Как успешно провести личную беседу с подопечными
Не ребенок должен Вас понимать, а Вы ребенка. Только потому что Вы были ребенком, а ребенок еще не был взрослым.
Вожатый должен много знать о ребятах, с которыми он работает, чтобы успешно ими управлять. Индивидуальная беседа с подопечным поможет Вожатому лучше понять и оценить подопечного. Один раз в полтора-два месяца с каждым из непосредственных подопечных рекомендуется провести обстоятельную беседу. Правильно организованная беседа часто приносит больше пользы, чем административное указание. Вот несколько практических советов вожатым для организации и проведения индивидуальных бесед с подопечными.
- Тема беседы должна быть доступна пониманию собеседника. Вожатому следует знать и учитывать предубежденность своего собеседника, быть на высоте положения.
- От начала до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к общей цели разговора.
- Выработайте привычку внимательно слушать собеседника. Внимательно вслушивайтесь в смысл слов вашего собеседника.
- Четко выражайте свои мысли: все, что требует пояснения, должно быть изложено в ясных и простых выражениях, без двусмысленности.
- Ставьте вопросы так, чтобы получить в ответ факты и идеи, а не общеизвестные истины. Для этого задавайте вопросы в такой форме, чтобы они не вызывали односложных ответов «да» или «нет», а побуждали подчиненного откровенно и аргументированно высказывать и отстаивать свое мнение. Это могут быть, например, такие вопросы: «Как вы расцениваете сложившуюся ситуацию?», «Что необходимо сделать, по твоему мнению, для достижения таких-то целей?» и «С чего бы ты начал, если бы тебе поручили это дело?» и т.д.
- Излагайте свои мысли так, чтобы поощрять ребят к действию, вызвать энтузиазм, инициативу. Говорите просто и убедительно; приведите собеседнику аргументы.
- Дайте собеседнику время высказаться. Многие ребята думают вслух и «на ощупь» идут к своей точке зрения, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь нечетким выражением их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь.
- Проявляйте внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность. Если говорящий делает короткие паузы, не прерывайте его, подождите, пока он соберется с мыслями. Если он говорит свободно, позвольте высказаться ему до тех пор, пока не будете уверены, что он закончил и ждет вашего ответа. Теперь можете задать вопрос, в котором содержалось бы уточнение некоторых деталей. Вопрос должен обязательно содержать оттенок одобрения высказанных мыслей.
- Повторите мысль говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные мысли его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это устранит многие неясности и недопонимания.
- Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок, постарайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей.
- Не заостряйте внимание на разговорных недостатках собеседника. «Какой медлительный!», «Какой монотонный!», «Какой надоедливый!» — такие мысли может вызвать у вас иной собеседник. Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры и выразительные средства партнера. Воспринимайте только ту информацию, которая может что-то добавить к вашему знанию и опыту.
- Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше мешают взаимопониманию излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае срабатывают эмоциональные фильтры. Слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и находит себе моральную поддержку в полном отрицании всего того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.
- Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождения ребят, которых видно через открытую дверь. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.
- Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается вложить в слова. Слова дополняются изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклонами тела. Внимательно следя за речью собеседника, сосредоточьтесь только на том, чтобы понять, о чем он говорит.
- Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Если вы концентрируете свое внимание только на фактах, из-за этого могут возникнуть недоразумения. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие главными, основополагающими. Он взвешивает их информационную ценность, сравнивает друг с другом, чтобы понять, какая мысль кроется за ними. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь подготовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное. Спросите себя, те ли факты вы выбираете для анализа, объективна ли ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит вам самое главное или «утопил» суть в словах.
- Не монополизируйте разговор. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаше всего плохой слушатель. Его разум настолько плотно закрыт, что не впускает новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает шанс, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.
- Полезно зафиксировать полученную в ходе беседы информацию в пригодной для дальнейшего использования форме.
- После беседы обязательно сделайте критический разбор своего поведения, оцените итоги беседы. Прежде всего выясните, в чем ценность беседы. Сравните предварительное впечатление о подчиненном с мнением, которое сложилось после беседы. Необходимо критически разобрать свое поведение во время беседы и выяснить причины собственных ошибок или недостатков, если они имели место. Все это поможет Вожатому в дальнейшей работе.
Вход в беседу с ребятами можно разделить на два типа. Первый – когда вы подстраиваетесь под уже существующую ситуацию и органично «входите» в неё (Ребята подрались, а вы их разняли. Подопечный ребенок что-то у вас спросил. Ребята разговаривают о футболе, а вы поддержали разговор. И т.д.).
Второй – когда вы сами создаёте эту ситуацию, то есть, подходите и начинаете разговор, или что-то делаете и начинаете разговор. Первый вариант гораздо проще, но применять нужно оба.
- Подходите с правой стороны от него. Тот, кто справа, вызывает больше доверия.
- Избегайте позы конфронтации – не стойте лицом к лицу. Стойте с боку.
- Не смотрите на ребенка слишком долго, до начала общения! Это его испугает.
- Используйте технологии НЛП для установления контакта – повторяйте его интонацию, скорость речи, позу, жесты. Постарайтесь дотронуться до него хотя бы раз.
Прежде чем подходить и начинать разговор, продумайте тему входа в разговор. С другой стороны, иногда нет времени что-то оценивать, нужно действовать. Тогда ваш первый вопрос или фраза должны быть абсолютно нейтральными (Например – “Как тебе сегодняшний вожатский концерт?”). При этом нельзя ограничиваться только такими вопросами – ребёнок ответит и продолжит заниматься своими делами. Нужно спросить или сказать что-то, что позволило бы завязать разговор. Старайтесь не задавать вопросов, на которые можно ответить да, или нет. Не используйте отрицание в вопросах. Нельзя говорить – «А не хочешь поговорить об этом?» Нужно сказать – «Хочешь это обсудить?»
Не предоставляйте ему право выбора – он не сможет им воспользоваться и растеряется. Нельзя говорить – «Что ты хочешь обсудить?» Нужно сказать – «Мы сейчас обсудим это»
Запомните важный принцип(№1) – вам НИЧЕГО ОТ НЕГО НЕ НУЖНО! Вы просто хотите поговорить. Вы НЕ должны на второй минуте разговора спрашивать что-то о нем. Это напугает его. Всё это, он расскажет сам, если начнёт доверять вам.
Улыбайтесь. Если вы раздражены, озлобленны, обижены – ребенок почувствует это, и воспримет как угрозу. Будьте позитивны. Если оценить вас одним словом, это было бы слово «Весёлый» или «Пьяный». Шутите, рассказывайте анекдоты, смешные истории, вспоминайте смешные эпизоды известных комедий. Подумайте о том, что вы можете сделать для него. Выясните, чем он интересуется, что его беспокоит, о чём он мечтает. Говорите в круге его интересов – компьютеры, машины, футбол, но не ограничивайтесь ими.
Не говорите слишком быстро – делайте паузы в словах. Давайте ему высказаться по поводу обсуждаемого вопроса. Цепляйтесь за всё, чтобы он, ни сказал, и развивайте эту тему, свои идеи держите «про запас», и используйте их, когда темы, поднятые ребенком, исчерпаны. В принципе, вы должны поддержать разговор и уметь рассказать историю, в ответ на любое слово, сказанное ребенком. Не говорите слишком тихо. Старайтесь не использовать грубые слова, ибо в основном вы будете выглядеть как недалёкий люмпен в его глазах, особенно, если ребёнок окажется из интеллигентной семьи. Но даже если ваш собеседник - шалопай, все равно, ибо как бы низко не пал человек, он всё равно тянется к свету, к тому, что лучше и чище его.
Когда беседа подходит к концу, вам стоит поднять интересующий вас вопрос. Если беседа пойдёт легко, скорее всего, он сам все расскажет. Если этого не произойдёт, тогда заканчивайте беседу, вероятнее всего он сам вас потом остановит и попросит вашей помощи. Если и этого не произойдёт, тогда вернитесь к данной теме сами в следующей беседе, тогда хотя бы, это не будет навязчиво.
Прежде чем начать разговор, оцените его тип. Их условно два.
- Первый - экстравертно- физический. Эти ребята одеты модно, вызывающе, цепочки, значки, длинные волосы с модной стрижкой(или без неё). Сидят, широко расставив ноги, говорят много и громко.
- Второй– интровертно-эмоциональный. Такие ребята одеты скромно, безвкусно. Верхняя пуговица застёгнута. Нет фенечек и украшений. Сидят сдвинув ноги. Короткая стрижка.
Характеристики говорят сами за себя. Если с первым типом можно вести себя раскованно, «брать» широтой размаха, то второй тип ранимый, недоверчивый и глубокий. Нужно проявить такт и показать себя так же личностью глубокой, способной переживать, чувствовать и ценить чувства других. Хотя всё это, иногда, может оказаться с точностью «до наоборот» - второму типу может понравиться без конца говорящий и инициативный взрослый друг, а первому типу будет ближе философствующий, молчаливый собеседник.
Все ребята хотят быть взрослыми – дайте ему почувствовать себя взрослым рядом с вами. Общайтесь на равных, но не слишком, а то на голову сядут. Не заискивайте перед ними, сделайте так, чтобы они хотели понравиться вам в разговоре, а не только, вы им. Когда они начнут это делать – выскажите одобрение или восхищение ими, в связи с какими-то их качествами. В начале, должен быть лёгкий налёт безразличия. Нужна субординация, но очень корректная, едва ощутимая. Если перегнёте, - потеряете с ними контакт, ваше лидерство должно быть мягким и гибким.
Поведение ребенка в первые минуты общения может рассказать вам, как он вас воспринимает. Положительная реакция –
- Улыбка.
- Расширенные глаза.
- Кивок сверху вниз.
- Поднятые брови.
- Корпус повёрнут к вам.
- Руки и ноги не скрещены.
Если у ребенка скрещены руки и ноги, он хмурится, отворачивается от вас, покачивает голову из стороны в сторону – значит что-то, вы говорите или делаете неправильно, оживите ситуацию каким-то вопросом, предложением или же, это просто не тот день для доверительного разговора.
Физиогномика так же может дать определённую информацию о ребенке. Выдающаяся верхняя губа символизирует преобладание женского начала (нижняя – мужского). Правая часть тела – янь, мужская. Левая – инь, женская. Если левый глаз больше правого, волосы зачёсаны на лево, то возможно ребенок склонен к пассивной роли и в жизни. Привязываться к физиогномике не надо, это работает 50-50. Еще про инь и янь. Ну с девочками все понятно. Мальчики до определённого возраста тоже несут в себе женское начало, так как, не так давно находились в материнском лоне. А женщине (условной женщине) нужен мужчина. Это закон природы, не нами придуманный. Именно общаясь с мужчиной, мальчик становиться мужчиной. Если он условная «женщина», значит будьте мужчиной с ним, выглядите как мужчина. Проявляйте своё активное начало, но не в смысле навязчивости. Будьте решительны, тверды в своих словах, контролируйте ситуацию, будьте инициативны.
Общение это основа основ. Сложность понять манеру общения состоит в том, что ребенок с тобой возможно
- а) ещё мало знаком, а значит не показывает своё истинное "я",
- б) ты старше его и срабатывает шаблон о том, как следует вести себя со взрослыми,
- в) от тебя потенциально исходить опасность и мальчик ведёт себя сдержанно, осторожно.
Поэтому перед тем, как вступить в контакт с ребенком имеет смысл посмотреть на него со стороны, как он общается с ровесниками, в своей компании. А затем сравнить его "естественное" взаимодействие с общением с тобой. Не всегда есть возможность понять, каков ребенок с другими, однако это полезно для тебя, пробуй увидеть-услышать. Например, как говорит при тебе по телефону или с друзьями?
Интерес к общению с тобой. Основополагающая тема. Некоторые коллеги сразу тестируют ребят на тему - кто заинтересован? Понять особо не сложно: по взгляду, по улыбке, по тому, повернут ли ребенок во время разговора к тебе всем телом и какую он при этом держит дистанцию (подробней обо всём этом может узнать из книг про "язык тела", например, Алана Пиза), задаёт ли вопросы, с интересом ли слушает то, о чём ты говоришь, проявляет ли интерес к тому, чем заняться и так далее.
Жестикуляция. Понятно, что, слушая тебя, ребенок вряд ли будет размахивать руками аки пропеллерами. Но вот в ситуации, когда он сам рассказывает о чём-то для него значащем обрати внимание, как ведут себя его руки. В данном случае дело не о том, что он "вытворяет" руками, а скорее сам факт - активно жестикулирует или нет. Как несложно понять, активность его рук напрямую связана с его экспрессией и активностью. Сдержанный ребенок спокойно и малоэмоционально поведёт свой рассказ, ребенок же активный сделает наоборот. К каждому из них нужен свой подход. Отметь себе это.
Сленг и жесты. У каждого поколения есть свои особенные маркеры общения. Помимо того, какую музыку ребята слушают, какую одежду одевают - они ещё и являются носителями особого сленга и жестов. Каждый, например, мальчик хотел бы быть "крутым", но не каждый в силу ряда причин может себе это позволить. Обнаружив в ребенке такие маркеры, ты сможешь понять, что он имеет задатки отклонения от средних значений. Сленг же больше подвержен влиянию времени. Все равно, что актуально для современных ребят. Важно другое - использование сленга, на котором они говорят делает тебя интуитивно своим в их стае, что снижает уровень недоверия и наделяет тебя качествами приятия, о которых ты даже и не знал и не мечтал. Есть при этом нюанс. Важно быть естественным и органичным, то есть со стороны использование тобой сленга должно выглядеть "нормальным" или уместным, но никак не смешным. Это надо обязательно учитывать. Но даже если ты не задействуешь в своём лексиконе их словечки, а слышишь их от ребят, то это уже хороший знак. Тебя не стесняются, тебе в определенной степени доверяют.
Наконец, остановимся на таком аспекте, как уверенность. Ребенок в общении с тобой может быть скован, может быть спокоен и естественен, а может быть вызывающе раскован, "понтоваться" и стараться произвести впечатление. Это как минимум 3 варианта. Скованный ребенок, что логично, неуверен в себе. И что бы не показать это он будет пассивен в общении, молчалив, зажат, например. Установить контакт с таким ребенком непросто и тебе придётся взять инициативу на себя. Однако, при всех остальных положительных моментах, твои старания окупятся сторицей. То же касается и излишне уверенного в себе ребенка, тут можно просто "подыграть" его крутости и ты окажешься с ним в одной игре. Затем, зная что это всё продиктовано его неуверенностью себе, можно несколько изменить правила общения для того, для того что бы он и далее мог показать себя крутым и он, даже не сильно и желая этого, вынужден будет сделать желаемое. Словом, банальное: "взять на понт". Но нам же не нужно простой манипуляции, верно!? Гораздо лучше, когда изначально развязный ребенок с другими, именно с тобой становится "настоящим" и ты помогаешь ему обрести уверенность в себе без необходимости доказывать всем и вся что он может быть крутым. Это отличный фундамент для вашего с ним долговременного общения.
Проводя доверительные беседы с ребятами, будьте готовы к неудачам. Они будут, но важно проанализировать свои ошибки и забыть этот опыт. Если вы постоянно прокручиваете в голове негативные сценарии – они будут и дальше происходить с вами. Это комплекс неудачника. Концепт психологического поля в нейролингвистическом программировании (НЛП) предлагает четырёхшаговую модель обучения.
- Неосознанная некомпетентность: вы делаете что-то неправильно и не знаете, что делаете это неправильно.
- Осознанная некомпетентность: вы делаете что-то неправильно и знаете, что делаете неправильно, но вы пока не смогли решить эту проблему.
- Осознанная компетентность: вы научились тому, как делать правильно, и вы делаете, правильно осознавая это, сфокусировав на этом своё внимание.
- Неосознанная компетентность: вам не нужно думать об этом или учиться тому, как сделать это – вы автоматически делаете всё правильно.
Есть харизматичные люди, которым никакие книги и материалы не нужны они уже в «четвёртом варианте». Но таких людей сравнительно не много, и даже этим людям, будет не лишним узнать чей-то опыт, так как, нет предела совершенству. Остальные люди обучаются и развиваются от уровня к уровню.
Рассмотрим наиболее распространённые заблуждения –
- «Только избранные люди могут легко быть вожатыми» - Это чушь. Все могут эволюционировать и научиться чему угодно, рано или поздно. Нужно просто это делать. Возможно, процент удач будет разным, но он будет.
- «Я не достаточно красив и крут» - Как показала практика, дети не смотрят на одежду и внешность – их интересует сам человек и его отношение к ним. Ребята чувствуют людей. (Это не значит что можно выглядеть по «пидовски» или быть грязным и вонючим)
- «Я не знаю что сказать» - Начните хоть что-то говорить, дальше беседа потечёт…или не потечёт, - но не молчите, говорите любую чушь.
Каждый человек неповторим, индивидуален. Каждый будет делать это по-своему в, ему одному, свойственной манере. Успех ждёт именно тех, кто не будет пытаться кому-то подражать, а найдёт свой алгоритм, свою универсальную методику. Успех – в способности быть собой, но нужно выяснить - кто вы, разобраться в себе. Всё вышеизложенное – просто схема и если вы слабы, зажаты, испуганны, агрессивны – у вас ничего не получится. Значит, начать нужно с себя. Необходимо постоянное самосовершенствование – духовное, физическое, интеллектуальное. Займитесь спортом, читайте книги по психологии, НЛП. Найдите эгрегор, который будет вас подпитывать и защищать.
Излучайте внутренний свет, общайтесь, дружите, но помните – вы обязаны быть ответственными.