагерь в возрасте 8-10 лет, дома окружены нежной заботой мамы, бабушки и прочих родственников до седьмого колена. Естественно, что, оказавшись без всех этих благ, они начинают дико скучать, что чаще всего сопровождается плохим настроением, нытьем и отказом что- либо делать. Масштаб бедствия ясен? Отлично. Что требуется от вожатого? Приручить. При этом, помня хорошо известную фразу об ответе за тех, кого приручили.

С чего же начать? Если на все твои попытки хоть как-то заинтересовать, поговорить, ребенок отвечает игнором, и ситуация не улучшается, надо попытаться наладить тактильный контакт, ведь детю так не хватает сейчас маминых объятий (на этом месте все читатели плачут). «Как? Не гоняться же за ним по территории лагеря с распростертыми объятиями», - скажешь ты…

Все гораздо проще. Начать можно с игр. Например, приведя отряд к столовой, будешь обладать еще кучей времени. Обычно это время стихийно занимается игрой в «Скаутский бокс», «Ладошки» (они же «Хлопалки», они же «Красные руки») или во что-то еще. Пользуясь моментом, ненавязчиво подходишь к Буке и предлагаешь поиграть. Поиграть с вожатым – крупный бонус, даже замкнутый молчун вряд ли от такого откажется. Скорее всего, он увлечется этими играми, и через какое-то сам подойдет с предложением поиграть. Если же ребенок, поиграв пару раз, отказывается играть дальше – лучше его не трогать и уж точно не заставлять и не упрашивать. Скоро он увидит, что это массовое помешательство у столовой поглотило всех, и ему просто некуда будет деваться. Естественно, что периодически надо поддаваться, дабы доставить сопернику несказанное удовольствие от игры :).

Если все сделано правильно, то есть доброжелательно и естественно, то скоро ты получишь первые «трады плудов» – ребенок перестанет постоянно канючить. Отлично. Победа близка. Попутно можно перед сном, обходя дозором комнаты ваших лапуличек, почитать им книжку, присев на кровать «покоряемого». Чтобы ребята не ворчали, что ты сидишь у него – придумай объяснение (отсюда лучше слышно, здесь светлее и прочее). Скоро ты станешь лучшим другом прежнего «одинокого создания».

Каждая медаль имеет две стороны. Будь готов к тому, что у подопечного появится стойкое и непреодолимое желание видеться почаще. Обычно его желание совпадает с самыми неподходящими моментами повседневной жизни. Почаще…почаще… Примерно раз в десять минут, его сияющая мордаха будет засовываться в вожатскую, как только ты зайдешь туда сделать какие-то срочные дела или просто передохнуть. Персонаж будет искренне удивляться своему приходу, тут же забывая, зачем, собственно, ты был ему нужен. Возможно, что он даже будет симулировать болезнь, дабы урвать еще хоть кусочек внимания. Уж не говоря про то, что одна из твоих рук будет до конца смены заняты его маленькой ладошкой. Где бы ты ни был и куда бы ни шел, он постарается быть рядом. Вот тут главное не переборщить!

Теперь твоя задача:

0 187b7 4829185a Lm.jpg
  1. Как только мосты наведены…забрать у него телефон! Попроси отдать вам его, дабы он не потерялся, а для звонков родителям вместе выберите время. Это поможет не возвращаться к тоске и печали неконтролируемо.
  2. Не забывать о том, что помимо этого ребенка в отряде есть еще много ребят, не обделяй их вниманием. Если отношения в отряде доверительные, будет уместно объяснить им, как тяжело товарищу, и попросить помочь сделать так, чтобы человечку из вашего отряда стало интересно и весело. Если чувствуешь, что такая постановка вопроса вызывает ревность, придется научиться раздваиваться, расстраиваться, а лучше – раздесятиряться.
  3. Если после тысяче-первого просовывания носа в вожатскую причина прихода так и не была обнаружена, выйди из вожатской, пригласи ребенка просто посидеть рядом и рассказать свои впечатления, просто поболтай с ним, если есть возможность, и отряд не занят общим делом, или увлеки игрой, приобщи к ребятам. Сделай товарища своим помощником, раз уж он все равно все время поблизости, проси его передать командиру отряда, где и когда надо собраться, что сделать, позвать нужных ребят. И тебе хорошо, и ребенок при деле.

Возможно, эти советы не универсальны, но успешно опробованы.