Туристический слет 2
Участники соревнований.
В соревнованиях принимают участие команды до 10 человек (количество определяется организаторами).
Руководство соревнованиями.
Соревнования организует и проводит на основании плана туристической работы. Непосредственное судейство соревнований возлагается на судейскую бригаду, сформированную из подростков старшего отряда.
Условия проведения соревнований.
Соревнования по туристической технике и туристическим навыкам являются комплексными и проводятся в форме туристической эстафеты. Дистанция соревнований прокладывается по пересеченной местности и состоит из отдельных (в том числе и лимитированных по времени) этапов, на которых команды выполняют одно или несколько заданий, предписанных судейской коллегией.
Дистанция маркирована и может составлять в длину до 200-250м.
Включает в себя следующие элементы (этапы):
- • переправа «маятник»;
- • бег по пересеченной местности;
- • переправа по веревкам «параллельная»;
- • переправа по бревну;
- • топографические знаки;
- • переправа по кочкам;
- • установка палатки;
- • оказание первой медицинской помощи и транспортировка «пострадавшего»;
- • подъем, траверс склона, спуск с самостраховкой.
Старт команд раздельный, согласно жеребьевке. Все технические этапы, установленные на дистанции, преодолеваются последовательно всеми участниками; сквозное прохождение двух и более этапов отдельными участниками не допускается. Время прохождения технических этапов не лимитируется, за допущенные ошибки участник (команда) получает штрафные баллы.
На этапах, включающих в себя элементы туристических навыков, оказание доврачебной помощи, топографии, установка палатки время выполнения заданий может быть лимитировано.
Обеспечение безопасности.
Все участники соревнований должны иметь спортивную форму (локти и колени закрыты) и обувь без металлических шипов. Место соревнований, технические этапы должны соответствовать нормам техники безопасности. Медицинское обслуживание будет обеспечиваться фельдшером лагеря.
Снаряжение.
Необходимым снаряжением, которое потребуется участникам при преодолении технических этапов, команда обеспечивается на месте соревнований судейской коллегией.
Таблица штрафов.
А) На технических этапах.
Ошибки и нарушения | Штраф в секундах | Примечание |
---|---|---|
Не завинчена муфта карабина, потеря личного снаряжения, выход участника за разметку, заступ за контрольную линию, срыв с кочки одной ноги | 30 | … |
Ошибки при транспортировке «пострадавшего», падение в пределах этапа с самозадержанием, не прохождение этапа. | 60 | … |
Неправильное движение по перилам и веревке, двое на этапе, нарушение или отсутствие страховки (самостраховки), падение с бревна. | 90 | … |
Падение без восстановления движения, помощь судьи действием. | 180 | … |
Б) На этапах, включающих в себя элементы туристических навыков, оказание первой медицинской помощи, топографии.
Ошибки и нарушения | Штраф в секундах | Примечание |
---|---|---|
Складки на скатах палатки. | 30 | … |
Общий перенос палатки. Неправильная транспортировка «пострадавшего». | 60 | … |
Неправильное оказание первой доврачебной помощи. | 120 | … |
Неправильный ответ по топографии (за каждый). | 30 | … |
На этапах, где это возможно, разрешается взаимопомощь участников. Снятие команды с этапа проводится при явной технической неподготовленности, невыполнении требований судей.
Условия прохождения этапов. (Наименование и действия команды)
- «Предстартовая проверка» Команда демонстрирует наличие формы, спортивной обуви, эмблем, необходимого на дистанции снаряжения и умение им пользоваться.
- Маятниковая переправа Переправа преодолевается последовательно каждым участником. Команде разрешается использовать различные безопасные приемы, облегчающие переправу. Участник, стоя за контрольной линией, с помощью вертикальной и свободно подвешенной веревке, переправляется через обозначенный на местности флажками или другим способом участок. Каждому участнику дается 3 попытки.
- Переправа по параллельным веревкам Этап оборудуется организаторами соревнований, длина переправы -15-20 метров. Преодолевается последовательно каждым участником (со страховкой). Участник, в надетой грудной страховочной системе подходит к переправе, осуществляет самостраховку с помощью уса, который карабином пристегивается к верхней веревке, становится на нижнюю веревку и приставными шагами переправляется. Второй участник становится на веревку и начинает движение только после схода с нее предыдущего участника. При срыве с нижней веревки участник самостоятельно подтягивается, встает на нижнюю веревку и продолжает движение.
- Переправа по бревну Длина бревна 5-10 метров, толщина 20-30 см. Преодолевается последовательно каждым участником. Бревно положено через небольшой овраг (лощину), натянуты перила. Участник страхуется за перила карабином и, держась рукой за них, преодолевает препятствие. При необходимости можно пристегивать вспомогательную веревку (челнок) к грудной обвязке и преодолевать препятствие с помощью команды.
- Определение топографических знаков по карточкам Каждый участник должен по карточке назвать один знак, а один нарисовать. Контрольное время – 1 минута. Взаимопомощь не допускается.
- Переправа по «кочкам» Этап протяженностью до 15 метров выбирается на естественном заболоченном месте или оборудуется с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Преодолевается последовательно каждым участником. Прохождение первой и последней кочки обязательно, остальные – произвольным порядком. Участник, оступившийся с кочки одной ногой или двумя ногами, продолжает движение с этой кочки.
- Установка палатки Палатка устанавливается на 2-х стойках и не менее 10-ти колышках (растяжек), вход не застегивается, стойки располагаются снаружи. Команда по сигналу судьи ставит палатку на время. Численный состав команды участвующий в установке палатки произвольный, на усмотрение капитана команды. По сигналу капитана «готово» судья оценивает правильность установки палатки. Если палатка установлена правильно, судья дает команду «принято». При неправильной установке палатки команде дается возможность исправить ошибки. Контрольное время – 3 минуты.
- Оказание ПМП, транспортировка «пострадавшего» По заданной условно травме, используя судейскую аптечку, оказать помощь «пострадавшему». Виды условных травм: потертости, порезы, ранение, ушибы, растяжение, переломы, ожоги. Команда, оказав помощь «пострадавшему», укладывает его на носилки, которые предоставляются судейской бригадой и транспортируют его до указанного места (50 метров).
- Подъем, траверс, спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями Крутизна склона 30-40 градусов, протяженность этапа 20-30 метров. Веревка навешивается судьями. Преодолевается поочередно каждым участником с самостраховкой, не выходя за боковые разметки этапа. Очередной участник начинает движение после прохождения препятствия предыдущим участником. Участник поднимается по склону (спускается) спортивным способом с помощью веревки и страхуется к ней схватывающим узлом используя страхующую систему. Траверс склона (движение по склону) с помощью горизонтальных перил осуществляется участниками по одному со страховкой и правильной перестежкой карабинов на опорных точках. При переходе с одного участка траверса на другой, сначала необходимо зацепить второй карабин на другой участок веревки (застраховаться), а лишь затем отцепить первый карабин с веревки пройденного участка.
Результат команды определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного за нарушения на технических этапах.
Награждение победителей.
Итоги соревнований подводятся отдельно для разных отрядов. Команды, занявшие первое – третье места в каждой параллели, награждаются дипломами и памятными подарками.
Положение вывешивается в отпечатанном виде на доске объявлений в школе рядом с плакатом-объявлением о туристическом слете за 1-2 недели до начала соревнований.
Главный судья за несколько дней до соревнований собирает всю судейскую бригаду, проводит инструктаж, назначает судей на этапы, выбирает секретаря, разрабатывает судейскую документацию (протоколы на этапах, общий протокол и др.)
Особое внимание необходимо уделить во время инструктажа судей системе штрафов на каждом этапе, правилам судейства и правильности заполнения протокола. Очень хорошо, если на месте проведения соревнований вывесить увеличенную копию сводного протокола и оперативно вносить туда данные о про хождении маршрута командой со всеми штрафами и результатами прохождения каждого этапа. Ребята знакомятся со своими результатами и с нетерпением ждут информацию по другим командам. Так же необходимо провести за несколько дней до соревнований инструкторско-методическое занятие с капитанами команд, где нужно рассказать им и показать, как проходить наиболее сложные технические этапы, как работать с веревками, карабинами, страховочными системами.
Обычно у ребят на соревнованиях после таких занятий не возникает особых проблем при работе с туристским снаряжением. В школе функционирует туристический кружок, и поэтому, как правило, почти в каждом классе есть ребята, занимающиеся там, которые помогают другим в подготовке к соревнованиям. Судит соревнования судейская бригада, сформированная из старшеклассников (ранее занимающихся туризмом). В день проведения соревнований или раньше проводится осмотр местности на предмет безопасности, готовится необходимое имущество, ставится трасса соревнований.
Оборудование и имущество.
- • палатки – 1-2 шт.;
- • носилки – 1 шт;
- • веревки (основные диам. 10-12 мм.) -5 по 30м, 3 по 10м;
- • страховочные системы (грудные с обвязкой)-10 шт.
- • репшнуры страховочные диам. 6 мм.-10 шт.
- • аптечка – 1 шт;
- • топографические карточки – 20 шт;
- • бревно – 1 шт;
- • маркирователь дистанции;
- • флажки-20шт.
- • канцелярские принадлежности;
- • секундомер – 2 шт;
- • хоз. инвентарь (топор, молоток, нож, ножовка, саперная лопатка и др.)
- • туристический столик, стулья-1 коммплект
- • мегафон
В день соревнований судейская коллегия убывает на место проведения за 1,5 – 2 часа до начала и проводит окончательный инструктаж о правилах соревнований, системе штрафов, технике безопасности, оборудует этапы по трассе соревнований Главное требование к дистанции – ее безопасность, динамичность, зрелищность.
Соревнования начинаются с построения команд, докладов капитанов о готовности команд к соревнованиям. Участников приветствует и поздравляет кто-либо из администрации лагеря или приглашенных гостей. Главный судья сообщает цели и задачи детского туристического слета и открывает соревнования показательным выступлением опытных туристов. Это не должно занимать много времени. Чтобы открытие прошло эмоционально, но в то же время и быстро, необходимо провести подготовительную работу с представителями команд и капитанами, со всеми людьми, участвующими в процедуре, подготовить необходимую атрибутику.
Можно показать :
- установку палатки на время;
- вязку узлов на время;
- преодоление оврага по навесной переправе с самонаведение или что-нибудь другое.
При слабой технической подготовке команд можно для показа прохождения первыми выпустить команду из числа судейской бригады.
Проводится жеребьевка, экипируется первая команда и объявляется ее старт. После окончания соревнований – построение, поздравление участников, награждение.
Подобного рода соревнования (мероприятия) надо снимать на фото или видеопленку, оформить стенд или фотогазету в целях агитации и пропаганды туризма.
В предлагаемом варианте туристического слета мы ограничились лишь простыми по подготовке и несложными в выполнении этапами.
Исходя из возможностей лагеря, подготовке по туризму, оснащения и других условий можно вносить в программу слета другие этапы и направления туристской подготовки с демонстрацией технических приемов и навыков. Например:
- типы костров;
- разведение костра;
- вязка узлов;
- укладка рюкзака;
- определение азимута на предмет;
- выпуск туристической газеты;
- этап краеведов;
- переправа навесная;
- переправа по жердям.
Можно внести в программу слета и военизированный этап, например стрельба из пневматической винтовки, или технически более сложные этапы, которые выше не перечислялись. Программа в любом случае должна в первую очередь отвечать требованиям безопасности, не должна быть перегружена, должна быть интересна для детей и доступна им по технической подготовке и навыкам.