Тренинг на взаимодействие 4

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
56622m.jpg

При участии в этих играх у ребят появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде. Эти игры учат прислушиваться к людям, видеть, кто есть кто. Между людьми возникает меньше конфликтов, разделений по своим интересам. Ребята чаще проявляют инициативу, у них появляется возможность брать управление на себя, говорить, слушать, ценить чужое мнение. Они учатся работать сообща, оставаясь доброжелательными.


Правила участия в упражнениях

В предложенных играх участвуют одна или несколько групп одновременно. Ведущий объявляет название игры, предлагает группам за 10 минут обсудить, как это задание вы полнить. Во время обсуждения материалов касаться нельзя. Следующие 10 минут группа выполняет задание. Задание выполняется без слов. Ведущий группы в процессе игры не вмешивается в происходящее. Он выполняет роль наблюдателя и анализирует поведение группы. По истечении положенного времени каждая группа представляет свою работу. В заключение проводится анализ происшедшего в группе. Этот этап очень важен. Анализируя происходящее, члены группы приобретают опыт общения и взаимодействия в коллективе (используется обучающий цикл). Ведущий называет задание с предельной лаконичностью без дополнительных пояснений. По просьбе группы можно лишь повторить его. Группа должна уметь слушать и слышать.


Рисование лидера (или любого заданного образа)

Участвуют несколько групп. Каждой группе вы лается лист бумаги форматом А2, маркеры и фломастеры. Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, при этом группа не касается материалов. Затем, следующие 10 минут группа рисует лидера, не произнося ни слова. По истечении этого времени группы представляют свои работы. В заключение ведущий с группой анализирует, что произошло в группе в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему взял на себя данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложение, всех ли выслушали в процессе подготовки, была ли доброжелательность между членами группы. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что чувствовали? Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки для себя извлекли на будущее?


Башня

Группам выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Ведущий: Группе необходимо построить башню из данного материала. «Башня» должна быть устойчивой.


Мост

Перед группой стоит стул, на нем бумага, скрепки или иголки, клейкая лента. Ведущий: Необходимо из предложенного материала построить мост, чтобы он не касался стула.


Машина

Вспомогательного материала нет. Машина «строится» из членов группы.

Ведущий: Вам нужно построить любой действующий механизм. 10 минут вы обсуждаете, как выполнить задание. 10 минут строите модель, не произнося ни слова, затем представляете модель. После выполнения задания всем предлагается разойтись по малым группам и поговорить о том, что произошло.


Волшебные квадраты

Упражнение проводится для одной группы. Перед группой начерчена на асфальте (на полу) сетка из квадратов 10 х 10. У ведущего в руках лист бумаги с подобной же сеткой, по которой проложен маршрут.

Ведущий: Вам дается 10 минут на обдумывание того, как выполнить задание. Затем всем вам необходимо построиться друг за другом и по очереди попробовать перейти с одной стороны квадратов на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут. Если вы делаете неверный шаг, то звучит сигнал «бип» и вы должны вернуться тем же путем. Если по возвращении вы сделаете неверный шаг, то с группы снимается 1 минута. Всего на выполнение задания дается 10 минут. Во время выполнения задания не произносится ни слова. После выполнения упражнения в группе проходит анализ. Можно сделать сетку 7х7 квадратов, при этом в маршрут включаются тупики.


Тренинг со стульями

Количество стульев соответствует числу участников. Стулья расставляются кругом так. чтобы их можно было обойти.

Ведущий: Необходимо всей группе синхронно выполнить такое задание: всем сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, прозвучит сигнал «бип».


Слово

Подсобный материал – спички. Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Ведущий: Вам необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельное принятие решения.


Картина

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать «картину». Приглашается второй игрок. Ведущий сообщает ему, какой предмет необходимо изобразить первому игроку (другие не слышат задания). Второй игрок объясняет первому мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги. Первый рисует и встает в конце линии. Приглашается третий игрок. Второй подходит к нему, а третий объясняет ему мимикой, жестами, что рисовать дальше, и так далее, пока все не примут участие в рисовании картины. Всем группам ведущие дают одинаковые задания, но группы об этом не знают. Каждая группа по истечении 10 минут представляет свою картину. Ведущий произносит вслух задание, и группы смотрят, что у них получилось. Это упражнение на умение передать информацию мимикой, жестами, на интуицию, на умение правильно, без искажений принять информацию.


Информация

Одновременно участвуют две-три группы. Члены каждой группы разбиваются по номерам с 1 по 8 – 9. Все группы находятся в одной аудитории. Участники, имеющие первые номера, вместе с ведущими выходят. Ведущие сообщают им текст задания. Первые номера расходятся на исходные точки, одинаково удаленные от аудитории. Ведущие возвращаются в аудиторию. Вторые номера бегут к первым, те им передают задания и возвращаются в аудиторию, садятся в стороне от групп. Вместо первых номеров убегают третьи, им так же передают информацию, возвращаются вторые, убегают четвертые и т. д. И так информация передается последним участникам. Они поочередно входят в аудиторию и выполняют задание, которое им передала команда. Задание всем группам дается одно и тоже. Но группы об этом узнают лишь по окончании игры. Примерный текст задания (можно придумать какой угодно):

 войти в аудиторию, выбрать 6 человек;
 построить их по алфавиту, начиная со второй буквы;
 последний из шести выстраивает пятерых на свое усмотрение и объясняет, почему именно так;
 третьему говорят слова благодарности за помощь.

Все игры проводятся единой цепочкой на протяжении некоторого времени во время прохождения программы. Члены группы должны осмысливать происходящее с ними в коллективной работе. Переходя от одного упражнения к другому, вы увидите, как меняется группа, как она становится более сплочен ной. работает все более целенаправленно.


Веревочный курс

Осо6ым фрагментом программы «Лидер» является так называемый «Веревочный курс». Это серия специально подготовленных упражнении для малых групп, а также индивидуальных заданий, выполняемых, как правило, в лесу с использованием деревьев, альпинистского снаряжения, специальных приспособлений и оборудования. Курс служит для сплочения группы, повышения взаимного доверия. В процессе выполнения заданий создается атмосфера доверия и поддержки в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей. Участников «веревочного курса» просят рассматривать день прохождения курса как метафору жизненных ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю свою энергию, то в конечном счете это позволяет ему выйти на новые рубежи в своей профессиональной или личной жизни. Многие из прошедших курс считают этот день одним из важнейших в своей жизни. Предлагаем вам набор упражнений для «Веревочного курса». Время прохождения упражнений не лимитируется. Ребята сами решают, продолжать выполнение или прервать его.


Паутина

Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5—3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения группа садится кругом на траве и делится впечатлениями, говорит о том, что произошло. (При анализе используется «Обучающий цикл».)


Треугольник, или Электрический ток

Между тремя деревьями натянута веревка на высоте 1.5 метра, расстояние между деревьями от 2 до 3 метров. Внутри треугольника лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать нагрузку до 60 килограммов (вес одного человека). Предположим, что веревка – это верхняя граница стены, нижней границей которой является земля. Группа должна выбраться из треугольника через верх, не касаясь веревки и пространства под ней, так как мы предполагаем, что стена является своеобразной «колючей проволокой», и сквозь нее пропущен электрический ток. Если кто-то заденет веревку, то вся группа возвращается на исходную позицию, то есть внутрь треугольника. По окончании выполнения упражнения проходит анализ: как используются уроки, полученные в предыдущем упражнении.


Бревно

Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен занять место последнего члена группы, второй – предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек из группы коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. Как только группа выполнит упражнение, следует проанализировать действия ребят.


Переправа

На прочной ветке дерева на высоте 2,5 – 3 метра прикреплена толстая веревка, которая оканчивается петлей. Веревка находится от земли на расстоянии 0,75 метра. Исходная позиция: веревка в вертикальном положении, по одну ее сторону на расстоянии 1.5 метра находится группа. Вся группа должна переправиться в квадрат 1 х 1 метр, находящийся от группы на расстоянии 3 метра, по другую сторону веревки. Необходимо переправить также и ведро с водой. При этом нужно не задеть земли и не пролить воды. После выполнения упражнения – анализ.


Тролли

Группе предлагается преодолеть расстояние в 10 метров, используя две доски с прибитыми к ним веревками. Касаться земли нельзя, если же это произошло, то вся группа возвращается в начало пути. Проводится анализ. Произвести замер настроения в группе.


Электроцепь

Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток» – одновременно всем надо встать.


Слепец и поводырь

Ребятам в группе закрыть глаза и в течение 3 – 4 минут походить по комнате в разные стороны. Затем пусть они произвольно разобьются на пары. Один из партнеров закрывает глаза, другой водит первого по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими партнерами и достичь того места в комнате, которого он пожелает. Затем они могут поменяться ролями.


Стена

Группе необходимо переправиться через стену, какое-либо сооружение высотой 3 метра.


Приз

На ветке дерева на высоте 3 метра прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя лишь себя в качестве строительного материала.


Неваляшка (Колокол)

Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто то один выходит в круг, становится в центр. Этот человек полностью должен расслабиться, глаза у него закрыты. Остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоящего в кругу. Каждый должен побывать в кругу, после чего все делятся впечатлениями.


Монстр

Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается (с 3 человек – 1 точка опоры). После выполнения упражнения – замер настроения в группе.


Поиск

Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всем в группе завязывают глаза и предлагают найти в помещении веревку и сделать из нее равносторонний треугольник. Затем всем нужно взяться за веревку руками. Снять повязки, посмотреть, что получилось, поделиться мнениями.


Доверительное падение

Все участники делятся на пары, встают коридором, вытянув вперед и соединив руки ладонями вверх, при этом чередуя руки – на ладонь первого из пары кладет руку второй, затем снова первый и снова второй. В конце коридора лицом ко всем встает ведущий. На другом конце коридора на высоте 1,5 метра спиной ко всем стоит один из участников. Он должен закрепить руки «в замок». Он спрашивает команду: «Страховка готова?» Все отвечают: «Готова». Звучит команда ведущего: «Падай» – и участник упражнения. Можно усложнить падение, если на пол, под руки группы ляжет другой человек. После окончания упражнения ребята должны обменяться впечатлениями. Обратите внимание на свои чувства, когда готовитесь падать или ловить. Упражнение дает великолепную возможность для проверки взаимного доверия и сплоченности коллектива.


Трапеция или свободное падение

Упражнение выполняется индивидуально каждым участником и по желанию. Член группы со страховкой забирается на сосну по веревочной лестнице или прибитым к столбу планкам на высоту 10 – 13 метров, встает на ветку или площадку, или на срубленную поверхность Ему нужно сделать прыжок на трапецию, висящую впереди на расстоянии 1.5 – 2 метра. Страховка задерживает падение на высоте 2 метров.

Можно произвести спуск по канатной дороге. После окончания упражнения предлагается поделиться впечатлениями, ощущениями.

Во время прохождения веревочного курса группа может отказаться проходить те или иные препятствия. Отказ может быть чисто индивидуальный – это в том случае, когда человек не надеется, не доверяет группе. После прохождения каждого упражнения делаются определенные выводы Выносятся для себя и своего коллектива уроки на жизнь.


Еще

Параллели.
Бабочка.
Гусеница:

Участники садятся паровозиком, расставив ноги в стороны. Передавая людей над головами (держа руками), 1-й становится последним. нужно чобы первый сова стал первым.


ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ: (тренинги, упражнения, игры из программы «Лидер»)

Миксер, (эта игра на знакомство хорошо подходит для большой аудитории). Ведущий предлагает присутствующим объединиться по группам в 4 человека, группы формируются по указанному признаку. Например: по цвету глаз, форме причесок, обуви, цвету одежды и т. д. В сформированной группе все по кругу представляются и завязывают на 5 минут разговор на любую тему. Затем всем предлагается объединиться в группы по другому признаку и попытаться поговорить и т. д. Потом можно предложить всем поиграть в общую игру.

• Садимся в круг. Ведущий предлагает всем по кругу назвать свое имя, увлечение, занятие. По второму кругу каждому предлагается ответить на вопрос ведущего: что тебе особенно нравится, что ты любишь? От чего у тебя поднимается настроение? И по третьему кругу идет такой вопрос: что тебя не устраивает, не нравится? От чего портится настроение? Ответы ребят будут служить ведущему ориентиром при общении с ними.

• Садимся в круг. Предлагаем задуматься, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. Сейчас скажите несколько слов о себе, о своей сути. Можно сказать одной фразой, можно в стихах, использовагь метафору.

• После представления один стул из круга убирается и человек, сидящий на нем, становится ведущим в игре Он подходит к любому члену группы и просит его представить соседей: назвать их имена, их увлечения, особенности характера и попробовать найти сходные увлечения или характеры у других членов группы Затем всем предлагается встать и поменяться местами. Тот, кому не хватило места, остается в центре круга и исполняет роль ведущего. Так можно проделать 4 – 5 раз. (Игра способствует лучшему запоминанию ребят в группе и быстрому знакомству.)

• Все встают в круг. Ведущий кидает мяч кому-то из ребят. По ходу часовой стрелки, начиная с того, у кого в руках мяч, четко называют свои имена. Тот, у кого окажется мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом его имя. Те, кто не поймал свой мяч или перепутал имя адресата, называют имена всех ребят по кругу, начиная с себя и т. д.


Снежный ком

По кругу каждый называет свое имя после предыдущих; первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т. д. Но в другом случае игра усложняется: помимо своего имени надо назвать и качество (черту характера), которое тебе подходит и чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера – верность; Сергей – смелый…


Упражнение Джеффа

Цели: ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Упражнение проводится для большой по количеству аудитории в два этапа: первый – ответы на вопросы; второй – анализ происходящего.

Подготовка

Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ». Крайние плакаты плакаты вывешиваются в двух концах зала, а средний – в центре. Ведущие располагаются в середине зала на возвышении, чтобы задаваемые вопросы были лучше слышны. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ (встал именно под этот плакат). Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот. у кого в руках мяч, имеет право на ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

Вопросы I варианта:

1. Хотел бы ты изменить свой возраст?
2. Считаете ли, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права?
3. Верите ли в бога?
4. Верите ли в жизнь после смерти?
5. Хотел бы ты поменять свой пол?
6. Смог бы ты дружить и любить человека другой национальности (расы)?
7. Имеют ли твои родители национальные и расовые предрассудки?
8. Обманываете ли своих родителей?
9. Верите ли в любовь с первого взгляда?
10. Считаете ли допустимым секс до брака?
11. Считаете ли. что гомосексуализм и лесбиянство нормально?
12. Считаете ли, что наше общество теряет моральные устои?
13. Считаете ли, что мужской пол – сильный пол?
14. Считаете ли, что ваша семья важнее ваших друзей?
15. Смогли бы вы прожить в одиночестве?
16. Интересуют ли вас политические события в стране?
17. Я считаю, что смертная казнь – это правильно.
18. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
19. Для меня качество важнее, чем количество.
20. Можно ли все купить за деньги?
21. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
22. Как вы считаете, есть ли у вас комплексы?
23. Вы считаете, что в большинстве случаев правы вы?
24. Согласны ли с пословицей: «Один в поле не воин»?

После того, как первый этап закончится, всем предлагается сесть и ведущие задают аудитории вопросы, которые позволят проанализировать происходящее.

Вопросы к анализу:

1. Понравилось или нет. если" да, .та. почему. Было ли интересно?
2. Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
3. Были ли вопросы, на которые хотелось бы ответить искренне? Много ли их было?
4. Что чувствовали стоящие по одному (двое-трое) почти против всех остальных?
5. Почему продолжали отвечать, а не ушли?
6. Были ли вопросы, на которые вы отвечали задумавшись?
7. Что чувствовали к тем, кто давал ответы противоположные вашему?
8. Смущали какие-нибудь вопросы?
9. Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали противоположное мнение?
10. Вы открыли что-нибудь новое для себя и в себе?

Вопросы 2 варианта: (вопросы помогают человеку лучше понять себя и тех, кто рядом с ним)

1. Я считаю, что недостатки людей так же естественны, как дождь, и потому отношусь к ним терпимо.
2. Не люблю посещать музеи, так как считаю, что все они одинаковы.
3. Не люблю вести светские беседы.
4. Во всех своих неприятностях прежде всего виню себя.
5. Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.
6. Во всех делах во главу угла ставлю принцип: «Не нарушен естественный ход событий».
7. Считаю, что если человек не может сделать так, чтобы ему было хорошо сейчас, то ему никогда не будет хорошо.
8. Я верю в судьбу.
9. Считаете ли вы, что общество теряет моральные устои?
10. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
11. Для меня качество важнее, чем количество.
12. Лучше быть умным, чем богатым.
13. Можно ли все купить за деньги?
14. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
15. Есть ли у вас самолюбие?
16. Трудно ли вас вывести из себя откровенным хамством?
17. Знаете ли вы себя полностью?
18. Считаете ли вы .себя умным?
19. Здоровому человеку глупо думать о смерти.
20. Вы считаете, что в большинстве случаев вы правы.
21. Я знаю, для чего живу.

Вопросы к анализу:

1. Было ли тебе интересно? Если да, то почему?
2. Как ты думаешь, какую цель преследовали заданные вопросы?
3. Были ли вопросы, над которыми ты раньше не задумывался?
4. Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать или поговорить подольше?
5. Что чувствовали к тем, кто давал ответ противоположный вашему?
6. Менялось ли при этом ваше мнение?
7. Помогли ли эти вопросы узнать друг друга больше?
8. Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?