Тренинг «Формирование социальных навыков»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
IMG 0394m.jpg

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Занятие 1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

Цель занятия: Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуж-дение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала проща-ния. Задачи:

  • развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы;
  • дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
  • формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге;
  • обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельно-сти).

Оборудование: Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На психологическом тренинге...», флома-стеры.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть

Обычное приветствие: тренер здоровается с участниками, представляется.

Упражнение 1. «Имя и качество»

Цель: снижение тревожности, присутствующего напряжения, предоставле-ние каждому ребенку возможности представить себя другим детям, обратить внимание других на свои положительные качества.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в имени, отчестве или фамилии.

(Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество)

Рефлексия: Ведущий обращает внимание на разнообразие названных ка-честв, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа. Ведущий просит высказаться участников о том, возникали ли трудности при знакомстве, при подыскивании качества на заглавную букву имени, фамилии, и если возникали, то как себя при этом чувствовал этот участник? Время: 10 минут

Далее ведущий задает вопрос: что же необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы? Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о не-обходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила».

Основная часть

Упражнение 2. «Принятие правил»

Цель: формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (со-вместной деятельности).

Ход упражнения:

Ведущий подчеркивает: для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься участникам на психологическом тренинге. Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы (при этом веду-щий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга): Зачем ученики ходят на уроки? Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят? Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока? Будут ли отличаться правила поведения на психотренинге от правил пове-дения на уроке, почему? Как вы думаете, что мы будем делать на психотренинге? (Подчеркнуть самые интересные идеи.)

Рефлексия: Ведущий сравнивает дискуссию, когда все высказывались в свободной форме, с обсуждением, когда все высказывались по очереди. Предла-гая участникам оценить, когда им было удобнее общаться друг с другом, обраща-ет внимание на удобство второго варианта. Время: 10 минут

Упражнение 3. «Мой адрес»

Цель: закрепление и отработка навыков успешного взаимодействия с дру-гими людьми, умения слушать и слышать при общении.

Ход упражнения: Все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый дол-жен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие. Далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отда-ленной части помещения. Рефлексия: Краткое обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию. Время: 5 минут

По окончании упражнения предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга.

После дальнейшего обсуждения записывается второе правило — нельзя мешать друг другу говорить. Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, причем у каждого может быть свое мнение. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения. Затем подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье пра-вило — нельзя оскорблять друг друга. Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже запи-саны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? Строгость правилам придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «мож-но». После обсуждения ведущий предлагает свой (или записанный со слов участни-ков) вариант, при этом каждое правило записано на отдельном листке. «Можно быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать». «Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих». «Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».

Заключительная часть

Анализ занятия (обратная связь)

Упражнение 4. «Цвет настроения»

Цель: Осмысление полученного опыта.

Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом заня-тии: участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с ка-ким цветом ассоциируется их настроение.

Рефлексия: Обсуждаются те важные аспекты, которые смогли вынести из этого тренинга для себя его участники; обсуждаются причины возможного ухуд-шения настроения к концу тренинга. Время: 15 минут

Далее внимание участников обращается на то, что занятие подходит к кон-цу и надо будет попрощаться друг с другом. Зачем люди прощаются?

При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний ведущий подчеркивает наиболее интересные идеи, пред-лагает придумать ритуал прощания.

Домашнее задание

Ведущий обращает внимание учащихся на то, что пока еще не придумано, как здороваться на тренинге. Предлагает подумать об этом дома. Кроме того, предлагается обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать, нужно ли что-нибудь к ним добавить.


Занятие 2. ЧТО ТАКОЕ ОТРЯД?

Цель занятия: Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутренне-го ресурса, умения оказывать поддержку себе и другим. Задачи: Формировать пози-тивное отношение к своим возможностям, а также умение преодолевать возни-кающие трудности и оказывать поддержку другим; помогать осмыслению себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Оборудование: Лист ватмана с рисунком «путь», мягкая игрушка или мяч. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть

Приветствие: Ведущий напоминает, что необходимо принять ритуал при-ветствия. При его обсуждении выясняется, зачем люди здороваются, в чем смысл приветственных жестов и слов (отдания воинской чести, рукопожатия, пожелания здоровья и успехов). Подчеркиваются наиболее интересные высказывания уча-щихся.

Если участники долго не смогут выбрать вариант приветствия, ведущий может предложить свой. Например: все становятся в круг, левую руку поворачи-вают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с ру-ками соседей, произнося хором слово «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ». На последнем слоге руки разъединяют и хлопают в ладоши. Можно повторить это несколько раз для тренировки.

При выборе ритуала приветствия необходимо настаивать на соблюдении принятых правил. Для удобства участников предложить им, чтобы говорил только тот, у кого в руках находится мяч или игрушка (этот прием можно ис-пользовать на всех занятиях).

Упражнение 1. «Те, кто»

Цель: снижение тревожности; способствование развитию самопознания и познания других, уверенности в себе.

Ход упражнения: Участники стоят в кругу. Ведущий говорит: «Пусть сделают шаг вперед те, кто любит сладкое, поднимают правую руку те, у ко-го есть кошка, приседают те, кому нравится играть в футбол, и т.п.» Упраж-нение выполняется до того момента пока не будут задействованы все участ-ники.

Рефлексия: Предлагается ответить на вопросы:

  • Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
  • Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинст-ву из нас?
  • О ком ты узнал что-нибудь новое?

Время занятия:10 минут

Основная часть

Упражнение 2. «путь»

Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресур-са, умения самостоятельно проявлять активное участие; создать у учеников моти-вацию на самопознание; выявление самооценку участников.

Ход упражнения: На доске или в середине круга укрепляется рисунок «путь». (Приложение 1) На нем изображена гора: левый склон изо-бражен в виде крутого подъема. Это начало смены. Они изображены в виде труднодоступных уступов. Далее изображен более пологий участок пути: первая половина смены — небольшой подъем, экватор — чуть заметная вершина, вторая половина смены — начало пологого подъема, окончание смены — вершина горы. Расстояния между участками должны быть одинаковыми, их необходимо обозначить флажками или стрелками.

Участникам предлагается на этой линии найти свое нынешнее место. Ве-дущий просит детей представить, что они путешественники, за плечами которых трудный подъем. Они, преодолев самую трудную часть пути, почти достигли его середины и решили сделать привал.

Рефлексия: О чем говорят путники на привале? (Вспоминают пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу.) Что запомнилось на пройденном уча-стке пути? Какие встречались трудности? Что помогло их преодолеть? (Можно предложить участникам продолжить фразу: «В начальной школе мне больше все-го запомнилось...») Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Время занятия: 10 минут

Упражнение 3. «Комплименты»

Цель:

Ход упражнения: участники, сидя в кругу, по очереди берут в руки мяч или игрушку, остальные называют наиболее привлекательные черты того участ-ника, у которого в руках в данный момент находится мяч или игрушка. Для осознания, чем каждый сам может помочь другим, можно продолжить фразу: «Лучше всего мне удается...»

Подводя итог упражнения, ведущий подчеркивает наиболее удачные выска-зывания участников. Делается вывод, что каждый, обладая какими-либо преиму-ществами, может оказывать поддержку другим и, в свою очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации.

Рефлексия: Проводится обсуждение, насколько легко было говорить ком-плименты тому или иному человеку, принимать комплименты от других, гово-рить о своих способах помощи другим людям. Время занятия: Заключительная часть

Упражнение 4. «Путешествие на газете»

Цель: Развитее сплочённости группы, стимулирование активного взаимо-действия, отработка умения оказывать поддержку себе и другим.

Ход упражнения: Участники делятся на небольшие группы (4—5 человек), задача которых разместиться на развернутой стандартной газете. Если это уда-лось, газета складывается пополам и т.д. Побеждает та команда, которая умести-лась на самом маленьком куске газеты.

Рефлексия: После окончания этого упражнения проводится краткое обсуж-дение впечатлений от его выполнения. Обсуждаются способы взаимодействия, которыми достигалась поставленная цель. Время занятия:10 минут

Анализ занятия (обратная связь) Ведущий говорит: «Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выбери-те две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисо-ванном портфеле»

Домашнее задание

Обсудить чем бы ты сам мог помочь другим (не только ровесникам). Ритуал прощания.


Занятие 3. МЫ И НАШИ БЛИЗКИЕ

Цель занятия: Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки

Задачи: Развивать представление о роли близких в жизни человека; форми-ровать убеждение в том, что близкие могут быть опорой в жизни, а также стрем-ление самому оказывать им помощь; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.

Оборудование: Мягкая игрушка или мяч, лист ватмана, писчая бумага, цветные карандаши или фломастеры по количеству участников. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть

Ритуал приветствия, принятый на втором занятии.

Упражнение 1. «Шестерка»

Цель: формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности

Ход упражнения: Каждый участник по очереди называет число натураль-ного ряда по порядку (1, 2, 3, 4...). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее цифру 6, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допус-тившие ошибку выбывают из игры.

Рефлексия: Обсуждаются вопросы о том, насколько легко было справиться с поставленной задачей; как реагировали на своё выбывание (выбывание других участников). Время занятия: 5 минут

Основная часть

Упражнение 2. «Ассоциации»

Цель: способствовать формированию уверенности в себе и своих высказы-ваниях; формировать навык взаимодействии с другими людьми на основе само-принятия и принятия других.

Ход упражнения: Участники по кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, называют ассоциации с предложенным словом.

Рефлексия: Обсуждаются вопросы о том, насколько легко было придумать необходимое слово и насколько легко было его произнести в данном коллективе; чья ассоциация понравилась больше всех и почему. Время занятия: 5 минут

Обсуждение домашнего задания Желающие отвечают на вопрос, какая помощь им может понадобиться в типичных жизненных ситуациях. Все высказывания записываются на одной по-ловине доски или на листе бумаги.

Далее участники по желанию говорят, чем они готовы помочь окружающим людям. Эти высказывания записываются на другой половине доски (листа бума-ги). Ведущий, сравнивая записи, обращает внимание участников на то, что поч-ти в любой жизненной ситуации мы можем получить помощь окружающих. Предлагает подумать, к кому в первую очередь мы обычно обращаемся за помо-щью. При обсуждении участники подводятся к мысли о том, что каждый из нас имеет в жизни защиту и опору. Такой защитой и опорой являются наши близкие. Необходимое время: 10 минут

Упражнение 3. «Помощь близких. Помощь близким»

Цель: Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Ход упражнения: Желающие, передавая друг другу игрушку. Обобщая вы-сказывания, ведущий подчеркивает, что близкие для человека люди — это те, кто всегда готов ему помочь. При этом они делают это бескорыстно (обсудить: что значит помогать бескорыстно), они заинтересованы в успехах близкого человека, переживают из-за его неудач. У каждого человека есть близкие.

Подводя итоги, ведущий говорит о том, что у каждого, наверное, в жизни были ситуации, когда он оказывал помощь и поддержку другим (чем старше ста-новится человек, тем больше он может поддержать своих близких). Участникам предлагается рассказать, как они помогали близким, когда были маленькими, и что могут сделать для них теперь (можно привести примеры выполнения домаш-них обязанностей).

Рефлексия: Обсуждаются вопросы:

  • Насколько легко оказывать помощь другим (близким людям)?
  • Какие чувства испытываешь, если твоя помощь оказала значительное влияние на другого человека?
  • Как воспринимаешь помощь, за которой не последовала благодар-ность?

Время занятия: 15 минут

Заключительная часть

Упражнение 4. «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: Актуализировать понимание взаимопомощи и взаимовыручки; вос-питывать желание помощи другим людям.

Ход упражнения: Участникам нужно раздать по листу бумаги и каранда-ши. Участники рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова «Я могу». Вокруг изображают лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут сделать для дру-гих. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завер-шении желающие могут прочитать вслух, что они написали.

Рефлексия: Обсуждаются вопросы о том, насколько легко было придумать названия лучам, как много их получилось и доволен ли сам участник их количе-ством и содержанием; не хотелось ли чего-нибудь добавить при рассмотрении рисунков других участников. Время занятия: 10 минут

Анализ занятия (обратная связь) Ведущий задает вопросы для обсуждения:

  • Что понравилось?
  • Какие испытали трудности?
  • Что легче: оказывать помощь или принимать её от других?

Ритуал прощания


Занятие 4. МЫ И НАШЕ НАСТРОЕНИЕ — ОТ КОГО И ОТ ЧЕГО ОНО ЗАВИСИТ

Цель занятия: Развитие навыков произвольного контроля и регуляции настроения.

Задачи: Актуализировать представления о факторах, влияющих на на-строение людей; развивать навыки произвольного влияния на собственное на-строение; помочь осмыслить приобретенный опыт.

Оборудование: Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги А3, набор цветных карандашей (фломастеров или красок) и кисточек для каждой краски. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Встаньте, сколько назовут»

Цель: Научить определять эмоциональное состояние других людей Ход упражнения: По команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.)» – должно встать столько участников, сколько указал ведущий.

При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. В итоге нужно выполнить это упражнение правильно.

Рефлексия: Обсуждается то, насколько легко было понимать, когда следу-ет, а когда не следует вставать; какие чувства испытывали как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям при неудаче. Время занятия: 10 минут

Основная часть

Упражнение 2. «Настроение группы»

Цель: Определить общее настроение группы, научить учитывать индивиду-альные особенности каждого участника группы

Ход упражнения: Участникам предлагается по очереди на общем листе бумаги изобразить свое настроение цветным карандашом, фломастером или крас-кой. Все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк каким-либо цветным карандашом. Получается рисунок № 1

Рефлексия: Ведущий просит участников ответить на вопрос, какое у груп-пы общее настроение (яркие и светлые тона свидетельствуют о преобладании хо-рошего настроения). Нравится ли это общее настроение каждому из участников группы? Время занятия: 5 минут

Упражнение 3. «Настроение — это...»

Цель: Определить факторы, влияющие на смену настроения

Ход упражнения: Ведущий побуждает участников вспомнить ситуации, когда настроение бывает не таким уж хорошим. Желающие приводят примеры, передавая друг другу мяч или игрушку.

По кругу передается лист бумаги, на котором каждый участник по очереди, выбирая карандаш (фломастер) соответствующего цвета, изображает свое на-строение в различных ситуациях.

Возможные ситуации:

  • предстоит делать то, чего делать не хочется;
  • кто-то указывает человеку на его недостатки;
  • кто-то его несправедливо обвиняет;
  • кто-то не выполнил то, что ему пообещал;
  • он получает оценку хуже, чем предполагал;

и т.п.

Можно одни и те же ситуации предлагать нескольким участникам. Получа-ется рисунок № 2. Ведущий демонстрирует учащимся оба рисунка, укрепляет их на доске и предлагает обсудить, что же такое настроение. Участники отвечают по кругу, продолжая фразу: «Настроение — это...»

Далее обсуждается, от чего может зависеть наше настроение. Подводя ито-ги, ведущий подчеркивает, что на настроение человека влияют не только реаль-ные события, но и воспоминания, самочувствие, погода.

Рефлексия: Обсуждается, от чего может зависеть наше настроение (инди-видуально каждого участника); какие факторы могут его ухудшить либо улуч-шить. Время занятия: 15 минут

Упражнение 4. «Усмири своих драконов»

Цель: Актуализировать способы преодоления плохого настроения

Ход упражнения: Ведущий предлагает каждому вспомнить, что он чувст-вует, когда у него плохое настроение. В высказываниях подчеркнуть: подавлен-ность, беспокойство, раздражение и т.п.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что в жизни каждого человека возникает необходимость управлять своим настроением. Желающим предлагает-ся рассказать, как они справляются со своим плохим настроением. (Можно по-быть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать). Ведущий предлагает тем участникам, которые не высказывались, выбрать лучший, с их сточки зрения, способ овладения своим настроением.

Подводя итог обсуждению, ведущий подчеркивает, что тот, кто умеет управлять своим настроением, получает серьезное преимущество при выполне-нии различных дел, так как может вовремя сосредоточиться, не выдавать себя и т.п. Примеры могут привести сами дети.

Рефлексия: Обсуждаются вопросы:

  • Нужно ли человеку уметь преодолевать свое плохое настроение
  • Насколько это важно?
  • В каких случаях нужно уметь это делать?

Время занятия: 10 минут

Заключительная часть

Упражнение 5. «Вверх по радуге»

Цель: Развивать навыки произвольного влияния на собственное настроение

Ход упражнения: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выды-хая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем же-лающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми гла-зами еще 3–4 раза.

Рефлексия: Проводится обсуждение того, удалось ли улучшить своё на-строение; предлагается обсудить, насколько это упражнение способно помочь тому или иному учащемуся в ситуациях плохого настроения. Время занятия: 5 минут

Анализ занятия(обратная связь) Ведущий задает вопросы для обсуждения:

  • Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?
  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что было уже известно?

Домашнее задание

Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях обще-ния и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы вла-дения эмоциями. Ритуал прощания


Занятие 5. МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ (РЕЖИМ ДНЯ)

Цель занятия: Формирование представления о режиме дня, умения само-стоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, ин-тересов, привычек.

Задачи: Актуализация представлений о привычках, их связи с индивиду-альными особенностями и повседневными обязанностями людей; формирование убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел; формирование стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели.

Оборудование: Игрушка или мяч, школьные дневники участников, бланки «Моя неделя» (лист А4 разделен семью вертикальными линиями на равные части по дням недели и тремя горизонтальными: утро, день, вечер), цветные карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цвета — по количеству участни-ков. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Нос-пол-потолок»

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения в начале занятия и активацию деятельности участников.

Ход упражнения: Ведущий показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы. Однако одновременно он показывает и называет разные предметы, например: говорит «пол», а показывает на потолок. Участники должны, глядя на ведущего, делать то, что он говорит, а не то, что показывает.

Рефлексия: Обсуждаются вопросы:

  • Насколько легко было справиться с упражнением?
  • Какие возникали трудности по ходу выполнения задания и почему они возникали?

Время занятия: 5 минут

Основная часть

Упражнение 2. «Привычка»

Цель: Формирование представления о режиме дня

Ход упражнения: Ведущий предлагает одному из участников кратко опи-сать обычный будний день и продолжить фразу: «Когда я прихожу из школы до-мой, то первое, что я делаю ...» Далее эту фразу по очереди продолжают все же-лающие. Ведущий дает участникам задание — определить, что такое «привычка» (действие, которое человек совершает не задумываясь).

Рефлексия: Обсуждение:

  • Как участники понимают выражение «Привычка — вторая натура» (наши привычки формируют наш характер);
  • Есть ли у участников одинаковые привычки (подчеркнуть, что похо-жие привычки помогают людям понимать друг друга).

Время занятия: 10 минут

Упражнение 3. «Отдых или работа»

Цель: Определить преимущества того или иного распорядка дня

Ход упражнения: Ведущий обращает внимание участников на то, что поч-ти все они, приходя домой из школы, садятся за выполнение домашнего задания (сразу или после отдыха). Предлагает подумать, почему у большинства сложилась такая привычка. После того как выскажутся 2-3 участника, подчеркивает, что многие наши привычки обусловлены повседневными обязанностями (ухаживать за домашними животными, поливать цветы).

Учащиеся делятся на две группы, которые размещаются в разных частях комнаты: те, кто делает уроки сразу после прихода домой, и те, кто сначала отды-хает. Каждая группа должна обосновать преимущества своей привычки. Делается вывод, что «нормальны» оба варианта, так как привычки связаны с индивидуаль-ными особенностями участников. Желательно показать преимущества каждого из вариантов. Ведущий еще раз подчеркивает, что наши привычки связаны не только с нашими обязанностями, но и с индивидуальными особенностями.

Рефлексия: Идёт обсуждение вопросов:

  • Легко ли было найти положительные стороны распорядка дня своей группы?
  • Не заставили ли убедительные доводы второй группы поменять своё мнение и подумать об изменении своего распорядка дня?

Время занятия: 15 минут

Заключительная часть

Упражнение 4. «Моя рабочая неделя» Часть 1

Цель: развивать умения самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек

Ход упражнения: Происходит обсуждение, существует ли в школе режим дня (посмотреть расписание уроков и перемен в дневниках). На бланках «Моя рабочая неделя» участники, глядя в свои дневники, за-крашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой; желтым — со средней нагрузкой; зеленым — с отдыхом и развлечениями. (Эта работа начина-ется на занятии, а завершается дома.) Цвет покажет рациональность распределе-ния сил участников в течение недели и каждого дня.

Рефлексия: Обсуждение вопросов:

  • Насколько рациональной является неделя того или иного ученика?
  • Чья рабочая неделя понравилась больше всего и почему?

Время занятия:10 минут

Анализ занятия(обратная связь) Осмысление полученного опыта. В завершение можно попросить участни-ков назвать ассоциации, связанные с понятием «режим дня».

Домашнее задание Закончить раскрашивание бланков; обсудить свой режим дня, интересы и привычки. Ритуал прощания


Занятие 6. МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ (ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ)

Цель занятия: Закрепление навыков соблюдения личной гигиены, убежде-ний в преимуществах опрятности и аккуратности.

Задачи: Актуализировать представления о гигиене; убеждение в необходи-мости соблюдать личную гигиену; осмысление и коррекция своих гигиенических привычек.

Оборудование: Мягкая игрушка или мяч, два листа бумаги, фломастеры. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Моя рабочая неделя» Часть 2

Цель: развивать умения самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек.

Ход упражнения: ведущий предлагает участникам сравнить раскрашенные бланки «Моя рабочая неделя», разложив их на полу. Определяется самый «загру-женный» и самый «разгруженный» участник, каждому из них предлагается рас-сказать о своем режиме дня.

Обращается внимание на общее в режиме дня участников, подчеркивается, что у них много одинаковых обязанностей и одинаковых привычек, поэтому они могут оказывать друг другу поддержку в случае необходимости.

Рефлексия:

  • Желающие могут сообщить, как им удалось распределить свои силы в течение недели.
  • Ведущий предлагает тем участникам, кто попытался изменить при-вычный режим дня, сказать, легко ли это было сделать.
  • Предлагается подумать, почему трудно менять сложившийся (при-вычный) распорядок дня.

Время занятия: 10 минут

Основная часть

Упражнение 2. «Гигиена — это...»

Ведущий подчеркивает, что привычки, пронизывая нашу жизнь, влияют и на наш режим дня. Ведущий сообщает, что есть некоторые вещи, которые делают в жизни по привычке (не задумываясь) и заостряет внимание учащихся на при-вычном соблюдении ими правил личной гигиены.

Цель: Закрепление навыков соблюдения личной гигиены

Ход упражнения: Участники по кругу, передавая мяч, продолжают фразу:

«Гигиена — это...» Затем думают над вопросами:

  • Почему у всех людей есть гигиенические привычки?
  • Только ли у людей они есть?
  • Почему любому живому существу необходимо соблюдать гигиену?

В ходе обсуждения подчеркивается жизненная важность соблюдения пра-вил личной гигиены.

Рефлексия: Обсуждение:

  • Насколько важным является соблюдение личной гигиены каждым участником?
  • Всегда ли тот или иной участник помнит о соблюдении правил лич-ной гигиены?

Время занятия: 10 минут

Упражнение 3. «Аукцион идей»

Цель: Актуализировать знания по правилам личной гигиены

Ход упражнения: Участники, разделившись на две группы, проводят «Аукцион идей»: по очереди называют по одному правилу личной гигиены. По-беждает команда, последней давшая правильный ответ.

Рефлексия: Обсуждение вопросов:

  • Насколько легко было говорить о правилах личной гигиены?
  • какие новые правила личной гигиены вы узнали?
  • С какими, возможно, не совсем согласны и почему?

Время занятия: 10 минут

Заключительная часть

Упражнение 4. «Список самого необходимого»

Цель: Закрепление навыков соблюдения личной гигиены, убеждений в пре-имуществах опрятности и аккуратности.

Ход упражнения: Каждая команда получает по листу бумаги, на котором необходимо записать наиболее часто рекламируемые средства личной гигиены. Проводится обсуждение, вносятся рекомендуемые дополнения, вычеркиваются повторы и составляется единый перечень средств личной гигиены. Получившийся перечень помещается в середину круга. Ведущий предлага-ет обсудить, зачем человеку так много средств личной гигиены. Следует обратить внимание участников на то, что человек, не привыкший к личной опрятности, часто бывает безответственным и в делах.

Рефлексия: Ведущий предлагает подумать о том, чего никогда не станет делать участник группы, как человек, соблюдающий правила личной гигиены (пользоваться чужими предметами личной гигиены: зубной щеткой, носовым платком, полотенцем и т.д.). Время занятия: 15 минут

Анализ занятия(обратная связь) Осмысление полученного опыта:

  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что было уже известно?

Домашнее задание

Обсудить с домашними: все ли необходимые правила гигиены соблюдаются в се-мье. Ритуал прощания

Занятие 7. МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ (ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ)

Цель занятия: Развитие представлений о значении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального пита-ния, режима питания. Задачи: Актуализировать представления об основных питательных вещест-вах; развивать убеждение в преимуществах рационального питания, стремление придерживаться его принципов; укреплять привычку в соблюдении режима пита-ния. Оборудование: Мягкая игрушка или мяч, листы бумаги, фломастеры, пла-кат «Человек есть то, что он ест», таблица «Рациональное питание». Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Коллективный счет»

Цель: отработка навыков невербального взаимодействия (способности улавливать настроение других людей)

Ход упражнения: Участники стоят в кругу, опустив голову и не глядя друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться три условия: участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сна-чала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой.

Ведущий подчеркивает, что каждый должен постараться уловить настрое-ние других и решить, стоит ли ему говорить, или лучше промолчать. Особо под-черкивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она добирается.

Рефлексия: Обсуждается то, насколько легко было понимать, когда следу-ет, а когда не следует произносить число; какие чувства испытывали как по от-ношению к себе, так и по отношению к другим людям при неудаче. Время занятия: 10 минут

Основная часть

Упражнение 2. «Человек есть то, что он ест»

Цель: формирование убеждений в необходимости полноценного рацио-нального питания

Ход упражнения: ведущий предлагает участникам вспомнить, где прояв-ляются наши вкусы и привычки. При этом подчеркиваются высказывания о еде. В центре круга или на доске укрепляется небольшой плакат «Человек есть то, что он ест». Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: зачем люди едят? Делается вывод о том, что в пище содержатся основные питательные веще-ства: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, жидкость. Эти вещества являются строительным материалом для организма человека, источни-ком энергии, а также укрепляют иммунитет. Предлагается вспомнить, в каких продуктах какие питательные вещества содержатся, для чего они нужны. При этом используется таблица «Рациональное питание».

Таблица «Рациональное питание»

Основные

питательные вещества (ОВП)

Роль ОВП Продукты,

содержащие ОВП

Число блюд в день
Белки Помогают росту организма Мясо, рыба, молоко, продукты из них Не менее 2-х
Жиры и углеводы Источники энергии Мясо, рыба, молоко, продукты из них Не менее 2-х
Хлеб, крупы Укрепляют иммунитет . Не менее 4-х
Фрукты и ово-щи Входит в состав клеток организма и крови . Не менее 4-х
Жидкие про-дукты . . .


Рефлексия: Ответы на вопросы:

  • Можно ли ваше питание назвать рациональным и почему?
  • Каким способом по вашему можно добиться того, чтобы ваше пита-ние было рациональным?

Время занятия: 10 минут

Упражнение 3. «Меню на неделю»

Цель: формирование убеждений в необходимости полноценного режима питания.

Ход упражнения: Ведущий спрашивает участников, что они привыкли есть на завтрак, обед, полдник, ужин. Группа делится (любым способом) на 4 коман-ды. Каждая команда (получая по листу бумаги и фломастеры) придумывает по 7 (по дням недели) вариантов: первая — завтраков, вторая — обедов, третья — полдников, четвертая — ужинов. При этом необходимо, чтобы блюда были раз-нообразными и содержали основные питательные вещества. Можно использовать и свои любимые блюда.

Далее участники по очереди зачитывают свои варианты, из которых со-ставляется «Меню на неделю». Оно помещается в середину круга или на доску. Оценивается разнообразие и наличие основных питательных веществ в предло-женных блюдах, при необходимости вносятся изменения; обсуждается, является ли получившееся меню рациональным.

Рефлексия: Происходит обсуждение:

  • Легко ли было составлять разнообразное меню на неделю?
  • Готовы ли вы придерживаться разработанного меню?
  • Возможно ли придерживаться разработанному меню и почему?

Время занятия: 15 минут

Упражнение 4. «Еда и друг, и враг!»

Цель: Развитие представлений о значении пищи в жизни человека, форми-рование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, ре-жима питания. Ход упражнения: Ведущий предлагает подумать, в каких случаях и почему еда может причинить вред. Участники выполняют задание в группах, на которые они разделились ранее: первая группа думает над тем, в чем опасность перееда-ния; вторая — неумеренного употребления сладостей; третья — использования некачественных или загрязненных продуктов; четвертая — недостаточного или однообразного питания.

Участникам предлагается вспомнить, что такое чувство голода (когда по-являлось, в чем проявлялось, почему было неприятным). В заключение ведущий говорит о необходимости соблюдать режим питания.

Рефлексия:

  • Какие трудности возникают у вас в жизни, которые заставляют не соблюдать рациональный режим приема пищи?
  • Бывали ли у вас ситуации, когда пища приносила вред? Что при этом чувствовали?

Время занятия: 10 минут Анализ занятия (обратная связь) Осмысление полученного опыта:

  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что было уже известно?

Домашнее задание

Обсудить с домашними режим питания в семье. Решите также, какое блюдо явля-ется самым любимым в вашей семье и почему. Ритуал прощания


Занятие 8. МЫ, НАШИ НЕДОСТАТКИ И НАШИ ДОСТОИНСТВА

Цель занятия: Развитие умения учитывать свои сильные и слабые сторо-ны, преодолевать слабости и использовать преимущества.

Задачи: Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоин-ствах как неотъемлемых сторонах личности; развитие умения объективно оцени-вать сильные и слабые стороны своего характера; формирование стремления пре-одолевать свои слабости, развивать достоинства и использовать преимущества; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.

Оборудование: Мяч или мягкая игрушка, писчая бумага, наборы фломасте-ров или цветных карандашей, пиктограммы «Мой дракон», ручки по количеству участников. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Ведущий предлагает желающим рассказать о своих любимых блюдах. Под-водится итог трех предыдущих занятий, посвященных привычкам. Обсуждается, какие привычки делают человека привлекательным для других (подчеркнуть, что речь идет не только о внешней привлекательности), какие привычки дают нам определенные преимущества, какие привычки мы ценим в себе и в других людях, почему.

Участникам предлагается подумать над тем, как одним словом можно на-звать все перечисленные привычки (достоинства). Затем нужно обсудить, бывают ли люди, состоящие из одних достоинств. Следует подвести участников к мысли о том, что неповторимость каждого из нас проявляется не только в наших досто-инствах, но и в наших слабостях.

Далее проходит обсуждение, что такое слабости, при этом подчеркивается отличие слабостей от пороков (если возникает необходимость), а также почему слабости могут нам мешать. Приводятся примеры. Время занятия: 10 минут

Основная часть

Упражнение 1. «Поступок, характер, судьба»

Цель: Дать возможность оценить различные ситуации, способствующие формированию положительных и отрицательных качеств личности, её недостат-ков и достоинств

Ход упражнения: Ведущий цитирует пословицу: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Участники делятся на три группы. Каждая группа получает по одной части этого высказывания и в течение нескольких минут придумывает маленькую историю или сказку, иллюстрирующую ее. Можно предложить участ-никам нарисовать иллюстрации к своим историям. Каждая группа рассказывает историю и демонстрирует иллюстрации.

Рефлексия: Обсуждение вопросов:

  • Соответствует ли данная поговорка вашей установке на жизнь?
  • Легко ли переделать судьбу?

Время занятия: 15 минут

Упражнение 2. «Мой дракон»

Цель: Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны

Ход упражнения: Участники получают листы с контурами «дракона». Ве-дущий предлагает представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить, — это головы дракона. Участники должны написать или нарисовать свои недос-татки внутри контура голов дракона. Далее листы переворачиваются, складываются пополам. На них необходи-мо написать, какие человеческие достоинства (качества характера) могут помочь участникам преодолеть имеющиеся у них слабости (например, лень преодолева-ется трудолюбием, невнимательность — усидчивостью и т.п.).

Рефлексия: Обращается внимание на то:

  • Легко ли было найти способы борьбы со своими недостатками?
  • Приходилось ли раньше задумываться, что те или иные недостатки возможно исправить каким-либо образом?

Время занятия: 10 минут

Упражнение 3. «Мои заветные черты»

Ведущий еще раз подчеркивает, что нет людей, которые состояли бы из од-них достоинств или из одних недостатков. Самый хороший человек имеет свои слабости, а самый плохой — свои достоинства. Все люди стремятся стать счаст-ливыми, то есть прожить счастливую жизнь. Чтобы преуспеть в этом, нужно пре-одолевать свои слабости и наращивать свои достоинства.

Цель: Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, преодо-левать слабости и использовать преимущества.

Ход упражнения: Участникам предлагается на листах с пиктограммой од-ной чертой подчеркнуть те достоинства (сильные стороны характера), которые у них уже есть и которые помогают им преодолеть имеющиеся у них слабости, а двумя чертами — те достоинства, которые еще необходимо в себе развить. Сидя в кругу и передавая друг другу мяч, участники называют 1-2 черты характера, которые они хотят в себе развить.

Рефлексия: Идёт обсуждение:

  • Легко ли было найти имеющиеся у себя достоинства, способные побороть слабые стороны?
  • Легко ли было выносить 1-2 качества, которые бы хотели развить на группу?

Время занятия: 10 минут

Анализ занятия (обратная связь)

Ведущий говорит: «Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выбери-те две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на обратной стороне листка»

Домашнее задание Обсудить с домашними, как можно развить в себе те достоинства, которые подчеркнуты на листочке двумя чертами. Ритуал прощания

Занятие 9. МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ

Цель занятия: Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей; развитие представлений о своих обязанностях; формиро-вание уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права.

Задачи: Актуализировать представления о правах и обязанностях; разви-вать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

Оборудование: Мяч или мягкая игрушка, листы А3 с правилами «Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать свои права», листы писчей бумаги и ручки по количеству участников. Время занятия: 45 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Желающие рассказывают, как они предполагают развивать в себе те черты характера, которые помогут им справиться с имеющимися слабостями. Ведущий подводит итог высказываниям, напоминая, что, борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Подчеркивает, что каждый имеет право на счастье. Необходимое время: 5 минут

Основная часть

Упражнение 1. «Я имею право...»

Цель: Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей Ход упражнения: Чтобы определить, что значит «иметь право», участники продолжают фразу «Я имею право...»

Далее обсуждаются вопросы:

  • У всех ли людей есть права?
  • Что такое обязанности?
  • Как связаны наши права и обязанности?
  • Есть ли на свете люди, которые имеют только права и не имеют обязанностей или, наоборот, имеют только обязанности без прав?

Рефлексия: Идёт обсуждение вопросов:

  • Всеми ли соблюдаются права того либо иного участника?
  • Часто ли нарушаются его права? И по каким причинам?

Время занятия: 15 минут

Подводя итоги обсуждения, ведущий подчеркивает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности. Предлагается обсудить, у кого больше прав — у взрослых или у детей, и почему. Обращается внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

Упражнение 2. «Нарушение прав»

Цель: Актуализировать знания о нарушении прав человека и его реакции на эти нарушения

Ход упражнения: Участникам предлагается подумать над ситуациями:

  • какие права нарушаются, если у человека отнимают принадлежащую ему вещь;
  • вместо отдыха заставляют работать;
  • насильно удерживают где-либо.

Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение).

Обращается внимание участников на то, что часто мы, сами того не заме-чая, нарушаем права других людей. Предлагается привести примеры. В случае за-труднений можно предложить участникам обсудить более конкретные ситуации:

  • бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи;
  • своевременно не возвращаем взятое взаймы;
  • мешаем учителю вести урок;
  • грубим родителям;
  • обижаем младших.

Рефлексия: Идёт обсуждение вопросов:

  • Всеми ли соблюдаются права того либо иного участника?
  • Часто ли нарушаются его права? И по каким причинам?
  • Какие чувства вы испытываете при нарушении ваших прав?

Время занятия: 10 минут

Ведущий подчеркивает: также могут нарушаться и наши права. Поэтому нужно подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались.

Упражнение 3. «Личные права и их защита»

Цель: Развитие представлений о своих правах, формирование уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права. Ход упражнения: Участникам предлагаются следующие правила.

ЛИЧНЫЕ ПРАВА 1. Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей. 2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных. 3. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

Если формулирование правил вызывает у участников затруднение, можно предложить эти правила в готовом виде, разместив на доске или в середине круга. Участники обсуждают правила, желающие иллюстрируют их своими примерами.

Ведущий подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, быто-вых и т.п.) Сообщает, что юридические права людей защищает закон. Далее ведущий предлагает участникам обсудить, как можно защищать свои лич-ные права. Опыт детей обобщается в правилах.

ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ 1. Если нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ — привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей). 2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения. 3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это ува-жать права других.

Эти правила также помещаются на доску или в середину круга.

Рефлексия: Обсуждаются следующие вопросы:

  • Всеми ли соблюдаются права того либо иного участника?
  • Часто ли нарушаются его права? И по каким причинам?
  • Какие чувства вы испытываете при нарушении ваших прав?
  • Какие способы защиты своих прав вы применяли ранее, будете применять теперь?

Время занятия: 10 минут

Заключительная часть

Упражнение 4. «Мои личные права»

Цель: Развитие представлений о своих правах, формирование уважения к чужим правам.

Ход упражнения: Участникам предлагается составить список своих лич-ных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участников запишет 2—3 пункта, желающим предлагается прочи-тать их вслух.

Рефлексия: Предлагается обсудить?

  • Соблюдались ли данные права в течение тренинговых занятий?
  • Если нарушались, то, что при этом чувствовал ущемлённый участ-ник?
  • Старался ли их защитить или умалчивал?

Время занятия: 5 минут

Анализ занятия (обратная связь) Осмысление полученного опыта:

  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что было уже известно?

Домашнее задание

Обсудить с домашними свои личные права и дополнить их список. Ритуал прощания


Занятие 10. МЫ И НАШ ОТРЯД

Цель занятия: Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». Задачи: Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способ-ной оказывать поддержку; помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыс-лить и получить опыт предъявления себя.

Оборудование: Листы цветной бумаги светлых тонов (голубого, розового, желтого), наборы фломастеров или цветных карандашей, лист ватмана, надписью в центре «Мы и наш класс», на который в дальнейшем будут наклеиваться ма-ленькие эмблемки участников, листы для написания объявлений. Время занятия: 60 минут

План занятия

Вводная часть Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Ищу друга» (единомышленника)

Цель: Помочь учащимся в самораскрытии, совершенствовать навыки об-щения.

Ход упражнения: Ребятам предлагается попытаться составить объявление под названием «Ищу друга». В нем необходимо рассказать немного о себе, указать свои увлечения, лю-бимые занятия. Объявление не должно быть большим. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним. Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно назы-вают положительные качества автора.

Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психо-лога.

Рефлексия: В группе обсуждаются вопросы:

  • Трудно ли быть откровенными?
  • Просто ли было написать о себе?

Время занятия: 15 минут

Упражнение 2. «Коллаж класса»

Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персо-нального «Я» как части общего «Мы»

Ход упражнения: Школьникам предлагается создать свою эмблему – визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою.

Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон.

Ведущему необходимо подвести участников к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В за-ключение нужно обсудить, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я».

Рефлексия: Обсуждаются вопросы:

  • Насколько легко было придумать свою эмблему?
  • Насколько легко было сотрудничать с другими участниками группы, приклеивая эмбле6му на то или иное место на плакате?
  • Чья эмблема наиболее понравилась и почему?

Время занятия: 30 минут

Упражнение 3. «Какие мы»

Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персо-нального «Я» как части общего «Мы»

Ход упражнения: Все хором произносят «Мы все», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, красивые, добрые...»

Рефлексия: Участники в кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, го-ворят о том, что больше всего запомнилось на занятии. Время занятия: 10 минут

Делается общая фотография группы. Ведущий сообщает, что она будет на-клеена на общий герб. Ведущий благодарит учащихся за участие в тренинге и активную работу, просит дать обратную связь по всей программе тренинга:

  • Что больше всего запомнилось на тренинговых занятиях?
  • Что нового вынесли для себя учащиеся из этих занятий?
  • Чему научились?

Ритуал прощания