Танцевальные игры для детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
787a.jpg

Детские танцы – это, как путешествие в волшебную страну, где все понимают друг друга. Язык танца объединяет всех ребят в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый может реализовать себя, в том числе и в концертной деятельности.


Дети младших отрядов могут заниматься под образную музыку, которая развивает у них фантазию, дети могут мечтать, представляя себя в сказочных мирах. Ролевые игры позволяют детям стать персонажами из мультфильмов, сказок и фантазий самих детей и хореографа. Такой подход в обучении позволяет детям самовыражаться в танце. Благодаря интересу всех детей к играм вообще, занимающиеся легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы.


Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней в компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Дети могут использовать свои новоприобретенные танцевальные навыки и дома, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники, в чем им могут помочь взрослые, дав правила игры и направляя в ее рамках их энергию. Именно о таких играх и о том, как Вы можете их провести, мы и поговорим.

Игра-фантазия «Сон». Во время уроков (или собравшись в холле) дети выполняют прыжки и другие танцевальные движения в образах: жуков, кузнечиков, лягушат и т.п. Совершенствуют вращение в образах мотыльков и бабочек. На основе невольных наблюдений за повадками животных дети вместе с преподавателем в игровой форме создают пластические картинки. Вы выбираете за ком из детей закрепить какую из ролей, учитывать и пожелания детей. Если эта игра проходит вне занятий, взрослые могут быстро вместе с детьми создать импровизированные костюмы, используя ленты для создания усов, платки для имитации крыльев и т.д. Разучив в детской все представление, можно предложить детям показать результат собравшимся взрослым (если таковые имеются), что послужит для детей источником гордости. Сюжеты могут быть разными. Главное, чтобы они были по сути понятны детям, и в них было не более двух перемен действий, иначе все усилия детей уйдут не на игру, а на то, чтобы не забыть, что делать дальше. Одна из девочек (или мальчиков) пробежится и потанцует «на лужайке» (можно на полу раскидать пышные бантики в качестве цветов или искусственные цветы, если нет риска пораниться детям). Затем пристроится на табуретку и заснет. Тогда ее окружат все насекомые и будут танцевать – каждый по своему. Можно дать возможность каждому показать по несколько движений, так сказать, «соло», выходя по очереди впереди остальных. Затем девочка просыпается, от удивления хватается за голову, радуется и, становясь в круг вместе со всеми участвующими в игре детьми, кружится вокруг «пенька» (табуретки), на котором она сидела. Можно придумать свой ход сюжета.


Подобным образом можно обыгрывать и другие образы, основываясь на взаимодействие одного центрального персонажа и нескольких подобных друг другу, которые, однако, не будут идентичными, позволяя детям «искать себя», как например, в многообразии насекомых, цветов и т.д. Подобная форма – «1 плюс остальные» соответствует большинству детских играм. То есть играм, где есть ведущий, которого периодически меняют как по результатам игры, так и просто по очереди. Так и в игровых формах танца надо следить, чтобы все дети смогли побыть в роли центральной фигуры, даже если у нее «танцевальная партия» не больше остальных. Для экономии времени можно половине детей побыть в центральной роли одной игры, а другой половине – в центральной роли в другой. Иначе вместо всеобщей радости можно получить массу обид, а наиболее стеснительные почувствуют себя забытыми и забитыми. О последних надо помнить особо и выбирать их на эти роли, даже если они не напрашиваются, так как они хотят этого не меньше, но им нередко трудно попросить или перекричать остальных. Если бы центральных персонажей было больше, контроль над игрой был бы практически невозможен. Самим детям в таких условиях взаимодействовать гораздо труднее. Исключением могут быть сюжеты, где есть два центральных персонажа, но они появляются «на сцене» в разное время. Например, коза-мама, козлята и волк.


Придумайте и сами сюжет.


Сюжеты с центральным персонажем и его окружением многообразны. Вот примеры.

«Солнце и цветы», распускающиеся, когда солнце просыпается. Солнце может их обогревать, ласково погладив по голове каждого по очереди. Можно еще добивать девочку (или мальчика), которая после распускания цветов будет радоваться и скакать вприпрыжку, «цветы» ей могут дарить отростки в виде искусственных цветочков, когда она будет обходить их, создавая букет.

Интерпретация известной игру «Спящий кот и мышки». Спящий кот позволяет мышка подкрадываться, а затем пытается схватить одну из них. В отличие от обычной игры, мышки буду красться, пританцовывая.

«Снежинки (или снежки) и снеговик (или Дед Мороз)», «Учительница и озорные ученики», «Родитель(и) и дети, которые не хотят спать и притворяются, что спят, когда мама или папа входят в комнату, «Туча и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномики» «Солнышко и тучки» «Солнце и звезды». По аналогии можно придумать много таких сюжетов. Выбираем сюжет, ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей. Например, мальчикам в цветочки вряд ли будет интересно играть.

«В игрушечном магазине». Каждая «игрушка» выбирает себе наименование и образ. В магазин входит девочка или мальчик. По очереди он «включает» каждую игрушку, в результате чего «игрушка» показывает свой мини-танец – пантомиму, изображающий конкретную игрушку (куклу, робота, лошадку и т.п.). На этом этапе можно подключить также и других детей к разгадыванию: какую же игрушку изображает ребенок. Или же «роли» делятся в кругу детей, чтобы не было совпадений, тогда разгадывание становится невозможным. Настаивать на отсутствие совпадений имеет смысл только в случае подготовки публичного показа игры в виде танцевального номера. Если же таковое не предстоит, не стоит ограничивать детей, пускай уж лучше будет три лошадки и пять роботов, но каждый сможет изобразить, что хочет. Затем «ребенок – покупатель» «выключает «игрушку» и последняя замирает.

Все это, включая процесс разгадывания применимо и для предыдущих сюжетов. Например, угадайте, что был за цветок, что за насекомое. Если танец после проигрывания в детской показывается взрослым, то логично предложить взрослым угадывание. В таком случае взрослые в большей степени будут вовлечены в представление. Особенно это актуально, если взрослые серьезны, еще не настроились веселиться, то есть составляют «сухую аудиторию». В процессе разгадывания зрителями (взрослыми) есть и отрицательная сторона – некоторая дезорганизация всего процесса. Поэтому, если дети сильно шалят и вообще дети перевозбуждены, возможно, не стоит применять разгадывание. Впрочем, можно одну игру показать без разгадывания, а другую – через некоторое время – уже с разгадыванием. Разгадывание потребует у Вас больших навыков и усилий в процессе управления игрой, а также большего авторитета у детей.

Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и бабочкой, и жуком. И тюльпаном, и розой.

В любых вышеописанных сюжетах – «1 плюс остальные» логично, чтобы после поочередных взаимодействий центрального персонажа с остальными, следовал финал. В финале участвуют все, вновь воплощая каждый свой образ. Например, ребенок в магазине широко распахивает руки всем игрушкам, показывая, что они все ему приглянулись, и тогда они все «оживают» и танцуют вокруг него, каждый по-своему. Цветы танцуют вокруг солнца или пришедшего «на лужайку» за букетом ребенка. И так далее. Такой финал позволяет разграничить «раунды» игры, создать позитивное настроение и позволить детям выплеснуть накопившуюся во время поочередных взаимодействий энергию.


Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, как на занятии, так и вне танцшколы, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальной студии, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой.