Технология “Утреннего Сбора”

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
TcPvx56FrLsm.jpg

Целью технологии “Утреннего Сбора” является развитие социальных умений и навыков, способности участвовать в жизни гражданского общества. Практика “Утреннего Сбора” позволяет в полной мере осуществить личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Данная технология направлена на то, чтобы научить детей делать выбор, брать на себя ответственность за свои решения, искать творческие подходы, уважать индивидуальные особенности и способности своих ровесников, уметь работать в команде, мыслить критически и независимо. Рекомендуемый возраст – для детей 8-10 лет.

“Утренний Сбор” прост в организации, он позволяет создать Сообщество ребят, установить ответственное и заботливое отношение сверстников друг к другу, такую атмосферу в отряде, в которой легко и уютно существовать каждому.

В основе практики “Утреннего Сбора” лежат способность к сотрудничеству и дружба, забота друг о друге, свободный обмен идеями и опытом. Это основа групповой работы. “Утренний Сбор” это спланированная, структурированная акция, играющая важнейшую роль в ежедневной работе по организации аспектов заботы и ответственности. Вожатый признающий значение “Утреннего Сбора” в жизни своих подопечных и отводит по 20-25 минут в начале дня, для того, чтобы установить позитивный настрой в своем детском отряде на весь день в летнем лагере. Подобная практика эффективна для формирования способности общаться, то есть коммуникативной компетенции. Дети учатся слушать, что говорят другие, говорить так, чтобы другим было понятно, решать проблемы с помощью слов, договариваться и вносить свой вклад в общее дело.

В условиях работы лагеря отряду приходится свои мероприятия согласовывать с режимом дня других отрядов. Часть “Утреннего Сбора” – приветствие и обмен информацией - проводится после утренней линейки до завтрака, а групповую деятельность, подвижные игры, сказки и истории придется сочетать с кружковой работой, различными общелагерными мероприятиями.


“Утренний Сбор” традиционно состоит из четырех компонентов:

  1. приветствие,
  2. обмен информацией,
  3. групповая деятельность,
  4. ежедневные новости.


Приветствие – первый компонент “Утреннего Сбора”. Оно позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость. Все члены отряда приветствуют друг друга вежливо и уважительно, сидя в круге лицом друг к другу, обращаясь друг к другу по имени. Это позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль отношений в группе. Слова приветствия каждый раз слегка изменяются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал.

Приветствие может быть как вербальным, так и невербальным. Во время приветствия нужно обращаться друг к другу по имени, с уважением, вожатый приветствует первого ребенка, показывая образец, затем этот ребенок обращается к следующему, пока каждый не будет назван по имени и каждого не поприветствуют. Существует множество веселых, занимательных приветствий: можно использовать прилагательные на букву имени, пантомимические изображения, песни, считалки, вербальные и невербальные приветствия, выбор зависит от возможностей детей.

  • Начинайте групповой сбор с достаточно веселой, но не буйной игры, которая не требует особой концентрации внимания, но побуждает оставаться на своем месте.


Варианты приветствий

  • “Моего друга слева зовут…”, и весь отряд здоровается с тем ребенком, которого назвали.
  • Каждый по очереди выходит в круг и приветствует остальных по-своему, не повторяясь, остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
  • Можно вырезать из желтой или оранжевой бумаги “солнышко” - круг и лучики, так чтобы лучики были отдельно. Расположить “солнышко” в центре, а лучики раздать детям. Каждый ребенок здоровается с тем на кого он направляет свой лучик, таким образом, видно с кем еще не поздоровались.
  • Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, цветок.
  • Можно здороваться, изменяя очередность в круге: например, через одного человека в круге.
  • На карточках написать имена присутствующих. Каждый выбирает себе карточку и приветствует того, чье имя на ней написано.
  • Можно приветствовать “секретными” знаками – подмигнуть, моргнуть определенное количество раз. Каждый без слов приветствует так соседей, пока сигнал не обойдет всех и не вернется к первому отправителю.
  • Приветствуем по алфавиту, обращаясь по именам в алфавитном порядке, если кто-то ошибся, начинаем сначала.


Приветствие задает спокойный и доброжелательный тон для следующего компонента “Утреннего Сбора” – обмена информацией.

Во время этого этапа дети задают вопросы, обсуждают темы, которые их интересуют, чтобы больше узнать друг о друге. Выбирается несколько детей, которые будут отвечать, а остальные либо задают вопросы, либо комментируют услышанное. Для организации этого этапа заранее были приготовлены карточки с условными значками: вопрос и восклицательный знак. Эти карточки складывались в коробочку и дети сами вынимали по одной карточке. Если доставался вопросительный знак, ребенок должен был задать вопрос, если восклицательный – нужно было прокомментировать что-либо из услышанного или высказать свое мнение. Такая практика дает детям опыт публичного выступления, позволяет научиться слушать других, относиться терпимо к чужому мнению.

  • Следует установить одно или два простых правила, помогающие детям вести себя. Правила могут быть, например, такие: «Мы внимательно слушаем друг друга», «Говорим по очереди».


За этим относительно спокойным этапом следует третий компонент “Утреннего Сбора” – групповая деятельность.

Целью работы в группе является ее сплочение, поэтому в ней нет элемента соревновательности. Игры и упражнения помогают учиться кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Организуя групповую деятельность, важно включить в нее игры и упражнения, которые содержат: действия и движения, языковые игры и упражнения, математические игры и упражнения, естественно-научные эксперименты, а так же музыку, песни, стихотворения. Следует учитывать уровень подготовленности детей и их опыт участия в групповой деятельности.


Вариант групповой деятельности (пример для тематического дня английского языка )

  • Touch blue. Ведущий произносит команду. Каждый должен дотронуться до синего цвета на своей или чьей-то одежде, до любого предмета синего цвета. Дотрагиваться можно рукой, пальцем, локтем, головой, коленкой, бровями - любой частью тела. Затем ведущий произносит другую команду, например, “Touch red”. Нужно дотронуться до красного, не теряя контакта с синим.
  • “There is a free seat on my right. № 14 come and sit with me.” Всем участникам раздаются карточки с номерами. Участники садятся в круг, стул справа от ведущего свободен. Ведущий произносит свою фразу. Ребенок с номером 14 садится справа от ведущего, освобождая свое место. Игру продолжает тот ребенок, рядом с которым оказалось свободное место. Вместо номеров можно использовать лексику любой тематики, заменив карточки с цифрами на иллюстрации.
  • “Paint Box.” Раздать детям карточки 3-4х цветов (e.g. green, blue, orange, red), участники садятся кругом, водящий находится в центре круга и называет цвет (e.g. green). Все участники с зелеными карточками встают и ищут себе новое место, прежнее занимать нельзя, водящий тоже занимает место, оставшийся становится водящим и продолжает игру, называя новый цвет. Если водящий произносит “pain box” – все участники встают со своих мест и должны занять другие места. Вариантом игры может быть “Fruit salad”, “Seasons”, “Months”.
  • The estimate jar. Нужно угадать, сколько, например, пуговиц в прозрачном контейнере. Можно каждый раз записывать все версии на листе бумаги, а затем скрепить листы – получится «The Class Book of Estimates».
  • The jump rope challenge. Раздаются скакалки, засекается время, например, 1 минута. Количество прыжков каждого ученика записывается, затем все прыжки суммируются. В течение последующих дней прыжки продолжаются, дети отслеживают свои личные результаты и результат класса.
  • Represent 20. Нужно придумать, каким способом можно представить число 20. Например, 10+10, 10*2, 3*6+2, 24-3-1.
  • Musical chair. Пока играет музыка, все ходят вокруг стульев, составленных кругом. Музыка останавливается, каждый должен найти место, чтобы сесть. После каждой остановки один стул убирается, пока не останется всего два стула, но дети все равно должны суметь разместиться. Вместо музыки можно использовать рифмовки.
  • Simon says… игра используется для команд и инструкций, с условием, что выполняются те команды, которые начинаются словами “Simon says”.

Интересные возможности для этого этапа представляют также сказки и различные рассказы с повторяющимися компонентами, которые дети любят инсценировать.

Например, сказка “The House in the Wood”. Сначала сказка рассказывается вожатым, уже на этом этапе дети начинают исполнять роли персонажей сказки, количество которых зависит от количества участников (a fly, a bee, a spider, a mouse, a frog, hare, a cat, a cockerel, a dog, a fox, a wolf, a bear).

Очень нравятся детям “Colour dictations” and “Picture dictations”. В первом случае дети получают рисунки в черно-белом исполнении с пронумерованными участками и под диктовку закрашивают поверхности: Number 1 is green, number 2 is yellow. Во втором случае дети рисуют то, что они услышали: Nick has a big room. There is a round table in the middle of the room. There is a vase on the table. The vase is pink. A red ball is under the table.

  • Но не следует увлекаться использованием времени группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Это время для того, чтобы вместе спеть, поиграть, посмеяться, спланировать то, чем отдельные дети или вся группа будут сегодня заниматься, обсудить, что интересует детей, распределить обязанности на день.


В конце занятия снова возвращаемся к ежедневным новостям, чтобы подвести итоги тому, что было сделано, проверить выполненные кроссворды и головоломки, обсудить ответы на вопрос (по результатам ответов можно нарисовать диаграмму, чтобы дети могли увидеть соотношение предпочтений в группе).

Далее кратко сообщить ежедневные новости, то есть план на текущий день, объявить тему дня, выбрать, а иногда назначить, персону дня, предложить задания для выполнения в течение дня. Тему дня определяем на выбор.

Например, если объявляется тема “Животные”, то в групповой деятельности используются рифмовки с названиями животных и задания изобразить животное, рисуются плакаты о животных, а в конце дня подводится итог тому, что дети сделали и узнали.


Технология “Утреннего Сбора” направлена, прежде всего, на развитие социальных умений, то есть умений взаимодействовать с другими, самостоятельно принимать решения, быть уверенным в своих силах. Применение социальных умений облегчает процесс обучения, помогает ребятам адаптироваться в различных ситуациях. Дети учатся внимательно выслушивать друг друга, терпимо относиться к чужому мнению и с готовностью высказывать собственное, уважать интересы и умения других. В результате у ребят усиливается интерес к летней детской программе и активность детей и при проведении последующих мероприятий.




I 056.png

Дополнительные рекомендации.

  • Чтобы определить для детей пространство, где они будут сидеть во время сбора, можно прилепить к полу скотч в виде круга. Можно прилепить скотч не сплошной полосой, а отдельными частями по числу детей, и у них будет меньше поводов ссориться из-за места.
  • В группах самого младшего отряда, а также в ситуациях, когда групповой сбор только вводится в ежедневную практику, лучше проводить несколько коротких групповых сборов с малыми группами детей, начиная с тех, кто проявил интерес и желание, чем один длинный сбор со всей группой. Это позволит уделить больше внимания каждому ребенку и даст возможность каждому высказаться. При таких условиях будет меньше отвлекающих моментов.


Если дети во время “Утреннего Сбора” отвлекаются или болтают друг с другом?

Чаще всего причиной того, что дети начинают отвлекаться, болтать и драться между собой, является скука. Поэтому не забывайте, что групповой сбор должен быть коротким, динамичным и интересным.

Как быть…

  • Детей, которые обычно всегда задевают и отвлекают друг друга, сажайте подальше друг от друга. Если нужно, время от времени сами распределяйте места, где кто будет сидеть.
  • Сосредоточьте свое внимание на тех детях, которые ведут себя хорошо. Вы можете сказать им что-то вроде: «Молодец, Сергей, ты смотришь прямо на меня. Спасибо. Так я сразу вижу, что ты внимательно слушаешь». Не обращайте внимания на тех, кто ведет себя плохо, пока их поведение не станет мешать остальным.
  • Начинайте сбор, не дожидаясь, пока усядутся и замолчат все. Чтобы привлечь внимание детей, сначала повысьте голос, но потом, как только заметите, что часть детей угомонилась и начала слушать, говорите спокойно.
  • В самом начале напомните детям, что у них будет возможность высказаться сразу же, как только закончите говорить вы.
  • Для привлечения внимания детей используйте невербальные средства – жесты. Например, сигналом «внимание» может стать поднятый палец. Это позволит вам лишний раз не прерывать разговор.
  • Всегда старайтесь давать детям больше возможности говорить и двигаться. Добивайтесь их активного участия во время сбора.