Тренинг “Игры в группе”

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
53634144m.jpg

Коммуникативные игры – тренинги

Игры ребят - это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Известно, что развитие ребенка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребенка – это лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие.

Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху.

Чтобы игра стала фактором развития ребенка независимо от того, где она применяется, недостаточно просто играть и даже ставить игровые цели. В мотивационной сфере детей (подростков) должно быть представлено и максимально актуализировано желание разработать, понять, осмыслить сами способы, ведущие к наилучшим результатам в процессе игровой деятельности; обобщить эти приемы, с тем, чтобы их можно было применить и в других играх, и в других видах деятельности. В этом случае возникают условия для формирования общих способностей, а не просто усвоения техники действий, правил поведения. Формирование способностей – основной признак развития.

Можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры, т.е. игру можно рассматривать как:

Тренинг – метод формирования умений и навыков, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

  • важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющий ребенку самореализоваться и самоутвердиться;
  • фактор, формирующий внутренний мир ребенка, способствующий его психологическому и нравственному развитию;
  • метод организации и сплочения коллектива; эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности;
  • сферу общения;
  • способ формирования творческой и социально активной личности;
  • средство социализации;
  • средство психокоррекции и диагностики личности.

На всех стадиях игровой деятельности (подготовительной, содержательной, аналитической) должна решаться задача поиска оптимального способа решения игровой цели. В группе детей игра выполняет важную коллективообразующую функцию; позволяет регулировать эмоциональный тонус коллектива

Обилие и многообразие игровой деятельности – необходимое условие благополучной жизнедеятельности коллектива на всех этапах. Благодаря успешности, которую достигают в различных играх большинство членов коллектива, у них создается ощущение удовлетворенности от пребывания в том или иной кружке, объединении, клубе.


«Рисунок с поводырем»

Краткое описание Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.

Цель игры Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.

Число участников По парам

Примечания Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».


«Доверяющее падение»

Краткое описание Один из участников падает на подставленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы – его не уронить. Перед падением участник спрашивает: «Страхующие готовы?», на что стоящие внизу отвечают: «Готовы». Затем «падающий» спрашивает ведущего «Падать?», на что ведущий отвечает «Падать». Падение производится с прижатыми к груди скрещенными и сцепленными руками с абсолютно прямым телом.

Цель игры Опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки.

Число участников 7-15

Примечания Ответственность ведущего – обеспечить безопасность участников. Важно жестко следить за соблюдением правил, в противном случае игра прекращается. После проведения обязательно обсудить игру.


«Плот»

Краткое описание Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины группы – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту нужно продержаться 30 секунд. Затем к плоту подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется 1/4 исходного листа ватмана.

Цель игры Групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.

Число участников 7-15

Примечания Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.


«Два паровозика»

Краткое описание Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова «паровозика» - «зрячая», все остальные «вагоны» - «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего «вагона», и тот переходит на место «паровоза».

Цель игры Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам.

Число участников 5-30

Примечания Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.


«Слепой паровозик»

Краткое описание Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине –нейтрален. Игра происходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.

Цель игры Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру.

Число участников Чем больше, тем лучше.

Примечания После проведения обязательно обсудить игру.


«Ценности»

Краткое описание Участникам раздаются по шесть маленьких листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, каким теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так – шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

Цель игры Возможность осознать и почувствовать выжность построения собственной иерархии ценностей.

Число участников Любое.

Примечания Упражнение выполняется под медитативную (спокойную) музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким, но вдумчивым и неторопливым. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной: не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга).

Ведущему обязательно предварительно надо попробовать проделать это упражнение, оценить его глубину и сложность.


«Парный поединок»

Краткое описание Участники разбиваются на пары, пробуют, находясь в разных исходных положениях, сдвинуть друг друга с места. Вариантов может быть много, например: - правыми (или левыми) боками друг к другу, правые (или левые) ступни касаются друг друга; внешними сторонами, контактируя только плечами; лицом друг к другу, ноги вместе, руки чуть согнуты в локтях, контактируя только ладонями, и т.д. В завершение можно предложить встать спиной друг к другу и удобно устроиться на спине партнера.

Цель игры Телесный контакт, осознание наличия различных стратегий решения поставленной задачи.

Число участников По парам.

Примечания При высоком уровне групповой агрессии лучше не делать.


«Свечка» («Колокол»)

Краткое описание Один из участников встает в центр круга, руки вытягивает вдоль тела, закрывает глаза и падает, не отрывая ног, назад. Остальные стоят вокруг плотным кольцом и, не давая выполняющему упражнение упасть, бережно толкают его на противоположную сторону круга.

Цель игры Телесный контакт, опыт доверия группе, поддержки.

Число участников 10 - 15

Примечания Ответственность ведущего обеспечить безопасность участников. Важно жестко следить за соблюдением правил. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.


«Ладошка»

Краткое описание Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, тот в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что не нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде

Цель игры Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

Число участников 10 и больше

Примечания Является отличным завершением работы группы.


«Границы», «Скажи СТОП»

Краткое описание Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят, должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подходит слишком близко.

Цель игры Осознание собственных физических и психологических границ.

Число участников Любое четное

Примечания При недостаточном уровне безопасности и глубины работы подростки больше играют – или вообще не дают партнеру шагнуть, или подпускают слишком близко. Но даже в этом случае это может быть полезно для дальнейшей внутренней работы.


«Невербальное знакомство»

Краткое описание Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами; глазами; спинами и т.д.

Цель игры Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей.

Число участников Любое.

Примечания Возможно при достаточной «разогретости» группы. Также можно попробовать упорядочить процесс с тем, чтобы каждый проконтактировал с каждым.


Разминка «Да-нет»

Краткое описание Ведущий произносит утверждение (например, «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и, если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны – вниз. Характер утверждений становится более серьезным (прим. – «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы.

Цель игры Помогает увидеть общность и уникальность каждого

Число участников Любое.

Примечания Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами.