Советы для построения эффективных взаимоотношений
1. Правила успешного взаимодействия
- Длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8-15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются.
- Голос является сильным инструментом убеждения — он может вызвать как симпатию, так и антипатию к говорящему человеку.
- Паузы являются очень мощным, но часто недооцениваемым инструментом воздействия. Они усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное. После длинной паузы можно, например, легко сменить тему разговора.
- Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.
- Чем абстрактнее то или иное понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому уже в начале разговора нужно объяснить ребенку как партнеру смысл, который вы в него вкладываете.
- Прежде чем начать разговор, подготовьтесь. Это поможет вам изложить информацию в логической последовательности, а также быть краткими и не отклоняться от главной темы.
Сюда же можно добавить еще несколько рекомендаций:
- Говорите ровно столько, сколько нужно, чтобы ребята поняли вас. Не стоит увязать в деталях и забрасывать подростков ненужной уточняющей информацией. При необходимости это можно сделать потом.
- Не отклоняйтесь от темы разговора.
- Избегайте двусмысленных выражений.
- Запишите ключевые слова на карточку. Это поможет вам структурировать свои мысли и позволит сосредоточиться на основных моментах речи. Кроме того, если при разговоре вы что-то забудете, карточка с ключевыми словами поможет вам восстановить это в памяти.
2. Не спорьте из-за пустяков
Если вы любите спорить и давить на своих подопечных, вы можете нажить себе кучу врагов, даже если ваши положения вполне логичны. Подростка невозможно убедить в чем-то, если он сам этого не хочет. Любой спор изначально бесперспективен. Один раз озвучив свою позицию, любой человек предпочитает ее придерживаться. Это общая закономерность. Подростка можно, конечно, переспорить, задавить в споре неопровержимыми, казалось бы, доказательствами. Только при этом вы не измените его мнения.
Какой из этого выход? Задавайте вопросы: «Не кажется ли тебе...?», «Не лучше ли это сделать так...?» и т.д. Вопросы помогут избежать утвердительных предложений. Вопросы не давят на ребят так, как утверждения. Ваш сдержанный тон найдет благожелательный прием у подростков. Вопросами такого рода можно «убить двух зайцев»:
- сообщить вашему подопечному ребенку то, что думаете;
- сделать ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.
3. Несистематизированная информация хуже воспринимается
Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного. Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, так как при этом пропадает целостность восприятия. Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить свой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача «заболтать» собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию. Люди вообще часто верят словам. Но гораздо целесообразнее больше уделять внимания поведению ребят, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что подростки говорят в пользу того, что они делают. Заодно неплохо проанализировать связь или расхождение слова и дела.
4. Негативные и позитивные слова
Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.
Негативные слова | Позитивные слова |
---|---|
Должен | Хотел бы |
Необходимо | Предпочел бы |
Нужно | Желательно |
Ужасно | Не так хорошо, как могло быть
Идет вразрез с ожиданиями Могло бы быть и лучше |
Страшно | Немного тревожно |
Неудача | Неполная победа
Иной поворот событий |
Растерянный | Отдающий неполный отчет в сложившейся ситуации |
Провал | Затруднительное положение |
Говорите спокойно. Если ребенку начать что-то объяснять на повышенных тонах, то понимание будет затруднено. Чем более чувствителен человек, тем это заметнее. Эту закономерность легко объяснить. Дело в том, что все внимание ребенка, на которого обрушивается поток негативно окрашенных слов, сосредоточено не на смысле слов, а на отношении к нему говорящего. В результате внимание сдвигается и блокирует аналитическую деятельность мозга. Поэтому все слова, сказанные на повышенных тонах, слушающим просто не воспринимаются. Это является защитной реакцией организма, которую нужно учитывать. Для того чтобы нейтрализовать подобные явления, можно пользоваться, например, фразой: «Если ты будешь говорить спокойно, я смогу тебя лучше понять», против этого сложно что-либо возразить. Эта фраза не вызывает в ответ агрессивную реакцию, потому что она нейтральна.
Изменение смысла сообщения при помощи интонации. Большое значение в процессе общения имеет тон голоса. По-разному расставляя акценты, можно в значительной степени изменить смысл посылаемого сообщения. Например, фразу «Эту проблему мы должны решать совместно» можно сказать абсолютно по-разному.
Выделение голосом | Смысл утверждения | Намерение партнера |
---|---|---|
Эту | А не какую-либо другую | Концентрация внимания |
Проблему | А не рядовую задачу | Определение степени сложности |
Мы | А не кто-либо другой | Коллективная ответственность |
Должны | А не хотели бы | Уровень решения |
Решать | А не только обсуждать | Уровень решения |
Совместно | А не в одиночку | Метод решения |
5. Приемы, повышающие эффективность коммуникации
Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.
Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени пионера, с которым общается вожатый. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению подростка как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение подростка к вожатому.
Прием «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что«я — твой друг». А друг — это сторонник, защитник. У ребенка возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.
Прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес ребенка, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к вожатому.
Прием «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем твоего подопечного ребенка. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение пионера.
Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к хобби, увлечениям подростка, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
6. Приемы, позволяющие расположить к себе собеседника
- Старайтесь проявлять искренний интерес и внимание к ребятам и их проблемам.
- Будьте приветливы и доброжелательны.
- Запоминайте имя ребенка и все, что можно о нем узнать — увлечения, слабости. Это поможет найти общие темы для разговора. Ничто так не располагает подростка к взаимодействию, как общие интересы, общие хобби.
- Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие.
- Никогда не унижайте ребенка, даже если он не прав.
- Дайте вашему подопечному почувствовать его значимость, подчеркните его умения, поощряйте, говорите комплименты, применяйте похвалу. Делайте это искренне: фальшь легко распознается.
- Искренне признавайте достоинства ваших подопечных. Задавайте им вопросы «на понимание» вопросов той области, в которой они разбираются.
- Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
- Дайте возможность подростку «спасти свое лицо».
- Хвалите ребят за каждый их даже скромный успех и будьте при этом искренни.
- Отдайте должное его действительным успехам и достижениям.
- Делайте так, чтобы ребятам было приятно исполнить то, что вы хотите.