Функционал вожатого

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
QdYtJP1hfjUm.jpg

- Давайте просто возьмемся за руки и спрыгнем с обрыва навстречу заре.

- А вы точно вожатый? (с)


Вожатый (Вожак) – это неформальный лидер, его не выбрали тайным голосованием, он добился этого права потому, что силён, умён, умел.

Детский коллектив – это стая без вожатого, или со слабым вожатым – она моментально скатится к дикости. Дети, в своем большинстве, сознательно или несознательно, часто хотят пребывать в зоологическом состоянии. Они получили в лагере свободу от родителей, школы и, значит, в конечном счете, от общества, от его законов, правил, приличий.

Ребенок, как только отправился вагон (или автобус), всеми клетками чувствует, что наступила "свобода". Если вожатый, с этого первого момента, начнет воспитывать, морализировать, он, вероятнее всего, войдет в конфронтацию с самостоятельностью «пионера». И дальнейшая судьба такого вожатого стать формальным лидером, ментором, тухлой «учителкой». Тебе бы хотелось быть в детском лагере таким недовожатым, или же все же настоящим вожаком.

Это всегда компромисс: удержать отряд в рамках человеческого приличия, понудить участвовать в мероприятиях, оградить каждого от оскорблений и неравенства, помочь талантам раскрыться, и всё это без насилия и давления. Всё это достигается авторитетом, собственным примером, доброжелательным отношением. С одной стороны, тебе стоит придерживаться безоговорочного выполнения правил, а с другой стороны, необходимо, чтобы ты, как вожатый был любим и уважаем, чтобы лагерь понравился, чтобы у ребенка, которого понудили быть хорошим, осталось впечатление, что он этого хотел сам и, что ему было комфортно (несмотря на то, что он не матерился и убирал за собой постель), что он вернется...

Вот здесь встаёт вопрос о том, каким должен быть вожатый в детском лагере. Вожатый – это личность. Но как доказать ребятам, что ты – личность? Только действовать. Только в деятельности они увидят, что ты – личность (или не увидят), только в деятельности есть возможность влиять на коллектив и на каждого. Собственным примером. Поэтому с утра до ночи нужны дела, дела, дела. Если слабоват мотор, езжай аниматором в пансионат на море и присматривай за детьми.

В детском лагере же ты обязан быть любим, потому что только так ты можешь сделать им интересную жизнь. Ты можешь нести самый тяжёлый рюкзак, ты знаешь самые прикольные истории, ты отлично поёшь по-испански, скачешь на лошади, ты ходишь по стеклу, «ты в горящую избу войдёшь», ты – Д’Артаньян или Жанна Д’Арк и только тогда ты можешь сказать – не кури, не сори, не пей...

Иначе, присматривай за детьми в другом месте и не порть детский лагерь.

Вожатый – это человек прогрессивный, демократических взглядов, вожатый корректен, он не навязывает свои взгляды на общечеловеческие проблемы, политику и религию.

Всё в деталях. Если ты куришь, то это твое право пристрастие. Но если ты приехал не присматривать, а работать, то на курение у тебя нет времени, его нет и на то, чтобы посидеть с такими приятными людьми, как твои коллеги. А там, в пансионате на синем море на всё есть время...

Если тебя душила атмосфера школы, ты хотел командовать «потешными» войсками, а директор говорил, что этого нет в программе, ты хотел построить «Кон-Тики», а в школе не было средств, тогда приезжай в детский лагерь, спой свою лебединую песню. В детском лагере нужны те, кто понесет тяжёлый конец бревна... Вожатые – это те, кто считает педагогику не ремеслом, а искусством, будь как маэстро... играй, маэстро... Легко сказать – делай, делай, делай, а что делать? Может, дети что-то предложат? Дети, что вы хотите?... И только... Что, всё... Глупо получилось...

Если ты – маэстро, то ты знаешь ноты. А в детском лагере найдется УК чему их приложить - озеро, лес, река, всякие иные интересные места, вещи, дела и т.п. и т.д... Только делай, делай, делай... играй, маэстро...


Советы новичку

Если ты в этом детском лагере первый год, то изучи местность по схемам, фильмам, фотографиям. Практически весь досуг организуется на местности. Досуг – это 14 часов времени. Их них прием пищи составит чуть больше одного часа. Два часа в день занимают общелагерные мероприятия или экскурсии, если, конечно, в этих мероприятиях участвует весь твой отряд. А если кто-то не участвует, то ты занимаешься этим «кто-то». Короче, никогда, ни при каких обстоятельствах, ты не можешь оставить этого «кто-то». Потому что, если он не участвует, то что-то с ним не в порядке. Либо «кто-то» хотят использовать это время в своих «тёмных» целях, либо «кто-то» не принимает коллектив, ему не дали роль, ему грустно и одиноко, либо эстетически тонкий вкус «кто-то» не воспринимает ту пошлятину, которую приготовил отряд на вечернее мероприятие. Значит, ты, как Капитан, покидаешь детский лагерь последним и не едешь на экскурсию, а занимаешься с «кто-тами».

Остальные 11 часов – твои – и ты заранее должен знать, как ты займёшь эти 11 часов в течение лагерной смены и еще времени дороги до лагеря и обратно до дома ребят. Ведь дорога – это точно такое же лагерное время и уже в дороге начинается лагерь. Каждое купе – это экипаж. Собери командиров экипажей и поставьте задачу проведения конкурса на лучший экипаж, название, песни, девиза, на лучшее оформление жилища... Банально, но, ты можешь влиять на коллектив эффективно только в серьезных делах, связанных с трудом, трудностями, самообслуживанием и имеющими общественную пользу. Например, при загорании на пляже ты можешь отличиться либо способностью быстро покрываться загаром, либо стройностью ног. Вообще, вписать в отрядный план пляж – это пошло. На пляж можно забежать искупаться пару раз в день, но лежать там 3 часа, это значит, что одуревшие от трёхчасового безделья дети отыграются на тебе после отбоя. Это значит, что ты проиграл 3 часа лагерной жизни, создал плановый негатив.

Как построить первый день в лагере? Энергично... Двадцать минут после приезда - достаточно для расселения. Начальник лагеря будет встречать приезжающих с большим числом добровольцев, имеющих конкретные задания... Иванова, Петрова, Сидорова отвести в бунгало №4, по дороге рассказать, что в этом бунгало бывали Киса и Ося... Потом сразу бегом купаться на 2-3 часа. Потом – на 2-3 часа либо отрядный поход, либо футбол, либо что-то до пота, с куражом. Потом, поужинать, и на костер, а на костре, кроме всего прочего, рассказать о правилах внутреннего распорядка, а потом, после отбоя, когда ты придешь пожелать каждому спокойной ночи, то в благодарность за пожелание, каждый напишет заветное .... с правилами данного детского лагеря ознакомлен, число, подпись. Можно сделать ещё лучше и использовать долгую дорогу, и там рассказать о правилах, об экскурсиях, заполнить анкету, собрать залоги. Выборы актива лучше провести в середине второго дня лагерной смены. Можно придумать третий вариант, но это должно быть «с корабля на бал», шок, поток энергии. Главное, не убить этот первый день неразберихой, нытьем, переселением... оправдывая это тем, что тебе надо заполнять бумажки, хотя и «бумажки» заполнять тоже надо.

Назавтра ты написал в план поездку в город, это - смело. Сколько же ты просидел в библиотеке, чтобы узнать про этот город? Потом ты подготовил несколько ребят экскурсоводов. Один, во время поездки, будет рассказывать про окружающую природу и геологию места, на котором образовался город, второй расскажет про историю города, третий про достопримечательности и т.д...

Конечно, ты не собирался приехать в город и заставить всех ходить за товаром по магазинчикам; или обречь на сидение за кусками теста, покрытого убитыми помидорами и кусками колбасы Пятнадцатилетних Капитанов, чья благородная кровь жаждет отваги, открытий, приключений. Конечно, ты этого не хотел...


Самоуправление в лагере и отряде

Высшим органом самоуправления лагеря является Совет лагеря. В него входят педагогический Совет и Совет командиров. Компетенцией Совета являются: депортация или бесплатная путёвка отличившихся пионеров, решение чрезвычайных ситуаций.

В отряде, чем больше будет «озадаченных», тем меньше будет «кто-тов». Командир отряда – это твой помощник во всем, а заодно и председатель профкома. Например, дни рождения – организует командир. Физорг поможет обеспечить явку на зарядку, потренирует команду перед турниром. Грязнули не любят корреспондентов, потому что они суют свой нос в бунгало, где грязь и эту грязь выносят из избы, а изба становится чистой. Смелое перо корреспондента напишет обо всем, и о том, что вечера были скучноваты, и о том, что чай был без лимона, сахара, чая, кипятка.

Можно делать дежурные должности, можно выбранные, главное, чтобы задачи, возложенные на актив, были реальными, чтобы актив был позитивно настроен, чтобы лидеры своим авторитетом никого не ущемляли.

Поделись своим авторитетом с активом и «она к тебе не раз ещё...»

Зачем играть в самоуправление, лучше сделать его реальным соуправлением. Если хватит эрудиции поговори с ребятами о системах самоуправления в их стране и странах с развитой демократией, о власти, о диктаторах, бывших и современных.


Вожатские сценические выступления

Безусловно, это – эффектно, когда после некоторых убогих, иногда пошлых детских выступлений выходят «Вожатые» и ставят «Лебединое озеро». Конечно, это - пример ребятам к чему стремиться. Жаль только, что если вожатые репетируют днем, то отряд теряет следующие час или два времени. Другое дело, если ты можешь проглотить шпагу без репетиций, или сделать тройное сальто без подготовки или пробить толстую доску кулаком...

Если тебе кажется, что вожатые могут продемонстрировать высокое искусство, то лучше прорепетируй лишних пару часов со своим отрядом. Ты увидишь, когда у них получится, им понравится. Репетиция – это настоящий труд, а ты режиссёр – настоящий неформальный лидер.

Но все же если вы с коллегами решились, то как же написать опупенный вожатник…

Внимание, это не утеха, хотя, если со стороны посмотреть на людей, которые попытаются воспользоваться этой инструкцией, может показаться, что для них это именно некая утеха!

Для написания данного вожатника подходит любой лагерь, любой вожатский отряд!

Подготовительный этап: всю смену работаем так, как будто это последняя смена в вашей жизни, налаживаем контакты с детьми, обслугой, начальством! Хотя не очень понятно, почему это надо делать, т.к. если их нет изначально, то скорее всего и не будет!

Основной этап: когда всю смену все говорят, что нужен вожатник, но кто его будет делать не понятно, все, кто действительно его будут делать, об этом по-прежнему не знают! Внимание! Время, когда надо думать, как быть с вожатником, приходит нежданно-негадано как полный абзац! Группа добровольцев поле вечернего отбоя детей в детском лагере сбивается в каком-нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки, проведения и темы вожатника! Внимание! Все заранее подготовленные варианты вожатников не подходят, с этим надо смириться и не рыдать по поводу загубленных идей! Так же не надо звать на написание фанеры старшего вожатого и начальника лагеря! Они берут за горло любую идею и надевают на неё цензуру! Если все это додолбило ваш и без того задолбанный мозг и вы совершенно не знаете, что придумать, берите с собой еще одного максимум двух утомленных жизнью людей и бегите ото всех прочь со словами: "Так, короче мы все сделаем!" Уединившись, не думайте, что муза будет к вам благосклонна и идея придет сама собой! Музу надо будет вызывать!

Как вызвать музу. Спиртное или какие еще депрессанты в данном случае сразу не подходят, т.к. они убьют последнюю нервную клетку вашего мозга, отвечающую к концу смены за любые производимые вами действиями! Предлагается для начала слушать любую музыку, может муза не сильно на вас обиделась и скоро вернется, если не помогает, то попробуйте безбашенные вожатские игры, как-то: скользюнчики, катышки и прочая дребедень. Данное заманивание музы в башку должно прекратиться обливанием всех участников холодной водой! По приходу музы творите, не обращая внимание ни на что, даже на еду, иначе уйдет муза, и всё кирдык вожатнику!

Внимание! Если муза не пришла, проверьте, а была ли она когда-нибудь вообще в вашей голове!

Окончательный этап: не бойтесь предоставить все изобретенное вами своим остальным коллегам. Должно понравиться всем, т.к. переделывать все равно будет уже поздно!

Корпоративность

Ты уже читал весёлые истории, как японские служащие поют каждое утро гимн своей работе, а американцы хвалят свой флаг, поверь, они, правда, так думают. Ты можешь и не думать, что твой детский лагерь - самый лучший. Но с момента, как ты начал работать с ребятами всё, что ты скажешь, не будет являться выражением твоего личного мнения. Тебе, к примеру, не нравятся экскурсии, ты находишь их неинтересными, но лагерь в них заинтересован и ты порекомендуешь всем в них поучаствовать. Ты не покроешь нарушителя, чтобы не портить с ребятами отношений, ты объяснишь каждую проблему всем и вся, защищая интересы лагеря. На время твоей работы в детском лагере ты, твои слова, твой внешний вид, твои симпатии и антипатии, твои комментарии ассоциируются с этим лагерем. Всё, что ты делаешь во время пребывания здесь, должно идти во благо детского лагеря, повышать его авторитет и значимость.


Сложные вопросы

Если ты уже был в «Союзе», то много раз слышал от ребят: «А нам обещали... двухместный номер с гидромассажной ванной и бильярд в бунгало». Всё, что обещано – написано в описании лагеря или на интернет-сайте. Так, что посоветуй жалобщику учиться читать.

Но если, вдруг, меню не соответствует написанному в буклете, или ребёнку из твоего отряда не дали добавки, или не было горячей воды в положенное время, то не теряй время, отрой топор войны, выпусти когти и добейся справедливости, мы с тобой одной крови, Ты и Я. Биться за интересы каждого члена отряда – твоя обязанность.



Признание

Лагерь, в целом, и ты, как вожатый, призван оказать положительное педагогическое влияние на ребят. Мы, вожатые, поощряем добродетель и стараемся не допустить порочность. Этим мы отталкиваем от себя многих и делаем это умышленно, как только мы разрешим ВСЁ, к нам приедут тысячи... Но этого не будет.


Дедовщина – это зло

Ребята, которые приезжают повторно, это награда за твою работу. «Старики» - это огромный потенциал. Это – сохранение и передача традиций, это потенциальные помощники. Но, берегись их, если ты слаб. Обычно ребята, приезжающие к детский лагерь повторно несут положительный заряд. Дедовщина в классическом виде должна быть задушена в зародыше. За ущемление прав слабых, младших, за вымогательство или запугивание, за оскорбление на любой почве – должна следовать немедленная адекватная реакция вожатого.

У многих приезжающих ребят есть бытовое представление о справедливости. Основываясь на своих представлениях, они творят самосуд. Даже взрослые порой не понимают, что есть только одна справедливость – закон. Сложно людям, приехавшим из пространства, где не действует закон, проникнутся к нему неподдельным уважением. Если ребенок жаден, эгоистичен, непорядочен, то это – не повод мочиться ему в кроссовки. В этом смысле вожатый обязан быть корпоративен к лагерю, его правилам. Не проявлять к такому ребенку неуважения, а, главное, оградить его от любого насилия или оскорблений. Сложно увидев неуклюжего ребенка на соревновании, не прикрикнуть на него или, хотя бы, не продемонстрировать ему своё впечатление от его нерасторопности. Но это - основы любого цивилизованного общества, а, значит, и детского лагеря.

Разрешено всё, что не запрещено. В детском лагере действует презумпция невиновности: если не пойманы те, кто сломал дверь в коридоре, то весь этаж за это не отвечает.. Но кто может сказать о правоте кого-либо из двух подравшихся – только судья. А мы, вожатые, – не судьи, и поэтому должны запретить любое рукоприкладство.

Вожатые – передовые люди и готовы в полной мере воспринять демократические принципы. Ты знаешь, как цветет «изящная» словесность в лагере... и проблема не в том, что слово материально, проблема в том, что хамская форма речи является стилем общения, задает тон в лагере, отражает общую расслабленность, а ты попустительствуешь этой расхлябанности, когда позволяешь не убирать номер, спать днём, курить, ходить в грязной одежде, ругаться.

Не переходи и ты на жаргон, не бойся быть непонятым своей чистой речью, чистой одеждой, чистыми руками. Криминальная романтика, примитивизм не имеют право на жизнь в детском лагере . Кстати, неделя рыцарской словесности, может стать месяцем, годом. Не правда ли, как прелестно услышать «великий и могучий» во всей его красе.


Организационные вопросы

Исходя из всего вышесказанного, лагерный план составляется весной, равно как и отрядные планы, утверждены до выезда в лагерь.

Все бумажные дела делаются в поезде или через рецепцию. И у всех развязаны руки для плодотворной творческой работы. Оперативные изменения в лагерный план Начальник должен внести до 13.00 предыдущего дня. Изменения сразу появляются на доске объявлений в каждом корпусе.

Дисциплинарные вопросы решаются только индивидуально в доброжелательном товарищеском тоне. В случае необходимости явно не справившийся сотрудник высылается в соответствии с договором.

Планерка подразумевает краткосрочное собрание для корректировки оперативных планов. Естественно, производственные совещания с Советом дела по массовым шоу или играм необходимы, но на них нет нужды присутствовать тем, чья роль пассивна. Например, привести отряд к автобусу в 8.00. Положение об игре вожатый изучил до поездки. Со штабом игры он должен посоветоваться лично. Также нет нужды твердить «маэстрам», что в жару дети должны иметь защиту от солнца, а в дождь - защиту от дождя, а в столовую надо приходить всем отрядом в сопровождении вожатого, и тогда вечером наступает полная идиллия: вожатый со своим отрядом проводит свечку, печку, костер... дежурные не нужны.