Лидерство и руководство вожатого
В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство
Лидерство и руководство — это разные вещи. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы ребята делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы ребята делали правильные вещи. Значительная группа вожатых, как руководителей, обладает и лидерскими качествами.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в детской программе, как некой организации, и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием коллектива подопечных, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы ребята делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы ребята делали правильные вещи.
Сравнение базовых стратегий
Руководство
- Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации
- Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды
- Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры
- Явление более стабильное
- Более определенная система различных санкций
- Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой
- Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе
Лидерство
- Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
- Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
- Возникает стихийно
- Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
- Менее определенная система различных санкций
- Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
- Сфера деятельности лидера — в основном малая группа
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет ребят и вселяет энтузиазм в подопечных, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения ребят к их деятельности.
Официально назначенный руководитель группы обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.
Лидеры подбирают и держат подопечных, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности ребят, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подопечными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на ребят с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Качества и черты личности лидера
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность — умение влиять на подопечных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с ребятами.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в конкретной деятельности и просто по жизни.
Назовем восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
- Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе.
- Искусство быть лидером — способность руководить подопечными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
- Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
- Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
- Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
- Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
- Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
- Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Рассматривая качества вожатого, необходимые ему для успешной работы, результативного управления группой ребят, выделим типичные слабые и высокие навыки руководства. При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
Слабые и высокие навыки руководства
Слабые навыки руководства
- не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подопечных;
- избегает действий, связанных с наказанием;
- следует устаревшему стилю руководства;
- не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
- роли;
- вызывает отрицательное отношение окружающих;
- не стремится к ясности;
- пускает деятельность подопечных на самотек;
- терпит посредственность;
- недостаточно системно подходит к анализу деятельности;
- мало делегирует полномочия;
- обладает излишне негативным стилем;
- пренебрегает возможностью положительно отметить успехи подопечных;
- часто не справляется с «трудными» ребятами;
- не защищает собственную группу;
- терпит минимальный вклад в общую деятельность;
- не способен установить критерий успеха.
Высокие навыки руководства
- принимает во внимание поведение подопечных;
- устанавливает дисциплину, если это требуется;
- приспосабливает стиль руководства к переменам;
- понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
- развивает добрые отношения с окружающими;
- дает четкие указания;
- регулярно анализирует работу подопечных;
- поощряет наилучшие примеры;
- системно подходит к анализу работы;
- квалифицированно передает полномочия;
- избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
- создает позитивную обратную связь;
- устанавливает приемлемые отношения с «трудными» ребятами;
- защищает свою группу, если возникает угроза;
- ищет способы максимизации вклада в работу подопечных ребят;
- устанавливает критерии успеха.