30 057 байт добавлено
, 10:10, 4 января 2013
[[Image:154.jpg |right]]
Скаутский метод
Разведчество – это система внешкольного воспитания, целью которой посредством ее педагогических принципов является всестороннее развитие молодежи:
*Телесное – физическая закалка, укрепление здоровья, ряд специальных навыков.
*Умственное – способствующее приобретению знаний, развитию памяти, наблюдательности и любознательности.
*Духовное – выработка твёрдого характера, силы воли, высокой нравственности и лидерства.
В основе разведческой педагогики лежит использование психологических и эмоциональных стремлений и способностей молодежи для самовоспитания, где не должно быть уроков, а только направление по должному пути, где устраняется основная проблема воспитания – «отцы и дети», где не должно быть приказов, а только показ, но где имеется строгая дисциплина, действующая для всех одинаково.
Разведчество поощряет стремление к доброму, к лидерству, поручая молодежи должности, доверяя ей ответственные посты.
Разведчество обращает внимание на жизнь в природе. Походы и лагеря, помимо физического развития и здоровья, помимо благодатного влияния природы на психику и эстетическое воспитание, приучают к самостоятельности и уверенности в своих силах и возможностях и поощряют моральный рост разведчика.
Основной метод разведческого воспитания игра (не школа). Молодежь ожидает не обучения, а весёлой компании, приключений, походов и лагерей, красивой формы, торжественных церемоний. Поэтому у нас нет экзаменов – есть испытания, состязания, бег. Разведчики не занимаются, а живут, работают и играют.
Итак – цель не маршировка и построение мостов – а вера и верность ребят, их бодрость, находчивость, товарищество и жертвенность.
Разряды созданы для внешней оценки успехов на пути разведки, они несомненно полезны, но это не цель а средство нашей работы.
Испытание на одноглазку.
Испытание назначено было в 3 часа. Однако уже около 2 часов стали появляться нежнолапки - будущие белочки-одноглазки - с серьезными, взволнованными лицами.
Следует команда: "По шестеркам стройся! Смирно!" 3атем начинаются испытания, испытания проходят по шестеркам. Первая шестерка идет на испытание храбрости, другая по теории и третья по ловкости. Четвертая, ожидая своей очереди, садится в круг на корточки и каждая из сдающих рисует белочку. В это время первая шестерка уже сдала испытание и на ее место отправляется четвертая шестерка.
Самое страшное предстоит в испытании на храбрость. Туда каждая белочка идет по одиночке. Темнота, никого нет. Вдруг раздается голос вожака: "Иди сюда". Осторожно ступая в темноте на зовущий голос, дрожа, подходит белочка. "Зажги свечу, вот спички", - следует приказание. Послушно и быстро повинуется белочка. "Как твое имя? Фамилия? Когда родилась?" - спрашивает вожак и записывает ответы под пламя свечи. Затем белочке завязывают глаза, и она должна лететь на аэроплане, а затем, когда ей прикажут, быстро прыгать. Но вот все кончено, и сдавшая летит наверх в залу, не имея право никому рассказывать, что с ней происходило. Испытание на ловкость куда приятней - тут не страшно. Быстро отыскивают спрятанные часы /слух/, луковицу /обоняние/, достают висевшую на потолке палку, прыгают, ловят мяч и скачут. Однако, все сдано! Опять команда "стройся, смирно". Сейчас будет Большое Обещание. Тишина. Все готовы.
Начальница дружины произносит речь, и затем каждая из сдавших по очереди подходит к флагу и дает обещание. Свершилось! Все стали настоящими белочками. Две лучшие белочки получают призы за сдачу испытаний. Затем начинаются игры. Потом снова строй, - салютуют и радостные расходятся.
Разведчество
В разведческом возрасте дети приобретают фундаментальные знания необходимые для полноценного члена организации. Накопляя все эти знания, дети начинают воспринимать организацию за свою, особенно в своей среде в лагерях, походах и на сборах. С каждым разрядом разведчик получает звание, которое выражает уровень, достигнутый им в приобретении знания и степени готовности. Знака разряда изображен цветом фона под лилией.
Кроме разрядов существует система специальностей, где детей в индивидуальном порядке знакомят с каким либо видом мастерства или искусства, расширяют знания и развивают таланты, подготовляя к плодотворной профессиональной и общественной работе. Каждая специальность имеет свой значок, который носят на форме.
Постепенная сдача разрядов и специальностей называется «продвижением по разведческой лестнице».
Ещё в разведческом возрасте дети могут пройти первый руководительский курс – Курс для вожаков (КДВ), вырабатывающий в них лидерские качества и подготовляя их к руководству работой с детьми и участия в духовном, программном и административном творчестве в организации. Сдавшие КДВ второразрядники имеют право носить особую нашивку КДВ.
Наконец одна из главных задач организации воспитать в детях лидерские качества, которые они будут применять не только в организации, но и в семье, обществе и стране.
С семилетнего возраста, когда ребёнок попадает в лагерь первый раз, как волчонок или белочка – новички, в мир, который для них незнаком: с букашками, кострами, самим одеваться и стелить кровать, жить и общаться с группой сверстников, возможно так же немного потерянными и слегка испуганными как они, для них настаёт программа обучения «глазок».
В этой программе есть целый отдел, который постепенно развивает в ребёнке самостоятельность, уверенность, смелость, навык жизни в природе и всевозможных вспомогательных знаний. Начиная с «одноглазки», ребёнок получает всё больше знаний и навыков, достигая звания «таёжный» к 11-летнему возрасту, когда уже он готов перейти в среднюю ветвь разведчиков и разведчиц.
В разведческом возрасте, сдавая разряды от 3-го по 1-ый в течении следующих 7 лет, практика лагерной жизни, знание природы и уверенность в себе становятся обыденными и естественными.
В программе практики множество всевозможных разделов: вязание узлов; карта и компас; дорожные знаки; скорая помощь; азбука Морзе; постройки костров, шалашей, мостиков и других «патентов» (для склада вещей, инструментов и другого лагерного инвентаря); следопытство; знание местной природы; съедобных растений и многое другое.
Звеньевая Система
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
*Что такое «Звеньевая Система»?
*Зачем употреблять Звеньевую Систему?
*Как работает Звеньевая Система?
*Звено в Отряде
*Отрядная или звеньевая система?
*Какие препятствия могут быть у звеньевой системы?
*Групповое задание
*Дискуссия
«Звеньевая Система это не ОДИН из методов
вести детский отряд, а ЕДИНСВЕННЫЙ метод.
Если у вас нет звеновой системы, у вас нет
настоящего отряда.
Давайте на минуту остановимся.
Напишите бумаге ВАШЕ понятие о
звеновой системы.
Что Такое «Звеньевая Система»?
Дети организованы в маленькие группы, под
руководством одного из детей, которые
самостоятельны, и которые проводят
независимо большую часть детской
программы: походы, бивуаки и сборы (под
надзором и советом взрослых).
Отряд не делится на звенья: звенья составляют
отряд.
Начальник Отряда (и другие молодые лидеры)
учат/помогают/руководят вожаками, а вожаки
ведут звено.
Что Такое «Звеньевая Система»?
*Дети ведут детей (под нежным надзором и советом взрослых)
*Группировка детей по 5-9 (обычно)
*Совместная работа (как команда)
*Старший Вожак/молодой рук. ведёт (по возможности)
*Совет Отряда (вожаки, старшие вожаки, руководство Отрядов) планирует и проводит программу
*Вожак представляет звено на сборах совета отряда
*Звено выбирает ведущих на разные должности, проводят сборы, походы и другие начинания
Зачем Пользоваться Звеньевой Системой?
Цели Звеновой Системы:
*Товарищество
*Сотрудничество
*Дисциплина
*Воспитание характера
*Трудовое воспитание
Психологическое основание. Дети этого возраста натурально стремятся:
*Расширять свои личные границы
*Проявлять и расширять свою независимость
*Создают «шайки» друзей – хотят «принадлежать»
*Работают группами друзей
*Расширяют свою ответственность и авторитет
Звено :
*Группа удобного размера
*Маленьким группам легче руководить
*В маленьких группах легче детям испробовать лидерство, и учится как взаимодействовать вместе
*Демократическое соединение – Помогает детям работать вместе в решении проблем/задач
*Ведётся ребёнком:
**Позволяет детям учиться друг у друга
**Тренирует детей быть лидерами тем, что они ВЕДУТ
*Позволяет ребятам проводить время с друзьями
*ВЕСЕЛО
«Лидерство»
*Скауты учатся работать совместно с другими
*Скауты учатся процессу решения задач
*Скауты тоже могут учится на ошибках
*Дружбы и веселье от этого естественно происходят*
*Скауты учатся как вести
*Скауты учатся как следовать
*Скауты учатся быть ответственными, независимыми, самоуверенными
Пользоваться Звеньевой Системой?
Тренируй вожака — и давай ему вести!
*Скауты учат лидерство на деле
*Вожака следует тренировать основами лидерства скоро после назначения
*Более формальную тренировку можно дать по возможности (КДВ)
Не делай за скаутов то, что они могут делать сами
*Скажи вожаку, что ты от него ожидаешь.. Но дай ему самому (со звеном) решить как привести это в жизнь. (иногда трудно отличить ожидание от метода осуществления) примеры....
*Звено само планирует и приводит в жизнь свои планы.
*Не ожидай того же стандарта от детей которого ты бы ожидал от взрослых: это не реально, и не важно. Напоминай себе что цель скорее всего не в том, как хорошо зделано, а в том, сделали-ли это сами дети!
У тебя всё ещё есть роль:
*Взрослые должны быть на месте, чтобы давать советы вожакам, и даже вмешиваться тогда, когда надо, но не руководить работой.
*Лучший признак что ты хорошо делаешь свое дело, это когда звеновая работа кипит, а ты сидишь и наблюдаешь из угла.
*Взрослые «специалисты» всё-таки важны чтобы вести программы, тренировать молодое начальство (включая вожаков) и преподавать некоторые части разрядов/специальностей
*Совет Отряда (нач. Отряда во главе) вместе разрабатывают программу Отряда.
*Вожак представляет звено на сборах совета Отряда.
Вожак: не единственная роль!
*Звено это «школа лидерства»
*Каждый член звена должен иметь должность с настоящей ответственностью, чтобы постепенно можно передавать больше и больше ответственности ребятам.
*Начальство не должно сидеть на плечах только одного ребёнка.
*Вожак не должен быть в этой роле долго (идеально не больше года), чтобы дать другим возможность.
Примеры Звеньевой Системы:
*Звеновые сборы
*Звеновой дух (более на эту тему позже)
*Звеновые походы/поездки
*Звеновые выборы (помощника, другие должности)
*Участие вожаков в Совете Отряда
*Планировка и готовка еды «по звеньям»
*Установка лагеря «по звеньям»
*Звеновые «патенты»
*Звеновые должности
*Состязания с другими звеньями
*Звено само изучает разряды/специальности
На что похоже «идеальное звено»?
*5-9 детей
*Вожак старший или самый опытный
*ВСЕ в звене имеют настоящую должность/ответственность
*Работают вместе (помогают друг другу)
*Имеет сборы регулярно, которые планированы и проведены вожаком (с помощью всех членов звена)
*Проводит другие походы/поездки/работы в обществе/бивуаки
*Сборы имеют цель (приготовиться к соревнованию, планировать меню на поход, помочь обществу, изучить разряды, заработать специальность)
*Смесь возрастов/опыта (исключение: старшее звено)
*Имеет отличный звеновой дух!
Что Такое «Звеньевой Дух»?
*Чувство в звене что это естественная группа, одно целое, которое имеет свою личность, и к которому члены имеют любовь и лояльность. Члены беспокоятся о
успешности звена.
Как Строить «Звеньевой настрой»?
*Постоянность звена: скаут по идее остаётся в одном звене, и звеня не основываются/разводятся кроме в очень особых случаях.
*Звеновое имя
*Звеновой флажок
*Звеновой клич и песня
*Звеновые занятия
*Звеновые соревнования
*Особая звеновая одежда (майки, галстуки и т.п.)
*Другие идеи? Давайте обсудим.
Посоветуй звеньям установить «образ» звена. Примеры:
*«Звено Сова будет веселиться»
*«Мы будем самыми лучшими экспертами по постройкам»
*«Мы выиграем состязание»
*«Мы успешно проведем поход (или Х )»
Как помочь звеньям быть весёлыми и успешными?
*Дай им ответственность (провести церемонию, приготовить комнату к сбору, провести игру для всех, приготовить еду всем)
*Давай им соревнования как звено, не как индивидуальные скауты
*Давай им ДЕЛО
Звено в Отряде
*Не забывай, что звеня создают отряд: отряд не делится на звенья
*Всё что происходит в отряде должно проводится через вожаков
*Старший вожак или молодой начальник ведёт отряд ЧЕРЕЗ вожаков а не вокруг них
*Отрядные сборы (походы и.т.д.) проводятся не только чтобы продвигать отряд вперед, но, как можно больше, чтобы давать возможность звеньям успешно проявлять себя.
*Вожаки, в свою очередь, понимают что их звено не стоит одно, а часть большого целого (отряда/дружины), к которому они тоже лояльны.
Какая Роль Старшего разведчика к звеньям/отряду?
*Может быть «отрядный советник» или «старший вожак» (тренировка к начальству)
*Иногда лудше отойти от отряда на время (например работать со стаей) чтобы не сразу быть начальником над своими бывшими сверстниками. (очень зависит от личностей)
*Инструктор по предметам которые вожаки может быть ещё не знают, или знают плохо.
*Иногда если старших много, можно создать «старшее звено». Оно не соревнуется, но служит «примером» звенового духа и.т.д.
*ВАЖНО следить чтобы старший вожак/молодой нач. (или члены старшего звена) не брали на себя то, что должны делать вожаки!
Какие Препятствия в звеньевой Системе?
*Размер звена?
*Что делать если звено меньше «критической массы»?
*Что если звено такое большое что не может работать?
*Что делать со старшими?
*Что если вожака не уважают?
*Что если вожак не следует плану?
*Что если вожак чересчур много/нереально строит планы? Когда надо поправлять, а когда давать ему «учиться на ошибках»?
*Одного ребёнка отключают, не любят/обижают?
*Семейные проблемы (могут влиять на участие или поведение)
*Участие: что если не достаточно детей из звена приходят на сбор?
*Опыт/возраст вожаков? Что если нет подходящего вожака? Что если их слишком много?
*Что делать, когда ребёнок один в возрастной группе? Производить или задерживать?
*Обычно самое большое препятствие звеновой системы это начальник! (не привык, не знает как, боится что потеряет контроль)
Препятствия Звеньевой Системе:
*Двойная роль: значит у нас требования на разряды такие, которые лучше преподавать взрослым
*География (члены звена не живут близко друг к другу, трудно встречаться на звеновые сборы)
*Демография (дети не всегда в идеальном соответствии возраста/пола)
*Другие препятствия? Давайте обсудим.
Вот и всё.
*Скаутское звено - это основная организационная и педагогическая единица, составленная по принципу естественного объединения детей. Звено находится под руководством вожака, который действует по программе и указаниям начальника отряда. Звено состоит не менее чем из 5 и не более чем из 9 человек.
*Вожак звена назначается начальником отряда, или выбирается разведчиками и затем утверждается начальником отряда. Вожак ведет свое звено и отвечает перед начальником отряда за качество работы звена.
*Вожак
** Планирует работу звена, совместно со звеном.
** Собирает звено и ведет с ним намеченную работу.
** Отвечает за ведение звеньевой книги - дневника.
** Дает отчет о работе звена начальнику отряда.
*Члены звена распределяют между собой, после предварительного обсуждения и с утверждения вожака, должности в звене: помощника вожака, секретаря, казначея, заведующего хозяйством, санитара и т.д., утверждаемых начальником отряда.
*Работа звена проводится в виде сборов, походов, выступлений и звеновых лагерей. Вся работа звена проводится с ведома и согласия начальника отряда.
*Звено, нормально, собирается раз в неделю на звеновой сбор или поход. На сборах или походах звена разведчики готовятся к сдаче испытаний на разряды и специальности путем игр и упражнений. Особые сборы для ручного труда, доброго дела, подготовки к выступлению и т.д., могут временно заменить нормальную программу.
*Звено имеет название и флажок. Имя - выбирается звеном или зарабатывается - согласно традициям или правилам отряда (дружины). Имя теряется при закрытии звена или при невозвратимой потере флажка. Имя звена обычно берется из российской фауны, а для звеньев разведчиц, допускается также название из флоры. Флажок: на правой стороне флажка могут быть помещены годовые звездочки, по числу лет существования звена, и знак отличия, если звено им награждено, на основании приказа по отряду или выше.
*Звено может состоять только из детей одного пола и одной возрастной группы ( то есть без витязей и волчат).
[[Category:Статьи]]