Советы бывалых вожатых
«Снова лето – здравствуй, лагерь!»
«Кто не был вожатым, тому не понять, как хочется есть, как хочется спать» - этот стишок был алым фломастером начертан на листе ватмана в нашей вожатской комнате. Устраивать увлекательный, приятный и полезный отдых для ребенка - дело очень утомительное. Именно поэтому стоит особое внимание уделить планированию и продумыванию летних каникул для детей заранее.
СОВЕТ № 1
Опытные вожатые в самом начале смены уже имеют в запасе примерный план мероприятий на всю 21-дневную смену, а далее уже комбинируют мероприятия, исходя из погодных условий, общих лагерных событий и настроения в отряде. Не поленитесь, составьте список праздников, концертов, фильмов, творческих проектов и т. п., которые вы хотите провести с детьми. Когда вокруг будут коршунами кружить дети, опьяненные запахом свободы, а ваша голова соберется треснуть от жары и нервной перегрузки, как спелый арбуз, список планов на лето весьма пригодится.
СОВЕТ № 2
Придумайте тему вашей смене или вашим каникулам, создавайте своему отряду «имидж» на этапе отбора детей. Попасть в «крутой» отряд – это вам не доллары по 12 рублей купить, это реально важно для ребенка! Мы с напарниками всегда старались придумать тему для будущего отряда и уже под нее набирать ребят – желающие как-то сами собой находились, корпус всегда был переполнен. Темами отрядов мы делали, например, дико популярный когда-то бренд «Фабрика звезд», или придумали себе спортивно-патриотический отряд «Лига чемпионов» - в то лето как раз проходил чемпионат мира по футболу. Когда дети с родителями приезжали на регистрацию в лагерь, мы были уже наготове: с какой-то «фирменной» атрибутикой, плакатами, флагами, гитарой, в нелепых шляпах и с непередаваемо важными лицами. Хороший метод отбора деток в отряд – какое-то испытание, вы сразу можете оценить, сможете ли работать с ребенком (и его родителями, что немаловажно).
СОВЕТ № 3
Все вожатые знают – первые и последние три дня в лагере самые травмоопасные для детей. Первые – потому что ребенок только вырвался из-под родительской опеки, почувствовал свободу и пока не адаптировался к лагерной дисциплине. Последние дни опасны потому, что ребенок уже предвкушает возвращение домой, эмоции в ожидании «королевской ночи» зашкаливают, а это означает, что уровень самоконтроля снова снижается. Что делать? Ответ простой: поговорить об опасностях, как со взрослыми. Работает процентов на 70, но это уже кое-что.
СОВЕТ № 4
Доверие ребенка нужно завоевать и НИКОГДА не предавать. В перенаселенном отряде это сделать очень сложно, но если уж вы взялись за работу вожатого/воспитателя – делайте. Это того стоит. Мои «лагерные» дети до сих пор пишут мне в соцсетях, поздравляют с праздниками, рассказывают о своей жизни, это самое лучшее профессиональное признание из всех, доступных педагогу. Итак, о деле. Как наладить доверительные отношения с ребенком? Да очень просто! Достаточно быть к нему внимательным, спросить между прочим, чем он любит заниматься, что думает о недавно вышедшем фильме, есть ли у него домашнее животное. Второй действенный способ – дать ребенку понять, что он для вас вроде любимчика.
В своем отряде для укрепления дисциплины и ответственности у ребят я каждого из них в личной беседе назначила главным по какому-нибудь вопросу. Например, в жилой комнате шесть человек, одного назначаем главным по уборке кроватей, другого – по чистоте в шкафу, третьего – по защите младших, четвертого – по рисованию, пятого – по утреннему подъему, шестого – по построению для походов в столовую, на стадион, на море и т. п. При этом я каждого попросила не распространяться об этом «высоком назначении» – потому что другим ребятам будет неприятно узнать, что есть кто-то над ними главный. Все очень понимающе восприняли эту логику, и никто не проболтался. Просто у меня организовался полный отряд маленьких людей на ответственных заданиях. Дошло до того, что мои начальники по утреннему подъему добровольно вставали на полчаса раньше вожатых, приводили себя в порядок, тихонько проводили «совещание» в гостиной до 8 часов, а потом очень трогательно расходились по комнатам и осторожно, как мамы и папы, будили младших ребят. Да, организация такого управленческого подполья – это манипуляция, но совесть меня не мучает до сих пор, потому что дети в отряде учились быть ответственными, и им этот опыт понравился. Свою часть контракта взрослый должен выполнять беспрекословно, а это означает, что ребенок как ваш друг может в любой момент прийти, пожаловаться или рассказать о проблеме, и вы обязаны его выслушать, успокоить, найти правильное решение, которое устроило бы всех. Стоит ли говорить о том, что в отряде не было ни конфликтов, ни недовольных – все ощущали свою значимость в общей системе, понимали логику взаимоотношений и системы «правосудия» в отряде. Это придавало детям дополнительную уверенность в себе, укрепляло авторитет взрослых. Без такой системы «сдержек и противовесов» трое взрослых не смогли бы уследить за оравой детей, всерьез настроенных на отдых.
СОВЕТ № 5
Выдумывайте для детей приключения. Самый простой и бездарный способ развлечь ребенка – потратить на него деньги. Но запоминаются не вещи, запоминаются впечатления. А яркое впечатление возможно только во время каких-то приключений – походов, праздничных концертов, соревнований, конкурсов. Кстати, дети обожают состязаться, что бы там ни говорили психологи. Оценки им, пожалуй, за их достижения можно и не выставлять, но быть частью команды, что-то вместе репетировать, мастерить, испытывать – это настоящий детский восторг! В своем отряде я практиковала праздники, ни дня не обходилось без празднования чего-то там. Классические лагерные праздники – это День шиворот-навыворот, День Нептуна, День индейца. К этому «пионерскому» наследию мы с коллегами добавили День свистуна, когда можно было свистеть и верещать вволю. Поверьте, дайте ребенку возможность сколько угодно свистеть, орать или бегать – и у него через час пропадет все желание это делать, причем надолго. Очень полюбила наша городская детвора День печеной картошки, с вечерними посиделками у костра, конкурсом смешных историй и пением под гитару – пришлось проводить праздник раза три за смену. В День инопланетянина слабонервных родителей в лагерь лучше не пускать: дети наряжаются и красятся в ТАКОЕ, что в страшном сне не приснится. Зато для воспитателей бонус: ребятня настолько увлекается процессом подготовки, что на раскрашивание тел и сооружение костюмов уходит вся первая половина дня, а это значит, что все будут живы, здоровы и заняты мирным делом. Вообще история с переодеваниями и раскрашиваниями – это то, что дети буквально обожают, здесь работает принцип чем больше, тем лучше. Просто позвольте чаду примерить на себя разные образы в компании друзей, в самом деле – вам нужен чистый ребенок или счастливый ребенок? Был у нас и День самоуправления, и Летний новый год, и День пиратов и принцесс, и День ужасов, когда мумии и мутанты свободно разгуливали по лагерю. Но конкурс на самый классный лагерный праздник выиграл День сурка, когда мы позволили измотавшемуся от насыщенной спортивно-развлекательной программы отряду… проспать зарядку, выспаться, а заодно и принесли завтрак прямо в корпус. Вот это был поистине самый запоминающийся день в лагере для наших подопечных, а мы с коллегами обрели статус самых любимых воспитателей.
СОВЕТ № 6
Давайте максимум физических нагрузок. Даже если это просто беготня по комнате (организованная, само собой, в виде увлекательной эстафеты) или международный чемпионат двора по прыжкам на скакалке. Детям, особенно малышам, нужно куда-то девать свою неуемную энергию. Чтобы детвора с нетерпением ждала послеобеденного сна или вечернего отбоя, они должны уставать физически. Это помогает им становиться сильнее, приучает к режиму, да и времени и сил для разных глупых затей вроде замазывания друг друга зеленкой уже не остается. В своем отряде я с самого начала смены вводила моду на какую-либо игру – волейбол, лапту, футбол. Для тех, кто не умел играть вообще ни во что, мы придумали «супербол» - это такая игра с мячом, когда все участники становятся в большой круг и отбивают мяч чем угодно – хоть ногой, хоть рукой, хоть головой, лишь бы он не падал на землю.
СОВЕТ № 7
Наверное, самый важный - играйте с детьми, станьте частью их мира, творите этот мир вместе с ними. Ваш авторитет при всех серьезных лицах, при всех манипуляциях и «контрактах» с детьми будет нулевым, если вы не будете принимать участие в играх, мероприятиях, концертах, которые важны для отряда.
Каждый вожатый в своей деятельности должен придерживаться демократических принципов работы. Приводим для примера принципы, разработанные специально для вожатых.
1. Принцип КРАСНОЙ ЛИНИИ
Вожатый, будь осторожен! Главное в твоей работе – жизнь и здоровье детей. Любое твое действие ты должен строить, исходя из этого. Детьми рисковать нельзя. Играй, но не заигрывайся.
2. Принцип МОГУЧЕЙ КУЧКИ
В своем отряде создай «ядро» коллектива и действуй через него. Доверяй своим подопечным, и они свернут горы. Постоянно ищи друзей для своего отряда – это могут быть руководители кружков, психолог и даже дядя Леша столяр. Не ревнуй своих детей, если вдруг тебе покажется, что «друзья отряда» более значимы, чем ты сам. Подумай, в чем твоя ошибка?
3. Принцип ФЕЛЬДМАРШАЛА КУТУЗОВА
Не форсируй события, а спокойно реагируй на естественный ход событий, не торопись со своим мнением и видением ситуации. Умей находить разумные компромиссы, не поддавайся эмоциям, не взрывайся. Чувствуй ситуацию сердцем, но выход ищи разумом.
4. Принцип ГОРЫ
Не теряй высоты ни в чем: ни в большом, ни в малом. У ребенка всегда высок уровень ожиданий от вожатого, и он уверен, что его вожатый должен быть лучшим. Будь другом своим детям, но не скатывайся до панибратства. В любом деле и действии должна быть культура. Запрещены поверхность и пошлость. Во всем нужна красота, ибо именно она спасет мир.
5. Принцип АНТИКАНОНОВ
Действуй нестандартно. Во всем нужна не стереотипность. Ты, вожатый, как личность – уникален, а потому придумывай то, что до тебя никогда не было! Неси своим подопечным новизну восприятия окружающего мира.
6. Принцип КАМНЯ, БРОШЕННОГО В ВОДУ
Покажи даже самому незаметному ребенку, что он значим для себя, для окружающих, для тебя. Дай ему такое дело, в котором он был бы успешен («брось каждого в дело»). Каждый ребенок в чем-то талантлив, даже в своей скромности.
7. Принцип ОПОРЫ НА ТОЧКИ ЭМОЦИИ
Неси детям только положительный эмоциональный заряд. Не ходи к детям, если не ожидаешь от них ничего хорошего. Твои подопечные – самые чувствительные в мире эмоциональные «радары», которые улавливают малейшие оттенки отношения к ним. Поэтому ищи в каждом доброе, поскольку, чтобы заметить дурное, много ума не надо.
Их так много! Как их не потерять?
Каждый вожатый знает, что очень важно постоянно знать точно количество детей и их пересчитывать.
Несколько способов упростить этот процесс:
- Как в спортивной команде: закрепить за каждым ребёнком его «игровой номер». А когда надо посчитать, все собираются вместе и поочередно рассчитываются от первого до последнего. Легко заметить какой «игрок не вышел на поле».
- Поднятые руки: один из самых популярных способ не сбиться со счета. Каждый поднимает руку вверх и держит, пока вожатый не коснется и не посчитает тебя.
- Танец! Да да, мы не ошиблись. Включается музыка, каждый ребёнок встаёт в линейку и проходит мимо своего вожатого, исполняя танцевальное движение - вожатый повторяет и считает его. Вы скажете: «ну это долго!», а мы скажем: «Иногда можно, ведь это весело!».