Тренинг “Игровая комната”

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
161622813 8204566be4m.jpg

Тренинг “Игровая комната”

Раздел 1. Игры на знакомство

Игры на знакомство - важный этап для всей последующей работы. Если люди не знают, как зовут соседа или тренера, а тренер то и дело переспрашивает имена, то доверительной атмосферы не достичь. О каком обсуждении более важных вопросов может тогда идти речь? Игры на знакомство необязательны, если в группе все давно знают друг друга. Но даже в этом случае некоторые игры помогут открыть участникам давно знакомых им людей с совершенно новой стороны, лучше понимать друг друга.


1.1. “Снежный ком” (20 мин.)

Цель: узнать и запомнить имена участников. Материалы: не требуются. Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты. Упражнение должно проходить следующим образом: участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Если участников много (больше 7-10), то можно ограничить повторы имен двух последних участников. Иначе последнему придется повторять имена и прилагательные всех участников в кругу. Пример: Первый участник: Максим мудрый. Второй участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная. Третий участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная, Наталья находчивая и т.д.

1.2. “Интервью” (30 мин.)

Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей. Материалы: не требуются. Необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 мин. Ведущий контролирует время. Затем участники в парах меняются ролями (обязательно). После того как каждый из партнеров “потренируется” в терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.

1.3. “Я — это...” (30 мин.)

Эту игру рекомендуется проводить тогда, когда между участниками установились доверительные отношения. Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе. Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки. Всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех...

1.4. “Меня зовут...” (5 мин.)

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой. Материалы: ватман и разноцветные маркеры. Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: “Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом”. Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.

1.5. “Меня зовут... Я люблю себя за то, что...” (15 мин.)

Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы (лучше на 2-ой день семинара). Упражнение проводиться в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы “Меня зовут...” и “Я люблю себя за то, что...”. Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

1.6. “Мяч” (5 мин.)

Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. Материалы: мячик (или апельсин). Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.

Раздел 2. Игры на сплочение

Игры на сплочение помогают создать атмосферу доверия среди участников и подготовить группу к восприятию наиболее важной информации. Хотя в целом деление на игры весьма условно, отличительной особенностью игр этого этапа является объединяющий мотив, способный развить солидарность и понимание между участниками, зародить командный дух.


2.1. “Мечты” (20 мин.)

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу. Материалы: бумага и маркеры. Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась. Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.


2.2. “Круг знакомств” (10 мин.)

Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга. Материалы: не требуются. Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Начинать можно с простейших движений — поднятия головы, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по краманам и т.д. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест. Примечание: Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования — “обязательно участвовать” — быть не должно.


2.3. “Поймай друга”

Участники группы делятся на пары. Один участник закрывает глаза и, расслабившись, падает спиной в руки партнёра. Второй участник уверенно поддерживает его. Если весовые категории в паре не совпадают, упражнение выполняется в тройке (двое поддерживают третьего участника, который падает). Затем участники меняются ролями. Обсуждение результатов: • Самочувствие • Что нового открыли для себя? • В чём состояли трудности при выполнении заданий?


2.4. “Постройтесь по росту!” (15 мин.)

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. Материалы: не требуются. Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.


2.5. “Путаница” (15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Материалы: не требуется. Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе “партнера по рукопожатию”. Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе “партнера по рукопожатию” (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.


2.6. “Моя пара” (10 мин.)

Цель: определить показатель сплоченности группы. Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает для этого примерно полминуты, а затем произносит: “Рука!”. Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показывают на одного и того же человека, а у других участников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько процесс: реакция группы на “выпадение” одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого и т. д. Высший показатель сплоченности группы — ее мгновенная реакция на выбывание, исключение из своих рядов некоторых членов и ее чувствительность к возникающему у участников тренинга ощущению отчужденности от группы.


2.7. “Рукопожатие” (10 мин.)

Цель: ввести участников группы в тренинговую атмосферу. Группа игроков произвольно делится на две примерно равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название (ведущему лучше иметь названия наготове, например, “Команда забияк”, “Крутые перцы”, “Cool guys” и “Клевые девчонки” и др.). Подгруппы становятся напротив друг друга. Одна команда, выстроенная в затылок, подходит к “соперникам” и здоровается с каждым за руку — две цепочки движутся навстречу друг другу. Это напоминает приветствие двух футбольных команд. Варианты усложнения: а) поздороваться левой рукой; б) похлопать соперника по плечу; в) одновременно сказать несколько соответствующих ситуации слов, например: “Мы сегодня выиграем”, “Что-то ты сегодня плохо выглядишь”, “Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем” и т.п. Члены второй группы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам. Упражнение заканчивается, когда каждый “поприветствовал” всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных позициях.


2.8. “Камень в огород” (5 мин.)

Цель: отработать коллективное взаимодействие в группе. Упражнение можно проводить сразу после “Рукопожатия”, когда подгруппы стоят еще друг против друга. Ведущий предлагает участникам представить, что перед ними находится “большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)”. Он предлагает одной из команд поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его “подальше”, или даже в сторону “противников”, как бы демонстрируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов группы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руководя “подниманием камня” и пр. в одной из групп. “Кинув камень”, он вместе с членами своей подгруппы побуждает “противников” ответить каким-либо образом на свой вызов: бросить камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их команды. Вполне возможен еще один цикл “устрашающих действий”. Пусть их форму предложат сами участники.


2.9. “Нож в масло” (15 мин.)

Цель: приобретение новых ощущений путем отключения зрительного восприятия и необходимости быть внимательным к остальным своим ощущениям. Для этой игры необходим один доброволец. Он становится в начале или напротив достаточно длинного и не очень широкого прохода, который можно организовать, например, из двух рядов стульев. Середину этого прохода занимают стоящие в нем участники группы. Они образуют что-то вроде плотной пробки в этом проходе. Во всяком случае, ведущий, который становится в центр этой плотной группы, призывает всех сплотиться и предстать для добровольца “как монолит”. Одновременно ведущий негромко инструктирует стоящих вокруг него: когда доброволец по команде ведущего пойдет “на группу”, все должны в последний момент быстро и молча расступиться перед ним, сомкнувшись за ним опять. Добровольцу же ведущий громко говорит примерно следующее: “Посмотрите на группу. Вы видите перед собой плотный монолит из тел. теперь закройте плотно глаза. Нацельтесь на мой голос. Нацелились? Теперь быстро и уверенно по моей команде идите на нас. Не думайте ни о чем, кроме своего желания сокрушить этот монолит, протаранить его. Ничего не бойтесь. Приготовьтесь. Внимание! Идите”. Самые первые попытки “идти на группу” могут быть не очень успешными: доброволец не знает, как быстро ему идти; группа еще не умеет быстро расходиться перед ним, чтобы он никого не задел. Но упражнение можно повторить, предложив добровольцу идти быстрее и увереннее. Можно придать упражнению характер испытания. Для этого несколько добровольцев предварительно покидают комнату, и для каждого следующего прогона упражнение сохраняет свою новизну. Потом можно будет обсудить индивидуальные стили поведения добровольцев в этой новой для них ситуации. Примечание: Ведущий должен следить, чтобы самый “ретивый” доброволец не врезался в стену. Для этого в конце прохода можно поставить страхующего участника или же скомандовать добровольцу “Стоп!”.


2.10. “Линеечка” (15 мин.)

Цель: развитие личностной внимательности, самооценки, сравнение личностных качеств других членов группы. Доброволец выбирает из группы пять человек. Лучше, если это будут юноши, либо девушки. Тренер предлагает добровольцу построить их в линеечку, с одного края которой будет самый-самый, например, хитрый из пяти выбранных, а с другой, наименее хитрый, с его точки зрения, из пяти. Вместо хитрости можно взять любое другое человеческое свойство: силу, красоту, общительность, количество ухажеров, сексуальность, стыдливость, совестливость. Такие “линеечки” могут выстраивать следующие добровольцы. Тренер начинает работать с “линеечкой”: • куда бы себя по этому качеству в этой “линеечке” поставил тот, кто поставлен первым? • как себя видит последний, на каком месте? • пусть себя этой “линеечкой” померяет сам доброволец, • пусть доброволец найдет место для тренера в этой “линеечке”, измеряющей определенное человеческое свойство, • попросить очередного добровольца померить некоторой нужной тренеру “линеечкой” нужного тренеру героя (например, “Кто больше всего мешает тренеру?” или “Кто больше всего спит на тренинге?”, а потом померить этой линеечкой конкретного человека), Упражнение “Линеечка” можно выполнять и как упражнение-загадку, когда только расставляющий пятерку подростков знает, по какому свойству они расставляются, а группа должна еще отгадать это человеческое, личностное или поведенческое качество, зная только, что на одном полюсе “линейки” его много, а на другом — мало. Кроме того, важно и дооснащение этого упражнения: тот, кто выстраивает “линейку”, потом должен каждому еще в “линеечке” сказать, каков тот по данному качеству.


2.11. “Зеркало”

Участники группы делятся на пары. Они садятся друг напротив друга. Один из участников выполняет какое-либо движение, жест или изменяет мимику своего лица. Его напарник должен в точности повторить эти движения. Затем движения совершает другой участник, а первый повторяет за ним. Можно усложнить упражнение, попросив повторять движения симметрично, как изображение в зеркале.


2.12. “Айсберги” (40 мин.)

Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления. Материалы: листы белой плотной бумаги различной величины и формы, имитирующие айсберги (обычно подбираются так, чтобы на них смогли уместиться от 1 до 3 стопы среднего взрослого, но некоторые делаются размером поменьше для усложнения задания). Участники команды должны перебраться с одного условно обозначенного берега на другой по айсбергам, которые ведущий раскладывает на определенном расстоянии друг от друга. Тренер объясняет участникам правила: Если участник команды наступает мимо айсберга (“падает в воду”), то он возвращается обратно на берег и начинает свой путь заново; Участники команды начинают выходить на другой берег только когда все остальные члены команды покинули берег отправления и находятся “на айсбергах”; Если один из участников команды прыгает мимо айсберга все, кто уже переправился на другой берег, возвращаются к исходной точке. Тренер раскладывает айсберги по мере продвижения команды и может регулировать их количество в море, убирая или добавляя их. Упражнение считается выполненным, когда вся группа окажется на “противоположном берегу”.


2.13. “Монстры” (30 мин.)

Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий. Материалы: две веревки или палки, расположенные на расстоянии 7-8 м друг от друга. За фиксированное количество времени (10 мин) участники команды должны преодолеть расстояние, ограниченное палками. Тренер объясняет условия: • все участники команды должны одновременно пересечь границу обозначенной территории; • в любой момент времени все участники команды могут иметь только (n+1) точки соприкосновения с землей, где n — количество участников в группе. Упражнение считается выполненным, когда вся команда преодолеет заданное расстояние. Варианты выполнения могут быть различными. Это зависит от количества участников (оптимально – 6-7 человек) и их фантазии.


2.14. “Тайный друг” (несколько дней)

Цель: внутреннее сплочение коллектива, формирование теплых, доброжелательных отношений в группе. Материалы: небольшие одинаковые листки бумаги, ручки. Все участники группы пишут на отдельных листках свои имена, заворачивают и складывают их вместе, затем каждый из членов группы вытягивает листок с именем другого участника, который становится его “тайным другом”. Для своего тайного друга необходимо делать различные приятные сюрпризы и маленькие подарки, но незаметно для него. Игра может продолжаться несколько дней. В конце игры все участники высказывают свои предположения о том, кто являлся их тайным другом, а затем объявляют истинных тайных друзей.


Раздел 3. Игры-разминки, или энерджайзеры

Игры-разминки, или энерджайзеры, - замечательное средство восполнить энергию устающей или уставшей группы. Их можно проводить с утра, если тренинг многодневный и группа еще только "просыпается", но гораздо чаще ими пользуются в середине самого тренинга, как правило, после выполнения сложных упражнений или трудных игр, после предоставления новой информации. Несмотря на кажущуюся простоту, в разминки имеют огромное влияние на состояние внимания группы, от которого в конечном итоге зависит эффективность всего тренинга.

3.1. “Зоопарк” (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.


3.2. “Бабушка из Бразилии” (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразой “У меня есть бабушка в Бразилии…” и ее продолжением: • “…У нее вот такая нога”, • “…У нее вот такая рука и голова на бок”, • “…Она прыгает и кричит: “Я самая красивая бабушка на свете” и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

3.3. “Пустой стул” (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером “один” садятся в круг, под номером “два” — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать.


3.4. “Ураган” (10 мин.)

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать “Ураган”, и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.


3.5. “Молекулы” или “Броуновское движение” (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает — “тишина и замри”, два сигнала — “выстроиться в круг с закрытыми глазами”, и три сигнала — “открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру”. Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: “Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!”. Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).


3.6. “Олени” (10 мин.)

Участники образуют два круга (внешний и внутренний),, встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: “Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?”. Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не “поздороваются” друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение. Внимание! Это упражнение не подходит для разрозненной, мало знакомой группы, т. к. плохо знакомым людям может быть неприятен телесный контакт.


3.7. “Театр Кабуки” (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: “Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу”. Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала, больше баллов.


3.8. “Ужасно-прекрасный рисунок” (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать “прекрасный рисунок”. После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд “ужасный рисунок” и передает следующему. Следующий участник делает “прекрасный рисунок”. Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. Обсуждение.


3.9. “Ловля моли” (5 мин.)

Цель: активное вовлечение участников тренинга в игровой процесс, поднять общий тонус группы. Особенность: проводится стоя. Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как “хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли”. Далее ведущий предлагает всем участникам группы “убить по 10 штук моли”, и первый демонстрирует “убивание моли” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.


3.10. “Рекорд игры в мяч” (20 мин.)

Цель: активное заполнение перерыва между информационными блоками, выровнять атмосферу в группе. Материалы: мяч (крупный апельсин или яблоко). Особенность: проводится сидя на стульях (круг), рекомендуется использоваться в группах больше 15 человек. Тренер подсчитывает количество участников тренинга и предлагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — кидать мяч только тому, ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Это не легко в большой группе. Если группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: “Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за 1,5 минуты. Сможем ли мы это сделать за 1 минуту и 15 секунд? Помните, что главное — кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали”.


3.11. Пираты (30 мин.)

Цель: “энерджайзер”, физическая и эмоциональная разгрузка. Все участники игры становятся в круг, ведущий объясняет правила. Все участники объединяются в группы, имитирующие определенные фигуры (по 1-5 человек) в зависимости от вида команды, данной ведущим: • “Капитан на мостике” – каждый должен приложить руку к виску (“отдать честь”); • “Маячок” – 2 человека качаются, взявшись за руки; • “Человек за бортом” – 3 человека, двое, взявшись за руки, имитируют лодку, а третий стоит посередине между ними; • “Обед” – 4 человека имитируют еду ложками; • “Шлюпки на воду” – 5 человек становятся друг за другом и имитируют греблю веслами. Участники игры, которые не успевают сгруппироваться в определенную фигуру, становятся пиратами. Они стоят в стороне и поют песенку: “Мы – пираты, мы – пираты, все к нам”. Игра заканчивается, когда все участники становятся пиратами.


Раздел 4. Деление группы

После того, как тренер установил контакт с аудиторией и помог всем участникам ближе познакомиться друг с другом, настает время для настоящей работы. На тренинге необходимо соблюдать принцип интерактивного общения, или двунаправленного общения: этому помогает элемент соперничества между участниками. На тренингах лучше поощрять командное соперничество, памятуя о золотом правиле: "Одна голова - хорошо, а две - лучше". Простые и очень короткие упражнения помогут разделить всех участников на малые, но весьма работоспособные группы.


4.1. “Выбери...” (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп — 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: “Кого бы вы взяли с собой в поход?”. Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: “Кому бы вы доверили нести рюкзак?”. Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: “С кем бы вы поделились яблоком?”, “Кому бы вы доверили свою тайну?”. Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.


4.2. “Фишка” (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы — из 2-х цветов. (Для группы из 15 человек — по 5 листочков каждого цвета и т.д.) Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.


4.3. “Молекулы” (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что все мы — атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул — в клетку, клетки — в организм”. Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит “2 атома”, потом “2 молекулы”, “2 клетки”, “2 организма”. Участники разделены на две группы.


4.4. “Цвета” (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков — это первая команда, а второй цвет — вторая.


4.5. “Личные предпочтения” (3 мин.)

Цель: разбить группу на неслучайные пары. Участники встают в круг. Должно быть четное количество участников, поэтому тренер может вводить себя в круг для того, чтобы сделать участником игры. Тренер просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. После этого тренер делает паузу и предлагает всем обозреть группу, стоящую с вытянутыми вверх руками, и установить зрительный контакт с тем из участников, с которым было бы интересно оказаться в одной паре: “Покажите на того, с кем бы вы хотели поработать в новом упражнении”. Пары, сделавшие взаимный выбор, выходят из круга. Далее инструкция повторяется. Снова взаимно выбравшие друг друга выходят из круга и т.д. Группа в результате разделяется на пары, образованные за счет взаимного невербального выбора.


Раздел 5. Игры, завершающие тренинг

Завершение тренинга тоже подчиняется своим законам. То, что будет происходить в этот момент, участники запомнят лучше всего. Поэтому-то тренеру желательно не забыть подарить памятные подарки, сувениры, сертификаты каждому из участников тренинга. Помочь сохранить наилучшие воспоминания обо всех случившихся на тренинге событиях помогут специальные игры.


5.1. “Подарки” (20 мин.)

Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.


5.2. “Конверты для добрых пожеланий” (20 мин.)

Материалы: конверты и карандаши или фломастеры каждому участнику. Кроме того, каждому потребуется столько листов бумаги, сколько участников в группе, включая вас. Попросите участников написать свои имена на конвертах. Дальше попросите их написать, и напишите сами пожелание, благодарность для каждого члена группы. Сложите все листочки в соответствующие конверты. Если участники захотят, они могут поделиться этими высказываниями с группой.


5.3. “Групповая поэма” (30 мин.)

Материалы: листы бумаги и фломастеры на каждого участника. Попросите участников написать свои инициалы в правом верхнем углу листка (вы тоже подпишите свой листок). Каждый участник пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма, передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки. После того как все поэмы будут написаны, прочтите свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.