Упражнения для оптимизации общения вожатого с детьми

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
134km.jpg

Реализация вожатым лишь одной коммуникативной позиции может привести к отрицательным результатам. В первом случае монопольное владение вожатым позицией «над» ведет к подавлению творческой активности детей, снижению их интересов к учению. Но и во втором случае полное равноправие вожатых с подопечными может обернуться анархией в лагере, непослушанием детей и увеличением числа асоциальных поступков. Необходимо подчеркнуть, что для эффективной педагогической деятельности в общении с подопечными вожатый должен владеть средствами различных коммуникативных позиций и дифференцированно их реализовывать в зависимости от ситуации и возраста детей, с которым он общается.

Позиция «над» может быть эффективной в коммуникативных контактах с детьми младших отрядов, стремящихся к опеке старшего, в деятельности которых необходимы управление и контроль вожатого. Позиция «над» сохраняет свое значение в контактах вожатого с детьми средних и старших отрядов, но только в режимных моментах. Вожатый должен «держать» дисциплину в отряде. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для подростков. В остальном общении с подопечными вожатый должен уметь гибко перестраиваться и занимать коммуникативную позицию «наравне» - знать интересы и желания детей, понимать их личные проблемы, идти навстречу их полезным начинаниям.

Опыт работы показывает, что современный вожатый успешно реализует коммуникативную позицию «над» и не умеет переходить в позицию «наравне». Мы предлагаем несколько игровых упражнений, помогающих ему развить в себе способность к быстрой, безболезненной и эффективной смене коммуникативной позиции в контактах с подростками.


«Мышечная броня»

Итак, не режимный момент, а сейчас начинаете общение. Вам необходимо сменить позицию: из позиций «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция — более мягкая и эмоционально насыщенная, нежели первая. Поэтому для ее реализации необходимо «освободить» собственные эмоции. Как это сделать?

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При реализации доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.

Дыхание. Перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу с подопечным!

Проявите доверие к словам своего воспитанника, подбодрите его участием. Направьте собственную активность не на властное доминирование, а на установление психологического контакта в ходе диалога.

Массирование. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с ребенком дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1—1,5 секунды, станет как бы границей, до которой вы находились в позиции «над», но после которой вы перешли в позицию «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на отбое вы были цербером, а сейчас становитесь собеседником.


«Маска релаксации»

При надевании «маски релаксации» необходимо расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки глаз спокойно опустить, глазные яблоки слегка повернуть кверху так, чтобы внутренний взор оказался сосредоточенным в бесконечность в области переносицы. Язык должен стать мягким, его кончик — находиться у корней верхних зубов. Губы полуоткрыты, не соприкасаются друг с другом. После «надевания» «маски релаксации» начинайте беседу с подопечным.


«Состояние»

Данное упражнение является не столько набором определенных психотехнических действий, сколько описанием внутреннего психологического состояния, достигаемого при реализации позиции «наравне» в общении с подростком. «Отпустите» себя, ослабьте свое стремление всегда и во всем контролировать ситуацию в отряде. Не старайтесь удерживать абсолютное лидерство в диалоге. Постарайтесь «снизить» свою позицию, позвольте себе в чем-то поучиться у своего подопечного, удивиться его максимализму или непосредственности. Дайте себе возможность пережить обычные человеческие эмоции: удивление, радость, интерес к собеседнику. Разрешите себе задавать вопросы, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли то, что говорит ребенок, примите его точку зрения, если он прав, и не соглашайтесь, если он не прав. Обязательно формулируйте аргументы, объясните свою позицию.

При реализации равноправной позиции в беседе со своим ребенком не только он, но и вы сами испытаете удовлетворение от простого человеческого общения. Не только он, но и вы глубоко устали от предельно формализованного, обезличенного взаимодействия «вожатый—ученик», вам обоим хронически не хватает теплых человеческих эмоций. Развивает и формирует не только задача на уроке, но и простая человеческая беседа.

Коммуникативный диалог — это творчество, стремительная реакция, взаимное доверие. Общение — это интересно!

После беседы со подопечным вы с удивлением почувствуете, что отдохнули за счет смены позиции в процессе общения. Отдохнули также и потому, что отошли от своей административной роли вожатого и проявили в беседе свою личность, индивидуальность.


Сепарация НЕ ДЕЛО ребенка, а задача взрослого. Импульс к сепарации должен исходить от взрослого.Присоединяясь к природному потоку, раскручивающему возможности ребёнка, взрослый должен толкнуть дитя в его собственную свободу. Осознавать свои чувства и научить этому ребёнка - задача взрослого. И чтоб у ребёнка случился такой взрослый. Когда мы, взрослые, продлеваем инфантильность подопечного, позволяем ему осознать себя, взращиваем способность опираться на себя.

Воспитательница, вожатый, психолог – годится любой взрослый, способный продемонстрировать ребёнку отдельность его чувств. Без такой прививки отдельность, увы, почти не случается. А впереди ведь еще интеллектуальное рождение. Когда может родиться (или нет) личность, способная мыслить за пределами шаблонов…