Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
== Вожатый-наставник ==

[[Image:X_2b4780c3m.jpg |right]]
Существует закономерная тенденция: молодые вожатые испытывают трудности в адаптации в своей профессиональной деятельности, это проявляется не только в недостатке профессиональных ЗУН, но и в неуверенности в себе, зачастую связанной с недостатком эмоциональной поддержки со стороны более опытных напарников.

В этом, наверное, и заключается проблема: нужно молодым вожатым передавать свой опыт, оказывать эмоциональную поддержку, а не следить, как они идут самостоятельно дорогой проб и ошибок, падая и вставая, а, иногда не выдерживая, остаются где-то позади…

Далее данная работа будет построена на советах опытным вожатым-наставникам, которым предстоит передавать свой опыт вожатым молодым. Итак, вам предстоит работать с человеком, который только в теории знает, что такое лагерь и работа вожатого!

Ну, во-первых, необходимо познакомиться, узнать об интересах, занятиях, увлечениях, хобби друг друга. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно, в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением ждете смену, какие есть опасения. В том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов.

А далее хорошо бы узнать с какой целью новый вожатый приехал в лагерь, чего он ожидает от работы. Нужно помнить, что человек, попадая в новый коллектив, в новую среду, немного теряется, у него путаются мысли, чувства, поэтому нужно помочь ему справиться с волнением. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что лучше всего, когда, сопровождая чаепитием и подкрепляя юмором, рассказываете ему истории про то, как вы когда-то попали в лагерь.

Следующим важным этапом будет познакомить молодого вожатого со спецификой работы лагеря, с режимными моментами, и, конечно, поинтересоваться, как же все-таки он сам это представляет в действительности, а отсюда следует, что вы, обсуждая эти моменты, вырабатываете единые педагогические требования, являющиеся одним из самых важных условий в работе вожатых. Если изначально в работе напарников отсутствует единство в педагогических требованиях, в отряде могут возникнуть достаточно серьезные проблемы. Например, если один вожатый что-то запрещает, а второй тут же разрешает, то у детей возникает с одной стороны непонимание происходящего, а с другой стороны, не одинаковое отношение к требованиям вожатых, а зачастую и к самим вожатым.

Очень важны способности вожатого видеть человеческие взаимоотношения, понимать тонкий язык взглядов, намеков, жестов, оговорок – поэтому первоначальной обязанностью опытного вожатого будет обеспечить взаимодействие друг с другом.

Все люди заряжаются и заражаются друг от друга положительными или отрицательными эмоциями. Поэтому опытному вожатому просто необходимо следить за тем, как он выглядит, что говорит, какое настроение он транслирует другим. Нервозность, истеричность, уныние заносит в душу молодого напарника, и как следствие, в души ребят – напряженность, грусть, неуверенность в себе.

Детям часто говорят о «законе доброго отношения друг к другу». Это в полной мере относится и к отношениям между напарниками – ведь проявление обычной бытовой гуманности, которое может выражаться во внимании друг к другу, умении прощать, вовремя приходить на помощь, очень сближает людей, которые живут и работают вместе.

Вполне удачным приемом можно признать взаимную презентацию вожатыми друг друга. Работая на одном отряде, вожатые при отсутствии напарника начинают рассказывать о нем ребятам, формируя положительный образ интересного взрослого. Конечно, важно не переборщить.

Вожатому опытному совсем не обязательно подчеркивать свое превосходство, свою опытность, доказывать, что он лучше и больше знает о детях и о работе с ними. Возможно, вожатый только тогда действительно является профессионально вожатым, когда он, начиная передавать свой опыт новичкам, поддерживает их, взаимодействуя на равных, не давя на них своим авторитетом, не смотря на них свысока. Лучше совершенно искренне говорить о том, что получается, а что нет. Очень помогает и работе, и взаимоотношениям, если каждый вечер делать совместный анализ прожитого дня, говорить об ошибках, просчетах, о том, что удалось, вместе строить план на следующий день.

Ничто так не содействует хорошим межличностным отношениям, как удачно организованная совместная деятельность. Сделать вместе отрядное мероприятие, игру, номер на программу – это даже половина задачи, а вот вместе разделить удовлетворение и радость от получившегося – это уже сложнее! Не забывайте хвалить своих молодых напарников, ведь когда ты что-то делаешь впервые и делаешь это хорошо (и даже если не совсем хорошо) – всегда хочется услышать слова одобрения от окружающих, а самым близким является именно напарник, и его слова более важны, чем слова большинства остальных.

Не только педагог может научить ребенка, но и ребенок может многому научить педагога. Тоже касается и отношений «молодой вожатый – опытный вожатый». Наставники! Для вас важно воспринимать своих подопечных как новый, интересный, живой кладезь знаний и идей. Чаще советуйтесь с молодыми, интересуйтесь их мнением, пожеланиями, идеями.

Если человек называет себя «вожатым», значит автоматически о нем нельзя говорить как об обычном человеке. И не важно, какой опыт работы за плечами вожатого; молодых тоже нужно воспринимать очень серьезно, ведь они, понимая, какая ответственная миссия на них возложена, все равно едут работать.

Вожатый – профессия? Формально, да. Но для настоящих вожатых – это дар, призвание, особая маленькая жизнь. Поэтому опытным вожатым, которые все-таки воспринимают вожатство как жизнь, нужно учить молодых любить это дело, любить детство, лагерь!



== Адаптация начинающего вожатого ==

[[Image:Gdfggd4m.jpg |right]]
Детский оздоровительный лагерь – система, в которой человеку приходится адаптироваться далеко не единожды. Каждая подсистема требует своей, уникальной адаптации.

Начинающий вожатый, приехавший работать в ДОЛ, попадает в другой мир, полный сюрпризов и неожиданностей, которые подстерегают его на каждом шагу. Адаптироваться приходится ежеминутно и ежесекундно.

Вожатому – в силу складывающихся жизненных обстоятельств – приходится работать не только с «благополучными» детьми, развитие которых протекает в границах нормы, но и с теми, эмоциональные состояния которых не всегда соответствуют среднестатистическим нормам развития.

При этом специфическая ситуация временного вожатского коллектива, особенно в первоначальные этапы формирования его микроклимата, может влиять на эмоциональное состояние молодого вожатого самым неожиданным образом. В частности, новый коллектив, незнакомые дети и взрослые, неадекватные педагогические требования, предъявляемые к вожатому – все это и многое другое становится дополнительным стрессовым фактором.

Вполне естественно, что такой процесс будет обязательно порождать непривычные нервные напряжения, поэтому одним из обязательных условий успешной профессиональной адаптации человека, переживающего кризисный период стрессовой ситуации вступления в должность при трудоустройстве, является приобретение им практических навыков саморегуляции и ауторелаксации.

Молодому вожатому зачастую сложно справиться с эмоциями. Ведь окружают его такие же люди, как и он. И ко всему добавляются переживания за детей, за их успехи и неудачи. В итоге он измотан, хочется выплеснуть эмоции, но далеко не всегда это удается. Хорошо, если хватит духа обратиться за помощью к другим вожатым. В противном случае, накопив все в себе, надо ждать взрыва эмоций или нервного срыва. В любом случае ничего хорошего!

Причем, в первые дни в любом коллективе коллеги относятся к новичку настороженно, и если даже демонстрируют дружеское отношение, в воздухе витает некоторая напряженность. Не стоит рассчитывать, что станут считать «своим» в первый же рабочий день. Большинство будет внимательно наблюдать за тем, как человек «выплывает» сам. Более того, «отторжение новичка» – это нормальная реакция. Есть даже так называемая «формула несуществования»: человек появляется на новой работе, но для окружающих он пока «не существует». Способов познакомиться с сотрудниками и стать для них «существующим» можно придумать немало. Ждать, пока все сами с вами познакомятся, было бы не совсем правильно.

Еще одна распространенная ошибка – стремление с первого рабочего дня немедленно броситься в самую гущу событий, внести как можно больше рациональных предложений – пусть, мол, сразу увидят, какие позитивные изменения произошли с его приходом.

Какие выводы можно и нужно сделать?

Будьте активными и помните о правилах, которые установили не вы. Не бойтесь задавать вопросы – вам не смогут на них не ответить.



== Детская Школа вожатского дела как одно из условий занятости подростка в социально-значимой деятельности в ДОЛ ==

[[Image:709498500m.jpg |right]]
Основными задачами дШВД могут быть:
* формирование лидерских направленностей подростков;
* обучение теоретическим основам вожатского мастерства;
* формирование навыков работы с детьми посредством включения их в деятельность в качестве помощника вожатого.

В процессе работы детская Школа вожатского дела формирует отряд помощников вожатых и является временным творческим объединением старших подростков 12-16 лет, пожелавшими освоить начальные основы вожатского мастерства и просто детей, желающих глубже погрузиться в творческую деятельность лагеря.

Структура деятельности дШВД может включать в себя:
* ежедневные 1,5-часовые занятия согласно учебно-тематическому плану;
* регулярная практико-ориентированная деятельность подростков;
* стажерская деятельность в роли помощников вожатых на звеньях младших отрядов;
* практическая работа в роли помощников методиста.

Для чего же в первую очередь необходима особая работа с подростками во время летних заездов? Вырабатывание лидерства и ответственности – вот главное в работе дШВД. Именно перед участниками программы стоит ответственность за организацию и реализацию различных этапов по линии «дети – детям».

Работа с ребятами в основном может осуществляется методистом лагеря по учебно-тематическому плану. Работать ребята могут на младших отрядах, с детьми от 6 до 10 лет. Особенностью программы дШВД является то, что в ней нет обучающей логики развития лагерной смены, не рассматриваются задачи, особенности и алгоритмы периодов смены, содержание и формы основных дел. Основной упор делается на практическое освоение основ вожатского мастерства, и у нас будет слишком мало времени, чтобы уделять большое внимание теории.

Для детей стоит главная задача – поскорее стать настоящим «помощником вожатого». Сколько радости им принесет получение в середине смены звание «Помощник вожатого», которое будет гордо красоваться на бейдже, и с которым они не расстанутся до конца смены.

К концу смены дети могут освоить следующие навыки:
* организаторские (помощь вожатым в управлении и организации жизнедеятельности на младших звеньях, методисту в проведении дружинных дел);
* коммуникативные (конструктивное взаимодействие с детьми и вожатыми, помощь в поддержании благоприятного микроклимата в детском коллективе);
* прикладные (оформление отрядного уголка, стенгазеты, изготовление поделок, сувениров, призов);
* аналитические (анализ собственной деятельности).

Один из самых ответственных и последних этапов для дШВД может являться День Самоуправления. Ребята сами полностью прописывают день для своего подшефного звена в младшем отряде, а вечером организуют и проведут отчетный концерт.






----

Смотреть также
* [[Коучинг у вожатых]]


[[Category:Статьи]]

Навигация