Строка 1: |
Строка 1: |
| [[Image:Mob_701.jpg |right]] | | [[Image:Mob_701.jpg |right]] |
| + | В распоряжении современного человека имеется множество способов общения, но все они легко группируются в две категории - вербальные и невербальные. |
| + | |
| + | Вербальные, или словесные, представляют собой всевозможные речевые формы общения. |
| + | |
| + | Невербальные средства коммуникации, или, как их еще называют “несловесные языки” общения, в свою очередь складываются из жестов, мимики, позы и положения, которое мы принимаем в пространстве относительно других людей и предметов. Например, вожатый может утешить расстроенного ребенка просто подойдя и обняв его, не используя никаких слов. А понять, что ребенок был расстроен можно по выражению его лица и позе, в которой он сидел. |
| + | |
| + | Несмотря на то, что каждый ребенок - уникален, существуют общие рекомендации по вербальной стороне общения в рамках данного подхода. Они помогут вожатому понять какие сейчас эмоции у ребенка. |
| + | |
| + | Не вопрос, а утверждение |
| + | |
| + | Старайтесь избегать прямых вопросов ребенку о его текущем состоянии. Попробуйте вместо этого своими словами “отразить” чувства, которые, как вам кажется, сейчас переживает ребенок. Используйте для этого Я-высказывания в утвердительной форме. Пример: Ты расстроен? Мне показалось, что ты расстроился. |
| + | |
| + | Снизить градус |
| + | |
| + | Старайтесь при этом избегать резких эмоциональных слов. Даже утверждение, отражающее чувства ребенка можно испортить высоким градусом негатива. В целом придерживайтесь правила: называемая эмоция ниже по силе, чем та, которую вы предполагаете у ребенка. Пример: Мне кажется, тебе страшно. Мне кажется, ты обеспокоен. |
| + | |
| + | Если вопрос, то открытый |
| + | |
| + | В случае, если не задать вопрос никак нельзя, старайтесь использовать так называемые открытые вопросы. Они «открывают» возможность для ребенка дать развернутый ответ. Закрытые вопросы сразу предполагают однозначный ответ «да» или «нет». Пример: Тебя это расстроило? Что ты думаешь по поводу этой ситуации? |
| + | |
| + | Главное вовремя замолчать |
| + | |
| + | Если вам удалось установить контакт с ребенком и он начал делиться своими переживаниями, предоставьте ему возможность выговориться. Используйте для этого приемы активного слушания. |
| + | |
| + | Некоторые считают, что невербалика - это всего лишь дополнительный источник информации к собственно вербальному общению. Но в жизни, как известно, бывают ситуации, когда мы не можем напрямую что-то сказать или спросить у человека. Особенно это актуально в общении с детьми. |
| + | |
| + | Оказывается, то, что ребенок мог бы сказать с помощью речи, даст нам только 7% информации, 38% мы получим, внимательно изучив то, как именно ребенок говорит, и целых 55% - если проанализируем его позу, жесты и мимику. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| ДВЕ МЕТОДИКИ | | ДВЕ МЕТОДИКИ |
| определения эмоциональных состояний | | определения эмоциональных состояний |