Учебно-тематический план работы семинара вожатых

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Mmmm.jpg

Пока просто скидываю в кучу...



Учебно-тематический план подготовки вожатых.(Проект - изменяем, дополняем, заполняем)

Вариант 1

Содержание занятий

После анализа существующих программ обучения, можно выделить шесть блоков, которые являются основными в курсе подготовки вожатых.

  1. Организационный блок — это вводная часть. Сразу начинать занятия с педагогической подготовки нецелесообразно: человек должен понять, подходит ли ему профессия, что от него будут требовать, с чем предстоит столкнуться.
  2. Нормативно-правовой. Изучение прав и обязанностей вожатых, должностных инструкций, вожатской этики, Конвенции о правах ребенка.
  3. Психолого-педагогический. Основной блок. Оттого как слушатели усвоят его, будет зависеть дальнейшая работа. Согласно современным требованиям в него включаются следующие темы: «Возрастные особенности детей», «Организационный период в лагере», «Конфликтология», «Педагогико-психологические ситуации в лагере».
  4. Методический — самый масштабный блок. Он, прежде всего, должен дать навыки работы в вожатском коллективе, организации мероприятий, создания собственных педагогических наработок. К нему относятся следующие темы: «Организационный период в лагере», «Игры», «Тематический день в лагере», «Коллективное творческое дело», «Дружинные мероприятия», «Подготовка программ летнего отдыха». Вариативно в курс включают «Художественное оформление смены», «Кружки в лагере», «Спортивные игры». Наполнение блока зависит во многом от организаторов обучения. Например, в «Школе вожатского дела» введены «Основы сценического мастерства»: «Правила поведения, движения на сцене. Общение с микрофоном», «Общение с залом, игры с залом», «Актерское мастерство», «Уроки танцев», « Песенный практикум».
  5. Медицинский блок. Он включает в себя «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Первую медицинскую помощь». В «Школе вожатского дела» проходят занятия по темам: «Индивидуальное здоровье человека. Педагогические возможности здорового образа жизни», «Методика проведения функциональных проб, утренней оздоровительной гимнастики», «Диагностическое анкетирование и тестирование. Паспорт здоровья».
  6. Практический блок состоит из деловых или ролевых игр, пресс-конференций. Это первая ступень к работе с детьми. Будущие вожатые должны не только проявить здесь педагогические, но и творческие навыки: придумать игру, сделать макет оформления сцены к мероприятию, разрешить заданную конфликтную ситуацию.


Режим и форма обучения

То, сколько часов в неделю будущие вожатые должны учиться, зависит от двух факторов: времени до начала сезона и стремления сделать универсальных педагогов.

Ускоренный режим предполагает занятия ежедневно в течение недели по 6 часов. Если впереди несколько месяцев, можно не торопиться и не сокращать учебное время. Оптимальное расписание в этом случае: два часа три раза в неделю. Это дает возможность более качественно провести обучение и не создавать проблем с учебой в вузе, поскольку большая часть летних вожатых — студенты.

Если брать среднестатистический показатель учебных центров, то 85% занятий проходят в формате лекций, 10% идут в игровых формах, 5% отведены различным формам контроля. Это стандарт, но существуют и более интересные варианты. Например, занятия по «системе погружения». Весь набор слушателей разбивается на группы по 20-25 человек, образуя отряд. У каждого отряда есть свои вожатые, которые в течение занятия проводят отрядную работу. Обязательным условием является то, что все дела, игры, организационные моменты подробно разбираются по нескольким параметрам: цель той или иной деятельности, возраст детей, на который ориентировано дело, наиболее благоприятный период смены для проведения. Отряд будущих вожатых на своем опыте проходит все периоды становления временного коллектива. Полный курс обучение здесь составляет 5 недель (4 раза в неделю по 3 часа).


Форма контроля

Пожалуй, один из основных на сегодня показателей профессиональной пригодности будущего педагога — результат методических зачетов. Итоговый контроль может проходить как в форме обычного зачета по билетам, так и в тестовой форме. Например, методический зачет можно провести как конкурс вожатского мастерства. Его победители награждаются дипломами и памятными подарками. А все, кто прошел итоговую аттестацию успешно, получают сертификат с отметкой о прохождении курса. В этом документе указывается и количество прослушанных часов. Результаты конкурса влияют на распределение по летним сменам и детским отрядам.


Основные ошибки

Как бы ни был на ваш взгляд самодостаточен курс обучения, не стоит увлекаться теоретическими дисциплинами. Хороший педагог хоть и не будет знать наизусть все статьи Конвенции о правах ребенка, зато он никогда не нарушит их на практике. Учебная программа должна отвечать требованиям времени. Если курс проходит уже не один год, он должен видоизменяться — дополняться новыми предметами, включать изменения в уже существующие, его должны читать более квалифицированные лекторы. Отличным дополнением к теоретическим и практическим блокам будет обмен опытом с успешными, состоявшимися вожатыми из других лагерей. Встречи с ними станут не только иллюстрацией к теории, но и стимулом к саморазвитию.


А главое - необходимо учесть, что в лагере работают не отдельные вожатые, а команда. Именно на создание дружной команды необходимо обратить внимание при подготовке вожатых, и учесть это при составлении списка тренингов для курса обучения.

Вариант 2

FtXmMXCNk0Im.jpg

1. Принципы и методы работы вожатого, основы управленческой деятельности вожатого в ДОЦ


1.1. Введение

Профессия вожатый.

Особенности работы вожатого в ДОЦ.

Нормы поведения

Заповеди вожатого.

1.2. Логика развития смены детского оздоровительного центра.

1.3. Методика организации режимных моментов в ДОЦ

1.4. Основы управленческой деятельности вожатого.

1.5. Групповое взаимодействие в отряде

1.6. Принципы и методики планирования работы вожатого в ДОЦ.

1.7. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.

1.8. Методика организации и проведения отрядных коллективных творческих дел

1.9. Игра как вид деятельности. Виды игр и особенности их проведения. ТБ при проведении игр.

1.10. Режимные моменты в детских оздоровительных центрах.

1.11. Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды.

1.12. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности.

1.13.Организация походов, выходов за территорию, ДОЦ.

1.14. Правила пребывания отряда на воде.

1.15. Методика оформления отряда, отрядных уголков, креативных зон


2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого

2.1. Возрастные особенности детей

2.2. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях ДОЦ.

2.3. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах.

2.4. Конфликты в условиях детского оздоровительного центра и пути выхода из них.

2.5. Лидер. Отряд и лидер.

2.6. Проблемы взаимоотношений в условиях закрытого коллектива ДОЦ.

2.7. Экстремальные ситуации в ДОЦ.


3. Методика оказания первой медицинской помощи детям в экстренных ситуациях.

3.1. Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в условиях ДОЦ


4. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого ДОЦ

4.1. Правовые основы деятельности вожатого.

4.2. Охрана труда в ДОЦ.

Вариант 3

1. Законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Должностные инструкции вожатых и воспитателей (права, обязанности, ответственность).

Конституция РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. Трудовой кодекс РФ.

Положение о детском оздоровительном лагере.

Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях и оплаты их труда.

Особенности заключения срочных трудовых договоров. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка детского оздоровительного лагеря.

Права и обязанности вожатого и воспитателя. Ответственность.

2. Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования оздоровительных учреждений. Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях.

Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительных лагерях. Техника пожарной безопасности. ТБ при выходе за территорию лагеря (туристические походы, экскурсии). ТБ при проведении купания, при проведении массовых мероприятий, спортивных игр. Санитарно-гигиенические нормы.

Оказание первой медицинской помощи:

- при ожогах

- при тепловых ударах

- при травмах

- при попадании воды в легкие

- при угаре

- при электрическом ударе

- при астматическом и эпилептическом приступах

3. Особенности работы с детьми различных возрастных категорий (младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ. Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (физические и психические).

Младшее школьное детство (7-11 лет)

Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Педагогическая запущенность, ее виды. Формирование первоначальных детских убеждений. Создание ситуаций успеха. Принцип сотрудничества в работе с младшими школьниками. Особенности работы с детьми младшего возраста в условиях автономии от их привычного окружения, когда нет рядом родных и близких.

Подростковое детство (11-15 лет)

Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Акселерация. Потребности подростков. Способы консуммации. Создание ситуаций успеха. Суицидальное поведение подростков, его причины. Предупреждение вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания. Работа с детьми в условиях автономии от привычного окружения. Использование принципов партнерства и сотрудничества.

Старшее детство (15-18 лет)

Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Стремление личности к автономизации. Профориентация. Стремление к самоактуализации у старшеклассников.

Характеристика детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. Особенности работы с детьми:

- с нарушением зрения;

- с нарушением слуха;

- с нарушением интеллекта;

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с нарушением деятельности опорно-двигательного аппарата.

4. Коллектив. Стадии развития коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом. Понятие коллектива. Стадии развития коллектива (по А.Н.Лутошкину): «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Технология создания коллектива с учетом возрастных особенностей детей. Особенности работы с однополым детским коллективом. Особенности работы с разновозрастным коллективом.

5. Психология малых групп. Игры и тренинги на знакомство, на сплочение коллектива. Структура группы (игры и тренинги на выявление лидеров, на создание команды). Особенности работы с лидерами и низкостатусными членами группы.

6. Конфликтология. Кризисы в развитии коллектива. Конфликты в группе и их разрешение. Активизация деятельности группы.

Типы основных конфликтов в ДОЛ:

- вожатый-администрация

- вожатый-родитель

- вожатый-вожатый

- вожатый-ребенок

- ребенок-ребенок

7. Психологическая стрессоустойчивость. Поведение в экстремальных ситуациях. Понятие стресса. Причины стресса в ДОЛ. Виды стрессовых ситуаций в ДОЛ. Эффективные способы выхода из стрессовых состояний. Повышение уровня стрессоустойчивости. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

8. Программирование летней лагерной смены. Планирование деятельности. Методика разработки программы летней лагерной смены. Методика планирования работы. Виды планов. Перспективный план. Отрядное планирование.

9. Логика смены. Основные периоды. Особенности работы в нестандартные дни. Логика развития летней лагерной смены. Как организовать регистрацию. Поездка в автобусе. Знакомство с лагерем. Организационный период. Составление плана смены. Оформление отрядного уголка. Отрядные сборы, отрядное место. Основной период смены. Проведение внутриотрядных конкурсов, познавательных викторин, спортивных эстафет. Тематический день. Что делать с детьми, когда идет дождь. Родительский день. Основные правила организации и проведения экскурсии, похода. Заключительный период смены.

10. Особенности организации общелагерных (дружинных) и отрядных мероприятий. Типы мероприятий. Методика написания и подготовки сценария дружинного мероприятия. Режиссура мероприятия. Место отрядного мероприятия в лагерной жизни. Особенности проведения отрядных мероприятий.

11. Организация коллективно-творческих дел (КТД). Понятие КТД. Воспитательные возможности КТД. Планирование КТД (вожатское и коллективное). Подготовка, проведение и анализ КТД. Роль вожатого в подготовке, проведении и анализе КТД. Примеры КТД в разные периоды смены.

12. Игровые технологии-1. Игра как педагогическое средство. Сущность и структура игры. Специфика игр детей разного возраста. Классификация игр: игры на знакомство, игры на сплочение коллектива, игры на выявление лидера, игры в автобусе, дидактические, ролевые, подвижные и.т.д. Игры, используемые во временном коллективе.

13. Игровые технологии-2. Руководство игрой. Этапы проведения игры: подготовка к проведению, организация играющих, выход из игры. Создание игрового банка.

14. Традиции летнего лагеря. Считалки, кричалки, отрядные песни, формы проведения вечерних «свечек», походы, костры и так далее.

Вариант 4

Цель программы – подготовка вожатских кадров для работы в детских оздоровительно-образовательных центрах, загородных лагерях. Задачи: • Развитие организаторских и коммуникативных навыков; • Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы; • Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности; • Формирование вожатских умений в процессе педагогической практики. В процессе освоения программы «Педагогика летнего отдыха», учащиеся приобретают следующие знания и умения.

Знания: • Основные приемы эффективного общения. • Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков. • Нормативно-правовые основы работы вожатого. • Особенности временного детского коллектива. • Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней. • Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ. • Игровая деятельность, возможности игры. • Охрана жизни и здоровья детей. Умения:  Диагностические умения;  Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;  Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)  Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)  Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)  Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.) Количество учащихся в одной группе не должно превышать 20 человек. Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:

1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся. 2. Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - детский лагерь, клуб, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. 3. Занятия в рамках программы «Педагогика летнего отдыха» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.

По окончании образовательного курса проводится обязательный экзамен и предоставляется обязательная практика в детских загородных центрах. Экзамен состоит из собеседования учащегося с преподавателями по основным учебным темам и выполнения практических заданий. Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство государственного образца ГДТЮ, где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках. Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.

Программа обучения состоит из следующих разделов: • «Основы вожатского мастерства»; • «Диагностические умения»; • «Стажировка».

Вариант 5

Педагогические возможности Загородного центра детско-юношеского творчества. Особенности детских коллективов. Цели, задачи, специфика работы в ЗЦДЮТ. Структура ЗЦДЮТ

Единые педагогические требования. Правила проживания детей в условиях лагеря. Взаимодействие с напарником. Этика взаимоотношений с напарником, имидж вожатого

Подготовка вожатого к смене. Взаимодействие вожатых и детей. Сотрудничество. Стили руководства

Игры на знакомство

Особенности временного детского коллектива. Этапы развития группы. Нормы, ценности, групповая мораль

Оргпериод смены. Карта рабочего дня вожатого. Задачи вожатого, задачи ребенка

Игры на общение

Структура отряда и органов его управления. Основы организаторской деятельности. Чередование творческих поручений

Игры на взаимодействие мальчиков и девочек

Возрастные особенности детей. Мальчики и девочки

Игры на выявление лидеров

Методы исследования коллектива

Артистические игры на воображение

Медосмотр. Оргхозчас

Игры-шутки

День заезда

Игры на отрядном месте

Методика проведения отрядных дел. Виды. Принципы разработки. Алгоритм подготовки к отрядному делу

Сказочные игры

Методика организации режимных моментов с учетом возрастных особенностей детей. Санобход

Игры-аттракционы

Отряд дежурит по лагерю

Игры-кричалки

Коллективные творческие дела. Конструирование КТД.

Педагогический слалом. Непредвиденные ситуации

Межотрядные игры. Массовые дела. Алгоритм подготовки к дружинному делу

Игры на вечеринке

Планирование дня. Работа с дружинным планом. Заполнение отрядного плана

Планирование смены с напарником, с отрядом. Разведка интересных дел

Решение задач из области ТРИЗ

Классификация игр

Правовые вопросы в работе вожатого

Документация вожатого. Бланки. Виды инструктажей

Игры подвижные на улице

Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности

Основной период смены. Логика смены. Задачи вожатого, задачи ребенка. Организация встреч с родителями

Игры на развитие координации движений, на внимание.

Особенности взаимодействия с родителями. Методика индивидуальной работы с детьми в условиях лагеря

Игры с залом

Методика организации походов, прогулок

Методика работы вожатого с детьми в условиях плохой погоды

Игры на пляже

Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста, профильных отрядах

Игры на сплочение

Экстремальные ситуации в условиях лагеря и особенности действия вожатого в них

Конфликты в условиях лагеря и стратегии выхода из них

Игры подвижные в помещении

Физиология ребенка. Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания ребенка в лагере. Первичная медицинская помощь

Игры с предметами

Оформление отрядного места

Оформительский практикум

Прикладное творчество

Игры со словами.

Заключительный период смены. Карта рабочего дня вожатого. Задачи вожатого, задачи ребенка

Огонёк в логике смены

Игры с предметами

Работа в тематике летних смен

Контрольный тест знаний

Выездной семинар в ЗЦДЮТ



Экзаменационные вопросы.


  • Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста 7 - 9 лет.
  • Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста 10 - 13 лет.
  • Особенности физиологического и психологического развития детей старшего школьного возраста 14 - 17 лет.
  • Динамика смены (периодизация, педагогические задачи).
  • Игра. Классификация игр.
  • Игры на знакомство. Цели. Методы и формы проведения.
  • Игры:с залом, розыгрыши. Методы и формы проведения.
  • Игры на снятие барьеров между мальчиками и девочками. Методы и формы проведения.
  • Игры на доверие. Методы и формы проведения.
  • Командообразование. Суть процесса.
  • Лидерский курс. Методы и форма проведения.
  • Права и обязанности ребенка.
  • Права и обязанности вожатого.
  • Организаторская деятельность вожатого в отряде и в лагере.
  • Деятельность вожатого по обеспечению безопасного пребывания детей в лагере.
  • Временный детский коллектив. Характеристика и специфика работы.
  • Коллективное творческое дело. Методы и формы организации.
  • Имидж отряда и имидж вожатого.
  • Методы и формы работы с детьми младшего школьного возраста 7-9 лет.
  • Методы и формы работы с детьми среднего школьного возраста 10 - 13 лет.
  • Методы и формы работы с детьми старшего школьного возраста 14 - 17 лет.
  • Санитарно – гигиенические правила пребывания.
  • Правила оказания первой медицинской помощи.
  • Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных СМИ.
  • Методы и формы работы с отрядом в условиях плохой погоды.
  • Технология решения конфликтов. Техника безопасности при конфликте.
  • Формы и методы межличностного взаимодействия в отряде и в лагере. Технологии эффективного взаимодействия.
  • Система межличностного взаимодействия в условиях загородного оздоровительного лагеря. Субъекты, основные принципы взаимодействия.
  • Диагностика временных детских коллективов.
  • Огоньки. Формы и методы проведения.
  • Профессиограмма вожатого.
  • Табу вожатого.
  • Методы и формы работы лично с каждым ребенком, и набор методоыв эффективного воздействия на отряд.
  • Сказкотерапия. Методы и формы проведения.


Вариант 6

Курс занятий по подготовке вожатых для работы может включать: Особенности детских коллективов Единые педагогические требования. Правила проживания детей в условиях лагеря. Взаимодействие с напарником. Этика взаимоотношений с напарником, имидж вожатого Подготовка вожатого к смене. Взаимодействие вожатых и детей. Сотрудничество. Стили руководства Игры на знакомство Особенности временного детского коллектива. Этапы развития группы. Нормы, ценности, групповая мораль Оргпериод смены. Карта рабочего дня вожатого. Задачи вожатого, задачи ребенка Игры на общение Структура отряда и органов его управления. Основы организаторской деятельности. Чередование творческих поручений Игры на взаимодействие мальчиков и девочек Возрастные особенности детей. Мальчики и девочки Игры на выявление лидеров Методы исследования коллектива Артистические игры на воображение Медосмотр. Оргхозчас Игры-шутки День заезда Игры на отрядном месте Методика проведения отрядных дел. Виды. Принципы разработки. Алгоритм подготовки к отрядному делу Сказочные игры Методика организации режимных моментов с учетом возрастных особенностей детей. Санобход Игры-аттракционы Отряд дежурит по лагерю Игры-кричалки Коллективные творческие дела. Конструирование КТД. Педагогический слалом. Непредвиденные ситуации Межотрядные игры. Массовые дела. Алгоритм подготовки к дружинному делу Игры на вечеринке Планирование дня. Работа с дружинным планом. Заполнение отрядного плана Планирование смены с напарником, с отрядом. Разведка интересных дел Решение задач из области ТРИЗ Классификация игр Правовые вопросы в работе вожатого Документация вожатого. Бланки. Виды инструктажей Игры подвижные на улице Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности Основной период смены. Логика смены. Задачи вожатого, задачи ребенка. Организация встреч с родителями Игры на развитие координации движений, на внимание. Особенности взаимодействия с родителями. Методика индивидуальной работы с детьми в условиях лагеря Игры с залом Методика организации походов, прогулок Методика работы вожатого с детьми в условиях плохой погоды Игры на пляже Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста, профильных отрядах Игры на сплочение Экстремальные ситуации в условиях лагеря и особенности действия вожатого в них Конфликты в условиях лагеря и стратегии выхода из них Игры подвижные в помещении Физиология ребенка. Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания ребенка в лагере. Первичная медицинская помощь Игры с предметами Оформление отрядного места Песни c детьми Оформительский практикум Прикладное творчество Игры со словами. Заключительный период смены. Карта рабочего дня вожатого. Задачи вожатого, задачи ребенка Огонёк в логике смены Игры с предметами Работа в тематике летних смен Контрольный тест знаний + Выездной семинар

Мастерская вожатого или конструктивное взаимодействие с детьми и подростками в условиях ДОЛ

  • Постановка целей и задач. Сбор-знакомство, группообразование. Методика сбора-знакомства и группообразования.
  • Коллективно – Творческие Дела и методика их проведения: на выявление творческого потенциала, социально-ролевых позиций, интеллектуальное и пр.
  • Игра как средство достижения психолого-педагогической цели. Классификация игр по психологическим целям. Правила эффективного игрового взаимодействия. Логика построения игрового взаимодействия.
  • Подготовка и проведение шоу-мероприятий. Методика оформления сценического пространства. Сценическая речь и пр.
  • Психофизиологические особенности младшего школьного и подросткового возраста.
  • Межполовое взаимодействие. Работа с конфликтными ситуациями.
  • Логика развития лагерной смены. Анализ деятельности в условия ДОЛ. Технология планирования лагерной смены.
  • Основные формы работы с детьми и подростками в условиях ДОЛ.
  • Методика планирования лагерной смены: составление индивидуального плана-сетки.

Вариант 7

Курс обучения в школе вожатых предназначен для старшеклассников и студентов высших и средних специальных учебных заведений, желающих работать в загородных детских лагерях в качестве вожатых.

Основными целями курса являются:

1. повышение уровня профессиональной подготовки вожатских кадров;
2. формирование практических умений и навыков творческого переосмысления получаемых знаний для адаптации их к конкретным условиям данного лагеря;
3. содействие профессиональной ориентации слушателей курсов.

Для достижения данных целей решаются несколько задач:

1. изучаются:

- логика развития смены,
- теория временного коллектива,
- методика создания и проведения отрядных мероприятий,
- психологические особенности детей разного возраста,
- правовые основы вожатской деятельности,
- профессиональная этика вожатого и его должностные обязанности;

2. организуются:

- творческие группы учащихся школы для разработки новых отрядных мероприятий;
- апробация собственных разработок на экспериментальных площадках;

3. проводятся:

- деловые и ситуационные игры;


В «Школе вожатого» даются сведения по особенностям функционирования временного коллектива, по структуре и логике развития смены. Показывается роль вожатого в лагере, требования к нему как к организатору активной жизни отряда. Приобретается опыт работы с детьми, а также навык создания, подготовки и проведения отрядных дел. Слушатели знакомятся с законодательными актами и документацией по данному виду деятельности.

Основное внимание уделяется практическим занятиям и методике творческого переосмысления полученных знаний. Значительная часть учебного времени отводится на организацию самостоятельной работы слушателей школы по заданию преподавателей.

Преимущественно практический подход к обучению обусловлен как особенностями человеческого восприятия (известно, что люди запоминают 10% услышанного, 50% увиденного и 90% опробованного на практике), так и необходимостью подготовить за ограниченное время вожатых, способных грамотно, интересно и динамично провести смену с отрядом.

Практические занятия организуются в форме деловой игры «Мой отряд», где одни учащиеся, «вожатые», готовят и проводят отрядные дела; а другие, «дети», участвуют в мероприятиях. Роли участников постоянно меняются.

На семинарских занятиях анализируются проведенные дела, заслушиваются сообщения по вопросам подготовки, содержания и методике проведения отрядных дел. В ходе практических и семинарских занятий учащиеся школы приобретают навыки самостоятельной творческой деятельности по разработке новых отрядных дел.

Учет знаний и умений учащихся проходит в форме проведения слушателями открытых мероприятий, сдаче экзаменов и зачетов. По итогам обучения проводится конкурс вожатского мастерства и защита плана-сетки отрядных дел.

Прогнозируемый результат по окончании обучения в школе вожатых

Слушатели знают:

- основные законодательные акты по организации летнего отдыха;
- профессиональные требования к вожатым;
- должностные обязанности вожатых;
- психологические особенности детей разного возраста;
- структуру и логику развития смены;
- основные закономерности функционирования временного коллектива.

Слушатели умеют:

- применять полученные знания;
- творчески работать с коллективом ребят;
- готовить и проводить отрядные дела;
- создавать новые формы работы с отрядом.


Работа c ВДК

Работа во временных детских коллективах

Программа подготовки инструкторов детского отдыха для работы с детскими и подростковыми группами в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях и организациях, занятых в сфере досуга детей и молодежи, а также организациях и структурах, работающих в сфере детского отдыха.

В программе:

• получение учащимися специализированных знаний в области педагогики, психологи, организации массовых мероприятий, игровой деятельности;
• развития навыков актерского мастерства, организаторских навыков, умения работать с детской аудиторией;
• развитие у учащихся мотивации к самосовершенствованию, к активной и творческой деятельности.


Программа семинара

Вводная часть. Регистрация. Игры на знакомство. Структура смены. Традиционные этапы и мероприятия, ”катализаторы смены”. Кризисы. Планирование смены. Заселение в корпус. Особенности организации и планирования организационного периода. Формирование структуры отряда. Особенности режимных моментов. Организационно-хозяйственный час. Методика оформления отрядного места. Формы, специфика.

Техника безопасности. Знакомство с территорией. Административная иерархия и взаимодействие структур. Игры на командное сплочение. Организация и проведение мероприятий. Возрастные особенности. Деление на команды. Правовые основы. Законодательные акты, регламентирующие деятельность ДОЛ. Права и обязанности вожатых. Права ребенка. Игры на лидерство. Виды, цели и задачи общелагерных мероприятий. Методика подготовки. Тематические дни. Игры на внимание. Зарядки. Игротехника. Классификация и цели игр. Методика подготовки и проведения игр. Большие игры. Ролевые игры.

Техника безопасности. Подвижные игры, веселые старты (на улице). Отрядные “огоньки”. Методика проведения, виды, задачи. Теория. Отрядные “огоньки”. Методика проведения, виды, задачи. Практика. Особенности партнерских отношений. Вы – партнер, вы – ребенок. Тренинг навыка работы с группой.

Тренинг конфликтных ситуаций. Особенности конфликтных ситуаций, пути их разрешения. Тренинг развития креативности. «Игры-шутки» Тренинг развития актерского мастерства. Игры «Для мальчиков и девочек»

- Вожатый - работа и призвание - Психологические основы вожатской работы - Подготовка к лагерной смене - Мотивация ребёнка и группы - великое слово "Хочу!" - Оказание первой медицинской помощи - Программа лагеря - психологические и педагогические основы - Бытовая деятельность вожатого - Отрядные мероприятия - теория и практика - Лагерные мероприятия - основа режиссуры - Конфликты в вожатской работе - Экология вожатской работы


Экзаменационные вопросы

1.Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста 7 - 9 лет. 2.Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста 10 - 13 лет. 3.Особенности физиологического и психологического развития детей старшего школьного возраста 14 - 17 лет. 4.Динамика смены (периодизация, педагогические задачи). 5.Игра. Классификация игр. 6.Игры на знакомство. Цели. Методы и формы проведения. 7.Игры:с залом, розыгрыши. Методы и формы проведения. 8.Игры на снятие барьеров между мальчиками и девочками. Методы и формы проведения. 9.Игры на доверие. Методы и формы проведения. 10.Командообразование. Суть процесса. 11.Лидерский курс. Методы и форма проведения. 12.Права и обязанности ребенка. 13.Права и обязанности вожатого. 14.Организаторская деятельность вожатого в отряде и в лагере. 15.Деятельность вожатого по обеспечению безопасного пребывания детей в лагере. 16.Временный детский коллектив. Характеристика и специфика работы. 17.Коллективное творческое дело. Методы и формы организации. 18.Имидж отряда и имидж вожатого. 19.Методы и формы работы с детьми младшего школьного возраста 7-9 лет. 20.Методы и формы работы с детьми среднего школьного возраста 10 - 13 лет. 21.Методы и формы работы с детьми старшего школьного возраста 14 - 17 лет. 22.Санитарно - гигиенические правила пребывания. 23.Правила оказания первой медицинской помощи. 24.Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных СМИ. 25.Методы и формы работы с отрядом в условиях плохой погоды. 26.Технология решения конфликтов. Техника безопасности при конфликте. 27.Формы и методы межличностного взаимодействия в отряде и в лагере. Технологии эффективного взаимодействия. 28.Система межличностного взаимодействия в условиях загородного оздоровительного лагеря. Субъекты, основные принципы взаимодействия. 29.Диагностика временных детских коллективов. 30.Огоньки. Формы и методы проведения. 31.Профессиограмма вожатого. 32.Табу вожатого. 33.Методы и формы работы лично с каждым ребенком, и набор методоыв эффективного воздействия на отряд. 34.Сказкотерапия. Методы и формы проведения.

Вопросы к зачету по организационному периоду смены

Вариант 1

  1. Логика развития смены. Что такое смена. Периоды смены.
  2. Основные задачи и ключевые дела орг. периода.
  3. Логика развития временного детского коллектива в течение смены. Уровни развития коллектива.
  4. Позиция вожатого в орг. период (стиль руководства детским коллективом).
  5. Игры на знакомство и сплочение (описать как минимум по 5 игр, с учетом возрастных особенностей).
  6. Игры на взаимодействие и выявление лидера (описать как минимум по 5 игр, с учетом возрастных особенностей).
  7. Хоз. сбор.
  8. Орг. сбор.
  9. Сбор-планирование.
  10. Огонек знакомств.
  11. Огонек орг. периода.
  12. Утренние и вечерние сборы отрядов.
  13. Диагностика интересов и потребностей детей в орг. период.
  14. Учет возрастных особенностей в организации отрядной работы.
  15. Законы и традиции лагеря.
  16. Свечка, Костер, Огонек как формы работы с детьми.
  17. Виды огонька. Их особенности.
  18. Коллективно-творческая деятельность и ее роль в системе отрядной работы.
  19. Система работы с отрядным уголком.
  20. Структура программы отрядной деятельности.


Дела орг. периода (сборы и огоньки) характеризуем по следующей схеме:

  • задачи дела;
  • место дела в системе дел орг. периода (после чего идет, что должно быть сформировано в отряде к проведению дела, чему предшествует и т.д.);
  • алгоритм проведения дела;
  • формы проведения дела (привести несколько возможных вариантов);
  • предполагаемый результат дела.


Вариант 2

Вопросы к экзамену!

С чего начинается лагерь!

  1. Кто такой вожатый. Его функции и обязанности.
  2. Медосмотр. Ваши действия во время его проведения.
  3. Общение с руководством лагеря и персоналом.
  4. Периоды смены и их задачи.
  5. Планирование мероприятий на день.
  6. Тематические дни.
  7. План-сетка.
  8. Автобус. Ваши действия.

Дети. Какие они?

  1. Возрастные особенности детей (младший, средний старший возраст)
  2. Поощрения и наказания (для младших, средних и старших)
  3. Дисциплина (мл. ср. ст.)
  4. Режимные моменты
  5. Взаимодействие девочек и мальчиков
  6. Вредные привычки у детей. Действия вожатого
  7. Как нельзя наказывать детей.

Работа на отряде!

  1. Оргпериод. Его значение и цели.
  2. Первые дни в лагере. Что нужно делать, проводить, как себя вести?
  3. Отрядный уголок по возрастам
  4. Особенности проведения мероприятий, репетиций и выступлений по возрастам
  5. Свечки и костры. Зачем они нужны? как проводить и когда?
  6. Банный день
  7. Игротека. Классификация игр с примерами.
  8. "Запрещенные темы" в присутствии детей.
  9. Вожатская этика. ( Действия в отношении детей не из своего отряда, напарничество)
  10. Общение с родителями.
  11. Конфликты ( вожатый - ребенок, вожатый - родители, ребенок - ребенок и т.д.)
  12. Первая медицинская помощь
  13. ЧП в лагере (пожар, пропал ребенок)

На экзамен также необходимо принести план-сетку с исправленными ошибками и игротеку (желательно в распечатанном виде).


Примерная программа проведения инструктивного семинара «Школа вожатского мастерства» (ШВМ)

Экзамены в «Школе вожатского мастерства» состоят из трех этапов:

  1. Теоретический этап: Конструирование мероприятий, педагогический блок, трудовое законодательство в сфере детского отдыха. Экзамен принимается в виде теста и устного опроса.
  2. Практическая часть: знание игр, умение организовывать и проводить мероприятия в ДОЛ, проводится в группах в виде деловой или иной игры.
  3. Защита проекта: участники делятся на микрогруппы и в течение прохождения «Школы» подготавливают проект. Тема проекта «Наш вожатский отряд». Участникам предлагается в группах по 5-6 человек придумать свой вожатский отряд, его название, традиции, подходы к работе и т.д.


1 неделя, Основы работы вожатого, игровой практикум

Открытие Школы Вожатского Мастерства. Знакомство, игры направленные на знакомство. Работы вожатого – особенности, типы детских оздоровительных лагерей, студенческие педагогические отряды, особенности работы и отличия от работы других коллективов. Логика развития лагерной смены. Игровой практикум: игры, направленные на сплочение коллектива, командообразование, умение работать в команде. Основы трудового законодательства в сфере детского отдыха. Игровой практикум: деловая (ролевая игра).


2 неделя, Организация и проведение мероприятий, актерское мастерство

Коллективные творческие дела. Организация и проведение отрядных мероприятий. Практикум: Организация и проведение отрядных КТД и других мероприятий. Дружинные мероприятия, праздники концерты. Практикум: Организация и проведение дружинных мероприятий. Актерское мастерство в детском оздоровительном лагере, основы режиссерской работы.


3 неделя, Педагогический блок

Конфликты в детском оздоровительном лагере. Практикум: решение педагогических задач (круглый стол), развитие навыков практической психологии. Воспитательная работа в детском оздоровительном лагере. Ролевая игра. Огоньки, игры на огоньках. Практикум: организация и проведение отрядных огоньков.


4 неделя, Экзаменационная

Теоретическая часть экзамена. Практическая часть экзамена. Практическая часть экзамена (защита проектов). Закрытие школы вожатского мастерства, вручение свидетельств.

Дополнительно

33694ffa93187605 160 vk.png
Summer 001.jpg
Summer 002.jpg
Summer 003.jpg
  1. Программа курса «Основы работы вожатого в ДОЦ»
  2. Программа школы вожатых
  3. Организация работы с детским коллективом по обеспечению профиля смены
  4. Программа подготовки вожатых
  5. Образовательная программа «Школа Вожатых»
  6. Вожатский минимум
  7. Функциональные обязанности воспитателя
  8. Вопросы к зачету
  9. Стандарт «Вожатый учреждения детского отдыха»
  10. Презентация - Знания, умения и навыки, необходимые для работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ)
  11. Тематический план занятий
  12. Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков
  13. Учебно-методический план
  14. Педагогическое проектирование и планирование в летнем лагере
  15. Программа курсов вожатых
  16. Единство практической и образовательной деятельности
  17. Учебно-тематический план занятий Школы вожатского дела
  18. Образовательная программа “Авангард”
  19. Содержание курса подготовки вожатых
  20. Знания и навыки, необходимые для работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ)
  21. Методика организации летнего отдыха детей и подростков
  22. Содержание учебно-тематического плана


Смотреть также...