Советы новичкам аренного лазертага

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Советы новичкам

BRuw3UBZxMkm.jpg

Быстрая «прокачка» для новичка

Ты – новичок в лазертаге, но тебя уже зацепило? Не любишь играть с опытными игроками, потому что нижние строчки игрового рейтинга – всегда твои? Все внутри протестует, когда эти самодовольные «ветераны» называют тебя «мясом»?

Давай покажем им! Соберись и читай внимательно: сейчас ты узнаешь то, что знают они, но не рассказывают тебе, потому что в этих секретах их сила.


Какой жилет выбрать?

Если услышишь «бери любой, они одинаковые» – тебя пытаются сбить с пути воина света. У каждого жилета свои плюсы и минусы, свой «характер»: у одного больший радиус поражения, но скорострельность чуть уступает остальным; датчики другого очень чувствительны к поражению лучом, зато он сносит все и вся при дальней стрельбе. Одни удобны в защите, другие убийственны в атаке, третьи – лучшие друзья снайпера. Попробуй все – найди свой!


Как выжить?

Попроси брифингиста или «ветерана» показать, как закрываются передние датчики. Это «боевая стойка» – то, что отличает аренщика от любого другого человека с оружием на планете. На протяжении всей игры не расслабляйся, держи эту стойку – сначала будет сложно, привыкнешь – будешь практически неуязвим в дальней дуэли!

Спинной датчик, как игла Кащея, запомни – его нужно беречь больше всего. Передвигайся по арене боком, левым плечом вперед (если ты правша), прижимайся спиной к элементам лабиринта и стенам, не забывай визуально контролировать ту часть лабиринта, откуда противник может «снять» тебя в спину.

Кстати, по поводу визуального контроля: ни на секунду не задерживай взгляд в одном направлении, хочешь жить – контролируй зону на 360° вокруг себя.


Как «дуэлиться»?

Время от времени, преднамеренно или нет, ты будешь встречаться с кем-то из команды противников «лоб в лоб». Убегать бесполезно: повернешься спиной – подставишь «иглу Кащея», помнишь? Если будешь пятиться, то противник в это время поточнее прицелится, и, опять же, ты – в респауне. Танцуй! Да-да, посмотри, как «дуэлятся» «ветераны»: приседают, вращают корпусом, прыгают, и все это в бешеном темпе: у противника не остается шансов прицелиться.

Если их двое, а ты один, лучше позови на подмогу своих воплем «У меня двое!». И помни про стойку: закрытые датчики – живой ты.


Как выработать командную тактику?

Хорошо изучите лабиринт. Найдите позиции с удачными прострелами, которые позволяют контролировать секторы лабиринта по нескольким направлениям.

Попросите у оператора арены карту лабиринта, распределите между игроками зоны, которые каждый из них будет контролировать. Избегайте стационарных позиций: лучше, если игроки будут активно и продуманно перемещаться по вверенной им территории.

Активный чат – еще один залог успеха. «Один справа!», «Двое в «кишке»!», «Снайпер!», «База!», «Я снят!» – держите свою команду в курсе всего, что видите.

Учитесь у лучших команд. Приглашайте на свои тренировки «ветеранов», запоминайте, как именно они взяли у вас базу и анализируйте, почему они не сдали свою. Интеллект в игре сильнее бластера!


P.S.: Краткий словарь юного бластероносца.

Деф – игроки, которые защищают свою базу.

Респаун – время между поражением и «оживанием» игрока (6 сек. при поражении в передние датчики, 8 сек. при поражении в датчик на спине).

Чистильщик (охотник) – игрок, перемещающийся в средней части лабиринта с целью обстреливать противников, оставаясь незамеченным и помогая таким образом атаке или дефу своей команды.

Работа по фрагам, зарабатывать очки на фрагах – концентрация команды на обстреле соперников без цели взять у них базу.

Десматч – режим игры, при котором базы неактивны. Задача – набрать максимальное количество очков, убивая соперников.


Улучшение показателей

Рекомендации, направленные на улучшение личных показателей при игре в лазертаг


1. Учитесь стрелять прицельно в движении, стоя, сидя, в левосторонней или правосторонней стойке. Чем ближе вы к противнику, тем тщательнее нужно прицеливаться в датчики (чем ближе цель, тем уже поражающий луч, которые ее достигнет).

2. Не подставляйте сенсоры под выстрелы противника – максимально закрывайтесь и при движении, и при стрельбе, не нарушая, тем не менее, правил игры и джентльменских соглашений.

а) При перестрелке на открытом месте или наступлении: рекомендуется стоять (передвигаться) боком и держать бластер так, чтобы он вместе с вашими руками закрывал грудные датчики по направлению движения. Так как боковые датчики бластера очень уязвимы, то его дуло всегда должно быть развернуто к вашему ближайшему противнику.

б) При стрельбе без смены позиции: при большом количестве противников одно из главных правил перестрелки – быть закрытым сбоку и сзади от других игроков. Весьма уязвимым оказывается боец, сам скрытый перегородкой, но выставивший за нее свой бластер. За перегородку должен высовываться только кончик дула. Если вы ждете противника в засаде, то наиболее эффективна стрельба с колена – вас труднее заметить. Вообще, если вы не планируйте сорваться с места прямо сейчас – приседайте.

в) При передвижении, не видя противника: рекомендуется двигаться, как и при перестрелке, закрываясь с направления возможной атаки и постоянно ведя огонь по местам вероятного появления противника.

3. Сбивайте прицел противника. Прыгайте и приседайте в дуэлях. Если противник хорошо закрылся, делайте несколько выстрелов и меняйте позицию.

4. Не приближайтесь к цели вплотную — часто труднее попасть в упор, чем с некоторого расстояния (из-за ширины поражающего луча). Также, оставаясь в отдалении, вы меньше привлекаете внимание, увеличивая время безопасной атаки. Косые попадания по сенсорам (с боков или с острых углов) не менее, а зачастую и более эффективны, чем прямые.

5. При перестрелках старайтесь нажимать на спусковой крючок в соответствии с установленной скорострельностью, иначе будете терять выстрелы. При атаке базы смотрите по сторонам, чтобы успеть выстрелить в защитников, которые появятся при первых звуках тревоги. Помните, что база фиксирует не все выстрелы, а не более одного в секунду.

6. Очень важна скорость, с которой вы осматриваетесь на поле. Не концентрируйтесь на ком-то одном. Чем больше людей, тем важнее видеть всех, кого вы можете поразить и кто может поразить вас. Отслеживайте перемещения своих игроков, так как взаимодействие с ними повышает ваши шансы на выживание. Не забывайте время от времени менять направление движения, в том числе и на 180°, ожидая нападения с любой стороны. Наиболее правильное передвижение по полю – короткие перебежки и короткие остановки. В местах, защищенных угловыми стенками, можно оглядеться и немного подождать – не бежит ли кто за вами. При остановках рекомендуется приседать и использовать их для коротких засад.


Командная игра в лазертаг — стратегия

Капитану команды, а в идеале и всем игрокам, необходимо представлять стратегические направления, в рамках которых достигается преимущество при игре равных или примерно равных по силе команд: контроль над полем и синхронность действий. Ниже приведены некоторые тактические рекомендации и следствия из этих направлений в общестратегическом аспекте.


Контроль над полем

Контроль над полем ставит целью владение большей (относительно противника) территорией игрового зала, в первую очередь позиций, позволяющих просматривать и простреливать все направления. Чем эффективнее решается эта задача, тем сильнее развязаны руки и в направлении атаки, и в возможности перемещений. Преимущество в контролируемой площади дает возможность для проявления любой инициативы: перестроения, оттеснения чужих игроков, нарушения их взаимодействия, вскрытия защитных построений и т. п. Кроме того, выгодная диспозиция требует отслеживать меньше направлений. Скученность команды (особенно под базой) ведет к уязвимости ее позиций: во-первых, групповые мишени легко снимаются одной очередью, а во-вторых, после снятия одного защитника можно короткой перебежкой атаковать остальных защитников или базу, не теряя времени на сближение.


Техника борьбы за пространство:

1. Поражая игрока противника, необходимо занимать открывающееся место на поле и атаковать других ставших уязвимыми игроков (не видящих вас, стоящих спиной или боком). Атаковать нужно без приближения, из максимально закрытой позиции. Таким образом, ломается линия защиты, а иногда и атаки, и захватывается новое пространство. Дополнительно вы резко отвлекаете внимание противника на себя, и ему приходится защищаться одновременно с нескольких сторон.

2. Подстреленного игрока противника необходимо заставлять убегать и прятаться, решительно сгоняя с выгодных позиций. Хорошо срабатывает ведение непрерывного огня по «убитому» игроку из укрытия, так как невозможность снять оппонента при отживании заставит его сменить позицию, чтобы не терять очки.

3. При перемещении на поле нужно занимать пустующее место, а не жаться к своим игрокам. Исключение составляет непосредственное прикрытие, но даже в этом случае необходима дистанция и раздельное движение. Если один игрок бежит впереди, лучше немного отстать и прикрыть его сзади и сбоку. Оправданное исключение – возможность вдвоем проскочить на чужую базу и закрепиться в районе «запретки».

4. Выбирать место для засады необходимо таким образом, чтобы сохранять эффективность. Если игры вокруг вас нет, то один точный выстрел за минуту сидения, конечно, принесет вам и вашей команде очки, но остальным это время придется играть в меньшинстве. Здесь существует тонкость. Если команда владеет инициативой, то из засады должен простреливаться как можно больший участок поля, если наоборот – сидящий в засаде должен быть максимально защищен, отслеживаемый участок поля может быть небольшим, но надежно прикрытым. Последнее особенно актуально для игры «от базы», так как, не владея инициативой, команда наверняка сгруппируется в своей зоне и сконцентрируется на ее защите.

5. Несмотря на плюсы рассеянной расстановки, позволяющей контролировать большее пространство, в защите зачастую выгодны и компактные построения, когда игроки образуют треугольник или четырехугольник перед базой, защищая ее и друг друга. При этом один или двое выбирают позицию спиной к атакующим под защитой угловых перегородок.


Синхронность действий

Второй залог успеха команды – синхронность действий. Набегая по одному и вразнобой, трудно создать реальную угрозу противнику. Одновременная, сравнительно медленная атака несколькими игроками сразу гораздо эффективнее нескольких быстрых, но хаотичных набегов. Кроме того, постоянно передвигаясь по полю, игроки меняют конфигурацию контролируемого пространства, поэтому необходимо грамотно поддерживать их перемещения, заполняя пустоты или организовывая давление на атакуемую точку с различных направлений.


Следствия:

1. Если кто-то из вашей команды перемещается, и вы можете разумно его поддержать, не подставляя себя и не оголяя контролируемое пространство, начинайте перемещаться тоже. Преследовать при этом можно две цели: атаковать ту же точку с другой стороны или незаметно выдвинуться вперед, пока внимание противника отвлечено. При этом вы не должны оказываться со своим партнером на одной линии огня. Если неудобно или опасно поддержать рывок движением, поддержите его стрельбой.

2. Помогайте товарищам по команде: снимайте с них хвосты и предупреждайте о наличии хвоста у себя, чтобы подловить или задержать бегущего следом противника.

3. В защите синхронность действий должна проявляться наоборот. Если один или несколько игроков побежали разбираться с проникшими на базу, внимательно оглядитесь и, если необходимо, спрячьтесь и прикройте их от набегающих игроков противника.


Фиксированная расстановка

Расстановки игроков с четко очерченными зонами ответственности труднодостижима. Можно выделить две причины, заставивших приостановить наработки в этом направлении: объективная неэффективность и трудность поддержания.

Объективная неэффективность продиктована, прежде всего, невозможностью надежно укрепиться где-либо на поле. Противник может появиться с любой стороны и в любом количестве, ломая домашние заготовки. Причем предписанные передвижения и позиции по штатному расписанию могут оказаться абсолютно не адекватны сложившейся ситуаций. Необходимость быстро и эффективно реагировать входит в прямое противоречие с детализированным требованием играть какую-либо роль на поле.

Трудность поддержания фиксированных связей между игроками ярко проявляется даже при игре парами. Часто крайне затруднительно восстановить взаимодействие с конкретным игроком после того, как его подстрелят. Что делает подстреленный игрок? Он на шесть секунд выбывает из игры и старается спрятаться. Защищать его, все время держась рядом, значит отдавать пространство и инициативу противнику. В атаке вы вообще не можете на это отвлечься – отступить или остановиться зачастую еще опаснее, чем продолжить движение вперед. Но стоит выделить даже не потери времени или отданную инициативу в угоду восстановления пар, а невозможность наблюдать за своими партнерами более чем краем глаза. Игра динамична, и свой игрок – это жилет с лампочками знакомого цвета. Вы не можете позволить себе рассматривать его внимательно, потому что должны быть сконцентрированы на противнике и только на нем. Даже узнав вдалеке своего напарника, часто не имеет смысла бежать к нему для воссоединения. Во-первых, убьют еще по дороге. Во-вторых, вы выпадете на это время из игры. В-третьих, еще и вашему партнеру придется отвлекаться на вас. Мораль проста: в игре необходимо ориентироваться на ближайшего к себе игрока, кем бы он ни был. Где бы вы ни оказались, необходимо искать выгодное положение на поле, заняв которое, можно оказать максимальную помощь защите или нападению, взаимодействуя с игроками, находящимися в данный момент рядом.

Как ни странно, на практике положительный опыт принесло не деление на линию атаки и линию защиты, а деление на фланги. За счет такого деления достигается относительная сбалансированность размещения команды на поле. В простейшем случае половина игроков играет на левом фланге, половина на правом, и любой желающий может перемещаться в центр. Взаимодействие в атаке и защите по принципу «смотри на соседей».


Командная игра в лазертаг — тактика

В командах с постоянным составом роли игроков обычно разделяются на «атакующих», «защитников» и «среднюю линию» («охотники» или «чистильщики»). Коротко рассмотрим особенности каждой роли.

1. Атакующие Рекомендуется атаковать базу одновременно с разных сторон, причем стрелять нужно постоянно даже если вы еще не видите потенциального противника. Очень важно представлять, где могут находиться вражеские защитники на момент атаки, чтобы не попадать под перекрестный огонь раз за разом.

Огромное значение имеет слаженность атакующих. Например, можно использовать тактику, в соответствии с которой один из атакующих делает попытку прорыва под базу, а второй остается в укрытии за ближайшей стенкой. Первого неизбежно снимают защитники, но в этот момент они попадают под огонь второго атакующего, который тут же делает попытку взять базу. В 99% случаев он этого сделать не успеет, поскольку попадет под огонь отживших защитников, но к тому времени отживет первый атакующий… такой цикл после многократного повторения дает хорошие шансы на взятие базы, но требует от атакующих высокой физической выносливости и точной синхронизации действий.

В случае, когда вся команда противника ушла в защиту, используйте следующий прием. Необходимо запереть все выходы из зоны противника, чтобы не упустить ни одного игрока, который может воспользоваться ситуацией и попытаться незаметно уйти в атаку на вашу базу. Четверо атакующих должны занять такие позиции, чтобы не попадать под огонь защитников и держать под непрерывным огнем дальние прострелы. Остальные игроки (двое или трое) должны непрерывно имитировать попытки прохода под базу, не давая защитникам спокойно сидеть на местах и вытягивая их под огонь снайперов. Через некоторое время можно осуществить реальный проход под базу, где и закрепиться на границе «запретной» зоны (под ней понимается зона, из которой база может быть поражена и в которой запрещено находиться пораженному игроку атакующей команды). Такой маневр заставит защитников сосредоточить огонь на «наглецах», что даст шанс дальним снайперам сделать неожиданную вылазку для взятия базы.

Постоянно перекрикивайтесь с игроками вашей команды, «боевой чат» дает необходимую информацию и облегчает атаку. Используйте выкрики типа «один под базой» – один живой защитник в «запретке», а остальные поражены – и т. д. Это позволит другим атакующим четко действовать при атаке.

После взятия базы атакующим лучше оттянуться в среднюю зону, поскольку противник может воспользоваться полуминутной неуязвимостью собственной базы для стремительной контратаки. Кроме того, атакующему, который уже взял базу, лучше поменяться местами с кем-то из защиты или средней линии, чтобы команда имела возможность взять базу еще раз.

2. Действия защитников Принято считать, что защитники должны обязательно прятаться в засадах, так как это позволяет им прикрывать датчики. Но очевидно, что неподвижный игрок гораздо уязвимее и предсказумее, чем тот, что постоянно двигается, тем более что профессиональные игроки и перемещаются в закрытых стойках. Поэтому гораздо эффективнее тактика, когда один защитник сидит около базы и периодически меняет свое местоположение, а остальные охраняют подходы к базе, постоянно передвигаются, держат среднюю линию и, в случае опасности, мгновенно оттягиваются к базе.

Тактика всей защиты должна строиться не только на поражении противника (он все равно оживет и продолжит атаку), а на «провожании» – удержании противника как можно дальше от базы. Многие не уделяют этому должного внимания, но если вы (защитник) поразили атакующего, то нужно удерживать его под обстрелом до тех пор, пока вас не «убьют» или пока он не убежит! Очень часто отступающий противник открывает спину и не успевает скрыться за отведенные 6 секунд респауна — этой возможностью нельзя пренебрегать. Оттесняя противника как можно дальше от базы, вы не дадите ему собраться с силами и организовать синхронную атаку с разных сторон.

Оповещайте о приближении противника (например, «база слева») — это даст возможность другим игрокам вашей команды сориентироваться в направлении стрельбы. Когда ваша база поражена идите в атаку, ведь ближайшие 30 секунд вам все равно нечего охранять. Массированная атака всей команды даст шанс поразить базу противника и вернуть очки.

3. Средняя линия Это один или два игрока, функцией которых является охота в средней зоне (в идеале по спинам атакующего противника). При необходимости могут подключаться к атаке базы противника. На этих игроков ложится максимальна физическая нагрузка, поскольку они должны не только удерживать под контролем большую зону, но и активно дуэлиться с игроками противника, оттягивая их подальше от баз в среднюю зону.

P.S. Если вы – более слабая команда, проигрываете и не можете взять базу – поменяйте тактику. Например, перестаньте вообще атаковать, удерживайте всей командой атакующих противника и набивайте на этом очки. На короткое время эта тактика сработает. Иногда стоит сделать что-то совершенно неожиданное, например оккупировать базу противника всей командой – эффект по очкам не известен, но это удивит противника и приведет его во временное замешательство.