Советы вожатому

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
X 48cfcb7fm.jpg

Летние лагеря – разные. И они похожи на корабли.

Надо, чтобы корабль-лагерь, во-первых, не сидел на мели, а обеспечивал движение вперед; во-вторых, чтобы он имел маяки-цели и не болтался в море жизни без руля и компаса; в-третьих, чтобы не плавал по одним и тем же привычным «заезженным» маршрутам. И хотелось бы, что бы дети были не столько пассажирами, сколько командами, экипажами своих кораблей.

Какими быть лагерям? Разными. Разнообразие – принцип детской жизни. Однообразие утомительно и непродуктивно.


ЧТО ВЗЯТЬ ЗА ОСНОВУ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ?

Можно предложить несколько вариантов лагерей:

1. Летний детский лагерь на одну смену (или на все лето) становится Городом, Республикой, Сказочной страной (можно использовать и наиболее рациональные формы организации жизнедеятельности в природе – муравейник, улей и т.д.).

2. Летний детский лагерь является профильным (без специального отбора детей): спортивный, экологический, интеллектуально-познавательный, туристический, историко-краеведческий и т.д.

3. В летнем детском лагере в рамках непрофильных смен создаются профильные отряды, работающие по индивидуальным программам: туристско-краеведческий; спортивный; медицинский; технического, художественного, прикладного творчества; юных друзей природы и т.д. Это не означает, что все дети за одну смену должны стать туристами, спортсменами, интеллектуалами. Главное – приобщить ребенка к новому в любом качестве (активного игрока, туриста, знатока, любителя, болельщика, помощника и т.д.). Самое ценное здесь – романтика, игра, занятость и участие, выбор дела по душе, возможность самореализации.

4. Летний детский лагерь может быть специализированным оздоровительным лагерем, который в первую очередь ориентирован на укрепление здоровья детей. Здесь могут быть использованы разнообразные мероприятия по оздоровлению: игры, походы, встречи с интересными людьми (спортсменами, медиками, артистами и т.д.), но главное – много активного отдыха, движения, свежего воздуха.

5. Летний лагерь для детей и родителей (семейный лагерь).


Этот список можно продолжать, и заинтересованные организаторы, безусловно, его продолжат, так как им, и только им предстоит решать один и главных вопросов каждой смены: «Как жить лагерю?»


ЧТО В ЛАГЕРЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ?

Конечно же, отдых. Но лагерь – не просто дом отдыха. В лагере ребята живут по законам и правилам детских коллективов. Постарайтесь не нарушать эти правила:

Самостоятельность.

Не надо делать и думать за ребят, не надо водить их за ручку, тем более строем. Пусть думают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие.

Коллективизм.

Любое дело надо придумывать для всех и для каждого. Это когда у всех общие интересы, когда друг без друга скучно. Но коллективизм всегда ради личности.

Творчество.

Каждое дело выполнять, с выдумкой, личной и коллективной инициативой.

Польза.

Себе, отряду, людям. Выбирайте дела на пользу всем.

КТД.

Из всех дел самые важные коллективно-творческие дела: познавательные, трудовые, спортивные. Говорим дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях. Оно – коллективное, потому что совершается вместе с ребятами и их старшими товарищами. Оно – творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что не только выполняется, но и задумывается, планируется, организуется, оценивается сообща.


КАК ПОНРАВИТЬСЯ ДЕТЯМ?

Понравиться детям – это первая педагогическая задача, которую вы обязаны профессионально решить, если работаете в лагере. Может быть, это звучит несколько официально – «педагогическая задача», но любой другой подход, любое другое отношение к этой проблеме могут обернуться для вас морем неприятностей. Вы просто не сможете решить ни одной из последующих задач, если не справитесь с этой. Еще ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путевое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего «расшифруйте» для себя это словосочетание – «понравиться детям». Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то «понравиться детям» означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то «понравиться детям» воспринимает как «влюбить в себя детей», завоевать их восхищение и обожание. И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И, примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы ни были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «Произвести первое впечатление». Как оно возникает, порой трудно объяснить. Маленькие дети, если их спросить о том, почему им понравился вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: «Понравился и все». И это не случайно, ведь в возникновении первого впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мысли и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если все-таки разобраться без привлечения «биополей», «флюидов» и «энергоканалов», то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

3. Ваши запахи.

4. Тембр вашего голоса.

5. Ваша жестикуляция.


Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех «положительного первого впечатления» вам обеспечен. А для этого воспользуйтесь рядом советов. Одним из них нужно последовать перед самым отъездом, а для выполнения других потребуется время. Итак:

.. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными. Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и неглаженые рубашки, тапочки на босу ногу и сальные волосы.

.. Еще раз с утра пораньше изучите перед зеркалом свое лицо. Изобразите на нем пренеб- режение, уныние, злость, растерянность, скуку, надменность. Согласитесь, что вам самим не доставляет наслаждения лицезреть эти мимические зарисовки. Откажитесь напрочь от них. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше «не снимайте» до вечера (можно взять с собой маленькое зеркало, чтобы время от времени проверять, не потеряли ли вы свою улыбку).

.. Не забудьте почистить зубы и обязательно воспользуйтесь хорошими духами или одеколоном.

.. Еще раз подойдите к зеркалу (желательно большому) и изучите свои жесты. Попробуйте сделать то, что тысячи людей делают непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, а потом в носу, почешите себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните плечами, скрестите ноги, повыковыривайте языком крошки из зубов – вас, вероятно, оттолкнет увиденное своей неэстетичностью. Это хорошо, зафиксируйте в памяти все движения, которые вам неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, порепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставит удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.

.. И самое трудное – исследуйте свой голос. Для этого можно записать себя на магнитофон. Не пугайтесь, если при прослушивании обнаружите, что вы неприятно взвизгиваете в верхнем регистре или хрипите в нижнем, что у вас свистит буква «С» или западает «В». Это все исправимо. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр и почитайте выразительно стихи. При повторной записи на магнитофон вы найдете, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.


Произвести первое впечатление – это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: «Произвести второе впечатление».

Попробуйте сесть в спокойной обстановке. Положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересны детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

.. Чем интересным я занимался в жизни?

.. Какие у меня есть способности и таланты?

.. За что меня уважают и любят друзья?

.. О чем увлекательном я могу рассказать?

.. Чему необычному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Теперь вам предстоит это сделать.

Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы: «Да ну его, только и умеет командовать», «С ней с тоски можно помереть», «Она даже шуток не понимает». Чтобы выдержать проверку на «интересность», нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересны окружающим.

При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспособности. Конечно, если вы профессионально играете на гитаре, владеете приемами каратэ, предсказываете по руке судьбу, водите мотоцикл, с одной спички разжигаете костер и с завязанными глазами рисуете портреты, – это неплохо, и это произведет на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, коллекционируете фантики, читали книжку «Земля Санникова», можете отличить болонку от бульдога и видели своими глазами, как делают мороженое. Более того, вы можете завоевать авторитет у детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного – умения удивляться и спрашивать. Попробуйте без взрослого высокомерия признаться, что не можете отличить съедобный гриб от ядовитого, попробуйте без взрослой снисходительности сказать, что не видели ни одной серии про «Черный плащ», и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали, рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство и будут вас уважать. Примерно так же, как учителя уважают несмышленых, но искренних и любознательных учеников.

Но, конечно, лучше, если вы все-таки что-то умеете и знаете. А теперь самое главное.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, – пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: «Вам надо полюбить детей».


ЧТО ТАКОЕ ОРГПЕРИОД?

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: «организационный период», или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена».

Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием – понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод – помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.


Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

.. как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные де- ла, способствующие интенсивному знакомству;

.. приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;

.. создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;

.. сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать «звенья», «звездочки», «экипажи», «команды»;

.. дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор от- рядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художествен- но-прикладной, трудовой, творческой;

.. сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены, а по возможности и привлечь детей к его составлению...


Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана – будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот 30 дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени – не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

1. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь».

2. Первая организованная вылазка в лес.

3. Операция «Вперед, спасатели!» – по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора.

4. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок.

5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.

6. Чтение вслух жутко интересной сказки.

7. Изготовление рекламного стенда «Эй, приятель, взгляни на нас».

8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

9. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.

10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.

11. Составление графика дежурства по комнатам.

12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба».

13. Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.

14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.

15. Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши».

16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.

17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.

18. Оформление первых страниц бортжурнала «День за днем».

19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.

20. Викторина «В стране Мульти–Пульти».

21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.

22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

23. Турнир по мини-футболу.

24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.

25. Сюжетно-ролевая игра «Предвыборная кампания», итог которой – выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора) отряда.

26. Открытие «Дизайн-интерьер-клуба» и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.

27. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.

28. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.

29. Операция «Прощай, ватрушка!» – съедание последних запасов родительских продуктов.

30. «Конституционное собрание» – сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

А кроме этого, каждую свободную минуту (когда вы ожидаете приглашения в столовую или начала программы мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра) можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать.

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каждым ребенком, – дальше у вас все пойдет как по маслу.

Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые «нельзя!» на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: «А когда поедем купаться?»


КАК ОБРАЩАТЬСЯ К ДЕТЯМ?

Дети почему-то не любят, когда их называют детьми. Даже маленькие. Ведь если они – «дети», то Вы – «взрослый», и вам на этом основании нет места в стране «детство». Вас не посвятят в секреты, не доверят тайны, да и вообще, о чем и на каком языке с Вами – взрослым – можно говорить?

Поэтому опытные педагоги стараются избегать этого слова, лишний раз не напоминают детям, что они маленькие, недотепистые, нуждающиеся в заботе и опеке. Ну, а тогда как же обращаться к детям, если они взаправду всего лишь дети? На этот случай существуют такие вари- анты:

.. «Ребята», «Ребятушки»;

.. «Друзья», «Други мои», «Друзья мои»;

.. «Народ», «Люди»;

.. «Родные мои», «Братья и сестры»;

.. «Пацаны», «Девчонки», «Парни»...


Порой очень выручает игровое «великосветское» обращение:

.. «Милостливые государи и государыни»;

.. «Любезные синьоры и синьорины»;

.. «Уважаемые судари и сударыни»…


А еще обращение может быть сказочным:

.. «Братцы-кролики», «Свободные волки», «Славные Муми-тролли».


А если вы обращаетесь не ко всем сразу, а к кому-то персонально, то существуют такие слова:

.. «Дружок», «Голубчик», «Солнышко».


Ну, а если у вас в отряде ребята более старшего возраста, то подойдут и такие игровые обращения:

.. «Гвардейцы», «Земляки», «Братья славяне».


Для мальчишек:

.. «Мужики», «Мужички», «Молодые люди».


Для девчонок:

.. «Красавицы», «Барышни», «Мадемуазели».


Для персонального обращения:

.. «Вот что, уважаемая...», «Это где ж тебя так, родной ты мой...», «Знаешь, милей- ший...».


Но вообще-то при персональном обращении лучше всего пользоваться именами (именно именами, а не фамилиями), причем девочки, да и мальчишки порой тоже, не возражают, если их имя будет произнесено в уменьшительно-ласкательной форме. Не «Ольга», а «Оленька». Не «Татьяна», а «Танюша». Не «Дарья», а «Дашенька». Часто возникает проблема, а можно ли использовать клички. Если они обидные, дразнильные – то, конечно, нет. Но бывают редкие исключения, когда кличка нравится ребенку больше, чем имя. Как правило, это английские производные от русских имен (Майкл – Миша) или прозвища, подчеркивающие достоинства («Эрудит», «Шварценеггер», «Механик»). Если ребенок не возражает и даже гордится, когда его так называют, то вы вправе употребить кличку. Только обязательно попросив предварительно на то разрешения.

Кстати, в маленьком отряде можно придумать даже игру в переименование. Например, предложить всем превратиться в героев историй про Винни-Пуха. Тогда в отряде будут и Тигра, и крошка Ру, и Пятачок, а вам придется стать Кристофером Робином. Или можно поиграть в индейское племя с Зоркими Соколами, Быстрыми Оленями и Хитрыми Лисами. Но на такой шаг можно пойти, если и все содержание вашей деятельности будет соответствовать этой игре. А иначе получится смешно, и даже нелепо: «Храбрый Барсук, сколько раз тебе говорить, снимай кеды, когда заходишь в палату!»

Ну, а теперь – самое главное. Не увлекайтесь придумыванием слов-обращений. Ведь для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное «дети» произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе «ребятушки» проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться.


КАК СОСТАВИТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ПЛАН СМЕНЫ?

Всю свою сознательную жизнь мы строим планы: на сегодняшний вечер, на завтрашний день, на ближайшее будущее, на дальнюю перспективу. Можно даже сказать: это исключительное качество человека – предвидеть и прогнозировать свои действия.

Вспомните, как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникли мысли: «Что я с собой возьму?», «Когда я успею подготовиться?», «Сколько я там заработаю и на что потрачу эти деньги?» А ключевой мыслью было: «Что я там буду делать?»

Предварительное планирование смены – очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка или хотя бы план-список, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас все получится, очень высок.

Но не спешите. Наличие у вас плана – это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, – это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть, и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремленность, когда реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может «не пойти».

Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью.

Привлечь малышей к составлению плана смены можно, например, так! Разбейте ребят на группы (это могут быть звенья). Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке – название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Это очень сложно. Поэтому малыши могут обратиться к вам за разъяснением, – советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. Когда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны, – пусть малыши учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план дел только что утвержденных всеми вместе.


Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у малышей: карточки с названиями дел – обсуждение по группам и выбор – защита – утверждение на общем сборе – заседание доверенных представителей и составление плана.

Но можно поступить и по-иному. Самый простой вариант – это когда вы честно, без лукавства, скажете детям:

– Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, думал, что включить в план нашей с вами смены. И примерный план я составил. Я не считаю, что он получился безукоризненным, и поэтому хочу посоветоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотел бы вам предложить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыл – вы об этом скажете. Я учту ваши замечания и, если вы мне доверите, составлю новый план, по которому мы и будем жить...

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих делах – эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим.

Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется «Разведка интересных дел». «Разведка» – это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты, каждый ребенок становится «разведчиком», разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание: «обнаружить» интересные идеи для плана отрядной жизни, «захватить» их и «доставить» к установленному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свободу действий детей («ищите где хотите!»), но лучше дать ориентиры и направления – задание не вдохновляет, если способы выполнения его туманны и расплывчаты. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, старший воспитатель, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д.

Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию:

.. Анна Дмитриевна, скажите, пожалуйста, что вы можете посоветовать провести в нашем отряде...

.. Дядя Коля, мы знаем, вы ведь любите наш отряд, предложите нам что-нибудь интерес- ненькое для отрядного плана...

.. Товарищ вожатый восьмого отряда, разрешите обратиться. Нам поручено задать вам вопрос...


Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: «Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И еще вот список, посоветуй им это провести. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что-то добавить». Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на «интересность» и утверждение плана.

Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте условные деньги. Или найдите предметы, их заменяющие (шишки, камешки, фантики). Выдайте каждому ребенку по 10 (25, 100) таких «денег». Соорудите помост для аукциона, сделайте молоток, приготовьте «товар» и войдите в образ ведущего. Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете представлять каждое дело, давать ему характеристику, а после описания и рекламы продавать. Только те дела, за которые дали наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединять свои капиталы.

Если самое непонятное для вас в этой форме – откуда взялся «товар», т.е. те отрядные дела, которые ребятам нужно оценить посредством покупки, то вспомните: вы составляли план смены, когда готовились к лагерю. Самым же лучшим вариантом будет поставка «товара» на аукцион с «фабрик идей», которые вы организуете с детьми накануне.

Когда все идеи будут раскуплены, предложите обладателям десяти самых «дорогостоящих покупок» собраться для размещения их в «банке», т.е. для планирования смены.


Какую бы форму привлечений детей к планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при «верстке» плана не забывайте:

.. существует общелагерный план, и не нужно этим двум планам «конфликтовать» между собой;

.. после оргпериода наступает эмоциональный спад, и в это время желательны более спо- койные мероприятия;

.. в «банный день» не нужно играть в футбол, а в «родительский» – уходить в поход;

.. праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще, – «лучший отдых – это смена деятельности»;

.. может измениться погода, и тогда вместо «запланированного» придется проводить «ре- зервное».


Можно было бы еще предложить поиграть в Думу или Парламент, который соберется для обсуждения и ратификации программы действий, но в этом случае есть опасность, что дети увлекутся взрослой игрой и утвердят план с многочисленными поправками как раз перед закрытием смены, когда всем пора будет разъезжаться.


КАК УПРАВЛЯТЬ ОТРЯДОМ?

Вопрос об управлении появляется там, где есть сложная техническая, биологическая, политическая или любая другая система, где необходима согласованность действий отдельных частей, где без управления невозможно достижение результата, во имя которого система образовалась.

Ваш отряд – это тоже «сложная система», можно его назвать и «единым организмом». Этой «системой», этим «организмом» нужно управлять, иначе начнется рассогласованность, разрушение и в дальнейшем «нереализация функционального предназначения». На простом языке это означает: ссоры, драки, несоблюдение режима дня, всеобщая подавленность и испорченный отдых.

Управлять отрядом поручено вам, и вы должны четко осознавать: «Зачем это нужно?» и «Как это делается?» На первый вопрос ответ уже прозвучал: от вашей компетентности в управлении зависит, будут ребята дружить или ссориться, насколько интересной будет отрядная жизнь и с каким чувством ребята уедут из лагеря. А со вторым вопросом попробуем разобраться обстоятельно.

Лучший стиль управления – внешне незаметный и внутренне гибкий. Гибкий стиль включает в себя и элементы прямого, и элементы опосредованного управления. Прямо детям нужно предъявить только единые требования в отношении режима дня, порядка в корпусе и поведения в тех местах, где жизни ребенка может угрожать опасность. При этом единые требования нужно обязательно аргументировать, а в дальнейшем личным примером демонстрировать их выполнение. Можно эти требования оформить в систему понятных запретов:

«Нельзя находиться у реки без вожатого», «нельзя входить в палату в грязной обуви», «нельзя покидать территорию лагеря без предупреждения». Максимальное число запретов – 5, если больше – они не будут выполняться.

В отношении всех остальных вопросов прямое управление неэффективно. Нужны другие приемы и механизмы. Среди них – деление отряда на микроколлективы. Они могут называться «звенья», «палаты», «команды», «ватаги», «экипажи»…

Именно микроколлективы, а не отдельные дети и не отряд в целом, станут главным объектом вашего управления. Но чтобы они действительно таковыми стали, нужно, во-первых, объединить ребят по симпатиям и, во-вторых, предложить группам дело, которое их сплотит. Таким делом могут быть и групповые поручения, и задания по подготовке к отрядному творческому мероприятию.

Поручения можно сделать традиционными, а можно их чередовать. Например, вы придумываете для пяти микроколлективов вашего отряда пять дел:

1. Заполнение очередной странички отрядного дневника.

2. Уборка закрепленной за отрядом территории.

3. Общая организация вечернего дела.

4. Уборка отрядного места (и того, которое в корпусе, и того, которое «на природе»).

5. Придумывание сюрприза для всего отряда.

Для выполнения этих поручений, вы отводите время желательно, одно и то же каждый день (например, полчаса или час сразу после завтрака или полдника). В один день эти поручения выполняют одни группы, а в другой – другие. Это будет называться ЧТП – «чередование традиционных поручений».

А когда нужно организовать «Веселые старты» или «Конкурс сыщиков», ребята также будут готовиться и соревноваться командами-микроколлективами. Кстати, соревнование – еще один эффективный прием при решении проблемы управления.

В каждом микроколлективе можно выбрать постоянного или временного командира (предводителя, звеньевого, атамана). Каждое утро и каждый вечер этих командиров можно приглашать на совет. На совете можно в присутствии командиров и с их участием планировать день, обсуждать проблемы, распределять задания. Если среди командиров окажутся авторитетные ребята, склонные к лидерству и обладающие способностью к организации, результативность совета будет очень высокой. А у вас появится шанс часть своих обязанностей по управлению передать самим ребятам. И тогда совет командиров станет рабочим органом самоуправления отряда. Можно выбрать и командира отряда, а можно таковым назначить командира дежурного микроколлектива.

А еще приемом управления отрядом является игра, большая ролевая игра в какую-либо из выработанных человечеством модель общественного самоуправления: в «новгородский вечевой строй», в «английский парламентаризм», «римский сенат», «русскую монархию с государственной думой», «казачий круг» или просто в «город», в котором есть, как во всяком городе, мэр и городской совет, полиция и налоговая служба, предприятия и учреждения и, конечно же, обычные жители.


ЧТО ДЕЛАТЬ В «ТИХИЙ ЧАС»?

В былые годы в распорядке дня каждого лагеря где-то между обедом и полдником располагался «дневной сон», он же «тихий час». В это послеобеденное время дети должны были спать. Так требовали медики, справедливо утверждая, что сон укрепляет здоровье.

Сегодня столь категорического требования уже нет. Сегодня администрация каждого лагеря самостоятельно делает выбор «Спать или не спать?» И часто принимает решение «Не спать». А что же тогда делать, если не спать? Ведь полезность послеобеденного отдыха для детей – не домыслы. И биоритмы детского организма – не вымыслы. И если вместо двух часов сна разрешить два часа бега и прыжков, произойдет истощение, а не восстановление жизненных функций. И лагерь не выполнит одну из важнейших своих задач – оздоровление детей.

Поэтому послеобеденный отдых нужен. Но отдых – это не всегда сон. Отдых – смена видов деятельности. И значит, послеобеденный отдых – это смена эмоциональных и подвижных игр на спокойные, тихие занятия.

Для этого вам предстоит приложить много интеллектуальных и организационных усилий. Нужно будет составить программу занятий на каждый день и обеспечить их материально! То есть приготовить в достаточном количестве бумагу, карандаши ножницы, пластилин, кисти, баночки для воды; а также ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; и еще шахматные доски, настольные игры, выкройки и макеты; и, наконец, маленькую библиотечку из старых детских журналов, комиксов и интересных книг. Если о материальной базе не позаботитесь вы, о ней позаботятся дети – они нарисуют колоду самодельных карт.

Занятия можно организовать целенаправленно и нецеленаправленно. В первом случае дети в подавляющем большинстве будут заниматься одним делом (например, сегодня – играть в настольные игры, завтра – склеивать из фантиков гирлянду). Во втором случае каждый вправе выбрать себе занятие сам. Для обеспечения руководства удобнее первый вариант, для воспитания чувства самостоятельности и ответственности – второй. В обоих случаях дети находятся в холле, не раздеваются и не ложатся в кровати, в палаты уходят только те, кто чувствует усталость и желает отдохнуть – им не надо мешать.

Чтобы придать такому тихому часу более организованный характер, можно ежедневно начинать его с ритуального открытия. Это будет короткий общий сбор, во время которого вы под- нимете флаг с эмблемой «Клуба тихих игр» и все произнесут слова игровой клятвы: «Я, член тайного Клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свистнуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание». А по окончании двух часов можно организовать ритуал закрытия Клуба: всем выйти на улицу, построиться, набрать в грудь и живот побольше воздуха и на счет раз, два, ТРИ – выпустить его, сопровождая любыми звуками максимальной громкости.

Еще лучше, если бессонный тихий час вы проведете на природе. Для этого надо взять покрывала или пляжные полотенца и уйти всем отрядом на берег реки или полянку. Здесь, даже если кто-то и зашумит, шум легко будет поглощен окружающим спокойствием. А занятий для детей здесь даже больше, и их не надо особо придумывать: можно угадывать, на что похожи облака, можно собирать камешки или цветы, можно просто подремать. Но предварительно вам надо договориться с руководством лагеря, убедить его, что отдых на свежем воздухе целебнее и дает больший оздоровительный эффект.

Но если стереотипы в вас еще живы и вы не представляете детей во время тихого часа не в кроватях, можно найти такой компромисс. Дети укладываются в постели, но не спят – они слушают! Например, музыку. Для малышей можно подобрать целую фонотеку из детских мюзиклов и музыкальных сказок. А ребятам постарше предложить, предварительно проведя настраивающую беседу, и что-то посерьезнее. Даже дети с минимально развитым музыкальным вкусом способны воспринять и «Пер Гюнта» Э. Грига и «Времена года» А. Вивальди. А в другие дни можно послушать песни С. Никитина и В. Долиной или композиции групп, которые не возбуждают, а успокаивают, в которых есть мелодичность и красота. И слушая которые, легко уснуть.

Если же магнитофона, проигрывателя, кассет, пластинок и даже гитары у вас нет, возьмите книгу и почитайте вслух. Только книгу выберите с ярким словом и сюжетом, а читать постарайтесь выразительно. Со стороны все происходящее в вашем корпусе можно будет назвать римско-советским словосочетанием: «Возлежания в избе-читальне».


КАК НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?

По тому, насколько вожатого интересует этот вопрос, можно судить о его опытности и профессионализме. Наверное, нет ни одного начинающего педагога, который тайно или явно не собирал бы всевозможную информацию о репрессивных методах воздействия на детей, и все вожатые-асы когда-то тоже переболели повышенным интересом к этой проблеме.

Этот интерес обычно быстро проходит, так как выясняется, что за последние две тысячи лет ничего нового в способах и методах наказания детей изобретено не было. И все, что человечество наработало в этом вопросе, можно свести к десяти основным группам.

1. Причинить боль: выпороть розгами, отодрать за уши, ударить указкой по рукам...

2. Отказать в жизненно необходимом: оставить без обеда, не давать спать, не пускать на прогулку...

3. Лишить удовольствия: запретить купание, не дать лакомства, отнять игрушку...

4. Принудить к неприятной работе: заставить убрать нечистоты, потребовать наведения порядка в комнате, обязать красить забор в воскресный день...

5. Ограничить свободу действий: запереть в карцере, поставить в угол, заставить возвращаться домой в 21.00.

6. Унизить в глазах сверстников: выставить перед строем, высмеять прилюдно, повесить на шею табличку с обидным прозвищем...

7. Отнять привилегии: не посадить к себе на колени, не разрешить себя сопровождать, перестать обращаться по имени – перейти на обращение по фамилии...

8. Разрушить надежды: не купить собаку, не пустить на день рождения к другу, поставить крест на экскурсионной поездке в каникулы...

9. Доставить неприятности близким людям, оштрафовать родителей, отправить письмо по месту службы отца, наговорить кучу гадостей симпатизирующей девочке...

10. Вызвать муки совести: обратиться к христианским заповедям, указать на сыновний долг, напомнить об обязанностях перед коллективом...

А, в конечном счете, все эти способы сводятся к одному: лишить ребенка комфортного жизнеощущения, отказать ему в возможности делать то, что хочется. А раз так, раз ничего нового и оригинального в практике детонаказания не появилось (и слава Богу!), то и интерес к этому вопросу у всех, кто с ним сталкивается, исчезает очень скоро; конечно, за исключением редких, маниакальных случаев, свидетельствующих о профессиональной непригодности.

Намного более сложны, неоднозначны и дискуссионны ответы на два других вопроса: «За что следует наказывать?» и «Можно ли обойтись без наказаний вообще?»

Перед ответом на поставленные вопросы определите для себя: являетесь ли вы приверженцем гуманистических ценностей? Если вы утвердительно кивнули, тогда принимайте к исполнению все, что будет сказано ниже. Но учтите, эти правила и принципы теряют смысл, если у вас есть сомнение в своей гуманистической ориентации.

Итак, высшей ценностью в вашей работе для вас должна быть личность ребенка. Не коллектив, не проведенное мероприятие, не собственное благополучие, а самобытный ребенок со всеми его противоречивыми желаниями, со всеми его привычками, манерами, странностями и «прибабахами».

А поэтому вы не имеете права наказывать ребенка...

.. ... за то, что он не похож на других,

.. ... за то, что он не желает делать то, что делают все,

.. ... за то, что он имеет точку зрения, отличающуюся от вашей.


На языке лагерной практики это означает:

.. если ребенок не ест манную кашу,

.. если он одевается в пять раз медленнее, чем другие дети,

.. если он не понимает, зачем спать после обеда,

.. если он мочится по ночам в кровать,

.. если он не желает участвовать в сборе лекарственных трав.


Наказывать его нельзя!

Убеждать и разъяснять, помогать и учить – можно, а наказывать – нельзя.

Также вы не имеете права на наказание в тех случаях, когда сами не выполняете то, что требуется от ребенка. Это просто нечестно: призывать к чистоте и порядку в корпусе, если в вашем личном жилище обстановка, как в комнате пламенного революционера после обыска.

Вместе с тем ни одно, даже самое гуманистическое учение, не отрицает наказание полностью и навсегда. Ибо в любой гуманистической педагогике кроме высшей ценности – личности ребенка, есть еще одна высшая ценность – личность другого ребенка. А поскольку «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», то все действия детей, унижающие других детей, покушающиеся на собственность других детей, грозящие здоровью других детей, могут быть осуждены, и по отношению к ним может быть применено наказание.

Но!

Не в первые пять минут после совершения «противоправных» действий!

После попытки понять мотивы, стоящие за поступком!

При условии разъяснения виновному причины его неправоты!

Только спокойным, нераздраженным, невозмущенным голосом!

При этом наказание может быть и не применено, если ребенок понял, признал свою вину и покаялся в случившемся.

При этом наказание может быть отсрочено.

При этом мера и форма наказания могут быть обсуждены с другими детьми.

Правда, последнее правило имеет смысл только в отрядах, где есть дружный коллектив. Если его нет, то всякие разговоры о правых и виноватых превратятся в поощряемое ябедничество. А это еще хуже, чем если вы будете в одном лице и судьей, и адвокатом, и прокурором, и «органами исполнения приговора».

А что касается наказаний за нарушение установленных вами запретов, то сначала посмотрите, насколько разумны эти запреты. В их числе надо оставить все, что может угрожать здоровью и жизни ребенка. А от всех остальных, пожалуй, стоит отказаться. Тем более что среди них встречаются такие шедевры заботы о детском благополучии:

.. «Нельзя ходить в туалет в одиночку»;

.. «Нельзя выходить из столовой с куском хлеба»;

.. «Нельзя спать, лежа на животе»;

.. «Нельзя находиться в помещении в головном уборе»;

.. «Нельзя чесаться во время просмотра телевизора».


Если вы сохраните подобные запрещения, вам придется наказывать детей поголовно и ежечасно.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА УЛИЦЕ ДОЖДЬ?

Если где-нибудь в засушливых пампасах австралийского континента дождь – это счастье, ниспосланное небом, то для вас – это несчастье, это крушение планов и надежд, это семь с половиной кругов ада. Даже взрослых дождь вводит в состояние беспричинной хандры, уныния и пессимистического восприятия окружающей действительности. Дети же с их непосредственной реакцией на происходящие события быстро осознают: если дождь – то нельзя гулять, купаться, ходить в лес, кататься на качелях и получать еще тысячу и одно удовольствие из тех, что возможны в солнечную погоду. От понимания этого – настроение у детей портится, как сметана, не убранная вовремя в холодильник. Возникает желание уехать домой. Появляется капризность и раздражительность. Повышается склонность к заболеваниям.

Дождь – это ваш враг № 1. Но дождь – внешний противник, и он сможет победить вас, лишь если вы позволите ему объединиться с внутренним врагом – растерянностью. Разрешение противостояния «кто кого?» между вами и дождем полностью зависит от вашего мастерства и вашей внутренней мобилизации. Если вы оперативно внесете изменения в распорядки и планы, если вы проявите внутреннюю собранность и сумеете организовать детей, то вероятен и такой исход: дети будут вспоминать дни солнечной блокады как самые интересные и увлекательные. Ведь во время дождя можно столькому научиться, столько прочитать, о стольком поговорить и во стольком поучаствовать!

На всякий случай вот перечень занятий, которые помогут вам пережить и победить дождь.

1. Операция «Путешествие по книжным полкам», т.е. посещение библиотеки и получение книг для чтения в последующие часы и дни.

2. Концерт КВЧГ («Кто во что горазд!»).

3. Конкурс на лучшую рекламу дождя.

4. Занятие в «Мастерской игрушек». Изготовление фигурок из шишек, желудей, орехов, а также спичек, пластилина, глины, бумаги и т.д.

5. Ритуал приветствия дождя.

6. Вечер «Русские посиделки» с чаепитием, рассказыванием баек, шутками и розыгрышами.

7. Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по арм-рестлингу.

8. Час рассказывания анекдотов.

9. Открытие клуба интеллектуальных игр с торжественным ритуалом и последующим первым заседанием-игрой «Что? Где? Когда?»

10. Конкурс «Мода в каменном веке».

11. Программа психологических тестов.

12. Час настольных игр.

13. Вечер инсценирования сказок.

14. Игра в «Луноходы»: два часа передвижений по корпусу только на четвереньках.

15. Организация выставки витражистов – раскрашивание окон в холле гуашевыми красками.

16. Коммуникативная игра для знатоков слов русского языка «Контакт».

17. Час придумывания нового применения старым, никому не нужным вещам.

18. Второе заседание клуба интеллектуальных игр. Игра «Брейн-ринг» с вопросами о природе.

19. Игра в фантики.

20. Танцевально-игровая программа (сокращенно – «ТИП»).

21. Час медитации.

22. Всеобщая перестановка мебели (кроватей и тумбочек).

23. Час разучивания новых песен.

24. Конкурс на самое грустное письмо «А у нас идет дождь».

25. Третье заседание клуба интеллектуальных игр. Игра «Интеллектуальный хоккей» с вопросами о литературе и музыке.

26. Вечер страшилок.

27. Неформальная беседа об увлечении коллекционированием (о любимых фильмах, музыке, книгах).

28. Час отгадывания загадок.

29. Встреча гостей – соседнего отряда.

30. Откровенный разговор – «Огонек»: «Расскажи мне о себе».

31. Очень азартная коммуникативная игра «Мафия».

32. Час чтения вслух книги с захватывающим сюжетом.

33. Конкурс на лучшее изготовление «мокроступов» из целлофановых пакетов.

34. Старая коммуникативная игра «Города».

35. Конкурс собирателей дождя, т.е. 30-минутная прогулка под дождем со стаканами, в которые необходимо собрать как можно больше капель.

36. Изготовление отрядной стенной газеты «Мокрая правда».

37. Игра «Прятки», только в этой игре, в отличие от обычных «пряток», все игроки ищут один предмет, спрятанный ведущим.

38. Час охоты на комаров.

39. Конкурс иллюзионистов с предварительным разучиванием фокусов и подготовкой инвентаря.

40. Час отгадывания кроссвордов.

41. Подготовка концерта для соседнего отряда и выход в гости с этим подарком.

42. Конкурс на лучший букет для бутылки с узким горлышком.

43. Написание зашифрованных писем и организация переписки между палатами.

44. Конкурс на самое красивое оформление палаты.

45. Турнир игроков в «Морской бой» с определением победителя.

46. Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тайнах в науке и человеческой истории.

47. Концерт вожатской самодеятельности для детей.


Можно было бы предложить 100 занятий, но, скорее всего, пока вы организуете и проведете вышеперечисленные, или кончится дождь, или закончится смена, или начнется Всемирный потоп. В любом случае сотня занятий вам не потребуется.


Несколько лайфхаков для вожатых

Время = доверие. Как только ребята приехали на смену, они с высокой долей вероятности испытывают дискомфорт. Это обусловлено сменой обстановки и, как правило, отсутствием знакомых людей. Станьте первым знакомым, завоюйте доверие и расположение.

Правда = уважение. Расскажите своему отряду пару интересных фактов о себе (без хвастовства, естественно). Это поможет ребятам узнать вас лучше, проникнуться уважением.

Помощник = дополнительный авторитет. Выберите среди ребят из отряда себе заместителя-помощника. Он будет следить за порядком в рядах вверенных вам подопечных. А чтобы не было разлада в отряде, можете регулярно менять заместителей, как меняют дежурных (например, ежедневно), сделав из этого небольшую игру.

Поговорим о бытовой части жизни в лагере, а конкретно вечно пропадающих полотенцах! История такая: берёте ребетёнка, даёте полотенце и прежде чем отпустить его терять казённое, сфотографируйте. И в конце смены он ничего не сможет сказать на доказательства, которые вы предоставите + телефон вы явно не потеряете, в отличии от списка. Вот так.