Тренинг на взаимодействие 7

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X fb825600m.jpg

В период формирования детского коллектива педагогически неорганизованное взаимодействие ребят часто становится причиной их неприязни друг к другу переходящей в конфликты, безразличие друг к другу, делам коллектива и т. д. Избежать подобных неприятностей помогают специальные игры на взаимодействие, основная цель которых — установить близкие и доброжелательные отношения между детьми и педагогами.


МОЛЕКУЛА-ХАОС!

Этот вариант игры заметно сложнее. Участникам необходимо соблюдать все правила, но к ним добавляется еще одно: необходимо хаотично двигаться в рамках круга (комнаты, холла) с закрытыми глазами.

Иначе говоря, когда ведущий скомандует: «Молекула-2, 3 и т. д.», участники ищут свою пару, тройку и т. д. с закрытыми глазами. Самое сложное задание — по команде ведущего «Молекула-группа!», встать в круг. Необходимым условием игры является то, что передвигаться с закрытыми глазами нужно, не подглядывая, иначе весь интерес (а значит и результат игры) будет потерян.

Замечания. Внимательное наблюдение за перемещениями всех участников группы позволит определить их уровень тревожности, агрессии, страха; характер психологической защиты.

Обратите внимание на детей, передвигающихся очень осторожно, держащих руки на уровне груди или вытянутыми вперед, — это люди с повышенным уровнем тревожности.

Некоторые дети передвигаются чересчур уверенно, расталкивая всех плечами и локтями, наступая на ноги другим участникам.

Они идут напролом, как танк, — это люди с повышенной агрессией (необходимо выяснить причину этой агрессии). Безусловно, найдутся дети, которые передвигаются уверенно, но при этом стараются не причинить вреда другим, заботясь о своих товарищах.

И, наконец, есть дети (их меньше всего), которые передвигаются вне пределов основного движения. Эти дети совершают свои перемещения очень медленно и осторожно — скорее всего, они страдают страхами или фобиями.

Педагогу необходимо выделить детей, берущих на себя в игре роль координатора, организатора — это дети с лидерскими, opгaнизаторскими способностями и навыками. Скорее всего, они помогут педагогу в дальнейшем при формировании детского коллектива (при условии их положительного настроя).

Очень важно после проведения игры ее обсудить и отрефлексировать (осмыслить).


ЗЕРКАЛО

Выбирается ведущий, его роль — «человек». Все остальные - «зеркала» (точнее было бы сказать – «отражения»).ведущий перемещается по замкнутому пространству (комната, холл). Он смотрит в «зеркала», а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет. Важно, чтобы «зеркала» точно повторяли движения, мимику «человека». Достоверность «отражения» важна для установления контакта, возникновения эмпатии.

Ведущий сменяется спустя 2 — 3 минуты. Это необходимо для того, чтобы как можно больше игроков примерило на себя роль «человека» и в то же время попытались сыграть роль «зеркала».

Замечания. Следует давать положительное подкрепление (поощрять) самых пассивных ее участников.


СКАЛА

На земле (асфальте, полу) чертится прямая линия. Вся группа выстраивается в один ряд (можно по росту ) так, чтобы носки обуви касались края этой линии. Стоящий на краю участник начинает движение в противоположную сторону Движение должно совершаться так, будто человек переступает по краю пропасти: нельзя пятками заступать за границу линии. Участник, заступивший за край, начинает движение сначала.

Практика показывает, что передвигаться по скале легче всего лицом к другим участникам. На первых порах участники пытаются удерживаться за руки, плечи, одежду тех, (при их пассивном участии). Но по прошествии некоторого времени участники игры начинают помогать друг другу.

После того как дети справились, можно усложнить правила: пустить двух участников с разных флангов. При их встрече они должны разминуться так, чтобы ни один из них не упал со «скалы».

Если вместо прямой линии начертить ломаную, имитирующую выступы и расщелины «скалы», игра станет еще более захватывающей.


МАГИЯ СЛОВ

Все участники рассчитываются на «первый-второй», а затем образуют пары, в которых есть один «первый» и один «второй» номер.

Ведущий говорит: «Закройте глаза и представьте себе десятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя (можно записать на бумажку)». Далее задание «первым» номерам: повернуться к своим партнерам по паре и сделать в их адрес несколько положительных высказываний. Например: «я очень рад, что мы с тобой в одной паре», «у тебя очень приятный голос», «мне нравится твое имя», «ты сегодня очень красивая», «у тебя очаровательная улыбка», «ты классно вчера выступил в концерте» и т. д. Затем ребята меняются местами, и высказываются уже «вторые» номера.

После этого всем участникам опять предлагается закрыть глаза и отметить на десятибалльной шкале свое настроение. Результаты «до» и «после» необходимо сравнить.

Замечания:

• Играть рекомендуется с детьми не младше 10 — 12 лет.

• Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.

• Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу — положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.

• У некоторых детей (особенно в разнополых парах) могут возникнуть затруднения. Поэтому ведущему лучше заранее сделать несколько 'карточек с написанными на них положительными высказываниями.


АССОЦИАЦИИ

Игру, как правило, проводят в кругу во время вечернего огонька, сбора отряда и т. д. Выбирается человек, о котором будет идти речь.

Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.

Например, кем (или каким) окажется этот человек, если вдруг станет:

• деревом

• цветком

• мебелью

• животным

• птицей

• цветом из палитры;

Возможен вариант, когда каждого описывают в форме метафор: «колючий ежик», «капитан Врунгель» и т. п.

Замечания. Игру можно несколько усложнить. Выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего, его задача — с помощью вопросов выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они того, о ком идет речь. .


ЗООПАРК.

Каждому участнику на спину крепится табличка с названием животного. Табличек с таким же названием в группе две. Они находятся у разных игроков. Прочитать то, что написано на спине товарища, несложно. А вот то, что написано у вас на спине, вы можете

прочитать? Вам необходимо найти свою «пару». Основное правило этой игры заключается в том, что ее участникам запрещено переговариваться друг с другом.

Разрешается взаимодействие друг с другом с помощью мимики и жестов, поз и условных знаков: «да» — кивок головой «нет» — отрицательное покачивание головой и т. д.

Замечания. Возможна замена названий животных на числа, цветы, геометрические фигуры и т. п.


УРОКИ ДЕКЛАМАЦИИ

Детям дается задание: хором выразительно прочитать какое-либо известное стихотворение (в едином темпе и ритме). Этот «урок» обычно не вызывает серьезных затруднений. Гораздо сложнее следующий — прочитать это же стихотворение с одинаковой интонацией, в едином темпе и ритме, и при этом «ученики» должны произносить слова по очереди, сидя в кругу.

Замечания. Можно провести один и тот же «урок» несколько раз. Повышается ли качество декламирования после многократных повторений? Каков настрой детей? А может, пришло время сменить стихотворение? Задайте ребятам ряд вопросов: Как они ощущали себя на «уроках»? Насколько им удалось преодолеть психологический барьер? Как они настраивались на одну волну с «классом»? как изменилось настроение?


НАПРАВЛЕНИЕ.

Участники игры становятся в шеренгу лицом в одну сторону. Ведущий начинает считать или ритмично хлопать в ладоши. На каждый счет или хлопок участники прыгают, поворачиваясь на 90 градусов. Задача игроков — всем повернуться в одну сторону и сделать это как можно быстрее. Переговариваться друг с другом нельзя.

Замечания. Проследите как ребята договариваются между собой, кто принимает активное участие, кто берет на себя функции координатора.

Игра сплачивает группу, повышает настроение. Советуем играть под ритмичную музыку.


МЯЧ НА ПОКРЫВАЛЕ

Для проведения игры необходимо покрывало и мячик. Участники встают по периметру покрывала, берутся за его края, поднимают с пола и растягивают так, чтобы образовалась ровная поверхность. Ведущий кладет на покрывало мячик. Задача участников — не допустить, чтобы мячик упал с покрывала на пол. Только отлаженное взаимодействие всех участников игры не позволит скатиться мячику на пол.

Замечания:

• Проследите за тем, чтобы покрывало было достаточно натянуто и в нем не образовывались углубления, в которые мог бы скатиться мяч.

• Предупредите детей, что покрывало не нужно натягивать слишком сильно, иначе его можно просто разорвать.

• Нужно внимательно проследить за лидерами, чтобы определить, каким образом они воздействуют на окружающих.


УБИЙЦА

(вариант I)

Несмотря на свое устрашающее название, игра очень интересна. Все участники встают в круг (лицом к центру), плотно прижимаются друг к другу плечами. Ведущий находится за пределами круга. Он обходит его и произносит какую-нибудь детскую считалочку

или просто ведет счет игроков. Ведущий незаметно для других задевает рукой одного из игроков так, чтобы тот явно почувствовал это прикосновение. Этот игрок становится водящим («убийцей»). Его задача — вывести из игры («убить») как можно больше участников. Задача игроков — найти «убийцу».

По команде ведущего все расходятся и начинают хаотичное движение в пределах определенного пространства. Обязательное условие — все должны пожимать друг другу руки (здороваться за руку). Причем это нужно делать неограниченное число раз. «Убийца» тоже пожимает руки игрокам, но при пожатии делает незаметное движение — пальцем как бы немного царапает ладонь того, с кем он здоровается.

Если «жертва» поздоровалась с «убийцей», и он сделал такое движение, то она покидает игровое поле. Главное правило заключается в том, что «жертва» не должна (ни словом, ни мимикой, никакими другими способами) дать понять другим игрокам, что она «убита». Поэтому она делает еще два рукопожатия с любыми игроками и только после этого выходит из игры.

От рукопожатия отказываться нельзя. Если у кого-то из игроков появилось подозрение в том, что кто-то является «убийцей», он поднимает руку вверх и говорит: «У меня есть подозрение!». Ведущий прерывает игру и спрашивает всех участников (кроме тех, кто

уже выбыл): «У кого еще есть подозрения?». Если вместе с первым игроком набирается три-четыре таких участника, то ведущий считает до трех, а они пальцем указывают на того, кого подозревают.

Если они показали на одного и того же участника (независимо от того, является он «убийцей» или нет), этот человек покидает игровое поле. Если они вычислили «убийцу», то игра закончена. Если выбывает простой участник, игра продолжается. Если же они указали на разных участников, то игра продолжается и никто не выбывает. Если «убийца» выполнил свое задание, то он победил. Если его разоблачили, то победа за всей группой.

Замечания:

• Игру проводят в полной тишине. Переговариваться, советоваться, обмениваться подозрениями запрещено.

• Выбывшие участники никак не комментируют происходящее на площадке, и уж конечно, не называют того, кто «убил» их.

• За один тур можно проводить 6-7 игр.

• Перед игрой рекомендуйте всем ее участникам тщательно вымыть руки с мылом.


УБИЙЦА

(вариант II)

Количество участников — 15-40 человек. Все стоят в кругу, повернувшись друг к другу лицом. На начальном этапе необходимо плотно прижаться друг к другу плечами. По команде ведущего все закрывают глаза, а он идет по кругу и проговаривает считалочку или просто считает игроков ведущий произвольно выбирает «убийц». Для того, чтобы «убийцы» поняли, что они — «убийцы», ведущий должен дотронуться до их спины рукой. Никто, кроме человека, до которого дотронулся ведущий, не должен знать, кто является «убийцей». «Убийц» может быть 1-4 чел. Затем все открывают глаза и по команде ведущего делают полшага назад. Игра начинается. Она проходит в полной тишине.

Задача «убийц»: вывести из игры как можно больше игроков.

Задача всех игроков: как можно быстрее вычислить «убийц» и убрать их из игры.

Каким образом происходит «убийство»? «Убийца» подмигивает своей «жертве» одним глазом в тот момент, когда их взгляды встречаются. Обычно выбирается момент, когда на «убийцу», кроме «жертвы», никто не смотрит. Если «жертву» «убили», то она складывает руки на груди и выходит из круга.

Если кто-то из участников увидел, как «убийца» подмигивает кому-нибудь, то он поднимает руку и говорит: «У меня есть подозрение!» Ведущий спрашивает: «У кого ещё есть подозрения?» Если есть хотя бы ещё три человека, которые поднимают руку, то ведущий считает до трех. На счет «Три» игроки должны одновременно показать рукой на подозреваемых. Если они (не менее трех человек) показывают на одного и того же

Человека, он выбывает из игры, независимо «убийца» он, или нет. Количество тех, кто подозревает, может быть более трёх человек. Если на настоящего «убийцу» показали меньше трех человек, то он остается в игре.

Замечания:

• По правилам игры нельзя отводить взгляд в сторону, необходимо смотреть в лица участников.

• Зрение игроков должно быть достаточно хорошим, чтобы заметить подмигивание.

• Нельзя проявлять эмоции, выкрикивать, подсказывать - играть нужно молча.

• Если один «убийца» подмигнул другому, - то это «холостой выстрел». «Убийца» не может вывести «убийцу».так происходит их тихое знакомство.

• «Убийцы» тоже могут выступать в качестве подозревающих. Они могут «договориться» об этом взглядами. Голосование для них — еще один способ «убийства».

• Хотя это игра на взаимодействие и проводится на начальном этапе формирования детского коллектива; но, поскольку детям она очень нравится, они играют в нее и потом.


РЕЗИНОЧКА

Для проведения игры необходимы следующие предметы: пластиковый стаканчик, резиночка, моток прочных. ниток. К резиночке привязывают несколько ниточек (по количеству участников) длиной 30 — 80 см. Посередине круга ставят пластиковый стаканчик. Каждый участник берет в руки одну ниточку. Задача участников — растянуть резиночку так, чтобы ее можно было надеть на стаканчик, затем переместить стаканчик на место, указанное ведущим.

Замечания:

• Чтобы внести элемент азарта и соревновательности, можно предложить двум-трем командам выполнить упражнение на скорость.

• Педагогу необходимо внимательно отслеживать проявление лидерских и организаторских способностей участников.


МИМИКРИЯ

Участники игры сидят в кругу. Ведущий придумывает какое-нибудь движение и показывает его соседу, который должен изобразить это движение, закрыв глаза. Затем следующий игрок повторяет тоже движение (с закрытыми глазами) и так далее по

кругу. В конце игры каждый делится своими ощущениями.


СМИ

Ведущий заранее находит газетную статью или заметку, которую можно прочитать за короткий промежуток времени.

Он читает эту статью (вместе с заголовком) участнику, сидящему рядом с ним, причем другие не должны слышать ее содержания. Задача того, кому прочитана статья, пересказать ее следующему участнику и так далее по кругу. Лучше, если последний участник перескажет ее содержание вслух для всех участников.

Замечания:

• Практика показывает, что уменьшение объёма информации становится заметным при пересказе уже на 2-3 участнике, а явное ее искажение на 6-7. Иногда информация, сделав круг, возвращается к ведущему с ложным первоначальному смыслом

• Игра «СМИ» очень напоминает «испорченный телефон». Попробуйте обсудить с детьми эту ситуацию. Почему информация так изменилась?


ЭТЮД С ПРЕДМЕТОМ.

Цель: продемонстрировать роль доброжелательной атмосферы в создании настроения.

Два человека получают задание придумать этюд с предметами. Например, одному с книгой, а другому со стулом. Пока они готовятся, ведущий договаривается о групповой реакции.

Например, первый этюд встречается одобрительно (улыбки, заинтересованность, и т. д.), а второй встречается холодно (равнодушие, скучные лица, зевание). Реплики с места не рекомендуются.

Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и оценивают свои этюды. После чего им объясняют суть «заговора» и вместе обсуждают проблему психологической поддержки.


ЗДРАВСТВУЙ, МОЯ КОРОЛЕВА!

Отряд делится на две группа, которые встают друг против друга. Теперь представили, что напротив вас стоит король или королева. Вам необходимо поприветствовать друг друга словами: «Здравствуй, моя Королева!(Король)»

Затем меняются ролями «король - поданный» и игра повторяется.

Замечания:

Можно поприветствовать в образе разных героев, или как это делают:

- ковбои,

- индейцы,

- влюбленные,

- китайцы,

- футболисты,

- рэперы,

- пионеры,

- шпионы,

- аквалангисты,

- автомобилисты,

- первобытные люди,

- застенчивые люди.