Тренинг "Мы с тобой одной крови"
Цель игры: направить мышление детей на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.
Задача игроков: найти сходство с ровесниками и пригласить в круг ребенка на основании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живем живем в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста»
Время: 10 минут.
Участники становятся вдоль стены или по периметру комнаты. Вожатый или ведущий становится в центр комнаты и приглашает ребенка на основании сходства: «Тоня, у нас с тобой одинаковые имена». Тоня выходит в круг и ищет сходство со следующим ребенком в отряде. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым человеком. В финале игры можно рассказать детям о том, что похожи не только люди, но и народы. Во многих культурах есть игры, песни, в которых люди берутся за руки, играют, водят хороводы. Вспомнить известные фольклорные или подвижные игры, хороводы.
В старших отрядах можно усложнить игру, предложив искать сходство по какому-то определенному признаку: физическому, характерологическому, по интеллектуальным или развлекательным предпочтениям детей.
Игра «Кто нуждается в помощи?»
Цель игры: развивать лучшие качества детей — желание помочь ближнему, учить видеть нуждающихся в помощи, формировать милосердие и эмпатию к различным социальным группам.
Задача игроков: вспомнить, видели ли они людей, животных, предметы, нуждающиеся в их помощи. Ответить на вопрос: «Кто или что нуждается в нашей помощи?» — описав, как догадался об этом, что почувствовал. Повторяться нежелательно.
Время: 10 минут.
Игра может проводиться с использованием дополнительного оборудования — мяча или любого передаваемого предмета. Мы предлагаем форму организации игры — сидя в кругу на стульях.
По кругу пускается предмет. Получив его в руки, ребенок должен ответить на вопрос: «Кто нуждается в помощи?» Если ребенок затрудняется, вожатый приходит на помощь и говорит, что в помощи можешь нуждаться ты сам, как, например, в этом случае; что нужно быть внимательным и к собственным ощущениям и не стесняться обращаться за помощью.
В конце игры вожатый подводит итог: определяет самого внимательного или самую необычную просьбу о помощи. Замечательно, если до или после игры волонтер или человек, занимающийся помощью больным людям, бездомным животным и др. расскажет о своей работе, о том, почему он этим занимается.
Аналогично можно проводить игры «День прощения», «День признания в любви».
Игра «О ком я говорю?»
Цель игры: развивать способность видеть хорошее в другом человеке и учиться находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение. Игра способствует проявлению интереса к другому человеку, учит видеть особые качества детей, которые являются ценностью: скромность, милосердие. Игру можно использовать и для коррекции самооценки детей, указав на недостатки, недостойное поведение. В этом случае дети не угадывают, о ком идет речь, а должны отнести вопрос только к самим себе.
Задача игроков: когда вожатый называет качества детей, которые вызывают у него уважение, удивление или восхищение, дети должны узнать, о ком говорит вожатый. Например: «Меня восхищает умение играть на скрипке. Меня удивляет способность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого человека. Мне нравится аккуратность этого человека».
Время: 15 минут.
1-й вариант. Вожатый говорит комплимент. Дети определяют, о ком идет речь. Важно, чтобы восхищение было высказано каждому ребенку.
2-й вариант. Восхищение и удивление высказывают сами дети, а тот, кто считает, что речь идет именно о нем, поднимает руку. Если мнения совпадают — отряд получает балл. Можно сравнивать количество совпадений в разные дни или игры, проведенные в разных отрядах.
Ролевая игра «Час суда»
Игра для старшеотрядников
Цель игры: игра помогает определить степень толерантности по отношению к мнению другого человека. Развивает способность видеть одну и ту же ситуацию под разными углами зрения, ставить себя на место другого человека. Отмечать, как меняется восприятие, если ты смотришь на мир глазами другого.
Задача игроков: формировать толерантное отношение к противоположному мнению. Научиться анализировать ситуацию с позиции другого человека. Определить, какую позицию занимает каждый из ведущих игроков. Объяснить в каждом конкретном случае, по каким признакам определяется степень толерантности.
Материалы для игры:
— красные и белые карточки для «судьи»;
— пять видов карточек, определяющих степень толерантности каждого игрока к мнению другого у каждого ребенка.
1. Черная карта
Человек не разделяет взглядов и убеждений собеседника и не желает менять свое мнение, становиться на позицию другого.
2. Коричневая карта
Человек не разделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов разговаривать по отдельным позициям.
3. Синяя карта
Человек не разделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов идти на компромисс.
4. Зеленая карта
Человек имеет отличные взгляды по некоторым позициям, но готов идти на компромисс.
5. Белая карта
Человек полностью разделяет взгляды и убеждения собеседника.
Время: 20—45 минут.
1-й вариант. Все роли распределяются в одной группе.
2-й вариант. Отряд делится на две или три группы. Каждой группе дается одна и та же ситуация. Выбирается координатор игры (им может быть вожатый), который фиксирует скорость разрешения ситуации в каждой группе, особенности протекания обсуждения в каждой группе, сильные и слабые стороны позиции каждого ролевого игрока.
Ведущий рисует конфликтную, спорную ситуацию и распределяет роли.
Главные герои определяются в зависимости от ситуации (2—5 человек). Предлагается менять местами мальчиков и девочек, распределять роли олигархов и нищих, вожатых и детей. Задача ролевых игроков — стараться разрешить ситуацию, понять, по каким признакам, словам, выражению лица, жестам, интонации аналитики сделали тот или иной вывод о степени толерантности.
Хронометражист (1—2 человека) фиксирует время начала игры, переломного момента в игре, время разрешения ситуации.
Судья следит за соблюдением правил игры, поднимает красную карточку в случае некорректного ведения спора, проявления агрессии и удаляет игроков в случае грубого нарушения правил игры или после пяти поднятий красной карточки.
Ведущий зачитывает ситуацию, распределяет роли, определяет порядок высказываний.
Голос из бессознательного. 3—4 человека выдвигают версии того или иного поведения, причины согласия или возражения, упрямства в отстаивании собственной позиции.
Аналитики (количество определяет вожатый) задают вопросы, желая разобраться в ситуации. Оценивают степень толерантности в споре каждого ролевого игрока, поднимая карточку. Объясняют, по каким признакам они определили степень толерантности.
Модели ситуаций
Замечательно, если учащиеся будут разбирать реальные ситуации, сложившиеся в отряде, городе.
1. Два соседа. На участке растет яблоня, но яблоки с веток осыпаются на участок к соседу. Сосед не хочет отдавать упавшие яблоки, потому что яблоня и так ему мешает, дает тень на посаженную на участке морковь. Яблоки — компенсация за неудобство. Задача игроков — разрешить конфликтную ситуацию.
2. Любовный треугольник. Двум мальчикам нравится одна девочка. Из-за этого они постоянно ссорятся и задевают друг друга.
3. и т.д. …
Приемы игры меняются в зависимости от целей. Например, в середине игры можно поменять роли спорщиков. Маша станет Петей, а Петя — Машей.
Результат игры: разрешение конфликтной ситуации с позиции другого человека. Определение каждым игроком степени собственной толерантности в споре, причин нетерпимости к позиции другого.