Тренинг на сплочение «Синяя Птица»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Y d146eec4m.jpg
Время проведения: 2 часа.
Количество членов отряда: 8-16 человек
Цель проведения: сплочение студенческого отряда


Упражнение 0 (разминка): «РУЧНАЯ КУЧА».

Штабист произвольно приветствует отряд на тренинге сплочения, желает успехов на предстоящем занятии и для разогрева предлагает всем встать в тесный круг и поприветствовать друг друга не совсем обычным способом – рукопожатиями, но сразу всем одновременно. Участники вытягивают руки вперед, сгущаются к центру и начинают в беспорядке пытаться друг другу их пожать. Получается веселая «куча мала» из рук, участники улыбаются, на этом разминку можно завершить и перейти к упражнениям.


Упражнение 1: «РАЗГОВОР РУКАМИ» или как научиться понимать друг друга без слов.

Отряд делится на пары, которые встают в пол-оборота к друг другу. При возможности лучше пары делать разнополыми. Штабист дает инструкцию: «мы разделились на пары, в каждой паре выберите, кто будет первым, а кто вторым. Теперь закройте глаза. Найдите в парах ладони друг друга. Прикоснитесь двумя ладонями к двум ладоням другого в паре. Теперь каждый первый в паре должен попробовать своей правой рукой что-то сказать руке партнера. Имеется в виду ладонь, пальцы, запястье, тыльная сторона руки партнера. Вы можете прикасаться, теребить, сжимать, тереть, что-то еще. Но своими движениями обязательно что-то старайтесь сказать партнеру. Если партнер четко представляет, что ему говорят, то есть что делают с его рукой, он должен «отзеркалить» эту фразу, то есть сделать точно то же самое с левой рукой первого. Первый после этого говорит своей правой рукой вторую фразу второму, второй «зеркалит» ее первому, первый говорит третью фразу и так далее. Я дам вам 1,5 минуты, чтобы вы поговорили. Только не открывайте глаза – верьте друг другу.»

Штабист может выбрать себе пару и продемонстрировать технику выполнения упражнения. Или сам поработать в паре, если количество членов отряда нечетное.

Упражнение предполагает подробное обсуждение. «Расскажите, как вам удалось поговорить с партнером? Понимали ли вы друг друга? Что вы чувствовали в этом упражнении?» Слово дается всем желающим. Затем штабист просит сделать это упражнение в обратную сторону – от второго к первому – также собирает обратную связь. Он может задать дополнительные вопросы: «Что легче, говорить или понимать? Второй раз было так же, как первый, или по-другому? Наговорились ли вы?»


Упражнение 2: «УДИВЛЕНИЕ» или формирование базисного доверия.

Штабист предлагает отряду произвольно поменять пары. Дается инструкция: «Сядьте в парах немного поближе к друг другу. Закройте глаза. Представьте, что ваши руки теплые и чистые. Первый в паре осторожно находит голову партнера своими ладонями. Будьте осторожны. Поизучайте голову партнера, затылок, лоб, найдите макушку, запомните то, что вас удивило больше всего – то, что не замечали ваши глаза, но чувствуют пальцы рук. Если вы вдоволь поизучали голову, то теперь поизучайте лицо партнера. Партнер подскажет вам своими микрореакциями, что можно поизучать на его лице, а что не стоит. Запомните лицо партнера. Удивитесь тому, что чувствуют ваши мягкие пальцы, но не видели глаза. Я дам вам минуту. Поизучайте голову и лицо партнера.»

Штабист может не демонстрировать это упражнение на своей паре, но должен побуждать участников делать это упражнение с закрытыми глазами. Упражнение требует полного обсуждения после завершения: «Кто хочет рассказать, что с ним происходило во время этого упражнения? Что оказалось самым удивительным в голове и лице партнера? Было ли чувство неловкости? В какие моменты?» После обсуждения упражнение повторяется в другую сторону – от второго к первому. Снова обсуждается.


Упражнение 3: «ТРЕНИНГ ВНИМАТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ» или как мы учимся слышать.

Отряд снова произвольно добровольно делится на пары, которые садятся по кругу, но лицом друг другу. Штабист дает инструкцию: «Представьте теперь, что один из вас комиссар отряда, а другой – новичок в отряде. Будем тренировать внимательное слушание. Сейчас комиссаром будет первый в паре, а новичком – второй. Второй должен в течение трёх-четырёх минут рассказать своему комиссару три вещи. Первое: что вы считаете своими достижениями в жизни. Большие или небольшие, но это ваши достижения. Поделитесь ними с комиссаром. Второе: что вы считаете своими неудачами. Вы пытались что-то сделать, достичь, но вам это пока не удалось. Назовите свои неудачи. И третье: на кого вы можете положиться в своей жизни. Комиссары могут задавать дополнительные наводящие вопросы, но главное – внимательно слушать. После завершения упражнения многие из комиссаров представят новичков отряду, повторив как можно более точно и в выражениях новичка его достижения, неудачи и на кого он может положиться в своей жизни. Всё понятно? Начали.»

Штабист дает три-четыре минуты на разговор, а затем организует представление комиссарами своих новичков отряду. Если отряд небольшой, в рекомендованном «идеальном» количестве от 8 до 16 человек, то это успевают сделать все пары. Затем упражнение повторяется таким образом, чтобы в роли новичков в парах оказались комиссары.


Упражнение 4: «ПОДСТАВЬ ПЛЕЧО» или взаимоподдержка в отряде.

Работают два широких круга: внешний и внутренний. Участники внешнего и внутреннего круга стоят лицом друг к другу и образуют между собой пары. Участники в паре вытягивают руки, подымают их на уровень плеч и ладонями как бы опираются на ладони партнера, чуть переплетая пальцы. Из этого положения каждый из них поддерживает другого. Инструкция: «Теперь, медленно сгибая руки в локтях, но оставаясь прямым и стройным, вы будете медленно приближаться лицом к друг другу. Постарайтесь приблизиться так близко, как сможете, возможно, Вы сможете даже на мгновение положить свою голову на плечо партнера. Но не бросайте партнера, ведь вам еще предстоит помочь друг другу выпрямиться.»

Дав образец проведения этого упражнения со своим участием, штабист предлагает каждой паре, образованной из участника внешнего и внутренного кругов проделать тоже самое. По команде штабиста, участники внутреннего круга сдвигаются по часовой стрелке на одну позицию и так далее. Подбадривая участников, штабист делает акцент на том, что от пары к паре повышается четкость и синхронность выполнения данного упражнения. Заканчивается это упражнение тогда на волне общегруппового успеха - когда достигается эффект «танца» - одновременного синхронного выполнения этого упражнения и его переходов от пары к паре.


Упражнение 5: «СТРАНА ЛАЗОРЕВЫХ ДЕТЕЙ» или путевка в жизнь.

Отряд встает в единый круг. Штабист раздает заранее заготовленные листочки со словами членам отряда в произвольном порядке, инструкция: «Каждый из вас сейчас получил слова. Это сценарий известной пьесы для детей «Синяя птица». Немного потренируем командную работу. Ведь известно, что от вложения каждого зависит общий успех. Прошу вас в течение 30 секунд мысленно прочитать свои слова, прочувствовать их. Затем мы прочитаем пьесу, начнем по порядку, за очередностью вам нужно будет проследить самостоятельно, не упустите свой шанс……. Итак, начинаем!» Стоя в кругу, просчитывая «свою очередь» с выражением участники озвучивают текст.

1) Царство будущего – это необъятные залы Лазоревого Дворца, где ожидают Дети, которым предстоит родиться.

2) Бесконечные ряды сапфировых колонн, на которых держатся бирюзовые своды. Все здесь волшебно голубого цвета.

3) Только капители и цоколи колонн, замки сводов да несколько кресел и круглых скамеек сделаны из белого мрамора и алебастра.

4) Справа, между колонн, большие опаловые двери. За этими дверями, которые распахивает Время, находятся Земная Жизнь и Гавань Зари.

5) В зале нескончаемое множество детей в длинных лазоревых одеждах. Одни играют, другие гуляют, третьи беседуют или мечтают. Многие спят.

6) Многие, расположившись между колонн, трудятся над своими будущими изобретениями.

7) Их орудия, инструменты, приборы, которые они делают, растения, цветы и плоды, которые они выращивают или же срывают, такого же, сверхъестественной яркости, голубого цвета, как и весь воздух Дворца.

8) В толпе Детей скользят взад и вперед высокие фигуры, отличающиеся величавой и строгой красотой, в одеждах тоже голубых, но только более бледного тона и более прозрачных, - они напоминают ангелов.

9) Эти дети еще не живут. Они ждут, когда настанет час их рождения. Каждый ждет своей очереди. Кто-то на Земле должен будет изобрести Машину Счастья и он трудится над ней здесь каждый день.

10) Другой изобретет тридцать три способа продления жизни. Кто-то несет на Землю свет, пока еще неведомый!

11) Здесь много, еще не имеющих названия предметов, окутанных голубоватой дымкой необычайного. Множество затейливых и загадочных летательных аппаратов поднимается в воздух, кружит под самыми сводами или ползает у подножия колонн.

12) А в это время Дети развертывают карты и чертежи, открывают книги. Здесь есть и дети, которые принесут на Землю ничем не омраченную радость, и те, кто организуют великие войны, и принесут другим лишь несчастия.

13) Есть в той стране и дети, которые еще спят. Они – думают о том, что должны изобрести. Потому что на Землю с пустыми руками не пускают..

14) Здесь есть и странные влюбленные. Они кажутся смешными. Старик Время так назвал их. Они не могут наглядеться друг на друга, все целуются и прощаются. Кажется, им нельзя будет уйти отсюда вместе..

15) Большие опаловые двери медленно отворяются. С Земли, точно далекая музыка, доносится неясный гул. На пороге вырастает Время, высокий бородатый старик с косой и песочными часами, он открывает опаловые двери..

16) «Тогда.., давно,.. В стране Лазоревых детей, Среди Хранительниц высоких О душах и сердцах людей, О счастье, что доступно многим, Быть может, рассуждали мы… Но с чем пришли к опаловым дверям?! Что в жизнь несли??...»

Штабист: «А теперь я предлагаю каждому из вас задуматься о том, зачем он пришел на эту Землю, какая от вас будет польза людям, каким вы будете для тех, кто живет и работает вместе с вами. Возьмитесь за руки – этот круг будет отождествлять Жизнь. Каждый из вас, по очереди, должен оказаться внутри Круга. У того, кто в Кругу, есть две минуты на то, чтобы доказать/рассказать/показать отряду, что он достоин Жить. Любой человек из тех, кто стоит в это время, взявшись за руки, в Кругу, может на ощупь, как в первом упражнении договориться с теми, кого держит его за руки, отпустить его, разомкнув руки, и взять человека вместо вас к себе в Жизнь/Круг – в этом случае человек из Центра Круга символично встает на Ваше место, а Вы отправляетесь в Центр Круга доказывать своё право на жизнь. Не мучайте излишне тех, кто находится в Кругу – там нелегко, каждый из Вас в свою очередь, это почувствует. Но и не выпускайте человека дёшево – ведь Вы даете ему жизнь в обмен на свою и эта замена должна быть достойной».

Упражнение заканчивается только тогда, когда каждый побывает в Центре Круга. После участники садятся на свои места, проводится общая рефлексия – каждый по кругу говорит о том, что для него было самым важным на тренинге. Вспоминая упражнение, где участники учились слышать друг друга, штабист не разрешает во время рефлексии участникам спорить или оценивать поведение друг друга, поддерживая лишь высказывания о личных впечатлениях и переживаниях членов отряда.