Тренинг на командообразование 4

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X b2a4919dm.jpg

Упражнение Переправа

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду. Время. От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.

Размер группы: 12-20 человек. Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы. Вопросы для обсуждения.

1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
3. Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?
4. Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?
5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?


Упражнение Путаница

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию. Время: 10-15 минут. Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться ,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу. Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка. Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?
2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?
3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?
4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?


Упражнение Волшебная бутылочка

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10-30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться команды. Каждый может загадать свои три желания. И следом формируется общий список желаний. Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?


Упражение Расскажите историю

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию. Время: 1-15 минут. Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

1. Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
2. Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.
3. Любой вид спорта.
4. Любую еду.
5. Имя любой знаменитости.
6. Любое преступление.
7. Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте. Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.


Упражнение Связующая нить

Время: 5 мин. Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу. Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? 10 мин.


Командообразование

Тренинг по командообразованию насыщен различными упражнениями, направленными на сплочение коллектива. Здесь приведены примеры командообразующих упражнений. Медитация – 3 мин. Все сидят в круге, взявшись за руки. Под звуки медитативной музыки произносят звуки вслед за тренером. (аум, оум, ия, уи, аум, ия) Рефлексия: расскажите, что вы чувствовали во время упражнения. Принятие решений – 10 мин. Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием. Рефлексия: как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение?

Самообновление - 10 мин. Каждый участник пишет на подготовленных листах бумаги ответы на два вопроса:

- что мы должны сохранить в команде?
- что мы должны изменить в команде?

Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления, затем группа обсуждает каждый вопрос отдельно, что она должна сохранить в своей работе, каким образом она может совершенствовать свои позитивные качества и что необходимо для этого сделать. Разрабатывается соответствующий план действий, участники обмениваются своими мнениями о процессе обновления в команде. Вариант проведения упражнения: исключить предварительную работу, начать обсуждение с «мозгового штурма» – ответы на вопросы. Если ответов получилось много, разбиться на подгруппы для проработки решений.


Командообразующие упражнения

Добавляем в свою коллекцию упражнений по командообразованию еще три.

Оркестр – 5 мин. Каждый участник выбирает какой-либо предмет, издающий звук. Кто-то выбирается на роль дирижера оркестра. Дирижёр вырабатывает знаки, необходимые для управления оркестром. Задача – сыграть какую-нибудь музыкальное произведение. Рефлексия: понравился ли вам «оркестр», ваша роль в нём?

Машина – 5 мин. Один из участников – винтик современной машины, который задаёт движение всей машины. Другие участники подстраиваются к нему. Получается механизм, который слаженно работает. Рефлексия: какова ваша роль в этом слаженном механизме, есть ли у вас чувство, что вы – часть этого механизма?

Театр Кабуки - 2 мин. Группа разбивается на две команды, которые выстраиваются в две шеренги друг против друга. Команда должна договориться, какую роль она будет играть и по команде ведущего обе команды одновременно исполняют роль. Роли всего три: принцесса, самурай, дракон. Есть условия, о которых команды предупреждают заранее: принцесса боится дракона, дракон боится самурая, самурай боится принцессы. Побеждает та команда, которая не боится своего партнёра. Игра проводится несколько раз, ведётся счёт. Упражнение воспитывает корпоративный дух, развивает интуицию, делает разрядку.


Упражнения на формирование команды

Три упражнения, которые направлены на формирование командного духа и могут использоваться на тренинге по командообразованию или как разминки для сплочения участников тренинга.

Предложение. 2 мин. Каждый говорит по одному слову, чтобы получилось предложение. Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.

Броуновское движение. 3 мин. Игра проводится без слов. Задача каждого участника свободно двигаться в определённом пространстве как атомы в молекуле и встретившись с каждым участником, посмотреть ему в глаза и невербальными средствами поднять ему настроение, при этом, нельзя ничего говорить и прикасаться к другому участнику. Эта игра поднимает настроение, устанавливает доброжелательную атмосферу.

Карусель. 5 мин. Участники выстраиваются по парам друг против друга в два круга – внутренний и внешний. Происходит общение в парах по одной из заданных тем, и затем внешний круг передвигается на одного человека вправо, чтобы поменялись пары и игра продолжается до тех пор, пока участники внутреннего круга не повстречаются с каждым участником внешнего круга. Тема для общения: «Поздороваться, Сделать комплимент, Меня радует в жизни…..»; Рефлексия: какие ощущения, какое настроение?


Упражнение Групповая картинка

Упражнения для тренинга на командообразование. Время:10 мин. Для упражнения необходимы листы бумаги формата А4, А3, ватман, акварельные краски для каждого, стаканчики с водой, медитативная музыка. Каждый рисует свои чувства, своё настроение на листе бумаги (ф.А4). Рисунки вывешиваются и определяется общее настроение группы. Затем участники по парам садятся друг против друга, берутся за руки, настраиваются друг на друга, мысленно желают друг другу благополучия, затем молча рисуют без слов на общем листе (ф.А3), что они чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем пары объединяются в четвёрки, садятся в кружок, берутся за руки и молча настраиваются друг на друга, желая благополучия, затем молча рисуют на общем листе то, что чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем группы объединяются по 8 человек и всё повторяется, затем вся группа рисует на большом листе ватмана. Рефлексия: какие были чувства во время упражнения, появились ли какие-либо новые чувства по сравнению с началом тренинга.


Упражнение, Да здравствует команда!

Упражнение для тренинга по командообразованию. Время: 20 минут. Для этого упражнения необходимо изготовить листы формата А3 с сеткой из пронумерованных квадратов (всего 25 квадратов), ручки для каждого участника. Задача каждого участника – написать в каждом квадрате по одной своей характеристике, тренер может вслух называть характеристики, относящиеся ко всем участникам. Когда все клетки будут заполнены, начинается второй этап игры. Участники подходят друг к другу, и расписываются в одной из клеток сетки под тем качеством, которое есть у него тоже. Можно расписаться только один раз в одной сетке. Задача участников – получить как можно больше подписей в клетках за определённое время. Группа снова собирается. Тренер объясняет, что целью задания является собрать слово «команда». Первый, кто соберёт слово и скажет «Да здравствует команда!» – победитель. Тренер произносит первую букву «К» и указывает номер ячейки, куда нужно её поставить. Буква заносится в ячейку только в том случае, если на ней кто-нибудь расписался. Тренер продолжает: «Поставьте букву «О» в ячейку номер…, бкуву «м» – в ячейку номер…» и так далее, до последней буквы слова «команда». Тот, кто видит на своей сетке полностью собранное слово и первым выкрикивает: «Да здравствует команда!», провозглашается победителем. Игра может продолжаться до выявления 3 победивших. Рефлексия: что чувствуете, поделитесь, какие были трудности в выполнении упражнения?


Упражнение Постройка моста

Упражнение Постройка моста используется в тренингах по командообразованию, построению команды. Данное упражнение на первых этапах тренинга помогает выявить явных лидеров из участников тренинга.

Время: 30 минут. Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы. Разделите группу на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая – остаётся с другим ведущим в комнате. Первой группе даётся следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа – туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т.к. до неё по дороге –105 км; напрямую – 5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т.к. если построить им самим, они всё равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста – половина ширины листа бумаги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку – 20 минут. Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины – линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок. В течение 7 минут участники обсуждают правила, распределяют роли и вырабатывают план действия. После завершения игры участников просят поделиться своими впечатлениями. Что происходило, что чувствовали, как достигли взаимопонимания, какие были трудности? В зависимости от результатов можно сделать вывод о работе в не целевых группах, т.е. группах, у которых нет намерений следовать целям других людей, даже желающих им добра. Кроме того, делается вывод о необходимости учитывать интересы и желания других людей, без чего не может возникнуть понимание и совместная продуктивная деятельность. (чаще всего участникам не удаётся построить такой мост, это нормально) Рефлексия. Что чувствовали в начале игры. Что поняли, какие выводы для себя сделали?


Ковчег.

Игра развивает чувство сплоченности и ближе знакомит участников. Используется в разминочных целях. Нужен большой лист бумаги, например газета, который расстилают на полу. Команда участников должна простоять на бумаге 5 секунд, не касаясь земли за ее пределами и не произнося ни слова. Перед началом участникам можно пообсуждать стратегию размещения людей. Потом площадь бумаги уменьшают вдвое и все повтряется. Потом предлагают уменьшить площадь так, чтобы задача казалась невыполнимой. И снова пытаются устоять. На моей памяти на фотмате А3 помещалось 25 человек.


Переправа.

Одна из разновидностей предыдущей игры. На земле (полу) отмечаются мелом или веревкой берега «реки». Ширина «реки» метра три. По «реке» плавают «льдины». Это куски бумаги неправильной формы. Задача играющих переправиться с одного на другой берег, причем, на первый игрок может ступить на другой берег только когда на исходном берегу никого не останется. То есть когда все будут находится на льдинах. Во время переправы запрещается произносить слова и наступать в «воду». В противном случае все начинается сначала. В усложненном варианте участников связывают одной ногой попарно, или в цепь. Но в этом случае удачная переправа может затянуться. По слухам, один тренер как то водил топ менеджмент крупной корпорации со связанными ногами 8 часов. Но они не сдавались, хотя и очень сильно устали. В конце концов все таки переправились!


Китайские вертолетчики.

Прелюдия такова. Вдруг проснулся вулкан и людей разделило рекой из лавы. Спасти их можно только на вертолете, но вертолет может сесть только на другой стороне раскаленной реки. Вертолеты и пилоты должны быть непременно китайскими, потому что посадочная площадка очень маленькая. Играющие делятся на 2 команды. Задача каждой команды перебраться на другой берег по несгораемым тарелочкам ))) (обычные одноразовые пластиковые тарелки). Река метров 5 должна быть. У каждой команды есть 3 тарелочки. Ширину реки и количество тарелок можно варьировать. Главное, чтобы командам пришлось скооперироваться для перехода (они об этом должны догадаться самостоятельно). Разговаривать в процессе традиционно нельзя. Перебрасывать тарелки тоже. Если тарелка лежит на реке и на нее никто не наступает хотя бы миг, то она считается утонувшей и изымается ведущим. При произнесении членораздельных звуков или наступании в лаву игра начинается сначала.


Квадрат.

Простая на первый взгляд игра, которая оценивает эффективность взаимодействия участников. Поэтому ее лучше оставлять на последок. Для игры потребуется веревка длиной 6-8 метров на 20-25 человек. Задача проста – за 5 минут выложить на земле квадрат с завязанными глазами и молча. Гораздо интереснее играть, если никто не подглядывает. Участники минут 10-15 обсуждают как они будут это делать. Потом все становятся в круг, завязывают глаза и замолкают. Ведущий дает заранее определенному человеку веревку и далее наблюдает за действом, стараясь не смеяться. Участники сигнализируют ведущему о том, что они закончили выкладывать квадрат на земле, когда все присядут и коснутся квадрата. Только после этого по сигналу ведущего можно снимать повязки с глаз и смотреть, что получилось. Квадрат должен обладать достаточно прямыми углами, без разрывов и разница длины сторон не должна превышать 20 см. Это оговаривается заранее. Обычно дается одна-две попытки. С задачей справляются только 25% команд. Произнесенные звуки или попытка подсмотреть начинают игру заново.