Изменения

Новая страница: «right В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство Лидерство и рук…»
[[Image:KzPMsJMcFFA.jpg |right]]
В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство

Лидерство и руководство — это разные вещи. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы ребята делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы ребята делали правильные вещи. Значительная группа вожатых, как руководителей, обладает и лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в детской программе, как некой организации, и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием коллектива подопечных, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы ребята делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы ребята делали правильные вещи.


'''Сравнение базовых стратегий'''

Руководство
# Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации
# Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды
# Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры
# Явление более стабильное
# Более определенная система различных санкций
# Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой
# Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе


Лидерство
# Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
# Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
# Возникает стихийно
# Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
# Менее определенная система различных санкций
# Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
# Сфера деятельности лидера — в основном малая группа


Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет ребят и вселяет энтузиазм в подопечных, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения ребят к их деятельности.

Официально назначенный руководитель группы обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат подопечных, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности ребят, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подопечными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на ребят с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.


'''Качества и черты личности лидера'''

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
* доминантность — умение влиять на подопечных;
* уверенность в себе;
* эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
* креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
* стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
* ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
* независимость, самостоятельность в принятии решений;
* гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
* общительность, умение общаться, взаимодействовать с ребятами.


Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в конкретной деятельности и просто по жизни.

Назовем восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
# Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе.
# Искусство быть лидером — способность руководить подопечными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
# Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
# Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
# Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
# Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
# Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
# Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Рассматривая качества вожатого, необходимые ему для успешной работы, результативного управления группой ребят, выделим типичные слабые и высокие навыки руководства.
При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.


'''Слабые и высокие навыки руководства'''

Слабые навыки руководства
* не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подопечных;
* избегает действий, связанных с наказанием;
* следует устаревшему стилю руководства;
* не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
* роли;
* вызывает отрицательное отношение окружающих;
* не стремится к ясности;
* пускает деятельность подопечных на самотек;
* терпит посредственность;
* недостаточно системно подходит к анализу деятельности;
* мало делегирует полномочия;
* обладает излишне негативным стилем;
* пренебрегает возможностью положительно отметить успехи подопечных;
* часто не справляется с «трудными» ребятами;
* не защищает собственную группу;
* терпит минимальный вклад в общую деятельность;
* не способен установить критерий успеха.


Высокие навыки руководства
* принимает во внимание поведение подопечных;
* устанавливает дисциплину, если это требуется;
* приспосабливает стиль руководства к переменам;
* понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
* развивает добрые отношения с окружающими;
* дает четкие указания;
* регулярно анализирует работу подопечных;
* поощряет наилучшие примеры;
* системно подходит к анализу работы;
* квалифицированно передает полномочия;
* избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
* создает позитивную обратную связь;
* устанавливает приемлемые отношения с «трудными» ребятами;
* защищает свою группу, если возникает угроза;
* ищет способы максимизации вклада в работу подопечных ребят;
* устанавливает критерии успеха.


[[Category:Статьи]]