Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая: right Вожатый должен много знать о ребятах, с которыми он работает, чтобы успешно ими уп...
[[Image:Xp3cIRcMFIkm.jpg‎ |right]]
Вожатый должен много знать о ребятах, с которыми он работает, чтобы успешно ими управлять. Индивидуальная беседа с подопечным поможет Вожатому лучше понять и оценить подопечного. Один раз в полтора-два месяца с каждым из непосредственных подопечных рекомендуется провести обстоятельную беседу. Правильно организованная беседа часто приносит больше пользы, чем административное указание. Вот несколько практических советов вожатым для организации и проведения индивидуальных бесед с подопечными.
# '''Цель беседы должна быть ясной собеседнику заранее'''. Вожатому следует знать и учитывать предубежденность своего собеседника, быть на высоте положения.
# От начала до конца беседы '''придерживайтесь основного направления''', ведущего к общей цели разговора.
# Выработайте привычку '''внимательно слушать''' собеседника. Внимательно вслушивайтесь в смысл слов вашего собеседника.
# '''Четко выражайте свои мысли''': все, что требует пояснения, должно быть изложено в ясных и простых выражениях, без двусмысленности.
# Ставьте вопросы так, чтобы '''получить в ответ факты и идеи''', а не общеизвестные истины. Для этого задавайте вопросы в такой форме, чтобы они не вызывали односложных ответов «да» или «нет», а побуждали подчиненного откровенно и аргументированно высказывать и отстаивать свое мнение. Это могут быть, например, такие вопросы: «Как вы расцениваете сложившуюся ситуацию?», «Что необходимо сделать, по твоему мнению, для достижения таких-то целей?» и «С чего бы ты начал, если бы тебе поручили это дело?» и т.д.
# Излагайте свои мысли так, чтобы '''поощрять ребят к действию''', вызвать энтузиазм, инициативу. Говорите просто и убедительно; приведите собеседнику аргументы.
# '''Дайте собеседнику время высказаться'''. Многие ребята думают вслух и «на ощупь» идут к своей точке зрения, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь нечетким выражением их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь.
# '''Проявляйте внимание к собеседнику'''. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность. Если говорящий делает короткие паузы, не прерывайте его, подождите, пока он соберется с мыслями. Если он говорит свободно, позвольте высказаться ему до тех пор, пока не будете уверены, что он закончил и ждет вашего ответа. Теперь можете задать вопрос, в котором содержалось бы уточнение некоторых деталей. Вопрос должен обязательно содержать оттенок одобрения высказанных мыслей.
# '''Повторите мысль говорящего'''. Если собеседник уже высказался, повторите главные мысли его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это устранит многие неясности и недопонимания.
# '''Избегайте поспешных выводов'''. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок, постарайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей.
# '''Не заостряйте внимание на разговорных недостатках собеседника'''. «Какой медлительный!», «Какой монотонный!», «Какой надоедливый!» — такие мысли может вызвать у вас иной собеседник. Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры и выразительные средства партнера. Воспринимайте только ту информацию, которая может что-то добавить к вашему знанию и опыту.
# '''Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника'''. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше мешают взаимопониманию излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае срабатывают эмоциональные фильтры. Слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и находит себе моральную поддержку в полном отрицании всего того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.
# '''Не отвлекайтесь'''. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождения ребят, которых видно через открытую дверь. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.
# '''Ищите истинный смысл слов собеседника'''. Помните, что не всю информацию удается вложить в слова. Слова дополняются изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклонами тела. Внимательно следя за речью собеседника, сосредоточьтесь только на том, чтобы понять, о чем он говорит.
# '''Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты'''. Если вы концентрируете свое внимание только на фактах, из-за этого могут возникнуть недоразумения. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие главными, основополагающими. Он взвешивает их информационную ценность, сравнивает друг с другом, чтобы понять, какая мысль кроется за ними. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь подготовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное. Спросите себя, те ли факты вы выбираете для анализа, объективна ли ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит вам самое главное или «утопил» суть в словах.
# '''Не монополизируйте разговор'''. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаше всего плохой слушатель. Его разум настолько плотно закрыт, что не впускает новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает шанс, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.
# Полезно '''зафиксировать полученную в ходе беседы информацию''' в пригодной для дальнейшего использования форме.
# После беседы обязательно сделайте критический разбор своего поведения, '''оцените итоги беседы'''. Прежде всего выясните, в чем ценность беседы. Сравните предварительное впечатление о подчиненном с мнением, которое сложилось после беседы. Необходимо критически разобрать свое поведение во время беседы и выяснить причины собственных ошибок или недостатков, если они имели место. Все это поможет Вожатому в дальнейшей работе.



[[Category:Статьи]]

Навигация