Техники мозгового штурма
Мозговой штурм: техника переключения
Цель
В этом упражнении участники осваивают эффективную технику мозгового штурма, использующую преимущества как группового, так и индивидуального мышления.
В классическом мозговом штурме некоторые его участники в силу своих психологических особенностей могут занять пассивную позицию из страха быть осмеянным или отвергнутым.
Еще одним недостатком классической формы мозгового штурма является то, что группа часто зацикливается на одном решении и игнорирует другие возможные решения.
Техника переключения помогает этого избежать.
Основная идея
Проведите мозговой штурм всей группой, затем – повторите его в индивидуальном режиме, затем повторите штурм, отталкиваясь как от идей, полученных как в групповом, так и в индивидуальном режимах. Проведите столько раундов, сколько необходимо для достижения результата.
Ход упражнения
- Выберите тему для мозгового штурма. Попросите группу в течение 5 минут самостоятельно провести на эту тему мозговой штурм. Технику мозгового штурма они могут выбрать по своему усмотрению.
- Теперь попросите участников рассредоточиться по комнате и продолжите мозговой штурм уже в индивидуальном порядке, предложив как можно больше идей и возможных решений. По своему усмотрению они могут записывать свои идеи. Дайте на это 3 минуты.
- Снова соберите группу и попросите каждого по очереди в течение минуты представить свои идеи группе. Каждая идея обсуждается группой в течение еще одной минуты.
- Когда выступят все, дайте группе еще 3 минуты на обсуждение вариантов и выработку идеального решения.
- Обсудите эффективность данной техники.
Тайминг
Инструктаж: 2 минуты.
Упражнение: 5 минут на общегрупповой мозговой штурм + 3 минуты на индивидуальные размышления + (по 1 минуте на участника на презентацию идей + по 1 минуте на участника на обсуждение идей + 3 минуты на финальное обсуждение) = 27 минут на 8 человек.
Групповая обратная связь: 10 минут.
Обсуждение
- Что вы думаете о технике переключения?
- Получилось ли у вас выработать больше идей после индивидуального раунда?
- Как прошла вторая сессия общегруппового мозгового штурма по сравнению с первой?
- Как вы оцениваете качество идей второго раунда по сравнению с первым?
- Когда можно использовать эту технику?
Скоростной отбор
Цель
Быстро принять групповое решение.
Материалы
- Карточки
- Ручки
Время 6 минут.
Ход игры
Поставьте вопрос, на который вы хотите получить ответ группы. Это может быть вопрос о следующем предпринимаемом шаге, дискуссионный вопрос или любое другое решение, которое нужно принять группе.
Например: Что бы вы хотели видеть далее в нашем игровом бюллетене?
Первый раунд
- Запишите три ответа на вопрос на одной каточке. Эти ответы должны отражать конкретные действия.
- Передайте карточку налево.
- Зачеркните один ответ на полученной вами карточке.
- Снова передайте карточку налево.
- Зачеркните еще один ответ. Должен остаться только один ответ.
Второй раунд
- Сравните карточки с партнером. Поставьте знак Х рядом с ответом, который вам понравился меньше.
- Сравните карточки с новым партнером. Снова поставьте Х рядом с ответом, который вам понравился меньше.
- Сбросьте любую карточку с одним или двумя знаками Х на пол.
- Зачитайте идеи, рядом с которыми нет значка Х. Разложите эти карточки по комнате.
Финальный ответ
- Подойдите к идее, которую вам хотелось бы развить или узнать получше.
- Осуществите эту идею.