Сюжетно-ролевая игра для младших

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

Сюжетно-ролевая игра

02 07 6m.jpg

В современном мире сюжетно-ролевые игры применяют в самых разных сферах жизни: моделирование рабочих и боевых ситуаций, корпоративные отдых персонала, воспитание детей.

Сюжетно-ролевая игра — совместная групповая игра, в которой ее участники воспроизводят сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок. При этом участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.

Социальная роль — это стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется:

  • названием;
  • социальным статусом индивида;
  • выполняемой функцией в системе социальных отношений;
  • ожиданиями окружающих.

Детская игра — это деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли. Для ребенка игра — это основное средство первичной социализации. Детский лагерь — это та самая среда, в которой под руководством вожатых (зачастую, бессознательным) происходит приобщение к ценностям, нормам и правилам поведения сначала в детском лагере, а позднее в обществе.

Отличие детских ролевых игр от взрослых состоит в том, что в сознании ребенка еще не сформировалась система ценностей, а знание социальных ролей ограничено. В то время как взрослый человек в каждой новой игре реализуют известную ему в деталях социально-культурную роль, ребенок только формирует ее, собирает «по кусочкам» из отдельных фрагментов, увиденных и услышанных им в окружающей его обстановке. Таким образом, в представлении ребенка сформируются такие понятие, как добро и зло, сила и слабость, верность и трусость и т.д.


Отличительными особенностями ролевых игр являются:

  1. Обязательное наличие ведущего. В ролевых играх он является основным действующим лицом, которое отвечает за организацию всего игрового процесса, несет ответственность за развитие игрового сюжета.
  2. Участники игры не соперничают друг с другом, т.к. у них одна общая цель, которую они могут достичь, только объединив свои усилия. Скорее можно сказать, что команда играет против заданного сюжета. Участники вместе придумывают новые способы преодоления трудностей и достижения конкретной цели.
  3. Раскрытие творческого потенциала каждого члена команды. Ролевая игра из всех возможных игр в наибольшей степени заставляет участников раскрыть свой творческий потенциал. Каждый отдельный игрок вживается в выбранный им образ, придумывает себе специфические качества и возможности, таким образом управляет своим поведением, влияет на действия других участников и ход игры.
  4. Отсутствие ограничений по времени и правилам. Как нет границ детского воображения, так нет рамок сюжетов. Если команда несколько раз проиграла один сюжет, она может поменять место действия или героя и идти дальше. Можно отыграть несколько действий, остановится в любой момент и продолжить на следующий день.

Общим в сюжетно-ролевой игре для всех возрастов является то, что она та же реальность, которая позволяет участникам совершать открытия и моделировать жизненные ситуации. При этом вне зависимости от результата кара не будет такой жестокой, как это могла бы быть на самом деле.


Детская ролевая игра у детей дошкольного возраста.

Уже в возрасте 5 лет малыш не просто отображает чужие действия, а играет чужие роли. Он знает, что в игре может стать, кем хочет, а не тем, кто он есть на самом деле. В воображении ребенок рисует конкретный образ и реализует в жизни по всем правилам (так, как они сформированы в его сознании). Например, мальчик становится доктором, который ведет прием больных, проводит обследование, ставит диагноз, «выписывает рецепты». При этом в игре уже задействованы другие участники, с которыми ведется бурное общение, отстаивается точка зрения.

Игры не ограничиваются одним сюжетом. К 5-6 годам накапливается багаж образов увиденных по телевизору (мультики, сказки, детские программы и т.д.), подсмотренных от взрослых (профессиональная деятельность, бытовые ситуации). Тогда ребенок объединяет несколько сюжетов в один и проигрывает «маленькую жизнь». Например, в самой распространенной игре «дочки-матери» девочки (а иногда и мальчики) со своими «детьми» играют в семейную жизнь: примерка одежды, уборка в доме, визит к доктору, поездка в деревню и т.д.

Отличительной особенностью этого периода является появление предмета-заместителя. Дети уже мыслят категориями символов и способны наделять простые бытовые предметы нужными им свойствами: бант превращается в корону, карандаш — в волшебную палочку, подушка — во врага, которого можно поколотить. Таким образом, у ребенка развивается абстрактное мышление, родителям и педагогам становится проще объяснять ему значение тех или иных вещей и, что важнее, абстрактных понятий. Чем раньше в играх детей появляется предмет-заместитель, тем быстрее проходит их психологическое развитие.


Детская ролевая игра у детей школьного возраста.

В с началом школьного периода жизни у ребенка происходит вторичная социализация. Педагоги открывают новые ценности, норм поведения и ограничений становится больше. Количество малых групп, в которых общается ребенок, становится значительно больше (класс, спортивная секция, музыкальная школа, соседи по дому и т.д.). Таким образом, поток информации усиливается. Знания по каждому отдельному вопросу становятся глубже, ребенок больше уделяет внимания деталям, отличительным особенностям вещей одного класса. Например, если раньше клубника, малина и ежевика были просто «ягодка», то теперь это отдельные конкретные ягоды, которые различаются по названию, внешнему виду, вкусу. Просто игровая мотивация все больше и больше переходит в учебную мотивацию. Через игру дети быстрее учатся чему-то новому, т.к. они сразу это все пробуют на себе. Именно поэтому особенно в младших отрядах в образовательных целях часто используются ролевые игры. Дети в роли фруктов, животных, цифр, букв и т.д. проникают в суть вещей, и это откладывается у них на бессознательном уровне.

Другой отличительной особенностью возрастного перехода является поведение в играх. Ребенок больше нацелен на результат, на отстаивание своей позиции. В ролевой игре для него также важным становится не просто проигрывание определенного сюжета, но и достижение конкретной позиции. В играх участники борются за достижение командного или личного первенства. В возрасте 6-9 лет ребенок отстраивает себя от других, определяет, чем он отличается, чем он лучше или хуже. Вожатым важно контролировать процесс игры, чтобы все дети всегда были на начальных равных условиях. Желательно также отслеживать игры, в которые играют дети. Если группа играет в одну и ту же игру, и результаты повторяются, то нужно сменить тип игры, чтобы другие участники могли проявить свои возможности.


Вожатым необходимо также играть вместе с детьми

Именно мнение вожатых, их положительная оценка и одобрение являются важными для ребенка. Причем не просто сухое «хорошо» или «молодец», а «как интересно ты играешь, можно с тобой?». И вы поймете, как засветится лицо этого ребенка, ведь он смог заинтересовать не просто взрослых, а своих вожатых. И незамедлительно вы поплывете по волнам игры, такой увлекательной и интересной. Дети раскроют вам самые потаенные уголки этого уникального явления. И вдруг вы почувствуете какую-то грусть, поймете, как быстро вы повзрослели, как рано разучились играть.


Какие роли выбирают дети?

В зависимости от возраста, дети выбирают характерные роли для своих игр, причем для успешного проведения игры необходимы следующие условия: атмосфера, в которой развивается ребенок и наличие определенных психических и физических навыков.

Наиболее значимый период развития ребенка, проходит в возрасте до 10 лет, причем этот период делится на несколько этапов, в зависимости от возраста. Это время, когда у него только формируется сознание и менталитет. Задача вожатых не только знать о существовании этих периодов, но и заметить их появление, а также перетекание одного в другой.

Ниже мы рассмотрим зависимость возраста и сознания ребенка от выбранной им роли.

Начнем с периода в жизни развития ребенка — это 5-7 лет, когда основной момент упирается в необыкновенную любознательность, когда даже взрослые не всегда могут ответить на все 10 000 вопросов ребенка. Причем вся информация никуда не исчезает, она ровно складывается в отдельные стопочки в маленькой голове ребенка. Кроме того, ребенку приносит необычайное удовольствие делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми. Он ощущает себя на одном уровне, когда может объяснить теорию складывания самолетика или кораблика из бумаги.

В более старшем возрасте, ребенку становятся очень интересны межличностные отношения. Он хочет проникнуть во все уголки, узнать как можно больше о том, как следует разговаривать со взрослыми и сверстниками, овладевает элементарными правилами этикета и очень хочет, чтобы с ним общались, как со взрослым. Ребенку в этот период времени более интересны не сверстники, а дети младшего возраста, которым он может много рассказать и чему научить. Здесь ребенок начинает играть в самого себя и делает он это очень успешно. Самым важным для вожатых является понимание того, что данный период есть самый важный в развитии ребенка, так как именно в это время он усваивает объем информации, равный объему, который он усвоит за всю последующую жизнь.


Какие роли выбирают вожатые?

Повторим о том, насколько важна игра для ребенка. Причем, чтобы развиваться, играть ему нужно постоянно, сам он порой не в состоянии ввести себя в эту игру, здесь на помощь приходят вожатые. И рассказывают, а точнее показывают, что играть можно с самого утра, когда ребенок только проснулся.

Здесь основным моментом является осознание вожатыми того, что, будучи непосредственными участниками, они не могут быть руководителями игры, то есть не могут насильно заставлять ребенка что-то делать. В этом случае теряется главное значение игры, а именно свобода творчества. Вместе с тем, играя, вожатый контролирует то, что происходит в ней, и каким образом она развивается. Если вдруг вожатые чувствуют, что игра начинает развиваться в негативную сторону, ребенок нервничает и капризничает, то в этот момент, приняв на себя роль ведущего или главного, корректирует или направляет развитие игры в правильное русло. Главное — не давать ребенку понять, что не он на самом деле руководит игрой, а вы.


Играйте везде:

Когда встаете и ложитесь спать, когда кушаете или купаетесь.

На улице, когда гуляете, рассказывайте детям об изменениях в природе, погоде, почему люди берут зонт и надевают калоши, когда идет дождь и так далее…

В помещении, когда читаете книжку или рисуете. Придумайте историю про героев картинки и попросите детей ее продолжить, пусть нарисуют ее счастливый конец.

И даже просто, режимные моменты в лагере, обыгрывайте и это. Ведь в чем состоит главная потребность ребенка, да и человека в целом? В познании, в потреблении и использовании информации. Так вот обеспечьте детей всем этим. Уделяйте игре как можно больше времени в течение дня и вы заметите, насколько сблизились со своим малышами, почувствуете, как много вам хочется им рассказать, поймете, как давно вы не играли в детство.


Значение ролевой игры в развитии ребенка

В зависимости от возраста ребенка игра имеет разное значение. В дошкольный период игра является основным средством первичной социализации. Основную информацию о природе вещей и особенностях человеческих отношений ребенок получает через игру. Для родителей игра — это инструмент направления развития ребенка в нужное русло.

Во-первых, своими действиями и поступками вожатые создают модель для подражания, создают первые образы, которые будет на себя примерять ребенок в ходе игры. Так формируются нормы поведения.

Во-вторых, участвуя в игре, вожатые могут контролировать и в случае необходимости поправлять ребенка, передавать ему необходимую и важную информацию. Так ребенок познает окружающий мир.

В-третьих, вожатые могут стимулировать детей «включать» воображение, придумывать новые образы и ситуации, то есть развивать его творческие способности.

С началом школьного периода жизни для ребенка наступает важный момент вторичной социализации. Ему нужно адаптироваться в новых условиях, примерить на себя новую социальную роль (с различной степенью успешности). Значительно расширяется круг общения, познаются новые социальные роли, которые в игре примеряются и таким образом познаются. Вместе с этим для ребенка большое значение приобретает обучающая мотивация. С точки зрения эффективности обучения игра (особенно именно в младших отрядах) наиболее приемлема для передачи новых знаний.

В игровой ситуации разрушается барьер между подопечным и наставником, общение становится более свободным. Тихим, робким детям так проще преодолеть барьер неуверенности, они быстрее и спокойнее вовлекаются в процесс игры. В ролевой игре в лагере практически все время отведено на речевую практику, у них появляется возможность овладеть основными навыками общения (познакомиться, поддержать беседу, отстоять свою точку зрения).

Ролевая игра мотивирует ее участников к развитию познавательных процессов, причем познание и овладение новой информацией неразрывно связано с чувством коллективизма, то есть задор ребят подстегивает еще и наличие ровесников, которых он не только внимательно слушает, но и активно им помогает.

Таким образом, ролевая игра не только помогает развитию потребностей и интересов у детей, но и учитывает их возраст, пол и индивидуальные психологические особенности.


Главное противоречие детской игры.

Большинство психологов, которые в своей жизни хоть раз сталкивались с таким понятием и таким явлением как сюжетно-ролевая игра, приходили к выводу, что за внешней простотой и незатейливостью скрывается большое противоречие.

В чем оно заключается?

С одной стороны, исследования показывают, что именно в игре ребенок может полностью раскрепоститься и абстрагироваться от реальности. В своих играх он может делать то, что ему хочется или то, что подсказывают обстоятельства. Вольный характер игра носит не только потому, что малыш сам выбирает содержание и действующих лиц, но и в том, что порой обычные предметы приобретают новые функции, а действия с ними — новый смысл.

С другой стороны, идея заключается в том, что именно в такой игре, не зависящей от догм и правил, ребенок учится контролировать свое поведение, которое, в конечном итоге, становится нормой. Не отдавая себе в этом отчета, малыш подсознательно решает для себя, что есть хорошо и что плохо.

Как же это происходит?

Для того чтобы игра состоялась, дети сначала выбирают себе персонажа. Это может быть реальный человек или герой мультфильма, или плод их фантазии. После того, как персонаж или участник игры выбран, малыш наделяет его определенными качествами, причем качествами, характерными только для этого конкретного героя. Что интересно, ребенок никогда не выберет себе персонаж, качества и характеристики которого он не знает или не может найти объяснения. Например, ему очень трудно играть самого себя, так как пока он не отдает себе отчета, по каким причинам он делает те или иные вещи. Поэтому, он выбирает роль взрослого, человека из своего окружения или того, на кого бы ему хотелось быть похожим.

Дальнейшие исследования показали, что просто выбрать себе персонажа и наделить его характеристиками для детей недостаточно. Они хотят проиграть все известные ему ситуации, пропустить их через себя, тем самым примерить на себя роль, ситуацию из реальной жизни, которая может произойти с этим персонажем.

Но в то же время, мы не можем говорить о произвольности в полном смысле этого слова, так как все попытки психологов изменить правила игры, например, дать возможность золотым рыбкам не исполнять желания рыбаков, или врачам чинить водопроводные трубы, наталкивались на бурю негодования со стороны детей, так как они отдавали себе полный отчет в том, что и в каком порядке должно происходить в их игре.

Следовательно, недостаточно просто говорить об этом противоречии, важно помочь ребенку не запутаться в этом сложном механизме, под названием игра.


Влияние психологической атмосферы в отряде на развитие ребенка.

Для ребенка очень важно расти физически и, что самое главное, нравственно. Т.е. вожатым необходимо дать возможность ребенку реализовать себя как полноценная личность посредством самовыражения. На всем протяжении нахождения ребенка в детском лагере необходимо присутствие близких ему людей, необходимо, чтобы эмоциональная обстановка в детском отряде была ничем не нарушена. Для ребенка самое главное — осознание того, что его любят, что, каждый раз, просыпаясь утром, он видит любящие лица своих вожатых. Ребенку важно и нужно понимать, что в любой ситуации, пусть даже и не очень приятной, он всегда найдет поддержку у вожатых.

Давайте вместе посмотрим на детей в вашем отряде и подумаем, почему в их играх иногда появляются отрицательные герои? Ребенок — существо легковозбудимое. Его психика находится только в стадии своего зарождения, именно поэтому ни в коем случае нельзя показывать подопечному, что вы раздражены или негодуете. Работайте над собой. Объясните ребенку спокойным тоном, что и почему не нужно делать в лагере. И дайте волю выходу его энергии. В раннем возрасте у детей столько нерастраченных сил, им постоянно хочется открывать для себя все новое и неизведанное. В этот период ребенок не может оперировать такими понятиями, как «из принципа» и «на зло», ему просто интересно, почему стекло звенит, а бумага рвется. Дайте детям свободу действий, не ограничивайте и не одергивайте их по мелочам. Их психика очень уязвима и, наказав или пристыдив их не по делу, вы сами рискуете развить будущие комплексы и фобии в вашем младшем отряде.

Но, вместе с тем, мы не говорим о вседозволенности и попустительстве. Вожатым важно организовать жизнь каждого ребенка.

Сюжетно-ролевая игра ребенка — это зеркало реальной ситуации в детском отряде и показание того, насколько хорошо относятся в нем к ребенку. В глубине души, он все идеализирует и старается сделать лучше.

Так что, возможно, это не мы, вожатые, люди, которые должны заниматься воспитанием, а наоборот?..

В заключение хотелось бы сказать о том, насколько важна ролевая игра для ребенка. На каждом этапе возрастного развития игра несет не только информативно-психологическую, но и деятельностно-отобразительную нагрузку. Причем как первое, так и второе самым активным образом влияет на физическое и моральное развитие ребенка.

В процессе игры дети порой просто забывают об окружающей его реальности и переносят себя и своих героев в увлекательный мир игры. Здесь самое главное для вожатых — почувствовать эту грань и ни в коем случае не «спугнуть» ребенка, а самим принять участие в ней и таким образом помочь ребенку познать окружающий мир.

Кроме того, не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Ни в коем случае нельзя занижать его способности, каждый малыш хочет, чтобы с ним общались, как с равным, как со взрослым, именно тогда он раскроет всю полноту своей личности.



Смотреть также...