Формула счастья

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
IMG 8437m.jpg

Счастье. Это состояние сиюминутное или растянутое во времени? Есть множество ответов на этот вопрос. Вот один из них.

Назовем это так - формула счастья.

Она состоит из: интеллектуальной успешности, эмоциональной успешности, и ощущения своей значимости

Интеллектуальная успешность - если этот сосуд наполнен до краев - ребенок уверен, что у него все получится, он умен, он не боится начинать новые дела и приступать к решению неизвестных задач. "Я все могу" - пульсирует в голове! В этой вере его поддерживают вожатые, их умение вовремя заметить успех ребенка и похвалить его, поблагодарить.

Но, чаще получается так - пока у ребенка все идет по накатанной дороге, мы не обращаем внимания на него, но стоит ему совершить ошибку - мы тут же начинаем пристально наблюдать за его действиями, контролировать, указывать, делать замечания. И если мы регулярно не замечаем успехов ребенка - у него формируется, так называемый,"страх неудачи". Страх начать что-то новое. В результате он вообще отказывается что-либо делать. Знакомая нам всем лень. "Лучше я ничего не буду делать, чем буду неуспешен".

Эмоциональная успешность в жизни ребенка проявляется в его уверенности в своей привлекательности, в том, что с ним хотят дружить, и он может дружить со всеми. Он уверен в себе, он спокойно вступает в контакты. Эта уверенность формируется из отношения вожатого к нему. НЕ критикует или не замечают, а именно подчеркивают прическу, улыбку, и т.д. Чтобы не придумывали дети - самыми важными людьми для них остаемся мы - взрослые. Наш взгляд - любящий, принимающий или оценивающий и контролирующий - рождает в ребенке чувство уверенности или неуверенности в себе.

Если в силу нашей педагогической неопытности мы оставляем его без внимания - создается дефицит эмоциональной наполненности.

Тогда появляется неуверенность в том, что - я могу быть любим?, что со мной можно дружить. И далее - желание привлечь внимание другими способами. Много способов увы, нам знакомые. От которых мы в недоумении разводим руками : "ну, на фига?!"

И последняя составляющая-"чувство собственной значимости".. Значимость - это возможность ребенка проявлять свою власть свободно, в тот момент, когда ему это необходимо. Формируется это чувство из того - сколько своих минут мы уделяем конкретному ребенку в течении дня. Очень важно обращать внимание просто так. Выслушать его рассказ, расспросить об игре, поговорить с ним, как с другом. Достаточно совсем небольшого времени (нескольких минут) в день, чтобы ребенок ощущал свою значимость.

Недостаток безраздельного внимания - рождает "кривые проявления власти". Например:

  • "всегда опаздывать" - это способ, чтобы тебя ждали.
  • "нарушать правила" - проверка "а что вы мне сделаете!?"
  • "беспорядок" - обозначение "своей территории" (хоть в моем чемодане, но все будет по-моему!)
  • "медлительность", задержка реакции на просьбу- в ответ "а?" Приходится несколько раз повторять.

Это всего несколько примеров "кривых" способов проявления власти для того, чтобы почувствовать свою значимость. Ведь никуда не денешься - ощущать свою значимость-это природное качество человека. Если я его не получаю "прямо" - я его буду получать другим способом.

Подводя короткий итог всему вышесказанному можно перечислить: замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему "Я в тебя верю!", обнимайте чаще и уделяйте время каждый день для личного разговора. И тогда - формула сложится, а значит решение задачки - "как сделать ребенка счастливым" окажется верным.