Тренинг для разновозрастной группы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Llogokids.jpg

Среди детей разного возраста ребенок последовательно переживает свое взросление. Ощущение самостоятельности – что очень важно! – созревает в самом ребенке. Вожатым не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

Родство душ

На сегодняшний день существует всего несколько систем, поддерживающих разновозрастные группы. Одна из них Вальдорфская методика, где «разношерстная» группа – большая дружная семья. Маленькие легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить, и играть. А вожатый выполняет роль мамы, которая время от времени присоединяется к своим подопечным. Так детям гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе. Старшие, например, учатся заботиться о ближних. Методику Штайнера (Вальдорфская) нередко называют «педагогикой равных возможностей», ведь все дети становятся равны и имеют одинаковые шансы, независимо от возраста.

Воспитание ребенка через подражание, совместные сюжетно-ролевые игры и создание творческой обстановки здесь самое главное. — Основное правило: беречь и поддерживать любую инициативу и желание ребенка, при этом отказывать или запрещать что-то сделать можно лишь при существовании реальной угрозы опасности жизни малыша.

Знакомясь с принципами воспитания детей, сформулированными Рудольфом Штайнером, приходишь сначала в изумление: «Как это так: в группе среди шестилеток интересно и подросткам? Чем же они могут вместе интересоваться?» Мало того, что вальдорфское направление поддерживает разновозрастное воспитание, оно еще и интернационально.

Человек, воспитанный в уважении к другим точкам зрения, одинаково уверенно чувствует себя в любом социальном окружении и, общаясь с людьми, не акцентируется ни на чем, кроме внутренней сущности человека.

Игры по правилам

Из литературы известно — дети разного возраста играют преимущественно в разные виды игр. Вследствие этого, например, пятилетний ребенок не может быть равноправным участником сюжетно-ролевой игры. А подросток не удержится от искушения поучаствовать в настольной баталии или личностном психотренинге. Когда ребята разных возрастов, у любого есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие. Он действительно становится помощником воспитателя, помогая освоиться в группе новым детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми. Важно подобрать такие игры, которые интересны всем ребятам, независимо от возраста. Допустим, игры на звукоподражание нравятся всем.


Упражнение «Животное»

Цель: устранить внутреннюю инертность, стать раскованнее. Заготовьте карточки с названиями животных, характерных по внешности и знакомых вам: волк, заяц, лев, лисица, бегемот, змея и др. Наугад выньте одну из карточек и перед зеркалом сыграйте роль того животного (его позы, движения), чье название написано на карточке. Изображая разных животных, выполните это несколько раз.

В лагерной практике вальдорфские последователи успешно совмещают музыку и художественные занятия.


Музыкальная живопись.

Для этой игры необходимы два листа бумаги, карандаши или краски и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Построй не глядя. Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.


Искусство в себе

Особый вид искусства, который преподают только в вальдорфских школах и детских садах, – эвритмия (направление символдраммы). Это нечто, подобное игре, танцу, где музыка или речь выражаются движением тела. Старшие ребята разрабатывают сложные эвритмические представления поэзии, драматургии и музыки, таким образом глубже проникая в композицию и содержание.


Веселый Канатоходец


Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу со множеством петель и изгибов. Игрок ходит-танцует вдоль каната босиком, под музыку, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив ускориться или идти с закрытыми глазами.


Жестовые игры

Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет. В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша — разнообразные движения, для старшего — ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные:

Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)
Целый день (большой круг руками)
Толстый (надуваем щеки)
Маленький (изображаем двумя пальцами)
Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)
У ленивого растяпы (ручку под щечки)
Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Идеальным вариантом игр в разновозрастной группе будут психологические игры-тренинги, реализующие как принципы вальдорфской педагогики, так и традиционные направления воспитания в ДОЛ.


Упражнение «Вавилонская башня»

Цель: сплотить коллектив Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания. Индивидуальные задания: Кратко прописаны на отдельных листах. Например: «башня должна иметь 10 этажей», – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать. «Вся башня имеет коричневый контур», – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг» и т.д. Условия: Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, объясняясь как угодно, но не голосом.


Игра – театр

Есть один литературный жанр, который заставляет загораться глаза любого «жителя» лагеря от 5 до 20 лет. Имя ему – легенда. Вальдорфские мастера убеждены, что именно она может быть подана под любым «соусом». Одну удивительную легенду рассказала нам Людмила Саматова, монтессори-педагог московского детского сада в Крылатском, собирая… триномиальный куб. В легенде цветные кубики – действующие лица. Желтый куб – это Король Солнце, синий – Царица Вода, красный – Королева Земля.


«Жили–были Король Солнце, Царица Вода и Королева Земля. Были у них свои слуги. Слуги имели такие же плащи, как их господа (слуги не должны быть выше своих господ, они одного уровня, а по цвету боковых граней можно узнать, кто чей слуга). И вот поспорили они, кто на свете всех главнее (собираются уровни). Стала Царица Вода собирать свою свиту, Королева Земля — свою, Король Солнце — свою. Но оказалось, что без Воды не выжили бы растения и животные, без Солнца все погрузилось бы во тьму, а без Земли вообще ничего не смогло бы существовать. И решили они тогда жить дружно.


Старые игры по-новому

Интересно, что с детства известные нам «У медведя во бору», «Колечко», «Жмурки», «Бояре» и другие, ничуть не уступают психологическим играм, и даже, наоборот, лидируют в списке наиболее эффективных занятий в разновозрастном отряде. Впрочем, не удивительно — они просты технологически, понятны любому возрасту, а непредвиденность сюжета и динамичность действий никогда не надоест как ребятам 3-х, так и 14-ти лет.


Быть человеком

Когда ребят много, им легче научиться чему-либо, особенно если делать это они будут в игре. Вальдорфская педагогика – тот сосуд, в который гармонично и легко вливается теория работы с разновозрастными группами. Главное, чему она может научить, – это уважение к личности каждого, независимо от возраста или социальной принадлежности.