Тренинг внимания

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
13558394OBjm.jpg

«Концентрация внимания».

Цель: Оценка способности концентрации внимания.

Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме. Результат вычислений разрешается записы-вать по команде «Пишите!». Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать. Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие:

Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2,… умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученно-го произведения отнимите вторую цифру первого числа…

Пишите!…

Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

Пишите!…

Даны два числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую циф-ру первого числа…

Пишите!…»

Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости кон-центрированного внимания. Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей за-дачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внима-ния. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в ра-боту.


«Фокусировка».

Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Гла-за открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредота-чивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!». Команды подают-ся с интервалом 10–120 сек.

Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необхо-димо при освоении техники саморегуляции.


«Селектор».

Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.

Выбирается один из участников игры для роли «приемника». Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может по-велительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком лег-ко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Пе-реключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении внима-нием. Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собствен-ную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражне-ния следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.


«Заблудившийся рассказчик».

Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собст-венных размышлений.

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциация-ми, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, за-тем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. За-тем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к нача-лу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам за-путывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра наби-рает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью уп-ражнения участники не должны упускать главное: работу над своим внимани-ем. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффек-тивнее психическая тренировка.


«Палач».

Цель: Воспитание способности поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности.

Группа разбивается на пары. Первый в паре и грает роль «внимательно-го». Он сосредотачивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует от этом поднятием руки. Второй в паре – «палач». Он сидит сзади «внимательного» и по сигналу об отвлечении внимания наказывает его ударом ладони по плечу или бедру.

До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» предварительно наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть дос-таточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу. После этого ведущий называет объект сосредо-точения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1–10 мин.) «Стоп!».

Итог: Жестокость этого упражнения должна компенсироваться мягким, развлекательным характером других психотехнических игр. Это упражнение способствует осознанию значимости сосредоточения внимания, вырабатывает способность бороться с помехами в окружающей среде, отключаться от этих помех.


«Лентяй и труженик».

Цель: Овладение различными способами концентрации внимания.

Ведущий предлагает участникам удобно расположиться в креслах. Рас-слабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабле-ния мышц лица, придав ему сонное выражение. По команде «Начали!» участ-ники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание, например, упражнений «Пальцы», «Фокусировка», сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!». После этого упражнение повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти, сохраняя напряжение лица.

Итог: Предложить участникам сравнить два варианта сосредоточения- расслабленный и напряженный и дать им характеристику.


«Дыхание».

Цель: Обучить преодолению привычного психического стереотипа напряженного сосредоточения.

Участники удобно устраиваются в креслах или на стульях, расставлен-ных по окружности. Им предлагается расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5–15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение.

Итог: Дыхание является очень чутким индикатором психического на-пряжения. Любые колебания психических состояний отражаются на способе дыхания. Это упражнение позволяет концентрировать внимание на определен-ном внутреннем объекте и, сохраняя жесткий стиль сосредоточения, не нару-шить его функционирование. Чтобы участникам была лучше понятна сущность этого упражнения, им можно привести пример, что иногда желание спортсмена как можно лучше исполнить движения на спортивных соревнованиях приводит к разрушению сложившейся техники спортивной работы. Выходом из соревно-вательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредото-ченность на элементах техники и отрешение от конечного результата.


«Инфракрасные лучи».

Цель: Изучение преимуществ расслабленного стиля сосредоточения.

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит: «Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение. По-пробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг пе-ред участниками, давая каждому убедиться, что это возможно). У всех получи-лось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук, расположив их вертикально ладонями друг к другу, затем параллельно на минимальном расстоянии). Ведущий предлагает определить самое большое расстояние, на котором ощущается это тепло. Участники выполняют упражнение на определе-ние расстояния, позволяющего ощущать тепло рук в течение 2–4 минут. Это упражнение затем повторяется парами в течение 5–6 минут. Участники обме-ниваются впечатлениями по результатам упражнения. Итог: Упражнение иллюстрирует легкость достижения сознания сла-быми сигналами при расслаблении и успокоении.


«Сверхвнимание».

Цель: Выработка умения сосредоточиться в напряженных, в том числе стрессовых ситуациях.

Участники разбиваются на две группы. Одна группа играет роль «ме-шающих», другая – «внимательных».

«Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Они получают инструкцию: изобразить, сыграть, словно актер, вой-ти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней рабо-те и не замечающего окружающего. Исполнители должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают дру-гие. Для этого им предлагается ярко представить себе просмотр увлекательного кинофильма или участие в опасном путешествии, быть последовательным в ис-полнении своей роли.

После команды ведущего «Стой!» группа «мешающих» начинает рас-спрашивать внимательных, что они видели и слышали. «Мешающие» получают задание во время упражнения, которое длится 5–15 минут. За это время веду-щий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий. Они скандируют: «Петя – гений внимания!», разыгрывают в лицах анекдоты, инс-ценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стой!», начинается обсуждение.

Итог: Особенность этого упражнения состоит в том, что действие инст-рукции продолжается после команды «Стой!». Вероятно, «внимательный» ино-гда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся. Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают «внимательного» прибегать ко все более веским аргумен-там и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации.

Игра предоставляет возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других. Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности. Успеш-но проведенное упражнение «Сверхвнимание» намного продвигает группу впе-ред, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.


«Карусель».

Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.

Группа разбивается на две равные части. «Концентрирующиеся» расса-живаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание мо-жет заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д. «Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к зада-нию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.

По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека впра-во так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».

Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «ме-шающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств. Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои воз-можности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентри-рующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Специфика этого упражнения – персонифицированность источника по-мех. Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосре-доточения переходит в область общения.


«Полевые тренировки».

Цель: Перенос выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке ведущего зада-ние, на котором он будет сосредоточен во время упражнения. Перед ним стоит задача – продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении «Сверхвнимание».

Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расстав-ляют по одному и каждому дают команду «Начали!». Расставив всех участни-ков, ведущий обходит «посты» и пытается помешать, привлекая к этому посто-ронних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5–15 минут. Затем ведущий подходит к каж-дому, останавливает работу командой «Стой!», собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.

Итог: Это упражнение стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений. При проведении этого упражнения особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий.

Эффекты внимания и воздействие на мышление


«Колебания внимания».

Вызывают участника, к его уху прикладывают часы и дают установку: при удалении часов – поднимать руку. Сначала часы отодвигаются, и он под-нимает руку, но после часы остаются на одном месте. Человек не в состоянии долго удерживать внимание на одном предмете, происходит рассеивание меж-ду объектами. Каждая позиция переключает внимание, отключает от главного. В этот момент участнику кажется, что часы отнесли, и он поднимает руку.


«Распределяемость и переключаемость внимания».

Тест Бурдона. Участнику предлагают назвать сначала красные, потом черные цифры по таблице. После этого задание усложняется – черные называть по убыванию, а красные – по возрастанию и парами (1;25), (2;24) и т.д. Здесь также многое зависит от индивидуальности, но проявляется главная особен-ность внимания.


«Отрицательное влияние опыта на мышление».

Опыт часто не только помогает, но и мешает. Участнику дают бусы и молоток. Задание: снять бусинку, не разрывая нити. Некоторые догадаются разбить ее молотком, но большинство будут стараться снять другим способом, так как в их опыте не было еще такого и отойти от него человек не может. Ана-логичным является и соединение четырех точек тремя прямыми (пирамида).


«Консерватизм и творчество в мышлении».

В пять нарисованных кружков надо с закрытыми глазами попасть ка-рандашом. В условии не оговаривается, что надо ставить точки во все кружки, но многие именно так поступают. В этом и проявляется консерватизм в мыш-лении. Человек с творческим подходом нанесет точки в один кружок и, конеч-но, попаданий будет больше.