Способы случайного деления на группы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
S05aQT-fn0.jpg

Выбор способа разделения ребят на группы во время мероприятия может исходить из цели образования групп, например,

  • по сходным интересам для заданий разного направления и уровня сложности;
  • группы, в которых есть ребята разного уровня подготовки, чтобы дети помогали друг другу во время выполнения заданий. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.


Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить ребят на группы на мероприятии?

  • по их исходному группированию, просто делим холл с детьми на сектора;
  • по списку (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке;
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные ребятами (потом они по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один участник, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры, изображения животных, растений, а также ряд других терминов и понятий, характерных для каждого текущего мероприятия.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов и проч.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде ведущего дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений отряд разделяется на пары (должно быть четное число ребят).
  • Лидеры. Вожатый может как предложить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того участника, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ребята называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь отряд не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть.
  • Роли, предпочтения. Например, вожатый заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе.
  • И другие способы.

Конечно, можно делить ребят на группы и по желанию, однако в часто лучше разбивать участников на разные по составу группы, а с учетом большого числа ребят в отряде, составы могут быть всегда разными и неожиданными.


Как разделить ребят на группы?

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими сверстниками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным участникам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.


Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в отрядах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Вожатому необходимо не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот участник должен быть в ней. Участник вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях вожатому нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ребята.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача вожатого, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на мероприятиях вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом происходящего. Чтобы избежать организационных трудностей, вожатому следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в холле песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и "трудным" детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, вожатого постигнут неудачи, но со временем, если вожатый будет работать в системе, он обязательно почувствует свой отряд, ребят, и научится создавать группы на лету.